Урок "Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы."
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Тема урока: Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: формировать преставление о многообразии и структуре таблиц; формировать практические навыки создания и применения таблиц  в своей деятельности

Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема урока: Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: формировать преставление о многообразии и структуре таблиц; формировать практические навыки создания и применения таблиц  в своей деятельности

Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик  научится:  приводить  простые  жизненные  примеры  использования таблиц  в  деятельности  человека,  обществе, технике; приводить примеры таблиц; у  учащихся  будет  формироваться  представление   о  различных видах таблиц.

Ученик  получит  возможность  связать  изучение  темы  «Табличная форма представления информации» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью,   практически  использовать  различные формы представления информации;  формировать системный подход при освоении учебного материала.

Личностные:

У  обучающегося  будут  формироваться:  интерес  к  информатике  и  ИКТ, стремление  использовать  полученные  знания  на  других предметах и в жизни; умения  продуктивного  взаимодействия  и  сотрудничества  со  сверстниками  и взрослыми:  умения  правильно,  четко  и  однозначно  формулировать  мысль  в понятной собеседнику форме;

Ученик   получит  возможность:  для  формирования  способности  грамотно ориентироваться  в  современном  информационном  пространстве,  а  также способности  интеграции  полученных  знаний  и  применения  их  в  практической деятельности; развития информационной и коммуникативной культуры;

Метапредметные:

Ученик  научится  определять  значимость  информации  в  жизни  человека, показать  общность  информационных  процессов  в   различных  информационных системах.

Ученик  получит возможность  формировать определенный уровень знаний о табличной форме представления информации (информатика),  отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя).

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

  устойчивый  познавательный  интерес  и  становление  смыслообразующей  функции познавательного мотива;

Регулятивные УУД:

  самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  самостоятельно  анализировать  условия  достижения  цели  на  основе  учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  ставить учебную  задачу  на  основе соотнесения  того, что  уже  известно  и  усвоено учащимися, и того, что еще не известно

  соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном

  выделять  и  понимать  то,  что  уже  усвоено  и  что  еще  нужно  усвоить,  осознавать качество и уровень усвоения

  самостоятельно  организовывать  поиск  информации,  сопоставлять  полученную информацию с имеющимся жизненным опытом

Коммуникативные УУД:  

  адекватно  использовать  речевые  средства  для  решения  различных  коммуникативных  задач;  владеть  устной  и  письменной  речью;  строить монологическое контекстное высказывание;

  организовывать  и  планировать  учебное  сотрудничество  с  учителем  и  сверстниками,  определять  цели  и  функции  участников,  способы  взаимодействия; планировать общие способы работы;

  осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

Познавательные УУД:

  умеет выявить общие законы, определяющие данную предметную область

  самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

  моделирует преобразование объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое)

  самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию

  устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно классифицирует объекты, строит логические цепи рассуждений

Структура урока:

1  Организационный этап.

2  Постановка  цели  и  задач  урока.  Мотивация  учебной  деятельности

учащихся.

3  Актуализация знаний.

4  Первичное усвоение новых знаний.

5  Первичная проверка понимания

6  Первичное закрепление.

7  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8  Рефлексия (подведение итогов занятия)

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, межпредметные связи, дифференцированный подход.

Подготовка кабинета: компьютеры; мультимедиапроектор; презентация в Power Point; заготовки для практической работы в личной папке каждого ученика.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный

момент

Создать

благоприятный

психологический

настрой на работу

Приветствие,  проверка

подготовленности  к  учебному занятию,  организация

внимания детей

(Слайд 1)

Эмоционально

настраиваются  на  работу,

включаются  в  деловой

ритм урока

Личностные:  психологическая

готовность  учащихся  к  уроку, создание  благоприятного

микроклимата

Коммуникативные:

планирование  учебного

сотрудничества  с  учителем  и

сверстниками

2. Постановка цели и

задач урока.

Мотивация учебной

деятельности

обучающихся.

Обеспечение

мотивации  учения

детьми, принятие ими

целей урока

Ребята, скажите пожалуйста что я держу в руках?

В какой форме представлена в нем информация?

А что общего между дневником и этими картинками?

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Давай те запишем тему урока: «Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы».

дневник

Таблица

Познавательные:

самостоятельное  выделение-формулирование познавательной

цели

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные:  постановка

вопросов,  умение  слушать

собеседника.

3. Актуализация

знаний

Актуализация  знаний

и  опорных  способов

действий

С таблицами мы встречаемся часто, вы в этом убедились. Не только пользуемся ими, но и делаем свои.

Наверное, у вас были ситуации когда нужно было сделать таблицу на компьютере. Умеете ли вы их создавать?

Чему мы научимся сегодня на уроке?

Для чего человек использует таблицы?

Основное записать на доске

Какие общие элементы есть у любых таблиц?

Таблица умножения, расписание на вокзале и в школе, календарь и т.п.

Нет, у них большая область применения.

Красиво представить информацию, удобно читать, нет лишней информации

Строка, столбец, ячейка, название и т.п.

Коммуникативные:

планирование  учебного

сотрудничества  с  учителем  и

сверстниками.

Познавательные:  моделирование

преобразования  объекта,

построение  логической  цепи

рассуждений

Регулятивные:  взаимоконтроль,

коррекция,  самооценка  качества

усвоения материала

4. Первичное

усвоение новых знаний

Обеспечение

восприятия,

осмысления  и

первичного

запоминания  детьми

изучаемой темы.

Хорошо, давайте обобщим ваши ответы и посмотрим на структуру таблицы.

(слайд 6)

Какие элементы мы не назвали?

Строки, столбцы, ячейки, название таблицы, боковик, прографка, головка.

Заполните заготовку.  Время на выполнение – 1,5 минуты.

Мы выяснили где применяются таблицы, узнали её структуру, чего нам не хватает для полной картины?

Для того чтобы вывести вместе определение, мы с вами проведем групповую работу.

Для этого мы разделимся на 2 группы.  

1 группа получает таблицу, а 2 группа получает текст.

Ознакомьтесь с материалом. Теперь вы по этой информации  ответьте на несколько вопросов. При желании ответить поднимаете руку, я вас спрашиваю и вы зарабатываете баллы вашей группе.

1 вопрос: Об оценках скольких учеников идет речь?

2. По каким предметам приведены годовые оценки?

3. Сколько учеников имеют только отличные оценки?

4. Кто из учеников имеет 4 или 5 по математике?

5. Сколько учеников имеют по русскому языку 4?  

Теперь каждая группа сделает выводы, почему 1 гр. Было легко отвечать, 2 тяжелее.

Основное записать на доске

Вот сейчас мы уже можем самостоятельно вывести определение таблицы, опираясь на ключевые слова. Запишем определение.

Таблица – это простая и удобная форма представления однотипной информации.

Боковик, головка, прографка

Записать определение

Шести

Рус.яз, Лит, Мат,Муз

Двое

Алексеева, Дроздов, Прозорова, Радугина

3

Краткая запись, систематизировано и т.д

Озвучивают варианты определения

Коммуникативные:  постановка

вопросов,  инициативное

сотрудничество.

Познавательные:

самостоятельное  выделение-формулирование познавательной

цели;  логические-формулирование  проблемы,

решение  проблемы,  построение логической  цепи  рассуждений;

доказательство.

Регулятивные:  планирование,

прогнозирование.

Физкультминутка  

Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парты сесть опять.

5. Первичная

проверка понимания и закрепление

Выявление качества и

уровня  усвоения

знаний  и  способов

действий,  а  также

выявление

недостатков  в

знаниях  и  способах

действий,

установление  причин

выявленных

недостатков.

Немного размялись и продолжаем работу.

Пришло время закрепить результат и применить полученные навыки на практической работе.

Чтобы создать таблицу в Wordе нам необходимо войти во вкладку ВСТАВКА – таблица.

Мы уже знаем что такое таблица, из чего она состоит, а значит уже можем создавать свои собственные таблицы.

Вам дается отрывок из стихотворения Захадера «КИТ И КОТ». Ваша задача представить эту информацию в форме таблицы и правильно соотнести особенности персонажей исправив путаницу.

Оценить результаты

Какие информативные и интересные таблицы у нас получились. Молодцы.

Создают таблицу персонажей с их особенностями

Выполняют практическое задание

Регулятивные:  контроль,

коррекция,  выделение  и

осознание того, что уже усвоено

и  что  еще  подлежит  усвоению,

осознание  качества  и  уровня

усвоения;

Личностные:  самоопределение,

умение  продуктивного

взаимодействия  и

сотрудничества со сверстниками.

Коммуникативные:  умение

организовывать  и  планировать

учебное  сотрудничество  с

учителем  и  сверстниками,

определять  цели  и  функции

участников,  способы

взаимодействия;  планировать

общие способы работы;

осуществлять  контроль,

коррекцию,  оценку  действий

партнёра, уметь убеждать

6. Информация о

домашнем задании

Обеспечение

понимания  детьми

цели,  содержания  и

способов  выполнения

домашнего задания.

Ваше  домашнее  задание:

Базовый уровень: параграф 9 из учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.

Повышенный уровень: параграф 9 из учебника, ответить на вопросы в конце параграфа. Найти художественный текст, информацию из которого можно представить в виде таблицы и создать такую таблицу.

8. Подведение итогов

урока.

Дать  качественную

оценку работы класса

и  отдельных

обучаемых

Давайте подведем итог урока.

Ребята, опираясь на свои

записи, скажите, что нового мы сегодня узнали?

Чему мы сегодня научились?

Регулятивные:  оценка-осознание

уровня  и  качества  усвоения; контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление информации в форме таблиц

Данный материал используется для учащихся 5 классов....

Представленрие информации в форме таблиц

Представление информации в форме таблиц 5 класс...

Конспект урока по теме «Представление информации в форме таблицы» (в соответствии с ФГОС)

В материалах к уроку приложены конспект, презентация, раздаточные материалы...

Представление информации в форме таблиц

Разработка открытого урока в 5 классе «Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы" Приложение Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы»»....

Технологическая карта урока "Представление информации в форме таблиц". 5 класс

Технологическая карта урока "Представление информации в форме таблиц". 5 класс...

Представление информации в форме таблиц. Структура таблиц

Урок направлен на формирование представления о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации; формирование умений и навыков решения логических задач с помощью табл...

методические рекомендации к выполнению практической работы "Электронные таблицы. Структура электронных таблиц"

Методические рекомендации предназначены для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) при изучении раздела "Моделирование в элект...