ЭОР нового поколения
статья по информатике и икт
В данной статье рассматриваются ЭОР нового поколения, в частности, создание интерактивного плаката, рассматриваются основные моменты при его создании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eor_novogo_pokoleniya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивный плакат - ЭОР нового поколения.
Гудкова М.И.,
учитель информатики 1 категории
С каждым годом возрастает потребность в нахождении эффективных средств обучения, которые помогут повысить качество представления учебного материала, заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к обучению, стимулировать мыслительную деятельность и развивать творческое начало. Еще несколько лет назад педагогам приходилось использовать лишь устные объяснения и наглядные пособия, но с развитием информационно-коммуникативных технологий появилась возможность с меньшими затратами времени и ресурсов создавать всевозможные обучающие программы, фильмы, презентации. Кроме того, появилось такое средство, как интерактивный плакат, применение которого призвано в наглядной и доступной форме представить изучаемый на уроках информатики материал.
Многие авторы по-разному раскрывают понятие "интерактивный плакат". Например, по Б.Д. Затынайченко, «интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса»; по М.В. Тюменцевой и О.И. Чикуновой – «презентация, центральный, основной слайд которой содержит краткую тематическую информацию и средства интерактивного управления, позволяющие переходить к различным фрагментам информации, углубляющим и расширяющим первоначальные сведения, другим слайдам и возвращаться обратно по желанию пользователя».
Под интерактивным плакатом будем понимать новое средство представления информации, позволяющее педагогу повысить эффективность учебного процесса, вызвать интерес учащихся к изучению той или иной темы. Интерактивный плакат, в отличие от обычной презентации, включает в себя текстовый, мультимедиа-контент и активные элементы управления содержимым.
По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, дидактический многомерный инструмент (по В. Э. Штейнбергу), где обеспечивается передача определённого объёма информации на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля.
Интерактивный плакат, как УДЕ, может обеспечить:
· индивидуальный темп обучения,
· гибкое реагирование на изменившуюся ситуацию на уроке,
· системный подход в обучении,
· интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков;
· дидактически оправданное применение плаката на обобщающем уроке, когда необходимо обобщение, подведение итогов, проведение с учениками операции анализа, синтеза, классификации и т. д.
Необходимость использования подобных интерактивных средств вызвана тем, что зачастую стандартная презентация не может отразить всех взаимосвязей между изучаемыми и представляемыми на ней информационными процессами и объектами, а только лишь в общих чертах описывает их, не позволяет активно взаимодействовать с элементами предыдущих и последующих слайдов, т.к. имеет линейную структуру. Более того, учителя не всегда достаточно компетентны в создании презентаций, поэтому в них могут быть включены нежелательные мультимедиа элементы (картинки из клипартов, звуковые и анимационные эффекты) отвлекающие учащихся от изучаемого материала. Использование статичных рисунков и фотографий не всегда оправдано, так как их эффективность по сравнению с интерактивными средствами ниже.
Использование мультимедиа-средств, а в данном случае интерактивных плакатов, крайне важно при изучении информатики, так как они обеспечивают наиболее полное восприятие получаемой ими информации. Плакат обладает нелинейной структурой и позволяет отразить имеющиеся взаимосвязи между изучаемыми объектами и процессами, сравнить и сопоставить их, а также содержит в себе пояснения, уточнения, поэтому его использование является результативным.
Очевидно, что интерактивный плакат как средство обучения информатики должен отвечать определенным критериям:
- Тема плаката должна соответствовать теме урока и учебному плану в целом, и кроме того, типу урока.
- Небольшое количество слайдов, первый из которых освещает тему плаката, содержит в себе интерактивные инструменты, элементы управления и ключевые понятия.
- Возможности плаката должны быть обусловлены поставленными педагогическими целями и задачами.
Интерактивный плакат в процессе использования должен реализовывать такие возможности, как:
- Неоднократное использование, наличие основного блока информации, работа с которым будет проходит на протяжении изучения той или иной темы.
