Формы и методы обучения информатике
статья по информатике и икт на тему
Формы обучения информатике
Форма обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_obucheniya_informatike.docx | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы обучения информатике
Формы обучения информатике
Форма обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.
Различают общие формы обучения и формы организации обучения.
В обучении информатике рассматривают компьютерные и бескомпьютерные формы обучения в применении к общепринятой классификации форм обучения.
Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников.
Фронтальная форма обучения применяется при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами.
Коллективная форма обучения предполагает рассмотрение учащихся класса как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок.
В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником. Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером ( ученик - компьютер). В результате учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.
Форма организации обучения – это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.
К внешним формам организации обучения относятся: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен, кружки предметные и технического творчества, ученические научные общества и т.д. Они обозначают определенный вид занятия и играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.
К внутренним формам организации обучения относятся: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Они классифицируются по структурному взаимодействию элементов с точки зрения доминирующей цели обучения.
Комбинируя сочетание общих и конкретных форм обучения, педагоги получают разные системы форм обучения, называемые классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной и др.
Классно-урочная система организации учебного процесса является основой структурной организации отечественной школы.
Преимущества классно-урочной системы обучения: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения.
Недостатки: ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей; одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена учебных предметов в расписании, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца, жесткая организационная структура, создающая зачастую формальный подход к уроку.
Урок - основная форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам.
Характерные признаки школьного урока:
• постоянный состав учебных групп учащихся;
• строгое определение содержания обучения в каждом класс
• определенное расписание учебных занятий;
• сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
• ведущая роль учителя;
• систематическая проверка и оценка знаний учащихся.
Главный признак урока — это его дидактическая цель, показывающая, к чему должен стремиться учитель.
В дидактике выделяются следующие виды уроков:
1) уроки сообщения новой информации (урок-объяснение)
2) уроки развития и закрепления умений и навыков (тренировочные уроки);
3) уроки проверки знаний умений и навыков.
В большинстве случаев учитель имеет дело не с одной, а с несколькими дидактическими целями, поэтому на практике широко распространены комбинированные уроки.Комбинированный урок может иметь разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом достоинств: обеспечивая многократную смену видов деятельности, они создают условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.
Важнейшая особенность постановки курса информатики на базе ВТ — это систематическая работа школьников с ЭВМ. Поэтому учебные фрагменты на уроках информатики можно классифицировать также по объему и характеру использования ЭВМ. Так, например, уже самая первая программа машинного варианта курса ОИВТ [20] предусматривала три основных вида организационного использования кабинета вычислительной техники на уроках — демонстрация, фронтальная лабораторная работа и практикум.
Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (новые объекты языка, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). При этом учитель сам работает за пультом ПЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров.
Очевидно, что основная дидактическая функция демонстрации — сообщение школьникам новой учебной информации.
Лабораторная работа (фронтальная). Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами, переданными им учителем. Дидактическое назначение этих средств может быть различным: либо освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), либо закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера), либо проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы). В одних случаях действия школьников могут быть синхронными (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), но не исключаются и ситуации, когда различные школьники занимаются в различном темпе или даже с различными программными средствами. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы — наблюдение за работой учащихся (в том числе и через локальную сеть КВТ), а также оказание им оперативной помощи.
Практикум (или учебно-исследовательская практика). Учащиеся получают индивидуальные задания учителя для протяженной самостоятельной работы (в течение одного-двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером (в том числе и для поиска в сети), а когда поработать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. Учитывая гигиенические требования к организации работы учащихся в КВТ, учитель должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащих, компьютером не превышало рекомендуемых норм (см. об этом дальше). В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь. При необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
Методы обучения информатике
Метод – это прием, способ или образ действия, способ достижения цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Метод обучения можно определить как способ деятельности учащихся, как совокупность приемов работы, как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию. Таким образом, метод обучения содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.
Методов обучения множество . Их можно классифицировать по нескольким основаниям.
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод или эвристический, исследовательский метод.
По основным компонентам деятельности учителя рассматривают три группы методов обучения:
- Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблемные)
- Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха)
- Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый.
