рабочая программа "Конструирование"
календарно-тематическое планирование по информатике и икт

Кочкова Валерия Валерьевна

Кружок Лего-конструирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_2019.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Городская средняя общеобразовательная школа
города Калязина Тверской области

ПРИНЯТО                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ.

на   педагогическом совете                                                                                                Директор МОУ ГСОШ

протокол  № 1  от                                                                                                                  ____________________

« 28 » августа 2019г.                                                                                                                                  Е.Л.Лёвкина

                                                                                                                                                Приказ № 237        

                                                                                                                                             от  «28 » августа 2019г.

 

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности
«Конструирование и робототехника»

для начальных классов

на 2019-2020 учебный год

Кочкова Валерия Валерьевна,
учитель информатики
первой категории

 

Калязин
2019г.

Пояснительная записка

Данная дополнительная образовательная программа составлена на основе следующих нормативных  документов:

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р) <3>

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008) <9>

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41)

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ"

Разработанная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций.

Новизна программы заключается в комплексном изучении предметов и

дисциплин, не входящих ни в одно стандартное обучении общеобразовательных школ. При изготовлении моделей роботов, обучающиеся сталкиваются с решением вопросов механики и программирования, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем.

Актуальность программы «Конструирование и робототехника», в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика

и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития

компьютерных технологий и робототехники.

Образовательная программа «Конструирование и робототехника» научно-технической направленности, так как в наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.

Педагогическая целесообразность этой программы состоит в том, что

обучающиеся научатся объединять реальный мир с виртуальным в процессе конструирования и программирования. Кроме этого обучающиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.
     Основными
задачами кружка лего-конструирования 1-4 классов являются:

-обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;

-развивать творческие способности и логическое мышление детей;

-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой         замысел;

-развивать умения творчески подходить к решению задачи;

-развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Отличительные особенности программы «Робототехника» заключаются в создании условий, благодаря которым во время занятий ребята научаться проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.

В распоряжении детей будут предоставлены LEGO-конструкторы,

оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать

программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может

запрограммировать робота на выполнение определенных функций.

Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию учеников к получению знаний. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.


Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в  неделю).

Возраст детей 7-9 лет.

Срок реализации программы курса - 1 год.

Формы обучения.

Обучение осуществляется в очной форме, язык преподавания русский (родной), форма занятий аудиторная.

Занятия в объединении могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Конструирование выполняется обучающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.

Ожидаемые результаты

Ученик научится:

- правилам безопасной работы;

- работать с основными компонентами конструктора ЛЕГО;

- различать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

- определять виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;

- создавать  модели  при  помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.

Ученик получит возможность:

- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания).

Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие школьников в различных в лего-конкурсах и олимпиадах по робототехнике.


Содержание учебного курса

Тема раздела

Часы

1 Введение (2часа)

Знакомство с Лего-конструктором. Техника безопасности.

1

Знакомство с деталями, способом крепления LEGO–деталей.

2

2 LEGO–деталей (17 часов)

Закрепление названий  LEGO–деталей, строительство по замыслу

1

Исследование видов их соединения. Мотор и ось

2

Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо

3

Понижающая зубчатая передача.  Конструирование

4

Повышающая зубчатая передача. Конструирование

5

 Датчик наклона. Шкивы и ремни 

6

Перекрестная переменная передача. Шкивы и ремни

7

Снижение скорости. Увеличение скорости

8

Датчик расстояния.

Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo.

9

Коронное зубчатое колесо

10

Червячная зубчатая передача

11

Забавные механизмы. Конструирование (сборка)

12

Забавные механизмы. Умная вертушка. Конструирование (сборка)

13

Сравнение механизмов. Конструирование (сборка).

14

Кулачок и рычаг Блок « Цикл»

15

Блоки «Прибавить к Экрану»  и « Вычесть из Экрана»,

16

Блок «Начать при получении письма»

17

3 Конструирование (12 часов)

Танцующие птицы

1

Умная вертушка

2

 Обезьянка-барабанщица

3

Голодный аллигатор  

4

 Рычащий лев

5

Порхающая птица

6

Нападающий

7

Вратарь

8

 Ликующие болельщики

9

 Спасение самолёта

10

Спасение от великана

11

Непотопляемый парусник

12

4 Творческая работа (3 часа)

Составление собственного творческого проекта.

