Рабочая тетрадь "Логика"
методическая разработка по информатике и икт
Данный сборник материалов предназначен для изучения темы «Логика и логические основы компьютера».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_po_logike.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь
по информатике
Логика
ученика ___ класса ____
Каменского лицея
_______________________
Подборка материала:
учитель информатики
Трескова Г. В.
Данный сборник материалов предназначен для изучения темы «Логика и логические основы компьютера». Для решения заданий вам потребуется следующая литература:
- Семакин. Задачник по информатике. 7 – 9 классов.
- Н. Угринович. Информатика и информационно – коммуникационные технологии. Учебник 10 -11 класс.
Глава 1. Основы логики и логические основы компьютера
Тема 1: Основы логики
Задание 1. (3 балла)
Отобразите с помощью диаграммы Эйлера – Венна соотношения между объектами понятий натуральные числа и четные числа.
Задание 2. (3 балла)
Отобразите с помощью диаграммы Эйлера – Венна множество натуральных чисел А и множество не А.
Задание 3. (2 балла)
Определите, что в суждении «Компьютер состоит из процессора, памяти и внешних устройств» является субъектом, предикатом и связкой.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. (5 баллов)
Приведите примеры понятий, суждений, умозаключений и доказательства из различных наук: математики, информатики, физики и химии.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2: Алгебра высказываний
Задание 1. (3 балла)
Запишите определение следующих понятий:
КОНЪЮНКЦИЯ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДИЗЪЮНКЦИЯ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНВЕРСИЯ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИМПЛИКАЦИЯ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭКВИВАЛЕНЦИЯ ______________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. (3 балла)
Запишите таблицы истинности для каждой логической операции, рассмотренной в Задании 1.
Задание 3. (4 балла)
Определите истинность составного высказывания: ( А & В ) &( С v D ), состоящего из простых высказываний.
А = {Принтер – устройство ввода информации};
В = {Процессор – устройство хранения информации};
С= {Монитор – устройство вывода информации};
А = {Клавиатура – устройство обработки информации};.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. (6 баллов)
Какие высказывания А, В, С должны быть истинны и какие ложны, чтобы было ложно логическое выражение (( А v В ) & В)🢥 С. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. (3 балла)
Ниже приведена таблица, левая колонка которой содержит основные логические союзы (связки), с помощью которых в естественном языке строятся сложные высказывания. Заполните правую колонку таблицы соответствующими названиями логических операций.
В естественном языке | В логике |
… и … | |
… или … | |
Неверно, что … | |
… в том и только том случае … | |
… если …, то … | |
… тогда и только тогда, когда … | |
… не … |
Задание 6. (4 балла)
Выделите в составных высказываниях простые высказывания. Обозначьте каждое из них буквой; запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание.
- Число 376 четное и трехзначное.
- Неверно, что Солнце движется вокруг Земли.
- Если сумма цифр числа делиться на 3, то число делиться на 3.
- Число 15 делиться на 3 тогда и только тогда, когда сумма цифр числа 15 делиться на 3.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. (5 баллов)
Найдите значение логических выражений:
(1 v 1) v ( 1 v 0 )=
((1 v 0 ) v 1) v 1 =
(0 v 1) v ( 1 v 0 )=
(0 & 1)& 1 =
1 & (1 & 1)&1 =
((1 v 0) & (1 & 1)) &(0 v 1)=
((1 & 0) v (1 & 0)) v 1=
((0 & 0) v 0) & (1 v 1) =
Задание 8. (5 баллов)
Даны простые высказывания:
А = {2*3=6}, В={2*3=5}
Какие из составных высказываний истинны:
- А
- В
- А & В
- А v В
______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. (6 баллов)
Даны простые высказывания:
А = {Принтер – устройство ввода информации};
В = {Процессор – устройство обработки информации};
С= {Монитор – устройство хранения информации};
А = {Клавиатура – устройство ввода информации}.
Определите истинности составных высказываний:
- (А&В)&(СvD)
- (А&В)🢥(С&D)
- (АvВ)⬄(С&D)
- A ⬄B ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3: Логические выражения и таблицы истинности.
Задание 1. (2 балла)
Запишите алгоритм построения таблиц истинности: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. (6 баллов)
Построить таблицы истинности для следующих формул:
- A v (B v B🢥C)
- A & (B & B🢥C)
- A v (B v B)& A v (B🢥C)
Задание 3. (6 баллов)
Докажите с помощью таблиц истинности равносильность следующих логических выражений:
- (A🢥B)&(A v B)
- (A⬄B)&(A&B)v(A & B)
Тема 4: Логические функции.
Задание 1. (15 баллов)
По данной таблице составить соответствующие функции используя базовые логические функции (конъюнкции, дизъюнкции, инверсии).
Аргументы | Логические функции | ||||||||||||||||
А | В | F1 | F2 | F3 | F4 | F5 | F6 | F7 | F8 | F9 | F10 | F11 | F12 | F13 | F14 | F15 | F16 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Тема 5: Логические законы и правила преобразования логических выражений.