Выбор форм и методов обучения
Одной из важнейших составляющих деятельности учителя является правильный выбор оптимального метода обучения в данной учебной ситуации.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
- соответствие целям и задачам обучения, воспитания и развития;
- соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.);
- соответствие реальным учебным возможностям учащихся класса: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности, степень владения информационными и коммуникационными технологиями), особенностям класса;
- соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения, наличие электронных и печатных учебно-методических материалов) и отведенному времени для обучения;
- эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.);
- соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).
Форму урока учитель может выбрать по своему усмотрению: или групповую, или в парах, или фронтальную. Организация групповой работы, дающей хорошие результаты, требует формирования соответствующих навыков у учащихся.
При выборе фронтальной формы обучения условием продуктивной деятельности класса является учет того, что урок – это не монолог учителя и не традиционные объяснения и опросы, а беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ. При этом часть урока предназначена для работы за компьютером, которая в значительной мере индивидуальна. В этой работе учитель выступает в роли консультанта, и если ученику нужна помощь, он ее всегда должен получить от учителя.
На уроках информатики компьютер – не только объект изучения, но и средство обучения, средство организации познавательной деятельности. Педагогические программные средства в сочетании с традиционными печатными материалами помогают учителю приблизиться к индивидуальному обучению, что наиболее эффективно в условиях преподавания на персональных ЭВМ. Независимо от типа компьютера и уровня знаний учащегося, учитель информатики может и должен найти для каждого ребенка сферу применения своих интересов и способностей.
Домашняя работа по информатике
Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Ее необходимость обусловлена не столько решением дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки к самообразованию.
Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков.
Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной тем, что протекает по указаниям учителя, но без его непосредственного руководства. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы.
В 1960-е годы пропагандировался опыт организации обучения без домашних заданий, когда вся работа над материалом завершается на уроке. Однако этот опыт себя не оправдал. Домашняя подготовка учащихся должна не заменять, а завершать работу, выполненную в классе.
Виды домашних заданий
Поскольку теоретические аспекты домашней работы учащихся исследованы недостаточно, в педагогической и методической литературе предлагаются различные основания классификации домашних заданий.
По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:
- подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
- направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;
- способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;
- направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;
- способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.
Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).
По виду учебной деятельности учащихся выделяются следующие виды домашней работы : работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.); выполнение упражнений и решение задач; выполнение письменных работ; заполнение рабочих тетрадей на печатной основе; написание рефератов и докладов; изготовление наглядных пособий, макетов и т.д. В опыте передовых учителей используются также чтение и анализ дополнительных литературных источников; самостоятельная работа с периодической печатью; аннотирование кино- и видеофильмов и т.д.
Существует классификация в зависимости от типа предстоящего урока:
к урокам изучения нового материала - изучение материала учебника и его пересказ; доработка материала, изученного на уроке; группировка материала по какому-либо признаку ; сбор материалов из дополнительных источников и окружающей действительности;
к урокам обучения применению знаний: -практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц: придуманных самостоятельно, заимствованных из дополнительной литературы, справочников, словарей и т.д.); решение задач, аналогичных решенным в классе, или по образцу; решение нестандартных задач; решение задач с межпредметными связями; самостоятельное составление задач; самостоятельное изучение материала; сравнение фактов, наблюдаемых явлений и объяснение их сходства и различия; работа над ошибками.
к урокам обобщения: ответы на специально поставленные вопросы учителя;
подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану; выделение в тексте основного и второстепенного материала; самостоятельное доказательство того или иного положения или вывода, аналогичное тому, которое давалось в классе; подбор дополнительного материала по теме; самостоятельное составление задач по изученной теме (индивидуальное, парное или групповое); формулирование выводов на основании фактического материала (наблюдений, опытов, эксперимента, экскурсии); подготовка таблиц, схем, опорных конспектов; нетрадиционные задания обобщающего характера: составление кроссворда, теста, обучающей программы и т.д. по изученному материалу.
к урокам контроля и проверки знаний: письменные ответы на вопросы; индивидуальная домашняя контрольная работа; решение нестандартных задач.
Рассматривают также другую классификацию домашней работы: индивидуальная, групповая, творческая, дифференцированная, одна на весь класс, составление домашней работы для соседа по парте (в парах постоянного состава).