1

 Демонстрация и защита проектов.

2

Итоговое занятие по курсу

3

 Календарно-тематическое планирование (34 часа)

№ занятия

Тема занятия

Дата

1

 Знакомство с Лего-конструктором. Техника безопасности.

2

Знакомство с деталями, способом крепления LEGO–деталей.

3

Закрепление названий  LEGO–деталей, строительство по замыслу

4

Исследование видов их соединения. Мотор и ось

5

Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо

6

Понижающая зубчатая передача.  Конструирование

7

Повышающая зубчатая передача. Конструирование

8

 Датчик наклона. Шкивы и ремни 

9

Перекрестная переменная передача. Шкивы и ремни

10

Снижение скорости. Увеличение скорости

11

Датчик расстояния.

Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo.

12

Коронное зубчатое колесо

13

Червячная зубчатая передача

14

Забавные механизмы. Конструирование (сборка)

15

Забавные механизмы. Умная вертушка. Конструирование (сборка)

16

Сравнение механизмов. Конструирование (сборка).

17

Кулачок и рычаг Блок « Цикл»

18

Блоки «Прибавить к Экрану»  и « Вычесть из Экрана»,

19

Блок «Начать при получении письма»

20

Танцующие птицы

21

Умная вертушка

22

 Обезьянка-барабанщица

23

Голодный аллигатор  

24

 Рычащий лев

25

Порхающая птица

26

Нападающий

27

Вратарь

28

 Ликующие болельщики

29

 Спасение самолёта

30

Спасение от великана

31

Непотопляемый парусник

32

Составление собственного творческого проекта.

33

 Демонстрация и защита проектов.

34

Итоговое занятие по курсу

Материально-техническое обеспечение:

  • Наборы образовательных Лего-конструкторов:
  • LEGO WeDo ( 9680-базовый,9685-ресурсный,9686_простые механизмы);
  • LEGO RCX ( Lego Mindstorms наборы -9786; 9794;  9648 -“Ресурсный набор”);
  • LEGO NXT Mindstorms ( 9797- базовый набор; Ресурсный набор);
  • «Технология и физика»
  • «Пневматика”;
  • Альтернативные источники  энергии
  • Экогород;
  • Лего-кирпичики
  • Пластины
  • Поля; роботодром
  • Дополнительные устройства и датчики;
  • Программное обеспечение Robolab 2.5.4», 2.9”, NXT-G, RobotC; BricxCC Digital Designer (среда трехмерного моделирования);
  • Компьютеры (Ноутбуки)  
  • Компакт-диски: “Индустрия развлечения”.
  • Интерактивный практикум ROBOLAB.
  • Руководство пользователя. “LEGO Перворобот”

Список литературы

Для педагога:

  1. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2011.
  2. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С. Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С. Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
  3. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
  4. The LEGO MINDSTORMS NXT Idea Book. Design, Invent, and Build by Martijn Boogaarts, Rob Torok, Jonathan Daudelin, et al. San Francisco: No Starch Press, 2007.
  5. CONSTRUCTOPEDIA NXT Kit 9797, Beta Version 2.1, 2008, Center for Engineering Educational Outreach, Tufts University, http://www.legoengineering.com/library/doc_download/150-nxt-constructopedia-beta-21.html.
  6. Lego Mindstorms NXT. The Mayan adventure. James Floyd Kelly. Apress, 2006.
  7. The Unofficial LEGO MINDSTORMS NXT Inventor's Guide. David J. Perdue. San Francisco: No Starch Press, 2007.
  8. Индустрия развлечений: ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. М.: Интокс Lego Group-перевод,-87с., илл.
  9. Технология и информатика: проекты и задания. Перворобот. Книга для учителя.-

Ссылки:

  1. http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/
  2. http://www.legoengineering.com/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...