Формирование информационной компетентности учащихся при организации проектной деятельности
статья по информатике и икт
Формирование информационной компетентности учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности путем вовлечения учащихся в проектную деятельность, в творчество, олимпиадное движение по предмету, а также реализации межпредметных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poblikatsiya_ncportal_statya.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Болдырева Наталия Михайловна,
учитель информатики
ГБОУ школы №356 с углубленным изучением немецкого и английского языков
Московского района Санкт-Петербурга
Формирование информационной компетентности учащихся
при организации проектной деятельности
Мы живем в современном информационном обществе. И перед учителем вообще, а перед учителем информатики в частности, сегодня ставится очень сложная задача: научить ребенка справляться с огромным потоком информации, получаемой из различных источников, научить его адаптироваться в постоянно изменяющейся информационной среде, помочь ему стать полноправным членом этого общества.
Я считаю, что эту задачу можно решить посредством формирования информационной компетентности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Что в свою очередь решается путем вовлечения учащихся в проектную деятельность, в творчество, олимпиадное движение по предмету, а также реализацией межпредметных связей.
Понятие информационной компетентности связано со способностью получать информацию, обрабатывать ее, представлять в удобном для себя и других пользователей виде, демонстрировать понимание полученной информации, делать выводы и принимать решения в условиях неопределенности.
Так как в современном информационном обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации с помощью информационно-коммуникационных технологий, то перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности именно в такой высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей.
И мы уже говорим не только об информационной, а об информационно-коммуникационной компетентности, которая является одной из ключевых для современного человека и определяется в деятельности при решении различных задач как способность индивида решать эти самые учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Говоря о формировании информационно-коммуникационной компетентности учащихся, нельзя не сказать о компетентности учителя в этих вопросах. Информационная компетентность учителя – одно из условий эффективности современного урока.
Учителя нашей школы эффективно используют ресурсы Интернета для подготовки к урокам. Второй год я являюсь школьным организатором Общероссийского проекта «Школа цифрового века», направленного на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений: вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной деятельности.
В нашей школе созданы благоприятные условия для развития информационно-коммуникационной компетентности и учителей, и учеников, так как есть возможность использования современной техники, ресурсов Интернета, медиатеки во время учебной и внеурочной деятельности.
Говоря о формировании ИКК на уроках, следует отметить, что понятие «информация» является центральным понятием курса информатики. Поэтому изучение любой темы выстраивается так, чтобы было ясно, какое отношение она имеет к понятию информации, к предоставлению, хранению, обработке или передаче информации. Например:
- понятие «компьютер» рассматривается как универсальное устройство для работы с информацией;
- «информационные технологии» - это методы и средства для работы с информацией;
- «информационные модели» - это систематизированная информация о реальных процессах, явлениях, объектах.
На уроках и во внеурочной деятельности используются различные способы хранения и передачи созданной и полученной информации:
- планы ответов, опорные конспекты, схемы;
- таблицы решений, алгоритмы;
- тезисы, рефераты;
- файлы данных (графических, текстовых, числовых, табличных, мультимедийных);
- файлы программ;
- рабочие папки учащихся;
- библиотеки детских проектов;
- электронные письма;
- архив школьной газеты;
Мы используем различные способы и подходы для обработки информации:
- преобразование (составление алгоритмов, работа с пакетом офисных программ, работа с пакетом графических программ);
- творчество (работа с проектами: индивидуальными и групповыми, тематическими и итоговыми) в рамках специального учебного модуля, в рамках имитации проектной деятельности учащихся, в ходе работы детей над реальным проектом.
Одним из приоритетных видов деятельности на уроках информатики, обеспечивающим формирование информационно-коммуникационной компетентности я считаю проектную деятельность. В основе проектной деятельности учащихся лежит идея направленности учебной деятельности школьников на результат.
Общая схема выполнения проекта такова: учитель ставит задачу, тем самым, очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Постановка целей и задач некоторых проектов осуществляется совместно с учащимися. На протяжении всего периода работы над проектом учитель выступает в роли координатора, направляющего деятельность учащихся, если это необходимо, в нужное русло. Работу по поиску, обработке информации учащиеся выполняют самостоятельно.
На своих уроках я применяю различные виды проектной деятельности:
- «точечную» - небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами;
- организация проектов с их продолжением и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах;
- организация проектов с дальнейшим использованием готовых продуктов на уроках;
- организация тематических проектов для класса.
При работе над проектами учащимися проводится огромная работа по поиску информации, подборке материалов.
Что касается творческой составляющей моей деятельности и деятельности моих учеников, считаю, что развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики можно осуществить опять же через организацию проектной деятельности. Ведь творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Анри Пуанкаре рассматривал следующие стадии творческого процесса:
- Вначале ставится задача, и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
- За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время происходит безсознательная работа над задачей.
