Урок - ролевая игра
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
Цели урока:
- Закрепление умений и навыков выполнения расчётов и построения диаграмм средствами табличного процессора.
- Научить школьников применять современное программное обеспечение для решения реальных задач; развивать навыки моделирования ситуации.
- Развитие познавательного интереса, творческой активности, а также формирование операционного мышления.
- Связать информатику с профессиональной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.rar | 64.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- практикум по теме
«Табличные вычисления на компьютере».
Ролевая игра «Отчёт частного торгового предприятия Процессор за месяц».
Раздел программы: «Современные компьютерные технологии».
Тема урока: «Применение табличного процессора MS-Excel для выполнения расчётов и построения диаграмм».
Тип урока: урок – практикум (закрепление изученного).
Вид: ролевая игра.
Технология: игровая технология.
Время проведения: четвёртое занятие по теме «Табличные вычисления на компьютере» (базовый курс).
Оборудование: компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированным программным обеспечением; на компьютерах установлена операционная система Windows и пакет Microsoft Office содержащий табличный процессор Excel; пакет заданий – заготовки таблиц на компьютере (дискета); раздаточный материал – тест в 2-х вариантах, визитки, сценарий по ролям; оформление рабочих мест.
Цели урока:
- Закрепление умений и навыков выполнения расчётов и построения диаграмм средствами табличного процессора.
- Научить школьников применять современное программное обеспечение для решения реальных задач; развивать навыки моделирования ситуации.
- Развитие познавательного интереса, творческой активности, а также формирование операционного мышления.
- Связать информатику с профессиональной деятельностью.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, усиление познавательной мотивации, воспитание информационной культуры и умения работать в коллективе.
- Учебная – цель игры состоит в том, чтобы закрепить основные навыки работы с электронными таблицами, развивать интерес к решению задач нестандартного вида, сформировать навыки самостоятельной работы.
- Развивающая – развитие логического мышления, внимательности, умения правильно выбирать источники информации; расширение кругозора.
- Познавательная – знакомство с использованием современных компьютерных технологий, повышение интереса к предмету.
Объём знаний, необходимый участникам игры:
- Уметь вводить, редактировать и форматировать данные электронной таблицы.
- Уметь вводить формулы различными способами.
- Уметь создавать диаграмму с помощью мастера и форматировать её.
Подготовительный этап:
- Познакомить учащихся с обязанностями работников фирмы.
- Распределить роли по способностям участников, при этом учитывать желание учеников.
- Подготовить таблицы -задания с подробными инструкциями для каждого участника игры, сценарий игры.
- Оформить визитки, рабочие места.
План проведения урока:
- Организационный момент:
- Объявление целей урока, формы его проведения.
- Активизация учебной деятельности (тестирование)
- Проведение игры:
- Представить каждого участника игры и его роли
- Получение заданий и инструкций для выполнения работы
- Самостоятельная работа учащихся по ролям; индивидуальные консультации при выполнении обязанностей
- Подведение итогов деятельности фирмы.
3. Итоги урока, выставление оценок.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего урока «Применение табличного процессора Excel для выполнения расчётов и построения диаграмм». Ваша сегодняшняя задача, закрепить навыки работы в табличном процессоре Excel, научиться применять функции программы на практике.
Проведение игры
Учитель: Давайте представим что, все мы, сотрудники торговой фирмы «Процессор», которая занимается реализацией компьютерной техники. Практическая работа пройдёт в форме ролевой игры.
Активизация учебной деятельности
Для начала прошу всех работников фирмы пройти тестирование.
Учащиеся отвечают на вопросы теста, повторяют сведения необходимые при выполнении работы.
Учитель: А теперь, Вам необходимо подготовить, каждому в соответствии со своей ролью, расчётные данные для отчёта за месяц и построить диаграммы.
- Представляю участников:
(те, кого я называю, подходят за заданием и занимают рабочее место, в соответствии с заставкой на компьютере)
- Директор делает сводный отчёт и на общем совещании представляет результаты роботы фирмы «Процессор» в целом.
- Главный экономист фирмы определяет цену реализации товара, рассчитывает выручку по фирме.
- Зам. по снабжению представляет отчёт о затратах на закупку и доставку товара.
- Инженер-программист ведёт учёт и заносит в лист учёта, оказываемые услуги работникам фирмы. Количество и вид консультаций влияют на оценку участника;
- Экономисты филиалов фирмы готовят сведения по филиалу о выручке за месяц, строят диаграмму «Доли выручки по разным видам товара».
- Бухгалтер-кассир готовит сведения о размере заработной платы работников фирмы.
