рабочая программа "Конструирование"
календарно-тематическое планирование по информатике и икт
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Городская средняя общеобразовательная школа
города Калязина Тверской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.
на педагогическом совете Директор МОУ ГСОШ
протокол № 1 от ____________________
« 28 » августа 2019г. Е.Л.Лёвкина
Приказ № 237
от «28 » августа 2019г.
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности
«Конструирование и робототехника»
для начальных классов
на 2019-2020 учебный год
Кочкова Валерия Валерьевна,
учитель информатики
первой категории
Калязин
2019г.
Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р) <3>
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008) <9>
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41)
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ"
Разработанная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций.
Новизна программы заключается в комплексном изучении предметов и
дисциплин, не входящих ни в одно стандартное обучении общеобразовательных школ. При изготовлении моделей роботов, обучающиеся сталкиваются с решением вопросов механики и программирования, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем.
Актуальность программы «Конструирование и робототехника», в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика
и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития
компьютерных технологий и робототехники.
Образовательная программа «Конструирование и робототехника» научно-технической направленности, так как в наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Педагогическая целесообразность этой программы состоит в том, что
обучающиеся научатся объединять реальный мир с виртуальным в процессе конструирования и программирования. Кроме этого обучающиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.
Основными задачами кружка лего-конструирования 1-4 классов являются:
-обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
-развивать творческие способности и логическое мышление детей;
-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
-развивать умения творчески подходить к решению задачи;
-развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Отличительные особенности программы «Робототехника» заключаются в создании условий, благодаря которым во время занятий ребята научаться проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.
В распоряжении детей будут предоставлены LEGO-конструкторы,
оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать
программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может
запрограммировать робота на выполнение определенных функций.
Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию учеников к получению знаний. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.
Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).
Возраст детей 7-9 лет.
Срок реализации программы курса - 1 год.
Формы обучения.
Обучение осуществляется в очной форме, язык преподавания русский (родной), форма занятий аудиторная.
Занятия в объединении могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Конструирование выполняется обучающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.
Ожидаемые результаты
Ученик научится:
- правилам безопасной работы;
- работать с основными компонентами конструктора ЛЕГО;
- различать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- определять виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
Ученик получит возможность:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания).
Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие школьников в различных в лего-конкурсах и олимпиадах по робототехнике.
Содержание учебного курса
Тема раздела | Часы |
1 Введение (2часа) | |
Знакомство с Лего-конструктором. Техника безопасности. | 1 |
Знакомство с деталями, способом крепления LEGO–деталей. | 2 |
2 LEGO–деталей (17 часов) | |
Закрепление названий LEGO–деталей, строительство по замыслу | 1 |
Исследование видов их соединения. Мотор и ось | 2 |
Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо | 3 |
Понижающая зубчатая передача. Конструирование | 4 |
Повышающая зубчатая передача. Конструирование | 5 |
Датчик наклона. Шкивы и ремни | 6 |
Перекрестная переменная передача. Шкивы и ремни | 7 |
Снижение скорости. Увеличение скорости | 8 |
Датчик расстояния. Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo. | 9 |
