Разработка урока "Создание табличной базы данных"
план-конспект урока по информатике и икт (9, 11 класс) на тему

Барышева Елена Анатольевна

Разработка урока "Создание табличной базы данных" содержит конспект урока, презентацию и практическое задание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО)______Барышева Елена Анатольевна____________________

_____________________________________________________________________________

Предмет___Информатика и ИКТ_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возраст учащихся: 9 класс_____________________________________________________ 

Тема урока  "Создание табличной базы данных"___________________________________

_____________________________________________________________________________

Цель урока: сформировать навыки создания табличной базы данных в системе управления базами данных Access, умение структурировать информацию.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);
  • определение цели, которую педагог  хочет достичь на данном  этапе урока (занятия);
  • описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся (воспитанников) на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса (группы), с которым (ой) работает педагог).

  • Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: настроиться на работу по изучению нового материала, получить положительную мотивацию на дальнейшую учебную деятельность.
  • Цель, стоящая перед учителем: подготовка воспитанников к активной учебно-познавательной деятельности.
  • Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог): мотивационная беседа с последующей постановкой цели, наглядный.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Эпиграфом нашего урока служат следующие слова: «Картонных папок стеллажи – былого века залежи». Как вы понимаете эти слова?

Слайд 1 презентации.

Возможные ответы: в настоящее время для хранения данных используются компьютерные базы данных; бумажные носители информации устарели.

Учитель: Сегодня на  уроке рассмотрим тему «Создание табличной базы данных».

Слайд 2 презентации.

Научимся создавать табличные базы данных в СУБД Microsoft Access. Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно и с большой пользой для всех.

2.

Актуализация знаний для изучения нового учебного материала, включающий:

  • определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном  этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками));
  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном  этапе урока (занятия);
  • описание методов, способствующих решению поставленной цели;
  • описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия);
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса;

описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса.

  • Цель, которую педагог ставит перед учащимися на данном  этапе урока  (какой результат должен быть достигнут учащимися): повторить ранее изученный материал, понятия: база данных (БД), табличная база данных, поле, запись, ключевое поле табличной БД, системы управления базами данных (СУБД).
  • Цель, которую педагог хочет достичь на данном  этапе урока: определить уровень усвоения предыдущего материала, активизировать деятельность детей, подготовить учащихся к изучению новой темы урока.
  • Методы, способствующие решению поставленной цели: беседа, демонстрация, частично-поисковый метод.
  • Критерии достижения цели данного этапа урока: активность учащихся в работе, концентрация внимания на педагоге и отвечающем, отсутствие вопросов по заданиям.
  • Возможные действия  педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленной цели: в случае, если ученики плохо подготовлены к изучению нового материала, на повторение отвести больше времени.
  • Методы организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог: индивидуальная и фронтальная работы.
  • Методы мотивирования  учебной активности учащихся в ходе опроса: стимулирование  оценкой, заинтересованность в учебной деятельности, взаимоконтроль.
  • Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: безошибочность и полнота ответа, активности.

Учитель: Ранее вы познакомились с понятиями базы данных, табличной базы данных, системы управления базами данных. Вспомним основные понятия.  

Вызываются для индивидуальной работы у доски 1 учащийся и 2-3 – для работы по карточкам, остальные участвуют в беседе (фронтальный опрос).

I. Опрос.

  1. Что называют базами данных? (Упорядоченная совокупность данных).
  2. Для каких объектов создают табличные БД? (С одинаковым набором свойств).
  3. Что такое поле, запись табличной БД? (Поле БД – столбец таблицы, содержащий значение определенного свойства, запись – строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенных в полях БД).
  4. Чем отличается ключевое поле от остальных полей? (Ключевое поле однозначно определяет каждую запись).
  5. Привести примеры БД, указать типы полей поля, ключевое поле.
  6. Какую функцию выполняет СУБД? (Программа, позволяющая создавать БД, обеспечивает сортировку и поиск данных).
  7. Какие основные объекты входят в СУБД MS Access, и какие функции они выполняют? (Таблицы, запросы, формы, отчеты).

Слайд3 презентации.

II. Работа у доски. Вызывает ученика к доске.

Задание: установить соответствие между названием поля и типом данных. Выполняет  на закрытой стороне доски, используя раздаточный материал и магнитную доску. 

