Эссе на муниципальный конкурс "Учитель года 2015"
материал по информатике и икт
Хотела ли я быть учителем с детства? Скорее это желание пришло незаметно. Благодаря учителю математики Бычковской Нине Павловне появилась любовь к математике и точным наукам, я была у нее помощником, когда мои одноклассники сдавали зачеты, а в день самоуправления у меня появился шанс занять место педагога. В школе тесты показали мою склонность к профессиям в двух направлениях – «человек - человек» и «человек – знаковая система». Сложилось так, что мне не пришлось выбирать, закончив 9 классов, я поступила в педагогический колледж им. Ф В. Гладкова в г. Сретенск, выбрав специализацию учителя математики. После окончания по направлению поехала работать в г. Борзя. Я окунулась в настоящую жизнь учителя. Конечно, сначала было немного страшно. Ведь нужно не просто отвести урок, а построить его так, чтобы ученик прочно овладел знаниями, да и вообще подготовить ученика к взрослой жизни. И тогда я начала искать свои педагогические направления. Много литературы я перебрала: учебной, методической, педагогической. Часто обращалась за советом к опытным учителям, а часто просто наблюдала, размышляла и делала выводы. Видела ошибки других учителей. Запоминала их, чтобы не совершать их самой. Часто сама допускала ошибки, и на них же училась.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._esse.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Я - учитель»
Многому я научился у своих наставников,
ещё более - у своих товарищей,
но более всего - у своих учеников.
Талмуд
Хотела ли я быть учителем с детства? Скорее это желание пришло незаметно. Благодаря учителю математики Бычковской Нине Павловне появилась любовь к математике и точным наукам, я была у нее помощником, когда мои одноклассники сдавали зачеты, а в день самоуправления у меня появился шанс занять место педагога. В школе тесты показали мою склонность к профессиям в двух направлениях – «человек - человек» и «человек – знаковая система». Сложилось так, что мне не пришлось выбирать, закончив 9 классов, я поступила в педагогический колледж им. Ф В. Гладкова в г. Сретенск, выбрав специализацию учителя математики. После окончания по направлению поехала работать в г. Борзя. Я окунулась в настоящую жизнь учителя. Конечно, сначала было немного страшно. Ведь нужно не просто отвести урок, а построить его так, чтобы ученик прочно овладел знаниями, да и вообще подготовить ученика к взрослой жизни. И тогда я начала искать свои педагогические направления. Много литературы я перебрала: учебной, методической, педагогической. Часто обращалась за советом к опытным учителям, а часто просто наблюдала, размышляла и делала выводы. Видела ошибки других учителей. Запоминала их, чтобы не совершать их самой. Часто сама допускала ошибки, и на них же училась.
Но одного образования мне было недостаточно, и я поступила на физико-математический факультет педагогического университета по специальности информатика.
Я очень люблю свою работу и свою школу. Моя школа – та, в которой я училась. Моя школа – та, в которую я вернулась через тринадцать лет и в которой работаю в настоящее время. Это Шелопугинская средняя школа.
За что я люблю свою работу? За бессонные ночи? За бесконечные переживания? За нескончаемые ученические тетради? Наверное, и за это. Но главное - за то, что ежедневно вижу счастливые лица детей, за то, что могу наполнить добротой, красотой каждое мгновение их жизни. Люблю за радость общения с ними, за то, что в трудные минуты моей жизни, когда не было сил просто жить, именно они вселяли веру в будущее своей непосредственностью, открытостью, добротой, за то, что они просто были рядом и подставляли мне свое плечо.
Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Задачи, которые я перед собой ставлю:
1) работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций;
2) выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития. Для успешного достижения этих задач и применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей класса, групп и отдельного ребенка.
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Школа - это место, где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Если перестал удивлять – сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это – особая страна. Это – школа.
И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадной до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренней, искренней с собой, с подругой, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивой, чтобы не пройти рядом с чужой болью. И для этого я прошу у неба здоровья, терпения, мужества и стойкости. В той жизни, которую я выбрала сегодня, их надо много. Очень много.
Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.
Вот уже около двадцати лет я работаю в школе с детьми. Это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, тем не менее, я прекрасно понимаю, что нужно еще многое сделать. Нужно многое изучить в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться.
В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу.
В первые годы работы с детьми для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена детьми и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – второй мой принцип.
