Уроки на Python (часть 1, для начинающих)
учебно-методическое пособие по информатике и икт (6, 7, 8 класс)

Курилов Игорь Анатольевич

Для начинающих программировать на Python. Первые 4 урока "Линейные программы" (часть 1). Для 6-8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_na_python.docx765.81 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки на Python (часть 1, для 6-8 класса)

1.Введение

Что такое Python и почему так назвали?

Python (в честь шоу Monty Python) – язык программирования, разработанный Гвидо Ван Россумом в 1991 году!

Отличительная черта Python  - использование отступов для выделения блоков кода и управляющих структур, отсутствие описание переменных, простота работы с длинными числами.

Язык крайне простой и скромный на выразительные средства сравнительно c Ruby или Perl . Использование описаний переменных, как в Pascal или С++ не нужно!

Место в структуре языков

Почему надо изучать Python?

  • Высокая популярность языка и использование в большом количестве проектов;
  • Сравнительно простой, но в то же время строгий синтаксис;
  • Множество доступных сред разработки, сервисов и фреймворков;
  • Средства для работы с электронной почтой, протоколами Интернета, базами данных и другие инструменты в стандартной библиотеке языка;
  • Востребованность Python-разработчиков на рынке труда.Python Mask R-CNN

 

Примеры проектов на Python 

1.YouTube

2.Google Search

3. DropBox (Облачные хранилища).                                                                                                                        

4.Instagram

5.Yahoo Maps

6.Mask R-CNN

7.Face Recognition

8.МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ …

Рейтинг PYPL (по поиску Google) 

https://javarush.ru/api/1.0/rest/images/1293665/bbb521ce-ce49-4113-8f99-0ecd3b9b753f?size=1024

2.Основные сведения

Ввод данных

Ввод данных осуществляется без описания типа переменных:
a = input() – в этом случае строковая переменная (по умолчанию).

Если предполагается, что вводится число (а не набор символов), придется преобразовать входную строку к числовому типу: 
b = int(input()) # для целых 
c = float(input()) # для дробных чисел
.

Если в строке вводится не одно число, а сразу несколько (например, четыре), придется воспользоваться функцией map: 
a, b, c, d = map (int, input().split()) 
map - применить 
int - эту операцию (преобразование в число) к каждой части 
input().split() - разделить строку на части по пробелам.https://lh3.googleusercontent.com/-UgF51Qb3ZT4/WIAWNarUYEI/AAAAAAAAApU/xAN4MENPflMdYGPvnDasypV6-FPdbGLKgCJoC/w530-h486-p/15826603_1135843393179701_1888275368414959102_n.jpg

Обработка данных

Рассмотрим основные функции обработки чисел. 
х + y # Складывает число х и число у 
х - y # Вычитает число у из числа х 
х * y # Умножает х на у 
х / y # Делит х на у - результатом всегда является значение типа float 
x // y # Возвращает целочисленное частное от деления х на у 
х % y # Возвращает модуль (остаток) от деления х на у 
х ** у # Возводит х в степень у 
-x # Изменяет знак числа х 
abs(x) # Возвращает абсолютное значение х (модуль числа) 
round(x, n) # Возвращает значение типа int, соответствующее значению х типа float, округленному до ближайшего целого числа (или значение типа float, округленное до n-го знака после запятой, если задан аргумент n)

Вывод данных и первая программа

Для вывода данных используется команда print(). 
Решим следующую задачу: с клавиатуры вводятся два числа, каждое в отдельной строке, вывести их среднее арифметическое. 
Решение: 
a = int(input()) 
b = int(input()) 
c = a + b 
c = c / 2 
print (c) 
То же самое, но без промежуточных переменных: 
print ((int(input()) + int(input())) / 2)

Математическая библиотека*

Питон, как и все современные языки, имеет богатую библиотеку — набор готовых "решений" некоторых задач, написанных программистами — авторами языка Питон. Вы можете использовать эти решения в своих программах.

Библиотека языка Питон разбита на части, называемые модулями. В этом листке мы рассмотрим модуль math, содержащий множество математических функций. Для их использования необходимо в начале своей программы написать инструкцию

     import math

Далеко не полный список математических функций выглядит так:

floor(x)- округляет число x вниз. Результатом является наибольшее целое число, не превосходящее x, представленное в виде действительного числа. 

ceil(x)- округляет число x вверх. Результатом является наименьшее целое число, не меньше x, представленное в виде действительного числа. 

fabs(x)- вычисляет модуль (абсолютную величину) действительного числа x

Пример:

x = int(input()) 
print "Модуль числа=", math.fabs(x)

*Помимо этих функций в модуле math содержатся функции вычисления логарифмов, степеней, гиперболические функции и многое другое.

Также в модуле math определены две константы (постоянные), одна из них - math.pi, равное числу π!

Практическое занятие №1 «Линейные алгоритмы»

Вы изучали, что такое линейный алгоритм, как выглядит блок-схема линейного алгоритма, а выше была приведена программа линейного алгоритма.

Давайте с вами посмотрим на несколько простых алгоритмов, а потом попробуем составить сами.

Пример №1.

Составить программу, зная стороны прямоугольника a и b, найти площадь прямоугольника s.

a=float(input(“Введите 1-ую сторону прямоугольника:”)) 
b=float(input(“Введите 2-ую сторону прямоугольника:”)) 
s= a * b  
print (s) 

Пример №2.

Составить программу нахождения площади круга s, зная радиус этого круга r.

import  math #Подключение математического модуля

r=float(input(“Введите радиус круга:”)) 
s=
 math.pi*r**2
print (s) 

Пример №3.