Имя поля

Тип

Фамилия

Дата рождения

Адрес

Телефон

№ школы

Посещает курсы

Портрет

Текстовый

Дата/время

Числовой

Логический

Поле OLE

III. Работа на местах по карточкам

Аналогичное задание выполняют 2-4 учащихся в классе. Устанавливают соответствие между названием поля и типом. Взаимопроверка по результатам на доске.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия));
  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала.
  • Конкретная учебная цель перед учащимися  (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока): уметь структурировать информацию, определять типы данных для полей БД, знать этапы создания табличной БД.
  • Цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока: научить создавать табличную БД в СУБД MS Access, структурировать информацию и определять типы данных для полей.
  • Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися:

Учитель: Разработаем базу данных «Крупные реки Пензенской области». Задания для практической работы раздаются учащимся. Слайд 5 презентации.

С чего нужно начать работу по созданию БД?

Возможные ответы: Выделить поля и их типы данных. Спроектируем БД. Создадим структуру БД. Заполняется таблица. Слайд 6 презентации.

 

Создадим табличную БД в СУБД Access:

  1. Запустить СУБД MS Access.
  2. Создать новую БД «Реки»
  3. Выбрать режим «Конструктор»
  4. Задать структуру БД: имя поле и тип данных. Указать ключевое поле.
  5. Сохранить таблицу «Реки»
  6. Откроем таблицу «Реки» двойным щелчком мыши.
  7. Заполнить поля записями из практического задания.

Учитель демонстрирует ход работы.

 

Какие основные этапы можно выделить при создании БД? Обсуждение с учащимися. Приходят к выводу.

1 этап. Проектирование БД. Создание структуры, описание типов данных.

2 этап. Создание БД. В режиме Конструктор записать имена полей и указать типы и форматы данных.

3 этап. Заполнение таблицы.

  • Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый  методы,  фронтальной работа,   применение ИКТ.
  • Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог: фронтальная работа.
  • Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: визуальная концентрация внимания, активное участие в обсуждении, по записям в тетрадях.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: стимулирование оценкой, интересной подачей материала.

Физкультминутка.

  Упражнение 1. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 сек.

 Упражнение 2. Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с, поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 5 раз.

Упражнение 3. Растереть наружные и внутренние поверхности ладоней до ощущения тепла.

Упражнение 4. Кисти постепенно сжимать в кулаки, все крепче и крепче на счет 1-6. Встряхнуть кистями, расслабиться на счет 7-9.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);
  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);
  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог;
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал.
  • Конкретная учебная цель перед учащимися  (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока: уметь создавать табличную БД в СУБД MS Access.
  • Цель, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока: формирование навыков решения практических на создание табличной БД в СУБД MS Access.
  • Формы и методы достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог: компьютерный практикум, самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выполняют практическое задание - создание БД «Крупные реки Пензенской области».

Дополнительные задания:

  1. Добавить в готовую БД поле притоки и заполнить его.
  2. Разработать БД «Крупные пруды Пермской области»
  • Критерии, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: по качеству выполнения задания практической работы, полноте и правильности заполнения таблицы.
  • Возможные пути и методы реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: использование помощи консультантов из числа более сильных учащихся, конспекта записей.

5.

Задание на дом

  • Цель самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания)
  • Цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом:
  • Определение и разъяснение учащимся технологии успешного выполнения домашнего задания.

Оценки. Итоги урока. Домашнее задание.

  • Цель самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания): уметь создавать табличные БД,  структурировать данные.
  • Цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом: закрепление полученных на уроке знаний и умений.
  • Определение и разъяснение учащимся технологии успешного выполнения домашнего задания.

Параграф 12 Учебник Информатики и ИКТ 9 класс, Семакин И.Г.

Ответить на контрольные вопросы

Задание:

В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях.  Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы бабушки  Ивановой А.И.

1)  Иванов Т.М.        2) Черных И.А.        3) Цейс Т.Н.

4) Петренко Н.Н.

В тетради записать алгоритм  рассуждений.



Предварительный просмотр:

Практическое задание для СУБД Access № 1

Разработать базу данных «Крупные реки Пензенской области».