Следующий принцип – это принцип воспитания системы ценностей, нравственных ориентиров, воспитание таких качеств, как истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие которых формируется духовная культура человека.
Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип комфортности обучения и воспитания.
Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если после звонка ребята со мной, а не бегут «сломя голову» в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии.
Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию, к знаниям. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в институте, о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание.
Седьмой принцип – сотрудничество. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит, есть оно – сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания.
Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.
Я преподаю математику и информатику. XXI век – век информационных технологий. Это определяет ведущую роль информационно-коммуникационных технологий на уроке. Современный учитель обязан активно использовать ИКТ в профессиональной деятельности. Использовать не только в учебном процессе, но и для самообразования. Огромное количество появившихся статей, программ, сервисов сети Интернет позволяют современному учителю использовать эти ресурсы на всех этапах учебного процесса – планировании, организации материала, проведении занятия, дистанционной работе с учащимися, а также пополнять, совершенствовать свои знания, формировать новые умения, оттачивать навыки работы с ИКТ.
Сегодня компьютер с выходом в сеть Интернет имеет практически каждый учащийся. В основном он используется для игр, общения со сверстниками, иногда для поиска информации. Моя главная задача как учителя информатики XXI века – помочь своим ученикам освоиться в новой среде, научить использовать возможности сети Интернет для успешного обучения. Быть успешным – значит быть счастливым, востребованным, но в то же время любознательным, способным к самостоятельному поиску, усвоению информации.
Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности.
В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Каждый год нужно вносить коррективы в изучаемый материал, быть в курсе всех новинок техники и программного обеспечения, ведь часто дети задают вопросы о новой программе или просят рассказать о новой марке телефона. Иногда я не могу ответить на их вопросы, но это только подталкивает меня к самообразованию. Учиться и уметь применить свои знания – вот заповеди человека, желающего стать профессионалом своего дела.
И снова звенит звонок, возвещающий о том, что урок окончен. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Уже новый век. Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
- дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
- содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;
- вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
- воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
- стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? Но я твердо усвоила за эти годы: мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя - выявить одаренность каждого ученика. Моя задача - помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Собственный педагогический опыт стараюсь распространять через выступления на заседаниях школьного и районного методических объединений, конференциях, педчтениях.
Свою роль как учителя информатики я вижу в том, чтобы снабдить учеников инструментами, которые помогут им не потеряться в современном информационном обществе. Каждую минуту количество информации в мире растет. Навыки работы с информации, овладение информационно-коммуникационными технологиями – это ключ к успешной учебе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни.
Найти рецепт учительского успеха - мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. Выбрать профессию учителя - это поступок.
Я ни о чём не жалею!
Благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.
Я всегда стремлюсь показать важную роль ИКТ не только учащимся, но и своим коллегам. В этих целях провожу открытые уроки, мастер-классы, веду школьный сайт, где размещаю полезную информацию своим читателям. Осуществляя дистанционную работу с учащимися и коллегами, стараюсь научить их использовать возможности ИКТ в повседневной жизни, в урочной и внеурочной деятельности. Именно желание помочь учащимся адаптироваться к условиям жизни в современном обществе характеризует истинного учителя, поднимает его авторитет в глазах учащихся, родителей, коллег.
Школа, ты пристань моя,
Судьба нас связала надежно.
Ах, школа, скажу не тая,
Уже без тебя невозможно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛЫ УЧАСТНИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА "УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2015"
ЭССЕ "Я УЧИТЕЛЬ"МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР...
Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса Учитель года -2015(муниципальный уровень)
Выступление о своем педагогическом опыте в рамках конкурса "Учитель года -2015"(муниципальный уровень) представляет собой обобщение опыта,работу на методической темой и достижения, имеется презентация...
Материалы на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года- 2015", Конкурсное задание "Методический семинар"
Формирование критического мышления на уроках русского языка и литературы....
Эссе на муниципальный этап конкурса "Учитель года - 2016"
конкурсное задание...
Обобщение опыта на муниципальном конкурсе "Учитель года - 2015" по теме "Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы"
Представление и описание опыта, презентация....
Презентация к обобщению опыта на муниципальном конкурсе "Учитель года - 2015"
Презентация к обобщению опыта на муниципальном конкурсе "Учитель года"...