Индивидуальная домашняя работа задается, как правило, отдельным учащимся класса. Учитель может проверить уровень знаний конкретного ученика. Такая работа выполняется на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. Ее целью может быть и коррекция имеющихся знаний по конкретной теме, восполнение имеющихся пробелов и т.д. Это могут быть и необязательные задания, например, для внеклассной работы.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Творческая работа как отдельный вид домашней работы не выделена, но она должна объединять все виды домашней работы. Например, составление задач со сказочным сюжетом, сообщений и докладов. Такой тип домашней учебной работы можно назвать «отсроченным».
Дифференцированная домашняя работа может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий. Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например, разное количество задач.
Задания, включающие несколько вариантов с правом выбора любого из них: «Дома выполнить один из номеров по выбору: №... или № ... на с. ...». Свободный выбор задания не означает, что учитель не может посоветовать тем или иным ученикам начинать решение с более легкого, а потом переходить к более сложным упражнениям.
Для «слабых» учащихся могут быть даны карточки: с пропусками, которые нужно заполнить; с ошибками, которые нужно исправить; с неоконченными решениями.
Одна на весь класс – самый распространенный вид домашней работы.
Составление домашней работы для соседа по парте (пары постоянного состава). Например: «Составьте для своего соседа два задания, аналогичных тем, что рассматривались на уроке».
Заметим, что в реальной практике более 80% учителей дают одну домашнюю работу на весь класс, и лишь время от времени дают дифференцированные задания.
Методика организации домашней работы
Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в деятельности школы. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем оно должно подготовить учащихся к самостоятельному и сознательному выполнению задания.
До 80% учителей дает домашнюю работу в конце урока, хотя возможны и другие варианты: в начале урока, в середине, в ходе урока.
В связи с особенностями предмета (интерактивная работа за компьютером) домашние задания нужно давать с учетом его наличия у учащихся. Целесообразны задания, не требующие компьютера.
Домашняя работа происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Одним из таких условий является его доступность.
С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом
- для задавания на дом необходимо отводить специальное время;
- давать задания следует при полном внимании всего класса;
- домашнее задание должно быть понято всеми без исключения;
- учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.
Существуют следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.
На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития. Но, к сожалению, в практике эти функции не всегда реализуются, так как основное внимание учитель сосредотачивает на проблемах урока. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению.
Как показывает практика и многочисленные исследования, большинство слабоуспевающих и даже среднеуспевающих учащихся недобросовестно относятся к выполнению домашних работ. Одной из причин такого положения является недифференцированность домашнего задания(чаще всего оно общее для всех учащихся класса). Возникает ситуация, когда ученику легче переписать домашнюю работу у своих товарищей, причем нередко это делается наспех, не вникая в суть задачи и способа ее выполнения.
Поэтому необходим дифференцированный подход, который предполагает сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Он необходим на всех этапах обучения не только на уроке, но и при выполнении домашних работ.
Дифференцированное домашнее задание особенно важно использовать на этапе закрепления учебного материала. Если сильные учащиеся на этом этапе изучаемый материал в основном осмыслили и усвоили, то слабые ученики еще испытывают неуверенность, поэтому домашняя работа с использованием дифференцированных заданий на закрепление материала, пройденного на уроке, строится так, чтобы каждый ученик имел возможность самостоятельно выполнить задание соответствующего уровня трудности.
Полезно использовать в домашней работе такие приемы, как:
- выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях;
- выполнение заданий на выявление закономерностей;
- рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;
- разнообразные приемы самоконтроля.
На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории. При этом могут быть использованы следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить, сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить план-схему или разработать алгоритм.
Могут быть предложены нетрадиционные домашние задания:
1) самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам;
2) уточнение определений школьного учебника;
3) исследование текста учебника;
4) самостоятельное составление задач.
При такой организации домашнего задания вырабатывается умение самостоятельно пользоваться словарями, дополнительной и справочной литературой.
На втором этапе осуществляется обучение нестандартным способам решения проблем, поиску и использованию недостающей информации, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности.
Могут использоваться следующие задания:
1) разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;
2) разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.;
3) подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля;
4) редактирование учебного и научного текста;
5) исправление допущенных ошибок;
6) подготовка к тематическим урокам: поиск информации, цитат, статей из словаря.
На данном этапе целесообразна групповая форма работы (по принципу объединения учащихся примерно одинакового уровня обученности), что позволяет осуществлять дифференцированный подход.
