| Этапы работы | Содержание этапа
|
1. | Организационный момент, включающий: - постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);
- определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);
- описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся (воспитанников) на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса (группы), с которым (ой) работает педагог).
|
- Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: настроиться на работу по изучению нового материала, получить положительную мотивацию на дальнейшую учебную деятельность.
- Цель, стоящая перед учителем: подготовка воспитанников к активной учебно-познавательной деятельности.
- Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог): мотивационная беседа с последующей постановкой цели, наглядный.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Эпиграфом нашего урока служат следующие слова: «Картонных папок стеллажи – былого века залежи». Как вы понимаете эти слова? Слайд 1 презентации.
Возможные ответы: в настоящее время для хранения данных используются компьютерные базы данных; бумажные носители информации устарели. Учитель: Сегодня на уроке рассмотрим тему «Создание табличной базы данных». Слайд 2 презентации.
Научимся создавать табличные базы данных в СУБД Microsoft Access. Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно и с большой пользой для всех.
|
2. | Актуализация знаний для изучения нового учебного материала, включающий: - определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками));
- определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);
- описание методов, способствующих решению поставленной цели;
- описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия);
- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели;
- описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса. |
- Цель, которую педагог ставит перед учащимися на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися): повторить ранее изученный материал, понятия: база данных (БД), табличная база данных, поле, запись, ключевое поле табличной БД, системы управления базами данных (СУБД).
- Цель, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока: определить уровень усвоения предыдущего материала, активизировать деятельность детей, подготовить учащихся к изучению новой темы урока.
- Методы, способствующие решению поставленной цели: беседа, демонстрация, частично-поисковый метод.
- Критерии достижения цели данного этапа урока: активность учащихся в работе, концентрация внимания на педагоге и отвечающем, отсутствие вопросов по заданиям.
- Возможные действия педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленной цели: в случае, если ученики плохо подготовлены к изучению нового материала, на повторение отвести больше времени.
- Методы организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог: индивидуальная и фронтальная работы.
- Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: стимулирование оценкой, заинтересованность в учебной деятельности, взаимоконтроль.
- Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: безошибочность и полнота ответа, активности.
Учитель: Ранее вы познакомились с понятиями базы данных, табличной базы данных, системы управления базами данных. Вспомним основные понятия. Вызываются для индивидуальной работы у доски 1 учащийся и 2-3 – для работы по карточкам, остальные участвуют в беседе (фронтальный опрос). I. Опрос. - Что называют базами данных? (Упорядоченная совокупность данных).
- Для каких объектов создают табличные БД? (С одинаковым набором свойств).
- Что такое поле, запись табличной БД? (Поле БД – столбец таблицы, содержащий значение определенного свойства, запись – строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенных в полях БД).
- Чем отличается ключевое поле от остальных полей? (Ключевое поле однозначно определяет каждую запись).
- Привести примеры БД, указать типы полей поля, ключевое поле.
- Какую функцию выполняет СУБД? (Программа, позволяющая создавать БД, обеспечивает сортировку и поиск данных).
- Какие основные объекты входят в СУБД MS Access, и какие функции они выполняют? (Таблицы, запросы, формы, отчеты).
Слайд3 презентации.
II. Работа у доски. Вызывает ученика к доске. Задание: установить соответствие между названием поля и типом данных. Выполняет на закрытой стороне доски, используя раздаточный материал и магнитную доску. Имя поля | Тип | Фамилия Дата рождения Адрес Телефон № школы Посещает курсы Портрет | Текстовый Дата/время Числовой Логический Поле OLE |
III. Работа на местах по карточкам Аналогичное задание выполняют 2-4 учащихся в классе. Устанавливают соответствие между названием поля и типом. Взаимопроверка по результатам на доске. |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: - постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия));
- определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);
- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
- описание форм и методов изложения нового учебного материала;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог;
- описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала.
| - Конкретная учебная цель перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока): уметь структурировать информацию, определять типы данных для полей БД, знать этапы создания табличной БД.
- Цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока: научить создавать табличную БД в СУБД MS Access, структурировать информацию и определять типы данных для полей.
- Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися:
Учитель: Разработаем базу данных «Крупные реки Пензенской области». Задания для практической работы раздаются учащимся. Слайд 5 презентации.
С чего нужно начать работу по созданию БД? Возможные ответы: Выделить поля и их типы данных. Спроектируем БД. Создадим структуру БД. Заполняется таблица. Слайд 6 презентации.
Создадим табличную БД в СУБД Access: - Запустить СУБД MS Access.
- Создать новую БД «Реки»
- Выбрать режим «Конструктор»
- Задать структуру БД: имя поле и тип данных. Указать ключевое поле.
- Сохранить таблицу «Реки»
- Откроем таблицу «Реки» двойным щелчком мыши.
- Заполнить поля записями из практического задания.
Учитель демонстрирует ход работы.
Какие основные этапы можно выделить при создании БД? Обсуждение с учащимися. Приходят к выводу. 1 этап. Проектирование БД. Создание структуры, описание типов данных. 2 этап. Создание БД. В режиме Конструктор записать имена полей и указать типы и форматы данных. 3 этап. Заполнение таблицы.
- Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый методы, фронтальной работа, применение ИКТ.
- Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог: фронтальная работа.
- Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: визуальная концентрация внимания, активное участие в обсуждении, по записям в тетрадях.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: стимулирование оценкой, интересной подачей материала.
Физкультминутка. Упражнение 1. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 сек. Упражнение 2. Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с, поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 5 раз. Упражнение 3. Растереть наружные и внутренние поверхности ладоней до ощущения тепла. Упражнение 4. Кисти постепенно сжимать в кулаки, все крепче и крепче на счет 1-6. Встряхнуть кистями, расслабиться на счет 7-9. |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: - постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);
- определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);
- описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог;
- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала;
- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал.
| - Конкретная учебная цель перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока: уметь создавать табличную БД в СУБД MS Access.
- Цель, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока: формирование навыков решения практических на создание табличной БД в СУБД MS Access.
- Формы и методы достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог: компьютерный практикум, самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют практическое задание - создание БД «Крупные реки Пензенской области».
Дополнительные задания: - Добавить в готовую БД поле притоки и заполнить его.
- Разработать БД «Крупные пруды Пермской области»
- Критерии, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: по качеству выполнения задания практической работы, полноте и правильности заполнения таблицы.
- Возможные пути и методы реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: использование помощи консультантов из числа более сильных учащихся, конспекта записей.
|
5. | Задание на дом - Цель самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания)
- Цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом:
- Определение и разъяснение учащимся технологии успешного выполнения домашнего задания.
| Оценки. Итоги урока. Домашнее задание. - Цель самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания): уметь создавать табличные БД, структурировать данные.
- Цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом: закрепление полученных на уроке знаний и умений.
- Определение и разъяснение учащимся технологии успешного выполнения домашнего задания.
Параграф 12 Учебник Информатики и ИКТ 9 класс, Семакин И.Г. Ответить на контрольные вопросы
Задание: В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы бабушки Ивановой А.И.
1) Иванов Т.М. 2) Черных И.А. 3) Цейс Т.Н. 4) Петренко Н.Н. В тетради записать алгоритм рассуждений. |