Методическая разработка урока по теме "Файлы и файловые структуры"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)
В настоящее время, понятие «грамотность» включает в себя и компьютерную грамотность. И чем раньше человек овладеет ею, тем больше возможностей он получит для своего дальнейшего развития.
Чтобы мы не делали, работая с компьютером, мы всё время имеем дело с файлами. Все программы и данные в компьютере хранятся на жестком диске в виде файлов. Их очень много. Очевидно, что если навести порядок в их хранении, то нужную информацию найти практически невозможно. Нужна какая-то организация, а у всякой организации есть структура. Поэтому тема «Файлы и файловая структура» занимает важное место в курсе информатики и целесообразно её изучение в виде комбинированного урока.
В ходе этого урока освоение основных понятий информатики проходит успешнее, используются задания в занимательной и различной форме.
Для того чтобы сохранить интерес к урокам информатики, нужно построить урок так, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким и воспитывающим. Этого можно достичь, используя на уроке различные активные методы и ИКТ, тем самым, повышая наглядность, доступность изложения материала, облегчая труд современного учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faylovaya_struktura.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования мэрии г. Новосибирска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 48»
Т.А.Шенкнехт
Файлы и файловые структуры
Методическая разработка урока
г.Новосибирск,2018
Содержание
Введение 3
1. Обоснование принципов отбора содержания 4
2. Технологическая карта урока 5
3. Ход занятия 6
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Приложения 14
Введение
В настоящее время, понятие «грамотность» включает в себя и компьютерную грамотность. И чем раньше человек овладеет ею, тем больше возможностей он получит для своего дальнейшего развития.
Чтобы мы не делали, работая с компьютером, мы всё время имеем дело с файлами. Все программы и данные в компьютере хранятся на жестком диске в виде файлов. Их очень много. Очевидно, что если навести порядок в их хранении, то нужную информацию найти практически невозможно. Нужна какая-то организация, а у всякой организации есть структура. Поэтому тема «Файлы и файловая структура» занимает важное место в курсе информатики и целесообразно её изучение в виде комбинированного урока.
В ходе этого урока освоение основных понятий информатики проходит успешнее, используются задания в занимательной и различной форме.
Для того чтобы сохранить интерес к урокам информатики, нужно построить урок так, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким и воспитывающим. Этого можно достичь, используя на уроке различные методы и ИКТ, тем самым, повышая наглядность, доступность изложения материала, облегчая труд современного учителя.
1.Обоснование принципов отбора содержания
Описание места урока в образовательном процессе
Урок (45 мин.) в 7 классе в ходе изучения курса информатики, соответствует разделу «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Также может быть использован на любом уроки информатики и может быть полезен любому пользователю ПК.
Комбинированный урок играет ведущую роль в решении задач образования, воспитания и развития обучающихся, в усвоении ими основного содержания. На данном уроке решается комплекс взаимосвязанных задач: изучение нового материала, его закрепления, повторения и проверки ранее изученных знаний, на базе которых строится усвоение нового содержания.
Соблюдаются требования ТБ и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером. В качества раздаточного материала используются карточки с текстовыми заданиями, практическая работа.
Для подготовки учащихся к восприятию нового материала, активизации их умственной деятельности в качестве мотивационного начала урока в течение 3-5 минут проводится фронтальная беседа. Изложение нового материала проводится с применением современных компьютерных технологий. Для закрепления и проверки знаний проводится практическая и тестовая работа.
Познавательная деятельность обучающихся на уроке стимулируется переходом от одного вида деятельности к другому: участие в беседе, работа в парах, практическая работа. Она реализуется на следующих этапах учебной деятельности студентов: просмотр слайдов, работа с терминами, формулирование выводов, выполнение практической работы, краткие записи в тетради. Такой урок обеспечивает развитие познавательной деятельности, даёт возможность проявить себя, заставляет работать в напряженном ритме, что стимулирует умственную активность, вырабатывает умение учиться и формирует метапредметные навыки.
Использование на уроке ИКТ обеспечивает научную организацию труда учителя на современном уровне.
Описание информационных источников
На данном уроке используются:
1. Презентация «Файлы и файловая структура».
