конспект урока
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Герейханова Сакинат Шахмановна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_informatiki.docx179.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока "Информация и её свойства"

Вопросы:

·     Что же такое информация и информационные сигналы?

·     Какая бывает информация?

·     И какими свойствами она обладает?

Начнём с того, что означает само слово информация. Оно произошло от латинского слова informatio  — осведомление или разъяснение. Под словом «Информация» могут иметься в виду разные вещи. В повседневной жизни оно чаще всего означает некоторые сведения, которые человек получает или передаёт.

Информация окружает нас везде. Её можно получить откуда угодно. Например глядя на стену перед собой, мы видим какого она цвета. Информацию можно получить от любого механического объекта. Сам по себе объект несёт информацию о своей форме, цвете, весе и других свойствах. Так же мы можем получать информацию о процессах, которые протекают внутри объектов. Например чайник со свистком, издающий свист означает что в нём кипит вода. Но информацию мы можем получать не только от механических объектов с помощью наших органов чувств. Её нам могут передавать люди и природные явления. Так, если мы видим, что на улице идёт дождь – мы понимаем: если выйти туда без зонта, можно промокнуть – это информация, полученная с помощью умозаключения. Человек может передать некоторое послание на словах, то есть с помощью определённой системы условных знаков.

Информацию о физических объектах или явлениях человек получает в виде некоторых посланий, сигналов.

Сигнал – это определённое изменение физических величин, например плотности, времени или объёма.

Любая информация для человека – это система сигналов. Человек воспринимает их с помощью органов чувств или приборов, которые расширяют их возможности.

Сигналы бывают непрерывные и дискретные, то есть прерывающиеся.

Непрерывные сигналы могут принимать бесконечно много значений на каком-то промежутке. Этот промежуток является непрерывным. Чаще всего встречаются именно непрерывные сигналы. Так скорость может принимать любые значения, которые можно уточнять до бесконечности.

Дискретные сигналы могут принимать лишь конечное число значений. Это можно сравнить с оценкой ученика на уроке. Она может принимать лишь пять значений. Или с результатом подбрасывания монеты. Он может быть лишь один из двух. Все значения дискретных сигналов можно пронумеровать.

Все сигналы попадают в мозг человека через органы чувств. После получения сигналов человеческий мозг их обрабатывает и осмысляет. В зависимости от того, как человек получает информацию, её делят на виды.

Виды информации, в зависимости от способов её получения:

·     Визуальная информация, которую получают через органы зрения. Её примеры: цвет, размер, форма и расположение объектов. 80–90% информации, которую получает человек – визуальная. С этим связано появление большого количества визуальных моделей: рисунки, фотографии, видео. Также визуально кодируется информация в виде символов. Любую информацию можно записать буквами и цифрами.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/inf7fgos/1-informaciya-i-eyo-svojstva.files/image001.png

·     Аудиальная информация воспринимается через органы слуха. Это может быть шум, музыка или любые другие звуки. 8–15% информации, воспринимаемой человеком – аудиальная. А у животных слух играет гораздо более важную роль. Так летучие мыши, ориентируются в пространстве именно благодаря слуху, а не зрению.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/inf7fgos/1-informaciya-i-eyo-svojstva.files/image002.png

На остальные виды информации приходится лишь 1–5% процентов информации, воспринимаемой человеком.

·     Обонятельная информация – это разные запахи. Именно по запаху мы можем определить, не испортился ли продукт, прежде чем его есть. Некоторые животные, например собаки и лисы, получают большую часть информации через обоняние. Они чуют что-то даже на большом расстоянии.

·     Вкусовую информацию можно получить через вкусовые рецепторы языка. Всего существуют четыре основных вкуса: кислый, сладкий, солёный и горький. Все остальные вкусы получаются, когда основные смешиваются в разных количествах.

·     Тактильную информацию человек получает с помощью осязания. Органы осязания расположены по всей коже. Наиболее чувствительны подушечки пальцев. С помощью осязания человек может узнать температуру предмета, то есть холодный он или горячий и какую поверхность он имеет, гладкую или шероховатую.

