Урок по теме: «Сортировка и поиск нужной информации в ЭТ».
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Духова Анна Алексеевна

Актуальность:

         В наше время – информационных технологий, человек стремится максимально автоматизировать и упростить свою работу. В повседневной жизни в различных профессиях мы сталкиваемся с обработкой массива данных. Как известно, это довольно сложный процесс, который отнимает много времени и сил. Поэтому знания о том, как улучшить восприятие и упростить работу с большим количеством материала, а так же применение этих знаний на практике, на мой взгляд, актуальная задача для учащихся, которая будет освещена в открытом уроке.

Цели:

Предметные: развивать навыки работы в среде табличного процессора; учить логически мыслить, выделять главное, ставить и решать проблемы; познакомить учащихся с изменением порядка следования записей в ЭТ.

Метапредметные:

ПУУД: познакомить учащихся с порядком осуществления сортировки и поиска данных.

РУУД: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий по решению проблемы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

КУУД: развивать умение вступать в диалог, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, правильно выражать свою точку зрения в речи.

ЛУУД: вовлечение учащихся в активный познавательный процесс; применение на практике полученных знаний и осознание где и каким образом эти знания могут быть применены.

Оборудование: моноблоки, проектор, доска.

Формы работы на открытом уроке:

Данная тема успешно реализуется при использовании системно-деятельностного подхода и активных методов обучения. Поэтому на открытом уроке будет использован активный метод обучения – мозговой штурм. Это метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника дискуссии. В ходе урока учащиеся, работая в группах,  путем рассуждений, выдвижения гипотез, обмена мнениями  и действий по аналогии с ранее изученными программами смогут осуществить эффективный  анализ конкретной  практической ситуации при решении задач в рамках заявленной темы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сортировка и поиск нужной информации в ЭТ.»

Тип урока: открытия нового знания.

Цели урока:

Предметные: развивать навыки работы в среде табличного процессора; учить логически мыслить, выделять главное, ставить и решать проблемы; познакомить учащихся с изменением порядка следования записей в ЭТ.

Метапредметные:

ПУУД: познакомить учащихся с порядком осуществления сортировки и поиска данных.

РУУД: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий по решению проблемы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

КУУД: развивать умение вступать в диалог, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, правильно выражать свою точку зрения в речи.

ЛУУД: вовлечение учащихся в активный познавательный процесс; применение на практике полученных знаний и осознание где и каким образом эти знания могут быть применены.

Оборудование: моноблоки, проектор, доска.

Ожидаемые результаты:

  • После этого урока ученики смогут: осуществлять поиск и сортировку данных.

Ход урока:

1.Мотивация.

Добрый день. Я надеюсь, что сегодняшний урок познакомит вас с новыми возможностями при работе с ЭТ.

Давайте вспомним,какой материал вы изучали на прошлых уроках? (Работа в табличном редакторе Excel. Ввод различных данных, использование формул и стандартных функций, построение диаграмм и графиков,  учились применять относительные и абсолютные ссылки)

Сегодня мы продолжим знакомство с возможностями электронной таблицы.

2.Актуализация

        Для этого сначала вспомним ранее изученный материал. У вас на столах лежат вопросы и бланки для ответов. Подпишите бланки и в течении 2-3 минут дайте ответы на предложенные вопросы. (Учащиеся фиксируют ответы на вопросы в таблице.)

1. Активная ячейка в таблице программы  Excel - это …

a)ячейка для записи команд

b)ячейка содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных

c) формула, в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки

d) выделенная ячейка*

2.  Прежде чем ввести информацию в ячейку в программе Excel, необходимо…

а) вызвать контекстное меню щелчком правой кнопкой мыши

b) создать новую ячейку  

с) сделать ячейку  активной *

d) нажать  клавишу Delete.

3. Укажите, из чего состоит адрес ячейки рабочего листа в программе Excel.

a) номер строки

b) обозначение столбца, номер строки *

c) номер столбца

d)обозначение столбца

4. Укажите правильный адрес ячейки в программе Excel.

a) B1 *           c) #A10

b) "A10000    d) BZ_99

5. Как выделить диапазон ячеек в таблице программы Excel?

a) щелкнуть на первой ячейке, нажать и, удерживая ее, щелкнуть на последней ячейке

b) щелкнуть на первой ячейке, нажать и, удерживая ее, щелкнуть на последней ячейке *

c) щелкнуть на первой ячейке,нажать и, удерживая ее, щелкнуть на последней ячейке

d) выполнить действия Пpавка – Пеpейти – Выделить

6. Укажите правильные обозначения диапазонов таблицы в программе Excel.

a) A:A2.               b)23:4DE.                c) A1:B2 *d) 1A.