Наиболее крупные из рек — Сура, Мокша, Уза относятся к Волжскому бассейну,  Хопёр, Ворона – к Донскому бассейну.

Самая большая река Пензенской области Сура. Длина Суры 841 километр. Общая площадь бассейна составляет 67500 квадратных километров. В Нижегородской области впадает в Волгу.

Наиболее крупными левыми притоками Суры являются Уза, Кадада, Алатырь, Пьяна, а правыми – Инза, Барыш. В низовьях река судоходная.

Мокша - одна из крупнейших рек Пензенской области, Мордовии и Рязанской области, правый приток Оки. Длина Мокши 656 км, площадь бассейна 51 тыс. кв. км. Наиболее крупные притоки – Атмис, Ломовка, Шелдаис, Вад. Основной приток Цна (левый). За пределами области судоходна от поселка Кадома.

Река Уза - левый приток реки Суры (устье). Длина 188 км, площадь бассейна 5440 кв. км.  Притоки узы – реки Чардым, Узинка, Пиксанка.

Хопёр — левый самый протяжённый и полноводный приток Дона. Самая чистая река в Европе. Длина составляет 979 км, площадь бассейна — 61100 кв. км. Хопер судоходен от города Новохоперска в 323 км от устья.

Притоки Хопра – реки Ворона, Арчада, Ольшанка.

Ворона - правый приток Хопра. Длина 454 км, площадь бассейна 13200 кв. км. Основной приток – река Чембар (слева).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Базы данных Поле Запись Ключевое поле СУБД

Слайд 4

Счётчик Текстовый Числовой Логический Картинка Дата/время

Слайд 5

«Крупные реки Пензенской области» Наиболее крупные из рек — Сура, Мокша, Уза относятся к Волжскому бассейну, Хопёр, Ворона – к Донскому бассейну. Самая большая река Пензенской области Сура . Длина Суры 841 километр. Общая площадь бассейна составляет 67500 квадратных километров. В Нижегородской области впадает в Волгу. В низовьях река судоходная. Мокша - одна из крупнейших рек Пензенской области, Мордовии и Рязанской области, правый приток Оки. Длина Мокши 656 км, площадь бассейна 51 000 кв. км. За пределами области судоходна от поселка Кадома. Река Уза - левый приток реки Суры (устье). Длина 188 км, площадь бассейна 5440 кв. км. Хопёр — левый самый протяжённый и полноводный приток Дона. Самая чистая река в Европе. Длина составляет 979 км, площадь бассейна — 61100 кв. км. Хопер судоходен от города Новохоперска в 323 км от устья. Ворона - правый приток Хопра. Длина 454 км, площадь бассейна 13200 кв. км.

Слайд 6

Проектирование БД «Крупные реки Пензенской области» Поле № Река Бассейн Длина реки км Площадь бассейна кв км Устье Судоходна Тип данных Счетчик Текстовый Текстовый Числовой Числовой Текстовый Логический

Слайд 7

Проектирование БД «Крупные реки Пензенской области» Имя поля Тип данных № Счетчик (ключевое поле) Река Текстовый Бассейн Текстовый Длина реки км Числовой (целое) Площадь бассейна кв км Числовой (целое) Устье Текстовый Судоходна Логический

Слайд 8

Создание табличной БД

Слайд 9

Заполнение табличной БД

Слайд 10

Параграф 12 учебнитка. Ответить на контрольные вопросы Задание: В тетради записать алгоритм рассуждений. В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы бабушки Ивановой А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»

Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...

Конспект урока "Табличные базы данных"

Это только конспект урока. Есть ещё к конспекту презентация, но её я не могу разместить, потому что она много весит. Если кто-то заинтересуется могу прислать по электронной почте....

Табличные базы данных.

изучение нового материала....

Табличные базы данных

Презентация к уроку информатики в 11 классе (автор учебника - Н.Д.Угринович)...

Урок "Табличная база данных"

Данный урок является основным в разделе базового курса «Информатики и ИКТ», он относится к современной области  информационных технологий – технологии работы с базами данных. Ученики подроб...

Табличные базы данных

Урок на темы "Создание табличной базы данных" + технологическая карта урока + презентация...

Конспект-урока информатики и ИКТ в 11 классе. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных

Конспект урока информатики и ИКТ в 11классе Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных...