Статья "Элементы тестовой технологии на уроках информатики"
статья по информатике и икт
В данной статье даются рекомендации по использованию тестовой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_knyazevoy_l.m-1.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы тестовой технологии на уроках информатики.
Л.М. Князева, преподаватель информатики
В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объёмов информации, овладению современными средствами и методами её обработки, он должен обладать определённым уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами.
Одним из способов достижения указанных целей является качество профессионального образования. Рынок труда ставит специалистов в конкурентные отношения друг с другом, поэтому современному работнику нужны отличная профессиональная подготовка, глубокие теоретические знания и практический опыт.
В этих условиях значение проверочно-оценочной деятельности по освоению программных вопросов изучаемых курсов приобретает первостепенное значение. Одним из прогрессивных направлений такой работы следует считать контроль качества знаний обучаемых на основе тестирования. В последнее время тесты получают всё большее применение в практике обучения.
Что же такое тест? В чём его отличие от других средств проверки и оценки?
Часто к тестам относят средства проверки с выбором ответа, считая, что это их главное отличие от других средств. На самом деле смысл теста, его специфика не в этом.
Тест (от английского test – «испытание», «проверка») – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
По форме тесты могут быть индивидуализированными и групповыми, устными, письменными, бланковыми и компьютерными.
По целям и содержанию различают:
тесты интеллекта, которые предназначены для анализа уровня развития познавательных процессов и функций мышления;
тесты способностей, предназначенные для оценки возможности в овладении различной деятельностью;
тесты достижений, с помощью которых оценивают развитие знаний, умений, деятельности после обучения;
тесты личности, предназначенных для оценки эмоционально-волевых качеств.
Из всех видов тестов для проверки уровня обученности учащихся используются в основном тесты достижений.
Тестирование является настоящим инструментом для оценки знаний учащихся только при соблюдении технологии, её этапов. Основные этапы, которыми я пользуюсь при разработке тестовых заданий:
- определение целей и задач планирования;
- планирование составления тестов по изучаемому учебному материалу;
- разработка заданий и группировка заданий в тесты;
- анализ результатов тестирования;
- выводы.
Перед планированием нужно определиться, для какого вида аттестации будут составляться тесты, какие цели и задачи они должны решить. Для этого анализирую программу, разбиваю её на учебные элементы, определяю последовательность изучения учебных элементов.
Задания в тестовой форме – это задания, к которым помимо содержания предъявляются требования тестовой формы, что делает их формулировку более лаконичной.
Разработку тестового задания веду по определённой схеме, которая включает:
- инструкцию, содержащую указания о том, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи;
- тестовое задание, является по своей сути вопросом, который предполагает наличие определённой информации и требует ответа испытуемого;
- варианты ответа, служат для выбора учащимся из ряда предложенных ответов одного или несколько правильных (варианты ответа не используются для заданий открытого типа, где испытуемый самостоятельно формулирует и отражает ответ);
- число существенных операций тестового задания (Р) – операции деятельности по выполнению теста. Которые отражают умение выполнять деятельность только в проверяемой предметной области; служат преподавателю для выявления количества правильных ответов, данных учащимся, а учащемуся для ориентира;
- эталон (педагогу), образец полного и правильного выполнения действия; служит для полного определения педагогом усвоения учащимся содержания обучения, является обязательным атрибутом усвоения учащимися содержания обучения, является обязательным атрибутом любого тестового задания.
= + + + +
Для повышения качества знаний учащихся на уроках информатики используются тесты для формирующего (текущего), зачётно-тематического, итогового контроля.
По результатам текущей проверки мной решается вопрос о готовности учащихся полноценно усваивать последующий материал. Отличительной особенностью формирующего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. То есть требую от учащихся только тех знаний, которые предусматриваются определённым этапом овладения учебным материалом. Завышение требований к учебной подготовке, когда знания и умения ещё не сформировались, или наоборот, занижение требований в конце изучения темы приводит к одной из причин необоснованной оценки результатов обучения.
Для повышения объективности оценки мной проводится зачётно-тематический тестовый контроль по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы и систематизированы. Цель такого контроля – выявление уровня овладения основным содержанием темы каждым учащимся и группы в целом. В содержание теста-контроля подбираю такие вопросы темы, которые соответствуют с требованиями к результатам обучения и зафиксированы в программе.
Итоговую проверку усвоения учебного материала планирую таким образом, чтобы можно было проконтролировать усвоение учащимися основных элементов программного материала. Знания по итогам изучения темы оцениваю положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала. В тест включаю вопросы по всем пройденным темам курса.
На уроках использую разные формы тестового контроля. При их разработки опираюсь на методические рекомендации, предложенные иновационно-методическим центром.
Формы тестового контроля относящиеся к I уровню усвоения :
- на опознание;
- различие;
- классификацию.
Для тестов этого уровня необходимым и достаточным условием является то, что вся информация для правильного выбора ответа представлена в самом тесте.
Тестовые задания на опознание – прямо ставится вопрос на узнавание. Задание должно содержать либо утверждение, которое испытуемый должен оценить как истинное или ложное, либо вопрос, на который надо дать однозначный ответ: «да» или «нет», «можно» или «нельзя», «верно» или «неверно» и т.д. В тестовых заданиях на опознание всегда одна существенная операция.
Пример:
- Можно заходить в кабинет информатики в верхней одежде?
Ответы: 1. Да.
2. Нет. Р=1
Эталон: 2.
Тестовые задания на различие – несколько готовых ответов, из которых необходимо выбрать правильный, подчеркнув его или обведя кружком его номер. При составлении заданий данного типа желательно, чтобы было не менее четырёх правдоподобных ответов.
