разработка урока информатики "Способы поиска в Интернете"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике в 9 классе
Тема: «Поиск информации в Интернете».
Вид урока: объяснение нового материала.
Цель урока:
- дать понятие об информационных ресурсах Интернета.
Задачи урока:
- Образовательная: научить искать информацию средствами Интернет на репродуктивном уровне.
- Развивающая: развивать алгоритмическое мышление, умение выделять главное, расширить кругозор учащихся путем введения новых терминов.
- Воспитательная: воспитывать культуру труда, общения: ученик-ученик, учитель-ученик, ученик-ПК.
Оборудование: компьютеры, модем, проектор, раздаточный материал, электронный дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение плана урока.
II. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.
– Что такое глобальная сеть?
– Что такое доменная система имен?
– Какие услуги предоставляет глобальная сеть?
– Что такое web-сервер? (Подключенный к сети компьютер, на котором хранятся Web-сайты и Web-документы.)
– Что такое Web-сайт?
– Что может содержать Web-страница?
III. Сообщение темы и цели урока, мотивация.
- Тема нашего занятия «Поиск информации в Интернете».
IV. Изучение нового материала.
Страницы в книге читают, а Web-страницы – просматривают, используя специальные программы, которые называются браузерами.
В тетрадь:
Браузер – это программа, служащая для просмотра Web-страниц.
Браузер является программой-Web-клиентом, т.е. позволяет пользователю запрашивать, получать и изучать информацию, размещенную на Web-серверах. У браузеров одна основная функция – обеспечить отображение Web-страницы.
Наиболее известными браузерами, имеющими самые широкие возможности при отображении Web-страниц, являются Netscape Navigator и Internet Explorer.
Для поиска информации в Интернет можно воспользоваться несколькими способами. Давайте рассмотрим эти способы:
Рисунок 1
1. Обращение по адресу.
Чтобы загрузить нужную страницу или сайт необходимо в адресной строке браузера набрать адрес этой страницы или сайта.
Каждая Web-страница имеет адрес и расположена на одном из Web-серверов, который тоже имеет адрес (как уже говорили числовой и доменный). Вся последовательность символов, используемых в адресе, часто называется URL. (Это аббревиатура слов Uniform Resource Location, обозначающая не только местонахождение Web-документа, но и способ его передачи по компьютерной сети).
URL – универсальный указатель ресурсов включает в себя протокол доступа к документу, доменное имя сервера, на котором находится документ, а также путь к файлу и собственное имя файла. Protocol://domain_name/path/file_name
Протокол доступа к документу определяет способ передачи информации. Для доступа к Web-страницам используется протокол передачи гипертекста HTTP (гипертекст – это способ представления информации при помощи связей между документами).
Пример: запишем URL титульной страницы Web-сайта “Информатика и информационные технологии”. Страница расположена на сервере schools.keldysh.ru, в каталоге info2000, в файле index.htm.
Работа у доски: http://schools.keldysh.ru/info2000/index.htm
2. Использование поисковых серверов.
Если вы не знаете адресов серверов, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые серверы. Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Ключевыми являются любые слова, которые объявляются основными.
Для создания баз ключевых слов существуют специальные программы, которые делают автоматический обход Web-серверов в сети и просматривают страницу за страницей. Программы-роботы делают индексирование ключевых слов, т.е. подсчитывают сколько встретилось каждое из них. URL каждого ключевого слова запоминается в БД.
Для поиска адреса сервера с интересующей вас информацией надо ввести в поле ключевое слово, несколько слов или фразу. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. В ответ система выведет список адресов Web-страниц, на которых встретились эти ключевые слова.
Наиболее распространенными поисковыми системами в русскоязычной части Интернета являются серверы Rambler (www.rambler.ru), Yandex (www.yandex.ru), Апорт (www.aport.ru), а по всему Интернету – Yahoo (www.yahoo.com).
3. Навигация по гиперсвязям.