Задание 1. (2 балла)
В алгебре логики имеются ряд законов, позволяющих производить равносильные преобразования логических выражений. Приведите соотношения, отражающие эти законы.
Закон в логике | Название закона |
Задание 2. (3 балла)
Упростите логическое выражение:
(A v B v C) & A v B v C
Задание 3. (3 балла)
Определите Х, если Х v A v X v A = B
Задание 4. (2 балла)
Какое тождество записано неверно:
X v X = 1 ______________________________________________________
X v X v X v X v X v X v Х= 1 __________________________________________
X & X& X& X& X& X = X ___________________________________________
Задание 5. (4 балла)
Определите, каким законам алгебры (сочетательному, переместительному, распределительному, аналогов нет) соответствуют следующие логические тождества:
A v B = B v A ____________________________________________________
(A&B)&C = A&(B&C) ______________________________________________
A v (B&C) = (A v B)&(A v C) _________________________________________
(A v B)&C = (A&C) v (B&C) __________________________________________
Задание 6. (5 баллов)
Логическое выражение называется тождественно – ложным, если оно принимает значение 0 на всех наборах входящих в него простых высказываний. Упростите следующее выражение и покажите, что оно тождественно – ложное.
(A&B&B) v (A&A) v (B&C&C)
Тема 6. Логические основы компьютера
Задание 1. (2 балла)
Зарисуйте основные логические элементы.
Задание 2. (4 балла)
По заданной логической функции построить логическую схему.
F(A,B) = B&A v B&A
Задание 3. (6 баллов)
Существуют 16 логических функций от двух переменных (смотри таблицу выше). Постройте их логические схемы с помощью базовых элементов: конъюнктора, дизъюнктора и инвертора.
Задание 4.
Построить логическую схему одноразрядного двоичного сумматора.
Задание 5. (4 балла)
Какое количество базовых элементов необходимо для реализации 64-разрядного сумматора двоичных чисел.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 7. Решение логических задач.
Задание 1. (10 балла)
По обвинению в ограблении перед судом предстали Иванов, Сидоров и Петров. Следствием установлено:
- Если Иванов не виновен или Петров виновен, то Сидоров виновен;
- Если Иванов не виновен, то Сидоров не виновен.
Кто виноват в ограблении?
Условие: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. (10 балла)
За нарушения правил обмена валюты подозревают четырех человек: Иванова, Петрова, Сидорова и Фомина. Известно что:
- Если Иванов нарушил, то и Петров нарушил правила обмена валюты;
- Если Петров нарушил, то и Сидоров нарушил или Иванов не нарушил;
- Если Фомин не нарушил, то Иванов нарушил, а Сидоров не нарушил;
- Если Фомин нарушил, то Иванов нарушил.
Кто нарушил правила?
Условие: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. (10 балла)
На соревновании по легкой атлетике Андрей, Борис, Володя и Серёжа заняли первые четыре места. Когда девочки стали вспоминать, как эти места распределились между победителями, их мнения разделились:
- Даша – Андрей занял первое место, а Володя - второе;
- Галя – Андрей занял второе место, а Борис – третье;
- Лена – Борис занял четвертое место, а Сережа – второе.
Ася, которая была судьей на соревновании, сказала, что каждая из девочек высказала одно истинное и одно ложное предположение. Как распределились места?
Условие: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Булевые (логические) функции.
Задание 1. (1 балла)
Запишите понятия:
Что собой представляет нормальная форма _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форму называют элементарной конъюнкцией - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формула называется дизъюнктивной нормальной формой ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. (1 балла)
Запишите алгоритм построения СДНФ по таблице истинности. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. (2 балла)
Запишите понятия:
Форму называют элементарной дизъюнкцией - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формула называется конъюнктивной нормальной формой ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. (2 балла)
Запишите алгоритм построения СКНФ по таблице истинности. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. (10 балла)
Три преподавателя отбирают задачи для олимпиады. На выбор предлагается несколько задач. По каждой из задач каждый преподаватель высказывает свое мнение: 0 – легкая задача, 1 – трудная задача. Задача включается в олимпиадные задания, если не менее двух преподавателей отмечают её как трудную. Задача не включается в олимпиадные задания, если все преподаватели отмечают её как трудную. Составьте логическую формулу и соответствующую ей схему устройства, которое на выходе будет давать 1 – если задача включается в олимпиаду и 0 – если не включается.
Задание 6. (10 балла)
Пусть в некотором конкурсе решается вопрос о допуске участника к следующему туру. Жюри состоит из трех человек, один из которых – председатель жюри. Решение положительно тогда и только тогда, когда хотя бы двое членов жюри высказались положительно, причем, среди них обязательно должен быть председатель. Необходимо разработать устройство для голосования, в котором каждый член жюри нажимает на одну из кнопок, «за» или «против», а результат голосования определяется по тому, загорается или нет сигнальная лампочка.
ДЛЯ ЗАМЕТОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...