Число существенных операций в тестовых заданиях на различие равно числу объектов (предлагаемых ответов).
Пример:
- Электронная таблица – что это?
Ответы:
- прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
- прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
- устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
- системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц.
Р=4
Эталон: 1) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных
в виде таблицы данных;
Тестовые задания на классификацию – учащемуся предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков. Форма тестового задания на классификацию требует, чтобы испытуемый для каждого варианта ответа из второго списка решил, соответствует ли данный ответ первому, второму и другим элементам первого списка.
Число правильных ответов равно числу сопоставлений и числу существенных операций тестового задания
Пример:
Установите соответствие:
Как называется:
- Поименованная область на диске? а) Транслятор.
- Специальное место на диске, где хранятся
имена файлов, сведения о размере файлов и т.д.? б) Файл.
- Набор вспомогательных программ, предназначен-
ных для передачи данных между устройствами, в) Каталог.
ведению библиотек и т.д.?
- Программы, предназначенные для преобразо- г) Утилиты.
вания программ, написанных на языке програм-
мирования в машинные коды.
Р=4
Эталон: 1б; 2в ; 3г ; 4а.
Формы тестового контроля относящиеся ко II уровню усвоения:
- на подстановку (тесты-подстановки);
- конструктивные (тесты-копии).
Тесты этого уровня предназначены для проверки умения испытуемого воспроизводить необходимую информацию и решать типовые задачи по памяти без «подсказки».
Тестовые задания на подстановку - задания-предложения с пропуском (цифр, формул, ключевого слова), отмеченным точками. Ответ на задание данного типа должен быть предельно лаконичным и однозначным. Число существенных операций равно числу подстановок.
Пример:
Заполните пропуски:
- При щелчке … кнопкой мыши на любом объекте открывается контекстное меню, содержащее набор команд, применимых к данному объекту.
Р=1
Эталон: правой.
- Главное меню открывается щелчком на кнопке …, находящейся на левом краю … задач. Р=2
Эталон: Пуск, панели.
Тестовые конструктивные задания – вид тестового задания, требующий самостоятельного создания (конструирования) ответа. В конструктивных тестовых заданиях от испытуемого требуется воспроизвести целое высказывание, т.е. дать конкретный короткий ответ на вопрос. Число существенных операций в заданиях такого вида равно числу предполагаемых ответов.
Пример:
- Как записывается команда просмотра корневого каталога?
Р=1
Эталон: dir
Тесты можно составлять из заданий разных уровней. Это решаю, исходя из поставленных задач тестирования. При составлении тестовых заданий использую также пиктограммы, таблицы. Тестовые задания разработаны по всем темам курса. Тестирование проводится и на компьютерах, и по опросным листам.
Ведётся разработка тестовых заданий в Power Point. С помощью этой программы можно организовать быстрый контроль (тестирование) усвоения изученного материала. Смену слайдов можно задать в автоматическом режиме на короткое время. Если количество человек в группе превышает количество ПЭВМ, то можно на одном слайде сделать два варианта заданий. Ответы учащиеся представляют в письменном виде с указанием правильного варианта ответа.
Оценивание тестовых заданий ведётся по 2-х бальной системе, правильный ответ 1 балл, неправильный ответ 0 баллов. Для перевода в пятибалльную систему использую коэффициент перевода K= N1/N, где N1 – правильные ответы в тесте, N – общее количество заданий теста.
Оценка «5», если 0,9 ≤ К ≤ 1,0;
«4», если 0,8 ≤ К < 0,9;
«3», если 0,7 ≤ K <0,8;
при К<0,7 положительная оценка не ставится.
По результатам тестирования составляю таблицы учёта выполнения тестовых заданий по темам.
Тема: «Представление информации»
№ п/п | Ф.И. | Задания в тесте | Тестовый балл | Оценка | Замечания | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
1 | Лазарев С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | 5 | - |
2 | Мешков Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 7 | 3 | Виды,свойства информации |
3 | Попов С. | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | 4 | Понятие информации |
Анализ таблицы результатов тестирования позволяет мне определить соответствие отдельных заданий и тестов целям и задачам тестирования, более правильно организовать процесс изучения той или иной темы, учитывая уровень знаний конкретных учащихся. Помогает вовремя выявить пробелы в знаниях, обнаружить причины неуспеваемости, готовить дополнительный учебный материал, корректировать самостоятельную работу учащихся дома посредством индивидуальных заданий, вносить коррективы в методику обучения.
В течение последних лет шла отладка методики проведения тестирования и составления вариантов. Анализ итоговых оценок учащихся позволяет сделать следующий вывод. В классах, где в качестве контроля знаний проводилось тестирование по всем темам курса процент качества знаний выше, чем в классах, где проводилось тестирование реже. Для лучшей наглядности все полученные данные по итогам обучения приведены в виде таблицы и диаграммы.
Использование тестов на уроках приводит к повышению качества знаний учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование тестовых заданий на уроках информатики.
Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную роль в процессе ...
"Тестовый контроль на уроках информатики"
Творческий отчет по теме "Тестовый контроль на уроках информатики"...
Тестовый контроль на уроках информатики как метод диагностики результатов обучения
Предлагаю обобщенный опыт работы по теме "Тестовый контроль на уроках информатики как метод диагностики результатов обучения". Данная работа была представлена на муниципально...
Моделирование тестовых заданий на уроках информатики как средство повышения уровня знаний, умений учащихся, интереса к предмету.
Моделирование тестовых заданий на уроках информатики как средство повышения уровня знаний, умений учащихся, интереса к предмету....
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"
Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"...
Методическая разработка на тему: «Использование тестовых заданий на уроках информатики».
Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс....