«Изучение основ информационной безопасности в школе»
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)

Вагина Евгения Николаевна

В настоящее время в учебных программах, учебниках, методических пособиях по информатике для средних общеобразовательных школ РФ нашли отражение следующие аспекты проблемы безопасности:

  • техника безопасности при использовании компьютера,
  • правовая охрана программ и данных,
  • защита информации,
  • защита Интернет,
  • вирусы и антивирусные программы,
  • свобода слова и цензура в Интернет,
  • соблюдение прав человека,
  • искусственный интеллект и безопасность общества,
  • зависимость человека и общества от компьютера,
  • качество программного обеспечения,
  • надежность работы компьютера и безопасность общества.

Эти материалы в основном раскрывают вопросы безопасности компьютерной техники, информационных ресурсов, защиты интересов общества, но не всегда дают ответа на вопрос, как обеспечить личную безопасность в информационном обществе.

Однако информационная культура не сводится к информационным технологиям, она включает мировоззренческий, нравственный, психологический и другие гуманитарные компоненты.

Педагог способен подготовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной, учить защищать свои персональные данные и свой компьютер от вирусов и взлома.

Одним из важнейших преимущество методики преподавания данной темы в том, что в ее основе лежит современный принцип обучения по спирали. Этот прогрессивный способ избавляет от зазубривания правил безопасного поведения в Интернете при устойчивом усвоении изучаемого материала. Главное достоинство такой методики в том, что изучая информационную безопасность по спирали, ученик выполняет одну и ту же задачу не с одним уроком, а с целой группой уроков. И каждую такую группу уроков он изучает в каждом классе несколько раз – то есть в несколько циклов. В каждом цикле перед учеником ставится более сложная задача. Однако, прежде чем на новом витке спирали задача усложнится, у него уже будет устойчивый навык выполнения более простой задачи. Таким образом, устойчивое усвоение нового материала достигается не заучиванием правил безопасного поведения в глобальных сетях и попытками их немедленного использования, а постоянным возвращением к одному и тому же материалу и выполнению все более и более сложных действий с ним.

Управляющая и координационная функции по обеспечению и обучению информационной безопасности в школе возложена на учителя информатики. В связи с тенденциями увеличения значимости обеспечения информационной безопасности в государственной, общественной, экономической и личной сферах, актуальной задачей становится формирование методики обучения основам обеспечения информационной безопасности в профессиональном обучении педагогов, как для обеспечения информационной безопасности учащихся, так и для формирования основ существования человека в информационно опасной среде современного информационного общества в процессе обучения школьников в системе непрерывного образования.

В настоящее время учителя информатики вынуждены постоянно решать ряд проблем, которые возникают у них при проведении уроков по теме «Информационная безопасность» в начальной школе, средних и старших классах. А именно: при проведении курса возникает необходимость создания или поиска дополнительного демонстрационного материала, для организации теоретических и практических занятий, необходимость систематизации большого объема информации и адаптации её к возрасту учеников, начиная с начальной школы и заканчивая учащимися 11 класса, необходимость повышения мотивации учеников при изучении данной темы.

Обозначенные проблемы послужили причиной написания мной данной методической разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkus_bezop_int.docx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение основ рыночной экономики в школах 1, 2 вида

Внедрение системы профориентационной работы в коррекционной школе I-II вида главным образом нацелено на актуализацию профессионального самоопределения неслышащих учащихся посредством активизации спе...

Описание дидактических игр, используемых на занятиях «Зелёный свет» при изучении основ безопасности движения.

при проведении занятий с младшими школьниками необходимо использовать игровой материал. Предлагаю вашему вниманию описание некоторых проверенных дидактических игр с младшими школьниками при проведении...

«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Открытый урок во 2 классе по теме "Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Методические рекомендации и заметки по теме "композиция"...

Статья. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в школе - анализ, проблемы и перспективы учебного предмета

Обеспечение   безопасность детей в повседневной жизни  - первоочередная задача которую должны решать родители, педагоги. Особенно остро она стоит в городе....