Формирование информационной компетентности учащихся при организации проектной деятельности
статья по информатике и икт

Болдырева Наталия Михайловна

Формирование информационной компетентности учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности путем вовлечения учащихся в проектную деятельность, в творчество, олимпиадное движение по предмету, а также реализации межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poblikatsiya_ncportal_statya.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Болдырева Наталия Михайловна,

учитель информатики

ГБОУ школы №356 с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

Формирование информационной компетентности учащихся

при организации проектной деятельности

Мы живем в современном информационном обществе. И перед учителем вообще, а перед учителем информатики в частности, сегодня ставится очень сложная задача: научить ребенка справляться с огромным потоком информации, получаемой из различных источников, научить его адаптироваться в постоянно изменяющейся информационной среде, помочь ему стать полноправным членом этого общества.

Я считаю, что эту задачу можно решить посредством формирования информационной компетентности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Что в свою очередь решается путем вовлечения учащихся в проектную деятельность, в творчество, олимпиадное движение по предмету, а также реализацией межпредметных связей.

Понятие информационной компетентности связано со способностью получать информацию, обрабатывать ее, представлять в удобном для себя и других пользователей виде, демонстрировать понимание полученной информации, делать выводы и принимать решения в условиях неопределенности.

Так как в современном информационном обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации  с помощью информационно-коммуникационных технологий, то перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности именно в такой высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей.

И мы уже говорим не только об информационной, а об информационно-коммуникационной компетентности, которая является одной из ключевых для современного человека и определяется в деятельности при решении различных задач как способность индивида решать эти самые учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Говоря о формировании информационно-коммуникационной компетентности учащихся, нельзя не сказать о компетентности учителя в этих вопросах. Информационная компетентность учителя – одно из условий эффективности современного урока.

Учителя нашей школы эффективно используют ресурсы Интернета для подготовки к урокам. Второй год я являюсь школьным организатором Общероссийского проекта «Школа цифрового века», направленного на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений: вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной деятельности.

В нашей школе созданы благоприятные условия для развития информационно-коммуникационной компетентности и учителей, и учеников, так как есть возможность использования современной техники, ресурсов Интернета, медиатеки во время учебной и внеурочной деятельности.

Говоря о формировании ИКК на уроках, следует отметить, что понятие «информация» является центральным понятием курса информатики. Поэтому изучение любой темы выстраивается так, чтобы было ясно, какое отношение она имеет к понятию информации, к предоставлению, хранению, обработке или передаче информации. Например:

  • понятие «компьютер» рассматривается как универсальное устройство для работы с информацией;
  • «информационные технологии» - это методы и средства для работы с информацией;
  • «информационные модели» - это систематизированная информация о реальных процессах, явлениях, объектах.

На уроках и во внеурочной деятельности используются различные способы хранения и передачи созданной и полученной информации:

  • планы ответов, опорные конспекты, схемы;
  • таблицы решений, алгоритмы;
  • тезисы, рефераты;
  • файлы данных (графических, текстовых, числовых, табличных, мультимедийных);
  • файлы программ;
  • рабочие папки учащихся;
  • библиотеки детских проектов;
  • электронные письма;
  • архив школьной газеты;

Мы используем различные способы и подходы для обработки информации:

  • преобразование (составление алгоритмов, работа с пакетом офисных программ, работа с пакетом графических программ);
  • творчество (работа с проектами: индивидуальными и групповыми, тематическими и итоговыми) в рамках специального учебного модуля, в рамках имитации проектной деятельности учащихся, в ходе работы детей над реальным проектом.

Одним из приоритетных видов деятельности на уроках информатики, обеспечивающим формирование информационно-коммуникационной компетентности я считаю проектную деятельность. В основе проектной деятельности учащихся лежит идея направленности учебной деятельности школьников на результат.

Общая схема выполнения проекта такова: учитель ставит задачу, тем самым, очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Постановка целей и задач некоторых проектов осуществляется совместно с учащимися. На протяжении всего периода работы над проектом учитель выступает в роли координатора, направляющего деятельность учащихся, если это необходимо, в нужное русло. Работу по поиску, обработке информации учащиеся выполняют самостоятельно.

На своих уроках я применяю различные виды проектной деятельности:

  • «точечную» - небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами;
  • организация проектов с их продолжением и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах;
  • организация проектов с дальнейшим использованием готовых продуктов на уроках;
  • организация тематических проектов для класса.

При работе над проектами учащимися проводится огромная работа по поиску информации, подборке материалов.