Необходимо выбирать Web-сервер, затем по гиперсвязям пользователь погружается вглубь “Всемирной паутины”.
Пример: гиперссылка Новости/Международные новости/Конфликты.
V. Закрепление изученного материала.
1. Фронтальная работа.
- Давайте зайдем на официальный сайт Первого канала www.1tv.ru и узнаем погоду в нашем районе. (Обращение по адресу)
- Давайте воспользуемся поисковым сервером и найдем информацию о самом популярном виде спорта в России.
Запрос: популярный вид спорта в России. (Футбол)
2. Самостоятельная работа.
Выполнение практической работы.
Практическая работа по теме: “Поиск информации во Всемирной паутине”.
1. Обращение по адресу
Определите, какой организации принадлежит сайт, расположенный по адресу: http://www.nlr.ru (Российская национальная библиотека.)
Найдите на web-странице, расположенной по адресу: http://www.yandex.ru/all_services.html программу телепередач канала РТР на выходной день. (Оформить в текстовом редакторе Word).
Web-страница, расположенная по адресу: http://samuraev.narod.ru/arxiv/gaz001.htm рассказывает о первой российской газете. Как она называется и год ее выпуска? (Ведомости, 1703 год.)
2. Использование поисковых серверов.
Найдите ответ на вопрос и запишите URL странице, где вы нашли ответ.
Поиск осуществлялся с помощью поисковых серверов:
- Yandex (www.yandex.ru);
- Rambler (www.rambler.ru)
1. Какой рост у Анастасии Волочковой? (171 см, http://www.lenpravda.ru/files_full.phtml?id=18; http://www.galya.ru/cat_page.php?id=731)
2. Где еще, кроме Греции, есть гора Олимп? (На Марсе. http://www.astronet.ru/db/msg/1166619; http://astronet.sai.msu.ru/db/msg/1163288)
3. Какой срок, согласно Конституции Норвегии, максимален для пребывания короля страны вне пределов государства? (6 месяцев, статья 11. http://altfornorge.narod.ru/constit.htm; http://www.norge.ru/constitusia/)
4. Когда снят и сколько серий было в сериале "Богатые тоже плачут"? (1979 год, 248 серий, http://www.serials.ru/main/ru/tambien.html; http://www.womenclub.ru/serials/1027.htm)
5. В каком веке придумали мороженое пломбир? (XIX век)
3. Найти информацию, которая вас интересует.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что такое браузер?
- Какие существуют способы поиска информации в Интернет?
VI. Подведение итогов:
- Выставление оценок за работу на уроке.
- Ребята, Вы все справились с заданием, хорошо выполнили его, молодцы. На этом наш урок окончен.
- Домашнее задание: записи в тетради учить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"
Представленный матерал содержит разработку урока по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"и Практическую работу "Путешествуем по WWW"...
разработка урока "Поиск информации в сети Интернет"
Данная разработка представляет конспект урока и презентацию к даному уроку...
Разработка урока информатики по теме "Поиск информации в сети Интернет", 9 класс - 2008 г.
Вашему вниманию представлен фрагмент урока информатики: конспект урока на 20 минут, презентация и практическая работа на закрепление....
Методическая разработка конкурса "Поиск в Интернете"
Конкурс проводился в рамках Недели естественно-научных дисциплин 4 декабря 2013 года...
Разработка урока «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)
Разработка урока «Безопасность в сети Интернет»(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)...
Разработка урока литературы "Снежная королева" Интернет- странички героев
Разработка урока литературы "Снежная королева" Интернет-страничка героев...
Урок по информатике для 7 класса. Практическая работа «Способы поиска в Интернете» И.П. Формулирование запросов. Поиск информации об эколого-патриотической тропе Мысхако.
На уроке решаются следующие задачи: актуализация знаний о процессе передачи информации с точки зрения возможностей компьютерных сетей; отработка навыков поиска информации в сети интернет различными сп...