Большую помощь в развитии и поддержки мотивации оказывает использование мультимедийных презентаций. Использование на данном уроке мультимедиа-технологии увеличивает наглядность обучения, вызывает у обучающихся интерес, а также включает в себя поэтапный показ информации в виде картинок, текстов, благодаря введенной в программу анимации позволяет в регулируемом режиме делать акценты на наиболее важную информацию. Дает возможность возвращаться (по мере необходимости) к пройденным этапам, перемещать объекты, работать с цветом, добавлять комментарии к текстам, рисункам и схемам, выделять ключевые области. К тому же тексты, рисунки или схемы можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока.
2. Тестовая программа написана на языке гипертекстовой разметки HTML с применением java-script, открывается в Internet Explorer — предназначенная для проверки знаний по подготовленным учителем тестам.
Для закрепления и проверки знаний проводится тестовая проверочная работа. При использовании такой технологии полностью сохраняется педагогическая доминанта, и учитель ни на минуту не исключается из учебного процесса. При этом в полной мере могут быть учтены и дидактические задачи, и творческие интересы педагога, и особенности группы, и индивидуальные склонности каждого ученика. То есть она позволяет расширить вариативность информационного и учебно-методического обеспечения урока и полнее реализовывать принципы личностно - ориентированного образования.
2. Технологическая карта урока
Предмет | Информатика, 7 класс | ||
Тема занятия, количество часов | Файлы и файловые структуры, 45 минут | ||
Вид занятия: | Комбинированный урок | ||
Цели урока: | Образовательная: | Развивающая: | Воспитательная: |
- актуализировать знания о понятии «файл», «имя файла», «тип файла», «действия над файлами»; -познакомить обучающихся с понятиями: «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла»; - проверить первичное понимание понятий. . | - способствовать формированию навыков: - устанавливать причинно-следственные связи. -способствовать формированию умений: - осуществлять планирование своих действий, выбирать наиболее рациональное их сочетание и чередование с учетом вида работы; - формировать и развивать умения анализировать; -применять ранее полученные знания в новых ситуациях. воспитывать отношение к компьютеру, как инструменту информационной деятельности человека. | - формировать у обучающихся опыт равноправного сотрудничества в процессе обучения; - стимулировать познавательный интерес, - способствовать организации собственной деятельности. - воспитывать самостоятельность выполнения практических заданий на компьютере. | |
Методическая: | Показать эффективность разработки урока по данной теме для выработки умения учиться, развития ответственности, активности, формирование метапредметных навыков | ||
Основные понятия, термины | Файловая система, файловая структура: одноуровневая и многоуровневая, навигация по файловой структуре. | ||
Формы работы учащихся: | фронтальная, индивидуальная, практическая. | ||
Внутрипредметные связи: | «Программное обеспечение», «Пользовательский интерфейс». | ||
Оснащенность занятия: | Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор; аудиоколонки., интерактивная доска. Программное обеспечение: Приложение Microsoft PowerPoint, проигрыватель Windows Media., тестирующая программа, ОС MS Windows 8.1. Раздаточный материал, опорный конспект, инструкции. | ||
Планируемые результаты: | Предметные: - понимать понятия «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла»; - представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними; - уметь объяснять понятия. Личностные: -понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных; - воспитание положительной мотивации к учению, формирование интереса к изучению информатики. Метапредметные: умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве; умение сравнивать, анализировать полученную информацию, находить необходимую информацию в источниках, формирование навыка монологической и диалогической речи. | ||
УУД | Личностные УУД: -самоопределение, смыслообразование; - развитие познавательных интересов и учебных мотивов; -умение находить ответ на вопрос; формирование границ собственного знания и незнания; -формирование адекватной позитивной самооценки личности, -самоуважения и самопринятия; -оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностно- моральный выбор. Регулятивные УУД: -принятие и сохранение учебной задачи; -внесение необходимых корректив; -оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив; контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; -осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя. Коммуникативные УУД: -понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; - участие в коллективном обсуждении проблем; - оценка своей деятельности и деятельности других людей; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; формулирование собственного мнения. Познавательные УУД: -построение речевого высказывания; - выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. -анализ объектов и синтез. -поиск разнообразных способов решения задач; -анализ объектов с целью выделения признаков, -использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; -осуществление поиска необходимой информации; -выделение информации из текстов; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
3. Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
I.Организационный момент (2 мин.) - проверка готовности к занятию; - проверка присутствующих. | Цель: Создать благоприятную атмосферу на уроке. Метод: беседа c использованием упражнения «Улыбнемся друг другу» | |||
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас сегодня видеть, надеюсь, что занятие пройдет интересно и плодотворно. Давайте, подарим улыбку друг другу: сперва дарим мы улыбку соседу по парте, затем своим одноклассникам с соседнего ряда, потом тем, кто сидит на следующей парте. После этого в тетради на полях, рядом с изобразите смайлик, который отражает ваше сегодняшнее настроение. | Организуются, настраиваются на учебную деятельность. Улыбаются соседу по парте, одноклассникам, учителю. Рисуют смайлик на полях | |||
II. Ответы на вопросы учащихся по предыдущему материалу (1 мин.) | - С какой темой мы познакомились на прошлом уроке. - Какие вопросы у вас возникли по предыдущему материалу? Что было непонятно? | Задают вопросы. | ||
III. Проверка знаний, умений по предыдущему материалу. (7 мин.) | Метод: графический диктант | |||
Проверим, как вы подготовились по предыдущему материалу. Это будет графический диктант (см. приложение 1) Я объясняю правила. Я читаю предложение два раза; вы рисуете арку вверх, если предложение правильное; вы рисуете арку вниз, если предложение неправильное. Давайте начнем. Сейчас я предлагаю Вам обменяться листочками с ответами и выполнить проверку соседа по парте. Для этого посмотрите эталон ответов. Сравните его с работой и посчитайте количество верных ответов. | Работают индивидуально (письменно). выполняют задания на листочках. Взаимопроверка | |||
IV. Актуализация опорных знаний. (5 мин) | Метод: фронтальная беседа . | |||
Внимание на экран: 1 Что вы видите на экране? 2.Как вы различаете файлы и папки? 3.. Назовите из них папки? Файлы? 4 Что такое файл? | Отвечают на вопросы: На экране отображены папки, файлы, ярлыки. | |||
- Вы знаете, что и программы и данные в компьютере хранятся на жестком диске в виде файлов. Их очень много. Очевидно, что если навести порядок в их хранении, то нужную информацию найти практически невозможно. Нужна какая-то организация, а у всякой организации есть структура. Как можно сформулировать тему урока? | Ставят цель урока: - углубить знания о файлах и файловой структурой диска; - сформировать навыки создания папок и файлов. | |||
V. Изучение нового материала. (10 мин.) | Метод: беседа с демонстрацией учебного материала, лекция. (Изучение сопровождается презентацией «Файлы и файловые структуры») | |||
Тема нашего урока «Файлы и файловая структура». План урока: 1.
2. Решение задач 3. Самостоятельная работа за ПК. 4.Тестирование. (см. приложение 4) (Объяснение темы урока (см. Приложение 2 и презентацию) | Записывают число, тему и урока в тетради. Записывают опорный конспект | |||
VI Физкультминутка (1 мин.) | Активный метод релаксации Давайте проведем алгоритм- физкультминутку. Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба. mp3, гимн. doc, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt. Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу: Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 7 классleto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc | Выполняют алгоритм - физкультминутку | ||
VII. Закрепление изученного материала. (12мин.) | Метод: 1) метод упражнений; 2) самостоятельная работа за компьютером (работа индивидуально или в парах, в зависимости от количества имеющихся компьютеров и наличия обучающихся), 3) тестирование. | |||
А теперь для закрепления, изученного выполним несколько упражнений. Посмотрите на слайд и выполните следующие упражнения: 1. Запишите полные имена всех файлов 2. Пользователь работал с каталогом C:\Физика\Задачи\Механика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен, в котором находится файл Вопросы.doc. Каков путь к этому файлу? 3. Учитель работал в каталоге D:\Уроки\7 класс\Практические работы. Затем перешёл в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Презентации и удалил из него файл Введение.ppt. Каково полное имя файла, который удалил учитель? | Выполняют данное задание со слайда. Ответ: C:\Мои документы\Иванов\ QBasic.doc C:\Мои документы\Петров\ Письмо.txt C:\Мои документы\Петров\ Рисунки\Море.bmp C:\Фильмы\ Интересный фильм.avi Полный путь к файлу имеет вид: C:\Физика\Экзамен Полное имя удалённого файла: D:\Уроки\7 класс\Презентации\Введение.ppt | |||
