«Изучение основ информационной безопасности в школе»
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)
В настоящее время в учебных программах, учебниках, методических пособиях по информатике для средних общеобразовательных школ РФ нашли отражение следующие аспекты проблемы безопасности:
- техника безопасности при использовании компьютера,
- правовая охрана программ и данных,
- защита информации,
- защита Интернет,
- вирусы и антивирусные программы,
- свобода слова и цензура в Интернет,
- соблюдение прав человека,
- искусственный интеллект и безопасность общества,
- зависимость человека и общества от компьютера,
- качество программного обеспечения,
- надежность работы компьютера и безопасность общества.
Эти материалы в основном раскрывают вопросы безопасности компьютерной техники, информационных ресурсов, защиты интересов общества, но не всегда дают ответа на вопрос, как обеспечить личную безопасность в информационном обществе.
Однако информационная культура не сводится к информационным технологиям, она включает мировоззренческий, нравственный, психологический и другие гуманитарные компоненты.
Педагог способен подготовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной, учить защищать свои персональные данные и свой компьютер от вирусов и взлома.
Одним из важнейших преимущество методики преподавания данной темы в том, что в ее основе лежит современный принцип обучения по спирали. Этот прогрессивный способ избавляет от зазубривания правил безопасного поведения в Интернете при устойчивом усвоении изучаемого материала. Главное достоинство такой методики в том, что изучая информационную безопасность по спирали, ученик выполняет одну и ту же задачу не с одним уроком, а с целой группой уроков. И каждую такую группу уроков он изучает в каждом классе несколько раз – то есть в несколько циклов. В каждом цикле перед учеником ставится более сложная задача. Однако, прежде чем на новом витке спирали задача усложнится, у него уже будет устойчивый навык выполнения более простой задачи. Таким образом, устойчивое усвоение нового материала достигается не заучиванием правил безопасного поведения в глобальных сетях и попытками их немедленного использования, а постоянным возвращением к одному и тому же материалу и выполнению все более и более сложных действий с ним.
Управляющая и координационная функции по обеспечению и обучению информационной безопасности в школе возложена на учителя информатики. В связи с тенденциями увеличения значимости обеспечения информационной безопасности в государственной, общественной, экономической и личной сферах, актуальной задачей становится формирование методики обучения основам обеспечения информационной безопасности в профессиональном обучении педагогов, как для обеспечения информационной безопасности учащихся, так и для формирования основ существования человека в информационно опасной среде современного информационного общества в процессе обучения школьников в системе непрерывного образования.
В настоящее время учителя информатики вынуждены постоянно решать ряд проблем, которые возникают у них при проведении уроков по теме «Информационная безопасность» в начальной школе, средних и старших классах. А именно: при проведении курса возникает необходимость создания или поиска дополнительного демонстрационного материала, для организации теоретических и практических занятий, необходимость систематизации большого объема информации и адаптации её к возрасту учеников, начиная с начальной школы и заканчивая учащимися 11 класса, необходимость повышения мотивации учеников при изучении данной темы.
Обозначенные проблемы послужили причиной написания мной данной методической разработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkus_bezop_int.docx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение основ рыночной экономики в школах 1, 2 вида
Внедрение системы профориентационной работы в коррекционной школе I-II вида главным образом нацелено на актуализацию профессионального самоопределения неслышащих учащихся посредством активизации спе...
Описание дидактических игр, используемых на занятиях «Зелёный свет» при изучении основ безопасности движения.
при проведении занятий с младшими школьниками необходимо использовать игровой материал. Предлагаю вашему вниманию описание некоторых проверенных дидактических игр с младшими школьниками при проведении...
«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
Открытый урок во 2 классе по теме "Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...
Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....
«Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
Методические рекомендации и заметки по теме "композиция"...
Сценарий мероприятия по формированию основ пожарной безопасности игра - квест «Школа пожарной безопасности»
Сценарий мероприятия по формированию основ пожарной безопасности...
Статья. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в школе - анализ, проблемы и перспективы учебного предмета
Обеспечение безопасность детей в повседневной жизни - первоочередная задача которую должны решать родители, педагоги. Особенно остро она стоит в городе....