Урок "Кодирование текстовой информации"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)
Разработка урока по информатике для учащихся 8 класса (технологическая карта урока).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_v_8_klasse_po_informatike_zina.docx | 978.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок информатики в 8-м классе по теме «Кодирование текстовой информации»
Учебник: «Информатика» И.Г. Семакин
Учитель: Ковалева З.А.
Цель урока: формирование уобучающиеся представления о назначении и принципах кодирования / декодирования информации и средствах реализации этого процесса.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений построения и применения новых знаний.
Содержательная цель:сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения нее новых элементов (определений, терминов, описаний).
Задачи урока:
образовательная:
- познакомить обучающихся со способами кодирования информации в компьютере;
- научить определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов;
развивающая:
- развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютерной техникой;
воспитательная:
- воспитание аккуратности и умение вести записи в тетради, воспитание культуры поведения на уроке, умение слушать.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- умение кодировать и декодировать тексты, используя кодовую таблицу;
- знать: принцип кодирования текстовой информации.
- находить информационный объем текстов и сообщений.
Личностные:
- формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающиеся;
- развитие мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Метапредметные:
- умение самостоятельно ставить цель, планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.
Тип урока:
- урок «открытия» нового знания.
Методы обучения:
- проблемный;
- объяснительно-иллюстративные;
- частично-поисковые;
- методы контроля – самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочие места учеников (персональные компьютеры).
Материал к уроку: презентация «Кодирование текстовой информации».
Целевой раздел технологической карты урока
Планируемый результат | ||
Предметный результат | Метапредметный результат / УУД | Личностные УУД |
| Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
|
|
Ход урока
Этап урока | Цели этапа | Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | словесные (беседа), наглядные (демонстрационные) | Создает условия для возникновения у обучающиеся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»). | Самоорганизация на предстоящую совместную деятельность; знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности. |
| Подготовка мышления обучающиеся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | наглядные (демонстрационные), практические (решение задач) | Создает проблемную ситуацию, предлагая многофункциональные задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. | Пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке |
3. Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний. Организация познавательного интереса. к построению учебных действий. | словесные (беседа), практические (решение задач) | Организует работу по следующим вопросам: 1. Предлагает вспомнить о двоичном представлении информации в компьютере. 2. Просит объяснить менялись ли возможности компьютера по обработке информации с появлением новых поколений ЭВМ. | Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют ответы друг друга. Вспоминают: 1) компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в двоичной числовой форме; 2) изученные ранее способы кодирования изображения и звука. |
| Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели. | словесные (беседа) | - Предлагает высказать предположения о возможном способе кодирования текста. - Рассказывает об истории появления единых американских стандартов на кодовые таблицы, сопровождая демонстрацией презентации. | - Высказывают различные предположения. - Слушают, работают с материалом презентации. |
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Организовать поиск решения проблемы. | словесные (беседа), наглядные (демонстрационные) | - Рассказывает о структуре таблиц кодов и о приёмах работы с ними. | - Слушают. Смотрят на таблицу кодов. - Вносят свои предложения о способах работы с таблицами. |
6. Первичное закрепление нового знания. | Обеспечить применение полученных знаний для решения новых задач. | наглядные (демонстрационные), практические (решение задач) | - Предлагает решить задачи по кодированию информации. - Направляет, корректирует ход учебного процесса. | - Вносят свои предложения о способах решения. - Решают предложенные задания. |
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону | Обеспечить самостоятельное осмысление процесса и результаты деятельности через организацию самостоятельного выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия | метод самоконтроля и взаимоконтроля. | - Предлагает выполнить самостоятельную работу в тетрадях. - Подводит итог по проделанной работе. Организовывает самопроверку учениками своих решений по эталону | Обучающиеся, допустившие ошибки, выявляют причины ошибок и осуществляют их исправления |
8. Рефлексия учебной деятельности и рефлексия чувств и эмоций. | самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | словесные (беседа), | организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке | соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности |
I. Мотивация учебной деятельности школьников
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.
II. Актуализация и систематизация знаний.
Задания на интерактивной доске
III. Динамическая пауза (упражнения для глаз)
IV. Изучение нового материала.
Лекция в сопровождении презентации «Кодирование текстовой информации»
1)Мотивация (слайд 1,2).
С древних времен известно, что люди стремились защитить информацию от посторонних.
Гай Юлий Цезарь для секретной переписки со своими генералами использовал способ замены каждой буквы исходного текста на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов.
- Как называется такой способ «защиты» информации?
Ответ обучающиеся: кодирование информации.
Впоследствии такой способ кодирования информации назвали кодом Цезаря.
Во время Великой Отечественной Войны использовали Азбуку морзе, а в наше время сурдопереводчики помогают глухонемым людям понимать информацию с помощью жестов.
Сегодня на уроке мы будем кодировать и декодировать текстовую информацию разными способами.
Сообщение темы урока.Обучающиеся записывают тему в рабочую тетрадь.
2)Рассмотрение способов кодирования информации.
- Вернемся к кодированию информации, используя код Цезаря.
Закодируем слово Б А Й Т с помощью шифра Цезаря, используя смещение на 2 символа вправо.
Для справки: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Ответ: Г В Л Ф
- Попробуем выполнить обратную задачу.
Имеется текст, закодированный с помощью кода Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. Декодируйте текст, то есть представьте его в таком виде, котором он был до кодировки.
Данный текст: кгнусмёогкгфеслтцфхяфзужщзфхгрзхёогксп
Ответ: Закрой глаза свои и сердце станет глазом
3)Кодирование текстовой информации в памяти ПК.