Садитесь за компьютер и приступайте к выполнению практических заданий. (см. приложение 3 ) | Садятся за компьютеры и приступают к выполнению практических заданий. | |||
2. Тестирование (см. приложение 4) А для того, чтобы оценить себя самостоятельно, мы выполним тестовую работу. На рабочем столе откройте папку «Тест» и запустите его. | Выполняют тест | |||
VIII Домашнее задание, инструктаж (2 мин.) | Цель: закрепление и применение полученных знаний, развитие творческих способностей. Дома повторить изученный материал, воспользовавшись конспектом и учебником §2.4. На выбор: Составить структуру управления школой с помощью вложенных папок или сочинить историю из 5 предложений с понятиями: файл, тип файла, полное имя файла, путь к файлу, каталог, дерево и иерархическая структура. | Записывают дом. задание | ||
IX. Рефлексия Подведение итогов (5 мин.) - подведение итогов; -выставление оценок, комментирование. | Цель: определение результатов работы, фиксирование успехов и затруднений у учащихся. | |||
Подводя итог нашего урока, скажите все ли поставленные цели были выполнены? -Что еще нового вы узнали на уроке? Давайте дадим характеристику файлу. Для этого составим Синквейн. -Кто скажет, что это такое? Файл - Тематический, именной Хранит, передает, объединяет Файл – это именованная область внешней памяти. Папка. Давайте дадим характеристику нашему уроку Урок – (какой?) интересный, познавательный (что делали?) составляли, отвечали, работали (обобщение в одном предложении) Повторяли файлы и файловую систему (описать одним словом урок КАК?) Интересно! Оцените свою работу на уроке по шкале успешности. (см. приложение 5) Надеюсь знания и умения, которые вы получили пригодятся вам в дальнейшем. Спасибо вам за интересный урок и за вашу работу. Мне было приятно с Вами работать. Урок окончен. Благодарю всех за внимание! | Да Познакомились с понятиями путь к файлу, полное имя фала, научились строить иерархическую структуру. пятистрочник Работают со шкалой успешности |
Заключение
Данный урок обеспечивает развитие познавательной деятельности обучающихся, даёт им возможность проявить себя, заставляет работать в напряженном ритме, что стимулирует умственную активность. Урок прошел живо и интересно, он носит практический характер и реализует принципы новизны и научности.
Ребята показали хорошее владение компьютером. На уроке были созданы условия, побуждающие учащихся к активной деятельности через востребованность своих знаний, которые коллективными усилиями были классифицированы и заняли своё место в коллективном знании.
Для стимулирования мыслительной деятельности обучающихся их внимание акцентируется на теме в ходе диалога. В результате учащиеся проявили хорошую степень усвоения учебного материала: по итогам тестовой работы 60% получили «5», 40%- «4».
Это доказывает, что цели урока были достигнуты.
Список используемой литературы
1.Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса, -М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017.-224 с.
2. Босова Л.Л., Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса, - М: Бином. Лаборатория знаний, 2017.-200 с.
http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php
https://moi-universitet.ru/index.php?route=account/login
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Графический диктант
- Первый компьютер был создан в 1945 г. в США.
- Центральным устройством компьютера является процессор.
- Процессор не обрабатывает поступающие нему электрические сигналы.
- Основной частью персонального компьютера является монитор.
- Системный балок, клавиатура, мышь и монитор образуют минимальный комплект устройств, обеспечивающих работу компьютера.
- Совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере, называют программным обеспечение компьютера.
- Системное ПО включает в себя только сервисные программы
- Офисный пакет OpenOffice.org является свободным программным обеспечением.
- Компьютерный вирус-это специально написанная вредоносная программа, способная нанести ущерб данным на компьютере или вывести его из строя.
- Основными характеристиками процессора являются тактовая частота и разрядность.
Приложение 2 (лекция)
Файлы и файловая система.
Вся информация в компьютере хранится в памяти в виде файлов, т. е. совокупности однотипных данных, хранящихся на внешнем носителе под одним именем. Хранение данных разного типа в одном файле приводит к резкому увеличению используемой памяти.
Имя файла состоит из двух частей: собственного имени и своего расширения, отделяемого точкой.