- Наличие дополнительной наглядности в виде разворачивающихся блоков, анимированных вставок.
- Наличие интерактивных инструментов, позволяющих выделять определенные части плаката, например, ручки, маркеры и т.п.
- Наличие активных областей, реагирующих на наведение курсора или щелчок мыши.
- Присутствие элементов для автоматизации действий с плакатом.
Кроме того, плакат должен иметь четкую структуру. В ней должна сохраняться последовательность и ясность, иначе плакат перестанет выполнять отведенную ему функцию.
В качестве элементов интерактивного плаката могут выступать:
- опорные конспекты;
- многоуровневые задачники;
- иллюстрации и видеофрагменты;
- справочники.
Важно, чтобы все составляющие плакат элементы были объединены в единое целое.
Многие российские компании, например, «Новый диск», «Кирилл и Мефодий» и др., занимающиеся разработкой программного обеспечения для реализации образовательных программ, предлагают свои продукты: электронные учебники, тренажеры, виртуальные лаборатории и т.д., но не каждое образовательное учреждение имеет возможность приобрести данное программное обеспечение, кроме того, материал, который в нем представлен, не всегда будет соответствовать той или иной учебной программе, поэтому у педагогов возникает необходимость своими силами создавать различные мультимедиа-средства обучения, в том числе, интерактивные плакаты.
Для успешного создания учебных интерактивных плакатов учитель должен обладать определенными навыками работы с компьютерными программами и интернетом. Для создания плакатов могут быть использованы такие продукты, как MS Power Point, SMART Notebook, Adobe Flash и другие. Все они позволяют добавлять и видоизменять элементы плаката, наполнять его необходимым материалом. При создании интерактивных плакатов в большинстве случаев предпочтение отдается MS Power Point , так как данный продукт является наиболее доступной и знакомой педагогам и школьникам программной средой. Кроме указанных выше приложений, педагог может использовать различные онлайн-сервисы для создания презентаций и интерактивных плакатов.
Интерактивные плакаты можно использовать при изучении разнообразных информационных объектов и явлений, так как они универсальны, помогают последовательно изложить учебный материал, раскрывая ключевые моменты в более удобной форме за счет различных элементов управления. Например, при наведении курсора на какое-либо неизвестное ученикам понятие, в отдельном всплывающем окне будет показано его определение, а к рисункам могут быть сделаны анимированные подписи.
Прежде чем приступать к созданию плаката, необходимо:
- Определить тему плаката;
- Поставить цель и задачи;
- Собрать необходимые мультимедиа-материалы;
- Продумать структуру будущего плаката, определить взаимосвязи элементов и расположение тех или иных мультимедиа-объектов.
Интерактивный плакат зачастую имеет многоуровневую структуру. При создании плаката следует придерживаться определенных правил.
Первый слайд, как правило, является основным. На нем размещается тема плаката, опорные понятия, графические элементы. Важно не перегружать основной слайд информацией, так как это усложняет ее восприятие и ученикам будет нелегко сориентироваться в представленном материале. На первом слайде также возможно размещение графических форм с поясняющим текстом, которые изначально не видны на плакате и появляются при совершении определенного действия, например, при наведении курсора на какой-либо объект или щелчке мышью. Естественно, нельзя забывать о том, что данные элементы должны сворачиваться, чтобы не перекрывать доступ к другим элементам основного слайда.
При необходимости создаются дополнительные слайды (второго уровня), переходы к которым будут осуществляться с первого слайда. На данных слайдах возможно добавление текстовых блоков, таблиц, поясняющих рисунков, видеофайлов, анимации и т.п. Таким образом, осуществляется более подробное раскрытие тех или иных понятий, которые можно увидеть на первом слайде. Для удобного перехода к основному слайду или переключению между слайдами второго уровня необходимо добавление управляющих элементов (кнопок).