№ | Роль | ФИО | Обязанности |
1 | Директор фирмы | Делает сводный отчёт | |
2 | Инженер- программист | учитель | Оказывает помощь при работе на ПК |
3 | Главный экономист фирмы | Готовит сводный отчёт о выручке по фирме | |
4 | Зам. по снабжению | Рассчитывает себестоимость товара | |
5 | Бухгалтер- кассир | Рассчитывает зарплату работников | |
6 | Экономист филиала 1 | Готовит сведения по филиалу 1 для гл.экономиста | |
7 | Экономист филиала 2 | Готовит сведения по филиалу 2 для гл.экономиста | |
8 | Экономист филиала 3 | Готовит сведения по филиалу 3 для гл.экономиста | |
9 | Экономист филиала 4 | Готовит сведения по филиалу 4 для гл.экономиста | |
10 | Экономист филиала 5 | Готовит сведения по филиалу 5 для гл.экономиста | |
11 | Экономист филиала 6 | Готовит сведения по филиалу 6 для гл.экономиста | |
12 | Экономист филиала 7 | Готовит сведения по филиалу 7 для гл.экономиста |
Пожалуйста, директор, приступайте к своим обязанностям.
- Директор: Уважаемые сотрудники, через 20 минут пройдёт селекторное совещание по итогам за месяц. Прошу подготовиться к нему, используя таблицы и инструкции, которые находятся в папке Мои документы -Фирма Процессор.
- Практическая работа уч-ся по заданиям. Учитель в роли инженера – программиста проводит индивидуальные консультации, оказанную помощь регистрирует в лист учёта.
- Подведение итогов деятельности фирмы
Директор: Начнём совещание.
1- Зам. по снабжению Я рассчитал себестоимость товара по формуле
Построил диаграмму…..,
2- Главный экономист Мною рассчитана цена реализации товара по формуле...
Построена диаграмма…..
3- Бухгалтер Размер зарплаты за месяц в целом по фирме составил…
На диаграмме показано распределение з.п.
4- Экономист филиала 1 Я рассчитала выручку по филиалу …, она составила….
Диаграмма сравнения выручки по компьютерам
Диаграмма сравнения выручки по принтерам
….. выступают все экономисты по порядку.
5 – Директор Выручка в целом по фирме составила….
Уровень выручки по филиалам дан на диаграмме …
Распределение выручки по статьям на диаграмме выглядит следующим образом….
Итоги урока, оценивание.
Учитель подводит итоги и выставляет оценки (сообщает оценки за урок).
Лист учётауслуг оказанных инженером- программистом.
Роль | ФИО сотрудника | Оказанные услуги | Тест | Оценка | |||
Директор | |||||||
Гл. экон. | |||||||
Зам.по снабжен | |||||||
Бух.-кассир | |||||||
Экон. Фил.1 | |||||||
Экон. Фил.2 | |||||||
Экон. Фил.3 | |||||||
Экон. Фил.4 | |||||||
Экон. Фил.5 | |||||||
Экон. Фил.6 | |||||||
Экон. Фил.7 |
Отметка в графе «Оказанные услуги» ставится, если требуется консультация:
1). При вводе данных
2). При ввод формул
3). При копировании формул
4). По приёмам построения диаграмм
5). При выборе типа диаграммы.
6). Степень самостоятельности исправления ошибок.
Тест (1 вариант)
1. Название строки в электронной таблице обозначается:
1). 13С 2). F117 3). 124 4). AB
2. Какая формула не содержит ошибку:
1). =ABS (G4+D3)*9V 2). =SIN (FG7)/(G9-32)
3). =TAN (H15+K13)*BI 4). =SIN (F16+4)
3. В ячейке F1 отображается последовательность символов 4983,56 р, а в строке формул последовательность символов 4983,56 . Какой формат имеет ячейка F1:
1). Экспоненциальный 2). Числовой
3). Общий 4). Финансовый
4. Какое число будет в ячейке G3:
1). 4 2). 16 3). 18 4). 24
5. Содержимое ячейки D3 скопировали в D7. Какая формула будет в D7:
1). =B5*C6 2). =B4*C5 3). =B6*C7 4). =B4*C4
6. Какой кнопкой необходимо воспользоваться для вызова мастера диаграмм:
7. Какой тип диаграммы лучше всего использовать при построении диаграммы, отображающей соотношение частей единого целого:
1). Линейчатую 2). Гистограмму
3). Круговую 4). График
Тест (2 вариант)
1. Адрес ячейки в электронной таблице обозначается:
1). 13С 2). F117 3). 124 4). AB
2. Какая формула содержит ошибку:
1). =((H4+8)/3)*7 2). =SIN (FG7)/(G9-32)
3). =A13*COS(S45) 4). =SIN (F16+4)
3. В ячейке L1 отображается число 1. Вы нажали кнопку . Что появится в строке формул:
1). 1 2). 0,01
3). 100% 4). 1%
4. Какое число будет в ячейке D3:
1). 6 2). 12 3). 18 4). 21
5. Содержимое ячейки F1 скопировали в F5. Какая формула будет в F5:
1). =A6-B5 2). =A9-B8 3). =A8-B7 4). =A7-B6
6. Какой кнопкой необходимо воспользоваться для вызова мастера функций:
7. Какой тип диаграммы нельзя использовать при построении диаграммы, отображающей изменение в течение некоторого периода времени:
1). Линейчатую 3). Гистограмму
2). Круговую 4). График
Ключ для проверки теста (1 вариант).