Составить программу, найти последнюю цифру числа x.

C:\Users\Игорь\Desktop\Незнайка-w1934.png

x=int(input(‘Введите число:’)) 
pos_cif= x % 10  
print (pos_cif) 

Задачи:

1.Зная стороны прямоугольника a и b, найти периметр прямоугольника.

2.Зная радиус окружности, найти длину окружности.

3.В классе n человек, помогите Незнайке найти, сколько команд из 5 человек может сформировать учитель физкультуры и сколько человек еще останется лишних учеников?

Практическое занятие №2 «Линейные алгоритмы»

В первой работе мы считали по геометрическим формулам, а также составили программу на определения целого и остатка.

В этой работе мы еще решим задачи с координатной прямой.

Пример №1.Найдем модуль произведения 2-х введенных вами чисел.

a=int(input(“Введите 1-ое число:”)) 
b=int(input(“Введите 2-ое число:”)) 
p= abs(a * b)  
print (p) 

Пример №2. Найдем сумму первой и второй цифры заданного 2-хзначного числа.

x=int(input(‘Введите число:’)) 
a= x//10

b=x%10

s=a+b 
print (s) 

Пример №3.

Составить программу, зная стороны комнаты (а – ширина, b – длина, с – высота), найти, сколько рулонов обоев нужно для поклейки данной комнаты. Будем считать, что клеить нужно 3 стены (2 маленьких и 1 большую сторону, на 4 стене находятся окна).

Найдем площадь, которую нужно поклеить: s=2*(a*c)+b*c

Все знаем, что обычные обои 0,5м*10м=5м2, поэтому количество обоев определяется: k=s/5 и усовершенствуем последнюю формулу, округлив до целого числа обоев: k=round(s/5+0.5).        

a=float(input(“Введите a-ширину:”)) 
b=float(input(“Введите b-длину:”)) 

b=float(input(“Введите c-длину:”)) 
s=2*(a*c)+b*c
k=round(s/5+0.5)  
print (k) 
C:\Users\Игорь\Desktop\225144-d3d9446802a44259755d38e6d163e820.jpg

Задачи:

1.Даны две точки на координатной прямой с координатами A и B. Найти расстояние между 2-мя точками s.

2.Даны 3 числа. Найти произведение последних цифр этих чисел.

3.Помогите Звездочке найти внутреннюю площадь кубического бака стороной n. 

Практическое занятие №3 «Линейные алгоритмы»

Вы уже знаете, что по умолчанию вводится символьная строка, чтобы ввести число вы пишите вначале int (смотрите «Основные сведения»).   А что если этим воспользоваться! Для этого надо знать немного из темы «Символьные переменные»:

len(s) – функция определяет длину символьной строки

s[0], s[1], … - первый, второй, … символ в символьной строке

Попробуем ээто сделать в 3-ей задаче (можно и во 2-ой!)

Пример №1.Кузнечик прыгал влево и вправо на координатной прямой. Сначала кузнечик находился в точке A на координатной прямой, он прыгнул на x1 влево, а затем 2 раза на x2 шагов вправо. В какой точке B окажется кузнечик после прыжков.

a=int(input(“Введите начальное положение кузнечика A:”)) 
x1=int(input(“Введите размер прыжков влево x1:”)) 

x2=int(input(“Введите размер прыжков вправо x2:”)) 
b= a-x1+2*x2  
print (b) 

Пример №2. Найдем центральную цифру 3-значного числа.

x=int(input(‘Введите 3-хзначное число:’)) 
x= x//10

b=x%10
print (b) 

Пример №3. Найдем длину введенного числа, выведем первую и последнюю цифру этого числа, сложим эти цифры.

x=input(‘Введите n-хзначное число:’)
n=len(x)

print (n)

print (x[0],x[n-1],int(x[0])+int(x[n-1]))

Задачи:

1.Дано начальное положение автомобиля на координатной прямой – A (одна клетка – 1 км.). Затем автомобиль начал движение. Сначала он двигался со скоростью v1 км/ч вправо n1 часа, затем v2 км/ч влево n2 часа. Найти конечное положение автомобиля.

2*.«Игра в цифры». Петя и Ваня решили поиграть в одну придуманную ими игру. Один из мальчиков говорит 4-хзначное число, а другой должен быстро найти сумму 1-ой и 3-ей цифры этого числа. Помогите автоматизировать процесс игры.

3*.Знайка, Пилюлькин и Поночка решили научить Незнайку умножению. После урока они задали ему задачу: нужно в году рождения автора данной книги из библиотеки перемножить все цифры. Помогите Незнайке составить такую программу.

http://www.playcast.ru/uploads/2017/03/28/22138419.png

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/963318/e319e5c9-a792-46cb-a4aa-def648441d88/s1200

http://70.dou.spb.ru/images/0_5ea51_1d883b86_L.png

Учитель информатики высшей категории Курилов И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Дифференцированный подход в работе с начинающими в классе домры"

Открытый урок в классе домры. Дети с разными музыкальными данными....

Уроки на Python (часть 2, для начинающих, "Ветвление")

Методическое пособие на 4 урока по теме "Ветвление на Python"...

Уроки на Python (часть 3, для начинающих, "Циклы")

Методическое пособие на 4 урока по теме "Циклы на Python"...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Уроки на Python (часть 4, "Массивы") НОВОЕ!

Методическое пособие на 4 урока по теме "Массивы на Python"...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...