Каждую минуту мы получаем огромное количество информации. Информация – это самый важный предмет интеллектуальной деятельности человека. На обработку любой информации человек тратит силы и время. Обучение в школе – это важный процесс, который позволяет передать вам знания. Знания – это информация, полученная предыдущими поколениями людей.

Информация необходима всегда, чем бы мы не занимались. Она нужна для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире и принимать решения. Чтобы принимать правильные решения нужна полная, достоверная и актуальная информация. Так не вся информация важна одинаково. Её можно оценивать по набору характеристик, или свойств. Рассмотрим их подробнее.

Свойства информации:

·     Объективность. Объективной называется информация, которая не зависит от мнения людей о ней. Если некоторая информация прошла через какого-то человека – она как-то изменилась. Это связано с тем, что люди не одинаковы. У каждого есть какой-то набор знаний, опыт, привычки и пристрастия. Такая изменённая информация называется субъективной. Например то, что температура на улице – десять градусов Цельсия – это объективная информация. В тоже время человек может сказать, что на улице тепло или холодно – это субъективная информация. Она зависит от восприятия конкретного человека.

·     Достоверность, то есть на сколько верна информация. Это свойство информации объективно, так она может быть истина или ложна. Информация может стать не достоверной по нескольким причинам. Например, в случае преднамеренного искажения, то есть человек соврал. В случае помех, например плохой телефонной связи, человек может что-то неправильно услышать. Или в случае преувеличения или преуменьшения параметров, например рыбацкие байки или реклама.

·     Полнота. Информация полная, когда её хватает, чтобы сделать вывод о сложившейся ситуации и принять решение. Если информация не полная, то представление о ситуации и вывод могут быть ошибочными.

·     Актуальность, то есть своевременность информации. Информация может быть очень полезна или напротив бесполезна в зависимости о того, когда она получена. Если информация не актуальная, то есть она устаревшая или преждевременная, это может привести к неправильной оценке ситуации и принятию решений. Так информация о характеристиках компьютерной техники устаревает очень быстро. И если брать эту информацию только из учебников, может сложится не правильное представление об уровне её развития.

·     Полезность, то есть польза, которую информация может принести, оценивается по количеству задач, которые можно решить с её помощью. Это свойство информации субъективно. То, что может принести пользу одному человеку, бесполезно для другого. Для нас может быть совершенно бесполезна цена на некоторые товары в Японии, а жителям этой страны такая информация может пригодиться.

·     Понятность информации. Это свойство тоже субъективно. Если ваш учебник по информатике попытаются прочитать люди, которые не знают русского языка или ученики младшей школы, они скорее всего ничего не поймут. В то же время он должен быть понятен вам.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/inf7fgos/1-informaciya-i-eyo-svojstva.files/image003.png

Названные свойства, можно применять для оценки любой информации. Для примера попробуем проанализировать информацию, которую мы получили, прочитав этот параграф учебника. Она основана на современных представлениях науки, а потому достоверна. Эта информация проверена большим количеством людей, потому её можно считать объективной. Информация этого урока не может быть полной. Она даёт представление о теме в общем виде. Чтобы получить полную информацию по теме недостаточно только этого урока или школьного учебника. Для этого нужно брать информацию из разных источников, оценивать её и собирать воедино. Информация в этом уроке отражает лишь общее представление о вещах, она меняется медленно, то есть она актуальна. Она полезна вам, потому что вы можете применить её и в учёбе, и в жизни. При этом она может быть бесполезна для учеников старшей школы, задачи которых сильно отличаются от ваших. Как говорилось ранее информация из этого урока должна быть вам понятна.

Важно запомнить:

·     Информация для человека – это содержание сигналов, которые он получает из разных источников.

·     Сигнал – это некоторое изменение физических величин. Сигналы бывают непрерывные и дискретные.

·     Непрерывные сигналы могут принимать бесконечно много значений на некотором промежутке.

·     Дискретные сигналы могут принимать конечное число значений.

·     Виды информации, в зависимости от способов восприятия: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.

·     Свойства информации: объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...