7. Какие данные можно вводить в ячейку в программе Excel?

a) число                          c) формула

b) текст                d) все перечисленные *    

Поменяйтесь работами с соседом. Возьмите в руки карандаш и проверьте работу. Возле не верных заданий поставьте «-» (Проверка результатов по эталону. Таблица результатов выводится на доске). Поменяйтесь работами обратно. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок, кто допустил 1ошибку. Поднимите руку, кто допустил ошибки, но понял в чем ошибка (объяснил для себя в чем ошибка). Эти знания нам понадобятся сегодня на уроке.

3. Постановка проблемы.

        Сядьте за ПК(вместе с тетр. и ручкой). Откройте файл «Фильмы» и рассмотрите таблицу. В ней представлены фильмы, на сегодняшний день в разных кинотеатрах нашего города и в разное время. Попробуйте дать ответы на вопросы. В тетрадях можете фиксировать ответы.

1.Сосчитайте сколько раз встречается фильм «Робокоп» в таблице.(10)

2.Определите цену фильма «Робокоп» на послеобеденное время в кинотеатре «Луч».за минуту (12:40   100руб, 23:20 – 210руб)

3.Сравнить цены на фильм «Робокоп» в различное время в разных кинотеатрах за минуту. (куда пойти выгоднее , min, max)(Луч 10:40 – 60руб, НЕО на Сызранова 23:20 – 220руб)

Почему не у всех получилось справиться с этим заданием? С каким затруднением столкнулись? Что мешает (затрудняет) выполнить сравнение? (значений много и они находятся «далеко» друг от друга)

Что нужно сделать для лучшего восприятия таблицы? (расположить данные в более удобном порядке.) В каком? (Например по возрастанию.)

Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. (Ускорить поиск нужной информации в ЭТ.) Давайте сформулируем тему урока (Поиск и сортировка.)

4. Выход из затруднения.

Мы убедились, что если в таблице содержится много данных, то простым просмотром найти нужную информацию в ней довольно трудно. Для того, чтобы быстро ответить на поставленные вопросы мы можем воспользоваться поиском.

Давайте вспомним, в каких программах Microsoft Office вы уже сталкивались с поиском информации. (Word)

Вы разбиты на три группы. (тройки ПК) попробуйте построить и обсудить в группах алгоритм выхода из данной ситуации.

(Учащиеся составляют алгоритм использования команды «Поиск». После одна из групп зачитывает свой алгоритм. На доске фиксируется кратко. Учащиеся из других групп могут корректировать и вносить свои предложения)

Для быстрого поиска можно использовать следующие средства:

  1. На вкладке ленты ГЛАВНАЯ в разделе редактирование команда НАЙТИ.
  2. В открывшемся окне записать тот фрагмент, который необходимо найти. Нажать кнопку «НАЙТИ ВСЕ» (откроется список ячеек в которых встречается данный фрагмент), или кнопку «НАЙТИ ДАЛЕЕ» (будет активна та ячейка, в которой встречается данный фрагмент)

Открыть данное окно можно используя сочетание клавиш Ctrl+F.

Кратко зафиксируем алгоритм в тетради

Какое изменение в алгоритм нужно внести, если поиск нужно осуществить не во всей таблице, а только в заданном диапазоне? (Если нужно осуществлять поиск в заданном диапазоне, то перед началом поиска нужно выделить этот диапазон. (Как это выполнить вспоминали в актуализации)

Если поиск нужно произвести во всей книге, а не на текущем листе, то нужно нажать кнопку ПАРАМЕТРЫ и в списке ИСКАТЬ установить значение В КНИГЕ.

Вернемся к нашему заданию. Кроме того, чтобы найти строки соответствующие фильму «Робокоп» их нужно сравнить. Как уже было сказано значения находятся далеко друг от друга, что вызывает затруднения. Чтобы упорядочить значениячем нужно воспользоваться? (сортировкой).

Зафиксируем в тетради определение сортировки.

Сортировка – это способ упорядочивания ячеек по значениям.

