урок Алгоритмы 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Глазкова Екатерина Владимировна

Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritmy_8_klass_loiro.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.:   Глазкова Екатерина Владимировна

Должность:   учитель информатики

ОУ: МБОУ «СОШ №8 г. Выборга»

Класс:  8

Раздел программы: Информатика и ИКТ

Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

Задачи:

1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.

2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.

3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование: 1. Современные компьютеры, имеющие выход в Интернет.

                            2. Мультимедийный проектор.

Оснащение:       Плакат «Базовые алгоритмические структуры».

                             Презентация Power Point.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  • УМК  Н. Д. Угринович,
  • УМК Л. Л. Босовой,
  • УМК Н. В. Макаровой,

Продолжительность проведения: два урока по 45 минут.

Подготовительная работа. Одному из учащихся предлагается подготовить сообщение о происхождении слова «алгоритм»

Ход занятия

Урок 1.

1.Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд)

2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель: Предлагаю Вам самостоятельно найти в сети Интернет значение слова «АЛГОРИТМ».

Индивидуальная работа обучающихся на ПК, краткая запись понятия алгоритма в тетради, обмен мнениями.

Учитель: Молодцы, ребята! Алгоритм - это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату. (Демонстрация презентации, 2 слайд)

Ваш одноклассник,  подготовил историческую справку о происхождении слова «алгоритм»,  для этого он  использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.

Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»

Выступления.  Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время  слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации, 3 слайд)

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

  1. Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?
  2. Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» (Демонстрация презентации 4слайд)

Обмен мнениями в группах.  

Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 5 слайд)

Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:

  • Сосчитайте число окон в своём доме.
  • Сосчитайте звёзды на небе.
  • Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).
  • Иди туда, не знаю куда.

     Принеси то, не знаю что.

(Демонстрация презентации  6 слайд)

Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

  • Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.
  • Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.
  • Детерминированность (определённость). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.
  • Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.
  • Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.
  • Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

 (Демонстрация презентации   7, 8, 9 слайды)

Учитель:  Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов).

1.Словесно-формульный

Например,  Составить алгоритм решения арифметического выражения  (23+34)*57/3

1 шаг 23+34=57

2 шаг 57*57=3249

3 шаг 3249/3=1083

2. С помощью алгоритмического языка

Например,  Составить алгоритм решения алгебраического выражения  x=2y+z

                    алг Выражение

                    арг y,z:цел

                    рез  x:цел

                    нач

                       x:=2*y

                       x:=x+z

                    кон

3. Таблицы

4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

 

Начало и конец алгоритма

 

Описание ввода и вывода данных

 

Описание линейной последовательности команд

 

Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор»

 

Объявление переменных или ввод комментариев

 (Демонстрация презентации, 10-11 слайды)

Урок 2.

Учитель: Какие типы алгоритмов существуют? (Рассказ учителя с демонстрацией примеров различных алгоритмических структур).

  • Линейный – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.
  • Разветвлённый (алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») - алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.
  • Циклический (алгоритмическая структура «цикл») - это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.
  • Вспомогательный - самостоятельный алгоритм, снабжённый таким заголовком, который позволяет вызывать этот алгоритм из других алгоритмов.

(Демонстрация презентации, 12-16 слайды)

4.Этап закрепления знаний.

4.1. Самостоятельная  работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.

Примерные вопросы:

  1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.
  2. Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки чая).
  3.  Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.
  4. Имеются два кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими кувшинами).
  5.  Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?
  6. (Старинная русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого не съел
  7.  Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение. (Демонстрация презентации, 17 слайд)

 Учитель: Информационная переменка (физминутка). 

4.2. Индивидуальная работа на компьютере:

Создание на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного,  разветвлённого, циклического алгоритмов. Пояснение: При работе необходимо использовать элементы блок-схемы.  (Демонстрация презентации, 18 слайд)

5.Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Запишите домашнее задание: 

  1. Информатика и ИКТ: Информатика. Учебник для 8 класса.  Босова Л.Л., Босова А.Ю., §2.1-2.1.2

2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас»

         (Демонстрация презентации, 19 слайд).

 

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - Алгоритмы. Исполнители алгоритмов.

Материалы можно использовать на уроке информатики при изучении темы: "Алгоритмы". По учебнику Босовой Л.Л "Информатика и ИКТ "6 класс. Презентация, конспект урока, а также практическая работа и демонс...

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1.      Образовательные:обеспечить усво...

Методическая разработка урока "Алгоритм. Свойства алгоритма"

Изучение новой темы –это самый сложный вид урока. С целью изучения качественного обучения информатике, использую следующие методы : монологический, диалогический, работа с книгой, инструктивно – практ...

Методическая разработка урока :" АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"

Методическая разработка  урока ": АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"...

Презентация к уроку"Алгоритм.Свойства алгоритмов"

Презентация к уроку"Алгоритм.Свойства алгоритмов"...