На третьем этапе создаются условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (обучающие программы, проекты, рефераты, другие творческие работы), что способствует развитию у учащихся потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, само актуализации через различные виды деятельности:
создание педагогических программных средств по информатике и другим школьным предметам (обучающие программы, компьютерные тесты, презентации, Web-сайты и т.д.);
написание стихов, рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме;
задания на основе материалов массмедиа;
разработка материалов для школьной печати (в том числе, например, создание и поддержка электронной газеты);
Способы проверки домашнего задания различны
Способы проверки домашнего задания различны: проверяет и учитель, и сам ученик (самопроверка), и другие учащиеся (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя.
До 90% учителей используют такие формы проверки домашнего задания, как устная и письменная, работа по карточкам.
Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку можно не ставить, нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное
первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.
Рассмотрим способы проверки домашнего задания:
1. Решение домашних примеров:
а) ученик у доски решает домашний пример, параллельно ведется фронтальный опрос по этапам решения;
б) ученики по очереди (поэтапно) решают пример. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания.
2. Выяснено, что задание не выполнено или выполнено неверно у многих учащихся:
а) пример выполняется у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;
б) аналогичный пример выполняется у доски вызванным учеником, решение по просьбе учителя комментируют с места ученики.
У доски ученик записывает решение задачи или примера. На любом этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.
В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.
Без тщательно продуманной, регулярно и систематически выполняемой домашней работы невозможно достичь высокого качества обучения. Домашние задания позволяют развивать у школьников и умение работать самостоятельно, и познавательный интерес.
Диагностика знаний по информатике
Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения).
Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.
Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.
Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.
Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.
Необходимо отметить, что в педагогической и методической литературе термин «контроль» часто используется в трактовке, включающей все перечисленные выше виды диагностики.
Диагностика знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Все это обусловливает необходимость включения в систему проверки и контроля разнообразных способов контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий: индивидуальный характер контроля; систематичность, регулярность контроля на всех этапах обучения; разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам; всесторонность: контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; объективность; дифференцированный подход; единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе.
Функции контроля
Цель контроля – обеспечение обратной связи: выявление уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту (обязательному минимуму) по учебной дисциплине, и его коррекция. В.И. Загвязинский отмечает, что основные функции проверки и оценки результатов обучения –
- образовательная,
- стимулирующая,
- аналитико-корректирующая,
- воспитывающая и развивающая,
- контрольная.
Образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, помочь в дальнейшем продвижении.
Стимулирующая функция как логическое продолжение и дополнение образовательной функции призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность ученика, а вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития.
Аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, накопления информации о динамике качества знаний, выработки мер по устранению типичных ошибок, преодоления трудностей при усвоении материала.
Воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, творческого отношения к предмету, волевого саморегулирования, стремления развивать свои способности, своевременно выявлять пробелы в знаниях и других социально ценных способностях и чертах характера.
Контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.
Все функции педагогического контроля взаимосвязаны, но выделяются такие формы, в которых превалирует одна, ведущая функция. Например, семинар характеризуется, в первую очередь, образовательной функцией, а зачет, экзамен, коллоквиум – контрольной.
В целом функция контроля состоит во всесторонней проверке результатов обучения в когнитивной (овладение знаниями и способами их применения), психологической (развитие личности) и социальной (социальная адаптация) сферах . Именно поэтому многими современными педагогами принято положение о том, что цели обучения обязательно должны быть диагностичны.
Формы контроля
С точки зрения выполняемых функций можно выделить следующие формы контроля:
- констатирующий, целью которого является мониторинг фактического усвоения материала;
- формирующий, направленный на отслеживание изменений, анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат;
- корректирующий, нацеленный на исправление выявленных пробелов в знаниях.
С точки зрения временнóго фактора различают следующие формы контроля:
- предваряющий (входной, исходный, предварительный),
- текущий,
- периодический (тематический, этапный, рубежный),
- итоговый (экзаменационный).
Предваряющий контроль предназначен для выявления уровня знаний, умений и навыков, а также развития учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы (раздела). Он используется также для вновь прибывших в класс учащихся.
Текущий контроль – систематическая проверка знаний, умений и практических навыков учащихся, осуществляемая, как правило, по ходу обучения и являющаяся элементом многих уроков, прежде всего комбинированных. Позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений, навыков, практических действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения текущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем. Осуществляется в виде устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы.