- Таблица ASCII.
Нам уже известно, что любая информация в памяти компьютера представляется определенным образом.
- Напомните, в виде чего представляется информация в памяти ПК?
Ответ: в виде двоичного кода.
Не исключение и информация, представленная в текстовом виде.
- Вопрос лишь в том, какое количество информации в памяти ПК занимает один символ?
Ответ: 1 байт или 8 бит
- Почему?
Такой объем информации связан с используемым алфавитом для представления текстов в памяти ПК. Объем общепринятого алфавита для представления текстов в памяти ПК равен 256 символов, отсюда следует и «вес» одного символа, т.к. 28=256.
Когда люди определились с количеством бит, им осталось договориться о том, каким кодом кодировать тот или иной символ, чтобы не получилось путаницы, т.е. необходимо было выработать стандарт – все коды символов сохранить в специальной таблице кодов. Первыми решили эти проблемы в США, в Институте стандартизации. Этот институт ввел в действие таблицу кодов ASCII (AmericanStandardCodeforInformationInterchange – стандартный код информационного обмена США).
Рассмотрим таблицу кодов ASCII (работа с учебником, стр. 38 – 39).
Таблица ASCII разделена на две части. Первая – стандартная – содержит коды от 0 до 127.
Первые 32 кода отданы производителям аппаратных средств и называются они управляющие, т.к. эти коды управляют выводом данных. Им не соответствуют никакие символы.
Коды с 32 по 127 соответствую символам английского алфавита, знакам препинания, цифрам, арифметическим действиям и некоторым вспомогательным символам.
Коды расширенной части таблицы ASCII отданы под символы национальных алфавитов, символы псевдографики и научные символы.
- Посмотрите внимательно на обе части таблицы кодировки. Какие закономерности вы заметили?
Ответ: все буквы расположены в алфавитном порядке, а цифры – по возрастанию.
Такой принцип последовательного кодирования позволяет определить код символа, не заглядывая в таблицу.
Задача 1.
Согласно таблицы кодировки ASCII, код латинской буквы «о» равен 111.
Определить слова, которые скрыты за кодами, не используя таблицу кодировки:
1) 115 112 111 114 116 Ответ:sport
2) 109 111 117 115 101 Ответ:mouse
Задача 2.
- Определите информационный вес пословицы«Ученье – атаман, а не ученье – комар».
Ответ:36 байт или 288 бит
Вторая часть таблицы – расширенная – содержит символы с кодами от 128 до 255, и называется альтернативной.
Рассмотрим альтернативные системы кодирования кириллицы КОИ8-Р, CP1251, CP866, Mac, ISO (смотри презентацию).
- Тaблица UNICODE.
Изобилие систем кодирования текстовых данных толкает человека на создание некоторого универсального кода, который подходил бы для всего мира. Одна из трудностей, связанная с созданием единой системы кодирования, заключается в ограничении количества кодов (256). Очевидно, что если увеличить длину кода с восьми до шестнадцати разрядов, то диапазон значений кодов увеличится до 65536 (216). Такая система была создана и названа UNICODE. Для представления каждого символа в этом стандарте используется два байта. Двухбайтовое описание кодов символов позволяет закодировать очень большое число символов из различных письменностей. Так, в документах Unicode могут соседствовать русские, латинские, греческие буквы, китайские иероглифы и математические символы.
V. Закрепление нового материала.
В редакторе МSWord раскодировать слово: 0411 , 0418, 0422 (бит). Затем придумать слово и зашифровать его. Поменяться тетрадями с соседом и расшифровать слова каждого ученика в паре.
VI. Домашнее задание.
Записать домашнее задание в дневник или тетрадь.
Учебник Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин. § 2.1, стр.37 , повторить главу 1.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итога урока. Ответить на вопросы учителя (в скобках ответ на вопрос).
- Какой принцип кодирования текстовой информации используется в компьютере? (используется двоичный принцип кодирования информации, используют 0 и 1, для кодирования одного символа используется 1 байт информации = 8 битам);
- Почему при кодировании текстовой информации в компьютере в большинстве кодировок используется 256 различных символов, хотя русский алфавит включает только 33 буквы? (Текстовая информация (прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) содержит 256 различных знаков.);
- Как называется международная таблица кодировки символов?( ASCII);
- С какой целью ввели кодировку Unicode, которая позволяет закодировать 65 536 различных символов? (чтобы закодировать не только русский и латинский алфавиты, цифры, знаки и математические символы, но и греческий, арабский, иврит и другие алфавиты).
Рефлексия.
Выставление оценок за урок обучающимися(за практическую работу за компьютером).Комментирует учитель с дальнейшим выставлением оценок в электронный журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».
Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...
Обработка текстовой информации. Ввод текста в текстовом процессоре WordPad.
План-конспект открытого урока по изучению текстового процессора WordPad.Предлагается в помощь учителям информатики и ИКТ при изучении в пятом классе темы "Обработка текстовой информации". П...
Текстовый процессор Microsoft Word 2003. Технология обработки текстовой информации
Данный файл содержит презентацию к уроку «Текстовый процессор Microsoft Word» (вводный урок). Можно использовать для 8 классов, материал подойдет для тех учителей, которые до сих пор используют Micro...
Тематический контроль (тест) по информатике и ИКТ по теме "Обработка текстовой информации в текстовом процессоре Word" (7-8 класс)
Предложены два варианта и ключ к тесту....
Обработка текстовой информации. Текстовый редактор.
Технологическая карта по информатике 7 класс....