Урок информатики в 6 классе на тему "Как мы познаем окружающий мир" по учебнику Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой
учебно-методический материал по информатике и икт (6 класс)

Ханмухаметова Несипли Султанмуратовна

Данный урок с презентацией я использовала на выступлении в районном методическом объединении учителей информатики. Детям очень понравился урок, да и гостям тоже.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Листок самооценки 1. Проверка домашнего задания балл(а) 2. Свойства информации балл 3. Игра «Волшебный ящик» балл 4. Упр. №76 балл 5. Самостоятельная работа балл(а) Итого: баллов

Слайд 2

Проверь свои знания: РТ: № 73

Слайд 3

Какой должна быть информация, полученная человеком, чтобы она пополнила его знания? Понятной Полезной Новой Актуальной Достоверной Интересной

Слайд 4

Тема урока : ?

Слайд 5

Тема урока: «Как мы познаем окружающий мир»

Слайд 6

Повторить : Понять: Научиться: как человек познает окружающий мир? приводить примеры понятий, суждений, умозаключений. с помощью какого органа чувств человек получает больше всего информации? что такое ощущение, восприятие и представление. Цели урока:

Слайд 7

Тема урока: «Как мы познаем окружающий мир»

Слайд 8

Разминка для глаз

Слайд 9

Заполни часть схемы: РТ: с. 71 № 76 1 балл

Слайд 10

Прочитай в учебнике о формах логического мышления. Заполни вторую часть схемы. Учебник с. 44-45 РТ: с. 71 № 76 1 балл

Слайд 11

Схема должна выглядеть так:

Слайд 12

Понятие- это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов. Суждение- форма мышления , в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках. Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода получается новое суждение.

Слайд 13

Самостоятельная работа: По 1 баллу 1.Каким свойством обладает для вас следующее сообщение: 2*2=4 свойством новизны свойством понятности 2. Отгадайте загадку, мысленно представив описываемый объект как единое целое по его отдельным признакам : Не дерево, но с листами. Не человек, но со словами. Не шуба, но со швом . (книга) V

Слайд 14

0 - 2 балла – оценка «2» 3 балла – оценка «3» 4 балла – оценка «4» 5 и более баллов – оценка «5» Оценка за урок:

Слайд 15

Домашнее задание: §7 РТ: № 75, 77,

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика . 6 класс. ФГОС.

Урок 13. Тема урока: «Как мы познаем окружающий мир.»

.Дата проведения:

Цели урока:07.12.2018 г.

1) рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений;  

2) показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;

3) расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира;  

4) сформировать представления об основных категориях чувственного познания;  

5) сформировать представления об основных формах абстрактного мышления.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организацион-ный момент

- Здравствуйте, ребята!

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

2

Запись домашнего задания.

§7 РТ:  №75, 77

Работа с дневниками

3

Проверка домашнего задания (по 1 баллу)

-На прошлом уроке мы с вами проходили тему «Персональный компьютер как система», изучили понятия «система», «подсистема», «надсистема».  Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Когда персональный компьютер может быть системой, а когда сам являться подсистемой какой-либо системы?»

-А теперь разберем §6 РТ:  №  73  

-отвечают на вопросы;

-разбирают упражнение

4

Формулирование  темы и целей  через повторение

(Свойства информации- по 1 баллу)

-Ребята, Роксана Фаражудиновна передала вам записку, в которой написано, что вам надо знать к следующему уроку.  Но вот какая проблема: у меня в кармане еще 2 другие записки, и я не знаю, какая адресована вам:

(Учитель достает первую записку) « Резонанс- это явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний динамической системы»

-А что вы так смотрите, ребята?! Неужели я перепутала и прочитала записку Анны Николаевны 8 классу? Ааа, вот другая: «Квадрат-это фигура, у которой все стороны равны».

-Эта та информация, которую вы должны знать?! (Ответы детей)

- А вот и третья записка: «В понедельник в 6 классе состоится контрольная работа по теме «»».

-Ребята, как вы поняли, что первые два сообщения адресованы не вам? Какой же должна быть информация, полученная человеком, чтобы она пополнила его знания? (содержащиеся в ней  сведения должны быть понятными и новыми для этого человека).  

Получение новых знаний, или познание реальной действительности, - это ее отражение в сознании человека. Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию.  Информация для человека- это знания, которые он получает из различных источников. Природа одарила человека 5-ю органами чувств, которые помогают нам получать информацию из окружающего мира, т.е. познавать его. А есть ли другие способы познания мира?  Чтобы это узнать для начала сформулируем тему урока:

- Поставь перед собой цели на этот урок:

-отвечают на вопросы

-называют основные свойства информации

«Как мы познаем окружающий мир»

- повторить: как человек познает окружающий мир?

-понять с помощью какого органа чувств человек получает больше всего информации.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках.

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления

5

Изучение новой темы (по 1 баллу)

- Узнаем, о способах познания окружающего мира:

-У меня в руках Волшебный ящик. Внутри него находятся предметы, которые вы должны описать. Но есть загвоздка, как и во всех волшебных предметах: «Вы должны назвать только один признак (одно свойство) только одного предмета, а их там несколько! Называть сам предмет – нельзя!!!». Первый ряд- ребята называют признаки, второй ряд- ребята угадывают предмет по этому признаку.