Периодический контроль – проверка и оценка знаний, осуществляемая после изучения крупных разделов программы или продолжительного времени обучения, учитывающая оценки текущего контроля. Осуществляется в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования.
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения, зафиксировать необходимый минимум подготовки, который обеспечит дальнейшее обучение. Проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание уровня образования). Его виды – зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, переводные и выпускные экзамены.
Методы контроля
Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса.
Методы контроля результатов обучения по информатике, в первую очередь, можно разделить на компьютерные и бескомпьютерные.
Кабинет информатики предоставляет широкие средства и возможности индивидуализации обучения и контроля его результатов. Наравне с общеизвестными, традиционными методами учитель имеет возможность использовать средства, реализуемые с помощью ЭВМ, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру.
В современной дидактике выделяются следующие методы контроля:
Методы устного контроля: беседа; рассказ ученика; объяснение; комментированное чтение текста учебника; чтение технологической карты, схемы; сообщение; зачет; экзамен и т.д.
Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Устный контроль проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме
Наиболее полной формой проверки является экзамен.
Проблемы начинающих учителей при организации устного опроса: отсутствие техники опроса, позволяющей в сжатые сроки мобильно опросить значительное количество учащихся; неточность формулировок вопросов; отсутствие учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3–4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода, в частности, фронтальный и уплотненный опросы, а также «поурочный балл».
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части, с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При таком способе опроса не всегда легко выставлять учащимся отметки, так как ответ на 1–2 мелких вопроса не дает возможности определить объем и глубину усвоения материала.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а 4–5 учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них отметки, тем самым «уплотняя», экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
Известной модификацией устного опроса является выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся на уроке.
Методы письменного контроля: классные и домашние письменные работы, контрольные и самостоятельные работы, диктант, реферат и т.д. В письменной работе перед учеником стоит задача не только показать теоретические знания, но и проявить умение их применить на практике для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Умелое применение методов письменного контроля позволяет выявить такие умения и навыки как степень владения письменной речью, умение логично и адекватно выстраивать и излагать текст, давать собственную оценку проблеме и т.д.
О проведении контрольной работы необходимо предупредить за 1–2 недели учащихся и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Полезно проводить предварительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся.
Важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества. При этом активизируется развивающая функция контроля.
Правила выполнения проверочной работы (оформление, где находится текст задания, куда помещать выполненное на компьютере задание) надо объяснить до раздачи условий заданий, иначе во время выполнения задания ученики будут задавать похожие вопросы много раз.
Контрольные работы, если это возможно, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке.
Практические (лабораторные) работы широко используется в информатике. Они служат для формирования умений и навыков на базе изученного теоретического материала. Описание лабораторной работы включает в себя: цель работы; задачи; используемое оборудование (ЭВМ с дополнительными устройствами, программное обеспечение); описание математической, физической или информационной модели задачи; алгоритм решения задачи; программа, документ, программный продукт или другой результат; исходные данные и полученные результаты; выводы.
Возможна организация ситуационной ролевой или деловой игры, имитации, составление и решение учебных кроссвордов и т.д.
Дидактические тесты определяются как набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3–5 ответов. Задача ученика – выбрать правильный ответ. В другом варианте это могут быть утверждения, в которые необходимо вставить пропущенные слова или незаконченные предложения, которые необходимо закончить. Тесты могут проводиться в бланковом (бланочном) и компьютерном виде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы обучения информатике
«Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначению, содержанию и подходам...
Изучение мотивации учащихся с целью поиска эффективных форм и методов обучения информатике
В данной работе дается понятие "мотивация", краткое описание процесса мотивации, и исследование процесса мотивации в процессе обучения информатике...
Статья Использование новых активных форм и методов обучения информатике и ИКТ и иностранному языку
Описываю наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе, виды упражнений для обучения, наиболее часто используемые мною методы на уроках информатики и ИКТ и немецкого языка....
Формы и методы обучения информатике
Презентация...
Формы и методы обучения информатике
В данной статье приведены основные формы и методы обучения информатике, рассмотрен выбор форм и методов обучения, виды домашних заданий по информатике....
Формы и методы обучения информатике
laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...
Доклад на РМО учителей информатики: "Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ, ЕГЭ"
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет он, зависит наш результат. Обмен опытом между педагогами одного направления просто необход...