При необходимости может быть создана еще одна серия слайдов (третьего уровня), но в таком случае необходимо тщательно продумать структуру плаката, чтобы избежать нелогичности и перегруженности материалом.
Не менее важен грамотный выбор цветовой гаммы. Она должна быть подобрана таким образом, чтобы все элементы плаката были различимы, то есть цвет фона не должен совпадать с цветом других элементов. Кроме того, нежелательно использование слишком ярких цветов, которые будут вызывать раздражение и ухудшать восприятие материала.
Итак, интерактивный плакат - электронное образовательное средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на управляющие действия пользователя. В интерактивном плаквте используются различные интерактивные элементы: ссылки, кнопки перехода, области ввода данных и др., которые обеспечивают возможность взаимодействия пользователя и содержания плаката.
2. Интерактивный плакат, в отличие от презентации, характеризуется возможностью нелинейного его использования и его интерактивностью - способностью реагировать на действия пользователя.
3. Главная функция интерактивного плаката - обеспечить высокий уровень наглядности, причем информация предъявляется не сразу, а раскрывается в соответствии с действиями пользователя, что, кроме всего прочего, еще и позволяет варьировать глубину погружения в тему.
4. Технические возможности ИП определяются теми целями и задачами, которые ставят перед собой их разработчики:
- узкоцелевое назначение (ориентация на конкретную, достаточно узкую аудиторию) будет ориентировано на уровень и технические возможности этой аудитории или школы;
- предназначенный для широкого использования ИП будет ориентированться на технические возможности, наиболее распространенные у пользователей
И в заключение можно отметить, что с помощью интерактивного плаката у учителя появляется возможность представить материал в целостном виде, не обходя стороной главные вопросы и подробно раскрывая содержание изучаемой темы. Его использование поможет учащимся в увлекательной и доступной форме ознакомиться с новым материалом, усвоить ключевые понятия, общие биологические закономерности. Грамотно составленный интерактивный плакат может стать одним из самых эффективных средств обучения биологии.
Список источников:
- Жаренов, А.В. Применение интерактивных плакатов в предметной деятельности педагога [Текст] / А.В.Жаренов // X Масловские чтения: сборник научных статей. – Мурманск: МГГУ, 2012. – С. 237–239
- Затынайченко, Б.Д. Использование интерактивного плаката как средства тематического погружения в мультимедийную среду обучения [Электронный ресурс] / Б.Д.Затынайченко //http://gigschool09.narod.ru/opyt/opyt_zat/oz1.html.
- Тюменцева, М.В. О структуре интерактивного плаката [Электронный ресурс] / М.В.Тюменцева, О.И.Чикунова //http://www.rae.ru/forum2011/95/143.
- Технология конструирования интерактивного плаката; http://didaktor. ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/
- Технология укрупненных дидактических единиц; http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/matematika/library/tekhnologiya-ude-ukrupnenie-didakticheskikh-edinits
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"
ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....
Сценарий выступления агитбригады «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ»
На сцену выходят все члены агитбригады. Одни одеты в черное, другие - в белое.ВЕРОНИКА: Вас приветствует агитбригада «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ» ПЕСНЯ №1 «ВАРШАВЯНКА»...
Сценарий выступления агитбригады «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ»
На сцену выходят все члены агитбригады. Одни одеты в черное, другие - в белое.ВЕРОНИКА: Вас приветствует агитбригада «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ» ПЕСНЯ №1 «ВАРШАВЯНКА»...
«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...
Методическая разработка к педагогическому совету «Шпаргалки поколения Z. Как воспитывать детей нового поколения?»
Методическая разработка к педагогическому совету «В одно окно смотрели двое» Стратегия работы с детьми девиантного поведения....
Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...
Учебники нового поколения – составляющая перехода на новый стиль образования
Из опыта апробации учебника-хрестоматии «Литература» (5 – 8 классы)» Г. С. Меркинаи «Литература» (9 класс) С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева (издательство «Русское слово»)...