- называют ощущения, полученные с помощью органов чувств.

Познавательные УУД:

развитие представлений о способах познания окружающего мира

6

Углубление в тему

(по 1 баллу)

- -Дети, оказывается не так то и просто угадать предмет по одному свойству или признаку. Учитель достает из Волшебного ящика предметы. Опишите теперь эти предметы несколькими свойствами.

Например, лимон:  кислый, желтый, овальный, твердый, ароматный, шероховатый и т.д.

-Всё, что вы сейчас перечислили- это свойства объектов, они вызывают у нас ощущения. А вместе они составляют целостное отражение объекта, то есть его восприятие.  Например: что это? (учитель показывает на экране фото авокадо). Дети угадывают название. Опишите авокадо: зеленый, пупырчатый, грушевидной формы. А на вкус?  Давайте попробуем авокадо на вкус, чтобы наше восприятие этого фрукта было более полным!

-Ребята, скажите, с помощью какого органа мы получаем больше всего информации об объекте?

 Есть еще одна форма чувственного мышления, это- представление. Это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее. Например:  Услышав слово «мороженое», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.

-пробуют на вкус фрукт, получают целостное отображение свойств объекта

-понять: что такое ощущение, восприятие и представление

Познавательные УУД:  умение отбирать нужную информацию из имеющегося источника

7

Физминутка

- Разминка для глаз:        Глазки видят все вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Выполняют упражнения

8

Закрепление темы:

 (по 1 баллу)

(по 1 баллу за каждое задание)

Ребята, мы подошли ко второй форме познания окружающего мира- это логическое мышление. Как мы по-другому можем заменить слова «логическое мышление»? Построить планы на будущее, сделать прогноз погоды, составить расписание поездов, или вовсе совершить научное открытие нам помогает логическое мышление.

Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Например: понятия «девочка», «мальчик». Суждение- «В 6 классе 6 девочек и 6 мальчиков». Умозаключение- «В 6 классе количество девочек равно количеству мальчиков».

Итак, мы пришли к тому, что существуют две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое еще называют абстрактным мышлением. Чтобы всё закрепить, давайте выполним упр. №76 в рабочих тетрадях, на стр.70.

Самостоятельная работа по карточкам:

  1. Каким свойством обладает для вас следующее сообщение: 2*2=4

А) свойством новизны

Б) свойством понятности

       2. Отгадайте загадку,  мысленно представив описываемый объект как единое целое по его отдельным признакам:

Не дерево, но с листами,

Не человек, но со словами,

Не шуба, но со швом.

- находят близкие по значению слова «умение думать, размышлять, просчитывать и т.д.

-Выполняют упражнение в РТ

Выполняют задания с карточки

Личностные УУД:

развитие логического мышления, диалогической речи

9

Итоги урока, рефлексия

Итак, ребята! С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены.

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок.

 



Предварительный просмотр:

  Листок самооценки

1.

Проверка д/з

балл(а)

2.

Свойства информации

балл(а)

3.

Игра «Волшебный ящик»

балл(а)

4.

РТ упр.№76 первый столбик

балл(а)

5.

Самостоятельная работа

балл(а)

Итого:

Баллов

  1. Каким свойством обладает для вас  следующее сообщение: 2*2=4

                свойством новизны

               свойством понятности

  1. Отгадайте загадку, мысленно представив  описываемый объект как единое целое  по его отдельным признакам:

Не дерево, но с листами.

Не человек, но со словами.

Не шуба, но  со швом.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ по учебнику Л. Босовой

Презентация для обяснения темы "Алгоритмы и исполнители" по учебнику Л. Босовой, 6 класс...

Урок информатики в 5 классе "Этапы подготовки документа на компьютере" (УМК Л.Л. Босова)

Данный материал содержит конспект урока, мультимедийное сопровождение - презентацию с гиперссылками.Это урок-путешествие.Повторение пройденного материала - кроссворд, блиц опрос, индивидуальные карточ...

Методические разработки к урокам информатики 8 класс по УМК Босовой Л.

В данном файле вы можете найти не только конспекты уроков для 8 класса по УМК Босовой Л., но и набор ЦОР и ЭОР, которые помогут провести урок без длительной подготовки....

Технологическая карта урока информатики 6 класс. Система и окружающая среда.Черный ящик.

Технологическая карта урока информатика 6 класс Автор УМК - Л.Л.Босова Тема урока: Сист...

Технологическая карта урока Информатика, 5 класс. ФГОС, Босова по теме "Форматирование текста".

Решаемые учебные задачи: систематизировать  представления  учащихся  об  этапе  форматирования текстового документа;актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых докум...

Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой

Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации  г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...

Конспект урока по информатике 8 класс Тема урока: «Системы счисления» (Л. Л. Босова, А. Ю. Босова)

Цель: обеспечить усвоение знаний о системах счисления; формировать умение определять основание и алфавит систем счисления.Задачи:Научится преобразовывать основание и алфавит систем счисления, переходи...