По каким признакам можно сортировать данные? (Данные в ЭТ можно сортировать по возрастанию или убыванию в алфавитном порядке, по датам или по величине чисел.А также по спискам автозаполнения, которые при желании можно самим создавать)

Важно помнить, что для корректной сортировки необходимо представить данные в виде списка.

Список – это набор строк рабочего листа, которые содержат данные одного типа.

Для нашего примера это сведения о жанре, названии кинотеатра, названии фильма…

Если производить сортировку по возрастанию, то значения будут располагаться в следующем порядке: (запись в тетрадь)

Сортировка по возрастанию:

  1. Числа
  2. Текст (Числа, знаки, латинский алфавит, русский алфавит)
  3. Пустые ячейки всегда помещаются в конец списка

Работая в тех же группах по аналогии с текстовым редактором Wordсоставьте алгоритм сортировки. (Учащиеся составляют алгоритм использования команды «Сортировка»)

Для этого:

1. Поместить табличный курсор в область данных.

2. Выбрать на ленте ДАННЫЕ раздел «Сортировка и фильтр» команду меню СОРТИРОВКА.

3. Установить параметры сортировки. В раскрывающихся списках диалогового окна выбрать названия столбцов, по которым будет проводиться сортировка и порядок сортировки. (Возможно несколько уровней сортировки)

4. Нажать ОК.

Кратко зафиксируем алгоритм сортировки в тетрадь

  1. Первичное закрепление.

Давайте попробуем на практике воспользоваться поиском и сортировкой и ответить на вопросы, которые вызвали затруднение. (один учащийся проговаривает вслух свои действия по алгоритму. Вариантов решения данной задачи может быть несколько. Один из них представлен ниже)

1. Поиск фильм «Робокоп » - «Найти все» (посчитать количество)

2. Сортировка 1. Кинотеатр «Луч»

2. В диапазоне «Луч» сортировка «время»

3. Поиск  в диапазоне «Луч» после 12.00 поиск фильм «Робокоп»

3. 1.Изменить сортировку (создать список для фильма «Робокоп »)

2. сортировка по возрастанию «цена»

3. дать ответ (min, max)

Преимуществом данной сортировки является то, что упорядочивается информация не только в отдельно взятых столбцах, но и вся строка с данными перемещается вместе со значением выбранного столбца.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Где можно применить (могут понадобиться) новые знания? (Упорядочивание данных по возрастанию или по убыванию позволяет составлять алфавитные списка товаров в накладных, списки фамилий сотрудников, учащихся в журнале и т.п.)

Вы знаете, что недавно закончилась олимпиада в Сочи, это было важное событие в нашей стране. Поэтому я предлагаю вам выполнить следующее задание. Откройте файл «Олимпийский результаты». Рассмотрите таблицу. В ней перечислены все виды олимпийских соревнований и результаты. Вам нужно воспользовавшись стандартными функциями Excel вычислить количество золотых, серебряных и бронзовых медалей России. Выполнить сортировку для поля золотые медали значения начинать с России.

Сохраните файл в своей папке.

  1. Рефлексия.

Продолжите фразу и передайте слово соседу. (На доске начала высказываний.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Информатика и ИКТ - 9 класс

Материалы к уроку: конспект урока по информатике и ИКТ «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» (9 класс), презентация и раздаточный материал к уроку.   Учебник: Н.Д. Угринович. Инфо...

Интегрированный урок английского языка и информатики по теме: "Достопримечательности Лондона. Поиск информации в Интернете".

Интегрированный урок английского языка и информатики по теме: "Достопримечательности Лондона. Поиск информации в Интернете" с использованием программы Microsoftt PowerPoint и  браузера Oper...

«Проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации»

СодержаниеВведениеГлава I .Проектная методика обучения информатики: история и современность1.      1. Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественно...

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Сортировка и поиск данных

Конспект урока для 9 класса...

Контрольная работа по теме «Технологии хранения, поиска и сортировки информации»

Контрольная работа по теме «Технологии хранения, поиска и сортировки  информации» в 2-х вариантахТакже материал опубликован на сайте по ссылке http://pl-55.ucoz.ru/publ/obshheobrazovate...

Презентация к уроку по теме: Технология хранения, поиска и сортировки информации

Цель урока:повторить понятия «информационные системы», «база данных»;повторить принципы отбора данных для построения базы данных....