№ вопроса | Правильный вариант ответа | Оценка ответа (1 или 0) |
1 | 3 | |
2 | 4 | |
3 | 4 | |
4 | 3 | |
5 | 1 | |
6 | 3 | |
7 | 3 | |
Общее количество баллов: | ||
Оценка: |
Ключ для проверки теста (2 вариант).
№ вопроса | Правильный вариант ответа | Оценка ответа (1 или 0) |
1 | 2 | |
2 | 2 | |
3 | 3 | |
4 | 4 | |
5 | 3 | |
6 | 3 | |
7 | 2 | |
Общее количество баллов: | ||
Оценка: |
Оценка «5» ставится за 7 баллов;
«4» 6, 5 баллов;
«3» 4 балла;
«2» 3,2 балла;
«1» 1 балл.
ФИ | ||
№ вопроса | Ваш вариант ответа | Оценка ответа (1 или 0) |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
Общее количество баллов: |
Директор: Начнём совещание.
1- Зам. по снабжению Я рассчитал себестоимость товара по формуле…
Построил диаграмму…..
2- Главный экономист Мною рассчитана цена реализации товара по формуле..
Построена диаграмма…..
3- Бухгалтер экономист Размер зарплаты за месяц в целом по фирме составил…
На диаграмме показано распределение з.п.
4- Экономист филиала 1 Я рассчитала выручку по филиалу …, она составила….
Диаграмма сравнения выручки по компьютерам
Диаграмма сравнения выручки по принтерам
….. выступают все экономисты по порядку.
5 – Директор Выручка в целом по фирме составила….
Уровень выручки по филиалам дан на диаграмме
Распределение выручки по статьям на диаграмме выглядит следующим образом.
Директор: Начнём совещание.
1- Зам. по снабжению Я рассчитал себестоимость товара по формуле…
Построил диаграмму…..
2- Главный экономист Мною рассчитана цена реализации товара по формуле..
Построена диаграмма…..
3- Бухгалтер экономист Размер зарплаты за месяц в целом по фирме составил…
На диаграмме показано распределение з.п.
4- Экономист филиала 1 Я рассчитала выручку по филиалу …, она составила….
Диаграмма сравнения выручки по компьютерам…
Диаграмма сравнения выручки по принтерам
….. выступают все экономисты по порядку.
5 – Директор Выручка в целом по фирме составила….
Уровень выручки по филиалам дан на диаграмме…
Распределение выручки по статьям на диаграмме выглядит следующим образом ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суд над этанолом. Урок - ролевая игра, 10 класс
В игровой форме проводится обобщение и систематизация знаний учащихся об этноле и областях его применения человеком; формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Группова...
Урок - ролевая игра "Интервью"
Цель: провести ролевую игру, распределив роли интервьюера и интервьюируемого. Задачи: - воспитательная: воспитание толерантности, - развивающая: расширяет кругозор, - образовательная: публичное ко...
Урок-ролевая игра: Суд над химическим элементом "Углерод"
Урок обобщения и углубления знаний, который превращается в судебное заседание над химическим элементом. Учитель становится судьей, учащиеся - прокурор, представители защиты и обвинения, свидетели, экс...
Урок-ролевая игра: Суд над химическим элементом "Углерод"
Урок обобщения и углубления знаний, который превращается в судебное заседание над химическим элементом. Учитель становится судьей, учащиеся - прокурор, представители защиты и обвинения, свидетели, экс...
Урок-ролевая игра: " Путешествие в мир веществ "
Урок проводится при обощении знаний по теме "Основные классы неорганических веществ" в виде морского путешествия по маршруту: бухта "Рспределения", царство "Оксиды", ""Кислоты", "Соли", поток "Формулы...
Урок-ролевая игра "Спорт-это здорово!" в 8 классе
урок-ролевая игра...
Урок - ролевая игра Суд над Интернетом 11 класс
Обобщающий урок по теме "Компьютерные технологии" в 11 классе. Суд над Интернетом....