Что касается творческой составляющей моей деятельности и деятельности моих учеников, считаю, что развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики можно осуществить опять же через организацию проектной деятельности. Ведь творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Анри Пуанкаре рассматривал следующие стадии творческого процесса:

  1. Вначале ставится задача, и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
  2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время происходит безсознательная работа над задачей.
  3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
  4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

Другими словами мы можем выделить следующие основные  звенья творческого процесса:

  • звено столкновения с новым;
  • звено творческой неопределенности;
  • звено скрытой работы;
  • звено эврика;
  • вено развития решения;
  • звено критики.

А это не что иное, как этапы работы над проектом.

Метод проектов в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.

Работа над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру школьника;
  • реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

Во время работы над проектами мы проходим следующие этапы совместной деятельности учителя и учащихся:Art_1_6_001

Следующее направление моей работы – это участие учащихся в олимпиадном движении по предмету, участие в различных интеллектуальных конкурсах всероссийского и международного уровня. Это направление позволяет вовлечь учащихся во внеурочную деятельность по предмету, помогает повысить интерес учащихся к изучаемым вопросам, способствует развитию информационной компетентности учащихся. Ежегодно в олимпиадном движении по информатике принимают участие около 50% учащихся нашей школы. Есть победители всероссийского и международного уровня. Каждый год наши ребята помимо основных олимпиад, таких, как Всероссийская олимпиада школьников по информатике и ИКТ, городская олимпиада школьников по информатике (6-8 классы),  принимают участие в различных конкурсах, имеющих официальный и неофициальный статус: «Бобер», «Кит», «КИО», «Инфознайка», «Командный кубок КИТа», «Найди свой ответ в WWW» др.

Реализация межпредметных связей осуществляется мной и моими учениками опять же путем разработки различных творческих проектов. Например:

Название проекта, мини-проекта

Межпредметные связи

«Номер школьной газеты»

Русский язык, литература, ИЗО

Мини-проект «Шпионский код»

Русский язык

«Аватарка»

ИЗО

«Ребусы»

Русский язык, ИЗО

Составление задач в среде электронных таблиц

Математика

«Биоритмы»

Математика

«Резюме»

Английский язык

Проводятся интегрированные уроки. Например, интегрированный урок математики и информатики: «Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным с использованием электронных таблиц Ms Excel». Такие уроки способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные уроки, интегрированные способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение. Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонней, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Вывод: данные направления педагогической деятельности (проектную методику, развитие творческого потенциала учащихся, вовлечение учащихся в олимпиадное движение по предмету, реализацию межпредметных связей) считаю для себя, как учителя, важными, способствующими:

  • воспитанию современной, творческой, интеллектуально развитой личности;
  • формированию целостного мировоззрения учащихся, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формированию коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формированию и развитию компетентности учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Приложение 1

Критерии оценивания проекта учащихся                                                САМООЦЕНКА

Класс, фамилия, имя учащегося _________________________________________________

Название проекта _____________________________________________________________

Оценка

5

4

3

2

Содержание

Работа полностью завершена

Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

Не все важнейшие компоненты работы выполнены

Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов

Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

Работа демонстрирует понимание, но неполное

Работа демонстрирует минимальное понимание

Иформация точна, важна, проверена, носит законченный характер, может использоваться, соответствует общепринятым нормам

Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.

Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

Дизайн

Дизайн логичен и очевиден

 Дизайн есть

Дизайн случайный

Дизайн не ясен

Дизайн подчеркивает содержание.

Дизайн соответствует содержанию.

 Дизайн может и не соответствовать содержанию.

Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается).

Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

Графика соответствует содержанию

 Графика мало соответствует содержанию

Графика не соответствует содержанию

Грамотность

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок

 Минимальное количество ошибок 

Есть ошибки, мешающие восприятию

Много ошибок, делающих материал трудночитаемым

ИТОГО баллов _____________  ( максимальная суммарная оценка - 40 баллов)

РЕФЛЕКСИЯ

Отношение к проектной деятельности_____________________________________________________

Хватило ли времени на проект?___________________________________________________________

Где брали материал для проекта?__________________________________________________________

Чему научились во время работы над проектом?_________________________

_____________________________________________________________________________Что нового узнали по тому вопросу, который освещали? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каких проектах хотели бы участвовать еще?____________________________________ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов»

Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов» Цель: эффективное использование единой школьной образовательной...

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.

Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...

Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности

Описан механизм формирования  методической  компетентности у  педагогов школы  в организации проектно-исследовательской деятельности. Проект пробует решить противоре...

Формирование информационной компетентности учащихся в условиях креативной организации обучения

Рассмотрение одного из решений проблемы   в достижении нового уровня организации учебного процесса, обеспечивающего возможность творческой самореализации учащихся...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ «МЕРИДИАН» КАК ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ведущая идея работы клуба - развитие творческого потенциала учащихся, создание партнерской атмосферы взаимодействия.  В результате -грамотный, творческий и талантливый выпускник, имеющий сформиро...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...