Коронное зубчатое колесо | 10 |
Червячная зубчатая передача | 11 |
Забавные механизмы. Конструирование (сборка) | 12 |
Забавные механизмы. Умная вертушка. Конструирование (сборка) | 13 |
Сравнение механизмов. Конструирование (сборка). | 14 |
Кулачок и рычаг Блок « Цикл» | 15 |
Блоки «Прибавить к Экрану» и « Вычесть из Экрана», | 16 |
Блок «Начать при получении письма» | 17 |
3 Конструирование (12 часов) | |
Танцующие птицы | 1 |
Умная вертушка | 2 |
Обезьянка-барабанщица | 3 |
Голодный аллигатор | 4 |
Рычащий лев | 5 |
Порхающая птица | 6 |
Нападающий | 7 |
Вратарь | 8 |
Ликующие болельщики | 9 |
Спасение самолёта | 10 |
Спасение от великана | 11 |
Непотопляемый парусник | 12 |
4 Творческая работа (3 часа) | |
Составление собственного творческого проекта. | 1 |
Демонстрация и защита проектов. | 2 |
Итоговое занятие по курсу | 3 |
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ занятия | Тема занятия | Дата |
1 | Знакомство с Лего-конструктором. Техника безопасности. | |
2 | Знакомство с деталями, способом крепления LEGO–деталей. | |
3 | Закрепление названий LEGO–деталей, строительство по замыслу | |
4 | Исследование видов их соединения. Мотор и ось | |
5 | Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо | |
6 | Понижающая зубчатая передача. Конструирование | |
7 | Повышающая зубчатая передача. Конструирование | |
8 | Датчик наклона. Шкивы и ремни | |
9 | Перекрестная переменная передача. Шкивы и ремни | |
10 | Снижение скорости. Увеличение скорости | |
11 | Датчик расстояния. Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo. | |
12 | Коронное зубчатое колесо | |
13 | Червячная зубчатая передача | |
14 | Забавные механизмы. Конструирование (сборка) | |
15 | Забавные механизмы. Умная вертушка. Конструирование (сборка) | |
16 | Сравнение механизмов. Конструирование (сборка). | |
17 | Кулачок и рычаг Блок « Цикл» | |
18 | Блоки «Прибавить к Экрану» и « Вычесть из Экрана», | |
19 | Блок «Начать при получении письма» | |
20 | Танцующие птицы | |
21 | Умная вертушка | |
22 | Обезьянка-барабанщица | |
23 | Голодный аллигатор | |
24 | Рычащий лев | |
25 | Порхающая птица | |
26 | Нападающий | |
27 | Вратарь | |
28 | Ликующие болельщики | |
29 | Спасение самолёта | |
30 | Спасение от великана | |
31 | Непотопляемый парусник | |
32 | Составление собственного творческого проекта. | |
33 | Демонстрация и защита проектов. | |
34 | Итоговое занятие по курсу |
Материально-техническое обеспечение:
- Наборы образовательных Лего-конструкторов:
- LEGO WeDo ( 9680-базовый,9685-ресурсный,9686_простые механизмы);
- LEGO RCX ( Lego Mindstorms наборы -9786; 9794; 9648 -“Ресурсный набор”);
- LEGO NXT Mindstorms ( 9797- базовый набор; Ресурсный набор);
- «Технология и физика»
- «Пневматика”;
- Альтернативные источники энергии
- Экогород;
- Лего-кирпичики
- Пластины
- Поля; роботодром
- Дополнительные устройства и датчики;
- Программное обеспечение Robolab 2.5.4», 2.9”, NXT-G, RobotC; BricxCC Digital Designer (среда трехмерного моделирования);
- Компьютеры (Ноутбуки)
- Компакт-диски: “Индустрия развлечения”.
- Интерактивный практикум ROBOLAB.
- Руководство пользователя. “LEGO Перворобот”
Список литературы
Для педагога:
- Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2011.
- Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С. Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С. Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
- Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
- The LEGO MINDSTORMS NXT Idea Book. Design, Invent, and Build by Martijn Boogaarts, Rob Torok, Jonathan Daudelin, et al. San Francisco: No Starch Press, 2007.
- CONSTRUCTOPEDIA NXT Kit 9797, Beta Version 2.1, 2008, Center for Engineering Educational Outreach, Tufts University, http://www.legoengineering.com/library/doc_download/150-nxt-constructopedia-beta-21.html.
- Lego Mindstorms NXT. The Mayan adventure. James Floyd Kelly. Apress, 2006.
- The Unofficial LEGO MINDSTORMS NXT Inventor's Guide. David J. Perdue. San Francisco: No Starch Press, 2007.
- Индустрия развлечений: ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. М.: Интокс Lego Group-перевод,-87с., илл.
- Технология и информатика: проекты и задания. Перворобот. Книга для учителя.-
Ссылки:
- http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/
- http://www.legoengineering.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...