урок Алгоритмы 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy_8_klass_loiro.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.: Глазкова Екатерина Владимировна
Должность: учитель информатики
ОУ: МБОУ «СОШ №8 г. Выборга»
Класс: 8
Раздел программы: Информатика и ИКТ
Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.
Задачи:
1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.
2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.
3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.
4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: 1. Современные компьютеры, имеющие выход в Интернет.
2. Мультимедийный проектор.
Оснащение: Плакат «Базовые алгоритмические структуры».
Презентация Power Point.
Список литературы и интернет-ресурсов:
- УМК Н. Д. Угринович,
- УМК Л. Л. Босовой,
- УМК Н. В. Макаровой,
Продолжительность проведения: два урока по 45 минут.
Подготовительная работа. Одному из учащихся предлагается подготовить сообщение о происхождении слова «алгоритм»
Ход занятия
Урок 1.
1.Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд)
2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.
Учитель: Предлагаю Вам самостоятельно найти в сети Интернет значение слова «АЛГОРИТМ».
Индивидуальная работа обучающихся на ПК, краткая запись понятия алгоритма в тетради, обмен мнениями.
Учитель: Молодцы, ребята! Алгоритм - это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату. (Демонстрация презентации, 2 слайд)
Ваш одноклассник, подготовил историческую справку о происхождении слова «алгоритм», для этого он использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.
Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»
Выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.
В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации, 3 слайд)
3. Этап усвоения новых знаний.
Учитель: Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.
- Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?
- Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» (Демонстрация презентации 4слайд)
Обмен мнениями в группах.
Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 5 слайд)
Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:
- Сосчитайте число окон в своём доме.
- Сосчитайте звёзды на небе.
- Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).
- Иди туда, не знаю куда.
Принеси то, не знаю что.
(Демонстрация презентации 6 слайд)
Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).
- Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.
- Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.
- Детерминированность (определённость). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.
- Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.
- Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.
- Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.
(Демонстрация презентации 7, 8, 9 слайды)
Учитель: Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов).
1.Словесно-формульный
Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3
1 шаг 23+34=57
2 шаг 57*57=3249
3 шаг 3249/3=1083
2. С помощью алгоритмического языка
Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z
алг Выражение
арг y,z:цел
рез x:цел
нач
x:=2*y
x:=x+z
кон
3. Таблицы
4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.
| Начало и конец алгоритма |
| Описание ввода и вывода данных |
| Описание линейной последовательности команд |
| Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор» |
| Объявление переменных или ввод комментариев |
(Демонстрация презентации, 10-11 слайды)
Урок 2.
Учитель: Какие типы алгоритмов существуют? (Рассказ учителя с демонстрацией примеров различных алгоритмических структур).
- Линейный – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.
- Разветвлённый (алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») - алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.
- Циклический (алгоритмическая структура «цикл») - это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.
- Вспомогательный - самостоятельный алгоритм, снабжённый таким заголовком, который позволяет вызывать этот алгоритм из других алгоритмов.
(Демонстрация презентации, 12-16 слайды)
4.Этап закрепления знаний.
4.1. Самостоятельная работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.
Примерные вопросы:
- Приведите примеры известных Вам алгоритмов.
- Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки чая).
- Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.
- Имеются два кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими кувшинами).
- Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?
- (Старинная русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого не съел
- Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение. (Демонстрация презентации, 17 слайд)
Учитель: Информационная переменка (физминутка).
4.2. Индивидуальная работа на компьютере:
Создание на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного, разветвлённого, циклического алгоритмов. Пояснение: При работе необходимо использовать элементы блок-схемы. (Демонстрация презентации, 18 слайд)
5.Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Запишите домашнее задание:
- Информатика и ИКТ: Информатика. Учебник для 8 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю., §2.1-2.1.2
2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас»
(Демонстрация презентации, 19 слайд).
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок - Алгоритмы. Исполнители алгоритмов.
Материалы можно использовать на уроке информатики при изучении темы: "Алгоритмы". По учебнику Босовой Л.Л "Информатика и ИКТ "6 класс. Презентация, конспект урока, а также практическая работа и демонс...
Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»
Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1. Образовательные:обеспечить усво...
Методическая разработка урока "Алгоритм. Свойства алгоритма"
Изучение новой темы –это самый сложный вид урока. С целью изучения качественного обучения информатике, использую следующие методы : монологический, диалогический, работа с книгой, инструктивно – практ...
Методическая разработка урока :" АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"
Методическая разработка урока ": АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"...
Конспект урока "Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир"
Разработка урока с спользованием среды программирования "кумир"...
Презентация к уроку"Алгоритм.Свойства алгоритмов"
Презентация к уроку"Алгоритм.Свойства алгоритмов"...