- И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
- После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.
Другими словами мы можем выделить следующие основные звенья творческого процесса:
- звено столкновения с новым;
- звено творческой неопределенности;
- звено скрытой работы;
- звено эврика;
- вено развития решения;
- звено критики.
А это не что иное, как этапы работы над проектом.
Метод проектов в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.
Работа над проектом:
- развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
- прививает общую информационную культуру школьника;
- реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
- является платформой для реализации межпредметных связей.
Во время работы над проектами мы проходим следующие этапы совместной деятельности учителя и учащихся:
Следующее направление моей работы – это участие учащихся в олимпиадном движении по предмету, участие в различных интеллектуальных конкурсах всероссийского и международного уровня. Это направление позволяет вовлечь учащихся во внеурочную деятельность по предмету, помогает повысить интерес учащихся к изучаемым вопросам, способствует развитию информационной компетентности учащихся. Ежегодно в олимпиадном движении по информатике принимают участие около 50% учащихся нашей школы. Есть победители всероссийского и международного уровня. Каждый год наши ребята помимо основных олимпиад, таких, как Всероссийская олимпиада школьников по информатике и ИКТ, городская олимпиада школьников по информатике (6-8 классы), принимают участие в различных конкурсах, имеющих официальный и неофициальный статус: «Бобер», «Кит», «КИО», «Инфознайка», «Командный кубок КИТа», «Найди свой ответ в WWW» др.
Реализация межпредметных связей осуществляется мной и моими учениками опять же путем разработки различных творческих проектов. Например:
Название проекта, мини-проекта | Межпредметные связи |
«Номер школьной газеты» | Русский язык, литература, ИЗО |
Мини-проект «Шпионский код» | Русский язык |
«Аватарка» | ИЗО |
«Ребусы» | Русский язык, ИЗО |
Составление задач в среде электронных таблиц | Математика |
«Биоритмы» | Математика |
«Резюме» | Английский язык |
Проводятся интегрированные уроки. Например, интегрированный урок математики и информатики: «Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным с использованием электронных таблиц Ms Excel». Такие уроки способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные уроки, интегрированные способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение. Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонней, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Вывод: данные направления педагогической деятельности (проектную методику, развитие творческого потенциала учащихся, вовлечение учащихся в олимпиадное движение по предмету, реализацию межпредметных связей) считаю для себя, как учителя, важными, способствующими:
- воспитанию современной, творческой, интеллектуально развитой личности;
- формированию целостного мировоззрения учащихся, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формированию коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формированию и развитию компетентности учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Приложение 1
Критерии оценивания проекта учащихся САМООЦЕНКА
Класс, фамилия, имя учащегося _________________________________________________
Название проекта _____________________________________________________________
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Содержание | Работа полностью завершена | Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы | Не все важнейшие компоненты работы выполнены | Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя |
Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов | Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются | Работа демонстрирует понимание, но неполное | Работа демонстрирует минимальное понимание | |
Иформация точна, важна, проверена, носит законченный характер, может использоваться, соответствует общепринятым нормам | Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно. | Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. | Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов | |
Дизайн | Дизайн логичен и очевиден | Дизайн есть | Дизайн случайный | Дизайн не ясен |
Дизайн подчеркивает содержание. | Дизайн соответствует содержанию. | Дизайн может и не соответствовать содержанию. | Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него. | |
Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается). | Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем. | Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию | Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым | |
Графика | Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание | Графика соответствует содержанию | Графика мало соответствует содержанию | Графика не соответствует содержанию |
Грамотность | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок | Минимальное количество ошибок | Есть ошибки, мешающие восприятию | Много ошибок, делающих материал трудночитаемым |
ИТОГО баллов _____________ ( максимальная суммарная оценка - 40 баллов)
РЕФЛЕКСИЯ
Отношение к проектной деятельности_____________________________________________________
Хватило ли времени на проект?___________________________________________________________
Где брали материал для проекта?__________________________________________________________
Чему научились во время работы над проектом?_________________________
_____________________________________________________________________________Что нового узнали по тому вопросу, который освещали? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каких проектах хотели бы участвовать еще?____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов»
Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов» Цель: эффективное использование единой школьной образовательной...
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.
Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...
Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности
Описан механизм формирования методической компетентности у педагогов школы в организации проектно-исследовательской деятельности. Проект пробует решить противоре...
Формирование информационной компетентности учащихся в условиях креативной организации обучения
Рассмотрение одного из решений проблемы в достижении нового уровня организации учебного процесса, обеспечивающего возможность творческой самореализации учащихся...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...
ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ «МЕРИДИАН» КАК ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущая идея работы клуба - развитие творческого потенциала учащихся, создание партнерской атмосферы взаимодействия. В результате -грамотный, творческий и талантливый выпускник, имеющий сформиро...
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...