Именно по расширению можно определить, какие типы данных хранятся в данном файле и при помощи каких программ они создавались.
Файлы объединены в особые структуры - в каталоги, директории, папки. Эти названия означают одно и тоже, просто произошли в разное время. Каталогом (директорией) называют совокупность файлов, выполняющих какую-либо единую задачу и использующих иерархическую структуру. Данная структура позволяет располагать сотни файлов на одном диске в строго определенном порядке в пределах одного подкаталога.
Другой характеристикой является путь к файлу, он представлен в виде последовательности, состоящей из имен каталогов, которые необходимо пройти, перемещаясь по дереву каталогов, начиная от текущего каталога до искомого, чтобы добраться до каталога, в котором непосредственно хранится файл. Полное имя файла - это последовательность из имени дисковода, пути к файлу от корневого каталога и имени файла, разделенные косой чертой.
Файловая система - это часть операционной системы, основное назначение которой - обеспечение пользователю удобного интерфейса при работе с данными, хранящимися на диске, и возможности совместного
Действия над файлами
Над файлами можно производить следующие основные операции: копирование, перемещение, удаление, переименование и пр.
Приложение 3
Практическое задание
1.На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ.
2. В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА.
3. По полным адресам файлов найти их в компьютере и скопировать в соответствующие папки
1) C:\Информатика\Урок\Конспект.doc
2) C:\Новый год\Елки2.mp3
3) C:\Рисунки\Пингвин.jpg
4. Переименовать файлы: 1) в Инструкция, 2) в Елки1, 3) в Птицы.
Приложение 4
ТЕСТ «Файлы и файловая структура»
Введите вашу фамилию:
Файл- это...
объект в виде совокупности данных, хранящихся во внешней памяти компьютера
команда запуска
группа программ
часть дискеты
Расширение имени файла указывает на ...
тип файла
как запустить программу
какой объём информации содержится в файле
имя файла
Выбери правильное имя файла
BABY.EXE
B?Y.BABY
EXE.+2
DOC EXE
Расширение имени файла может состоять...
из 8 символов
его вообще нет
из команды-выход-
чаще всего до 3 символов
Каталог – это:
поименованная совокупность файлов и подкаталогов
поименованная область внешней памяти
часть ОС
хорошая вещь
Windows-приложения это:
компоненты Windows
калькулятор, Блокнот, Графический редактор
документы по Windows
DOS-программы
Экран монитора называют:
окно Windows
рабочий стол Windows
панель Windows
обои Windows
Значки свернутых программ находятся:
на рабочем столе
в главном меню
на панели задач
на панели индикации
Чтобы просмотреть содержимое окна, не поместившегося в рабочую область, нужно воспользоваться:
заголовком
полосой прокрутки
строкой меню
кнопкой Свернуть
Файловая структура
совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними
функциональная часть ОС, обеспечивающая выполнение и операций над файлами
контекстное меню
совокупность файлов
Приложение 5
Шкала успешности
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
«Я» 1 –работал
2- допускал ошибки
«МЫ» 1- мне помогли одноклассники
2- учитель
3- я одноклассникам
«ДЕЛО» 1-понял материал
2.узнал больше, чем знал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики " Файлы и файловые структуры"
Урок информатики с применением ЦОР.Цель урока:Дать учащимся общие представления о файлах и файловых структурах.Тип урока: урок изложения нового материала.Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, ...
Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна, учитель английского языка
Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна...
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»
Данный урок "Тема, основная мысль и структура текста" разработан в соответствии с ФГОС....
методическая разработка урока ОБЖ по теме Структура Вооруженных Сил
План конспект -урока по ОБЖ : Структура Вооруженных Сил...
Методическая разработка урока по экологии "Структура сообщества". 10 класс
Разработка урока на основе программы по экологии автора В.В.Пасечник. Данный урок знакомит обучающихся с особенностями видовой, морфологической, пространственной, трофической структуры эко...
Методическая разработка урока на тему "Сравнение грамматических структур Past simple/Past continuous"
Пример методической разработки урока с фокусом на обучение грамматике (Past simple/Past continuous), учебник Challenges.Педагогические технологии: коммуникативная, личностно-ориентированная, груп...
Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»
Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку проблема соотношения доходов и расходов в услови...