«Принципы обработки информации компьютером. Системы счисления»
методическая разработка по информатике и икт (10, 11 класс) на тему
Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине "Информатика" (для студентов первого курса всех специальностей и форм обучения). Содержит общие сведения о системах счисления, позволяет освоить: способы перевода из одной системы счисления в другую, основные приемы арифметических действий в различных системах счисления. Методические указания могут быть использованы для самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_obrabotki_informatsii_pk.docx | 74.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Приморского края
краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по дисциплине «Информатика»
для студентов 1-го курса
по теме
«Принципы обработки информации компьютером. Системы счисления»
2016
ОДОБРЕНА Предметной цикловой комиссией | Составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности |
Протокол № от « » ________ 2016г Председатель ПЦК _____________И.Е. Толок | Зам. директора по УР ____________Ю.Н. Топеха «___»____________2016г. |
Автор: преподаватель КГА ПОУ «Владивостокский судостроительный колледж»
Ю.С. Котенко
Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине "Информатика" (для студентов первого курса всех специальностей и форм обучения). Содержит общие сведения о системах счисления, позволяет освоить: способы перевода из одной системы счисления в другую, основные приемы арифметических действий в различных системах счисления. Методические указания могут быть использованы для самостоятельной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
№ П\П | СТР. | |
Введение | 4 | |
Теоретическая часть | 5 | |
Практическая часть | 11 | |
Задания для выполнения самостоятельной работы | 14 | |
Литература | 16 |
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость изучения темы «Системы счисления» в курсе информатики связана с тем, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы счисления. Данная тема является смежной темой с математикой и вносит вклад в фундаментальное математическое образование студентов.
При изучении темы «Системы счисления» рассматриваются следующие вопросы:
- позиционные и непозиционные системы счисления;
- основные понятия позиционных систем счисления: основание, алфавит;
- формы представления чисел в позиционных системах;
- перевод чисел из одной системы счисления в другую;
- особенности арифметики в позиционных системах счисления.
Целью методического указания является развитие логического (математического) мышления студентов в области информатики и расширение навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности.
При изучении материала следует учитывать межпредметную связь с математикой, а также внутридисциплинарную связь с темами «Основы алгоритмизации и программирования», «Архитектура ЭВМ», «Кодирование информации».
В результате прохождения занятия студент должен:
- знать:
- основные определения (система счисления, основание системы счисления, база системы);
- примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
- правила перевода из одной системы счисления в другую;
- правила выполнения арифметических операций с системами счисления
- уметь:
- применять правила перевода из одной системы счисления в другую;
- выполнять арифметические операции над системами счисления.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 Системы счисления: основные понятия
Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведём свой семейный бюджет в рублях и копейках (сотых долях рубля) и т.д. Сегодня числа, цифры с нами везде. А что знал человек о числах несколько тысяч лет назад? Вопрос непростой, но очень интересный. Историки доказали, что и пять тысяч лет назад люди могли записывать числа и производить над ними арифметические действия. Конечно, принципы записи были совсем не такими, как сейчас. Однако уже тогда число изображалось с помощью одного или нескольких символов.
Эти символы, участвующие в записи числа, в математике и информатике принять называть цифрами.
Но что же мы понимаем под словом «число»?
Первоначально понятие отвлечённого числа отсутствовало, число было «привязано» к тем конкретным предметам, которые пересчитывали. Отвлечённое понятие натурального числа появляется вместе с развитием письменности. Дробные же числа изобрели тогда, когда возникла необходимость производить измерения. Измерение, как известно, это сравнение с другой величиной того же рода, выбираемой в качестве эталона. Эталон называется ещё единицей измерения. Понятно, что единица измерения не всегда укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Отсюда и возникла практическая потребность ввести более «мелкие» числа, чем натуральные. Дальнейшее развитие понятия числа было обусловлено уже развитием математики.
Понятие числа – фундаментальное понятие как математики, так и информатики.
Сегодня, в XXI веке, для записи чисел человечество использует в основном десятичную систему счисления. А что такое система счисления?
Система счисления – это способ записи (изображения) чисел.
Алфавит - конечный набор (множество) символов.
Различные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в настоящее время, делятся на две группы: позиционные и непозиционные.
Системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от её места в записи числа, называются непозиционными.
Примером непозиционной системы счисления является римская система. В этой системе цифры обозначаются буквами латинского алфавита:
I= 1V= 5X= 10L= 50
C= 100D= 500M= 1000
Пример1. Записать число 444 в римской системе.
Решение: 444 = 400 + 40 + 4 = СD+XL+IV=CDXLIV
К недостаткам таких систем относятся наличие большого количества знаков и сложность выполнения арифметических операций.
Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления, т.е. системы записи чисел, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число. Например, наша привычная десятичная система является позиционной.
Позиционные системы счисления – результат длительного исторического развития непозиционных систем счисления.
В позиционной системе счисления любое число может быть представлено в следующем виде:
,
где Ар – само число,
р - основание системы счисления,
а – цифра данной системы счисления,
n – число разрядов.
Запись числа по формуле называется развернутой формой записи.
Пример: Десятичное число А10=4718
А10 = 4х103+7х102+1х101+8х100
Таблица 1. Примеры позиционных систем счисления
Позиционная система счисления | Основание | Алфавит |
Двоичная | 2 | 0, 1 |
Восьмеричная | 8 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
Десятичная | 10 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A(10), B(11), C(12), D(13), E(14), F(15) |
Позиция цифры в числе называется разрядом. Для целых чисел разряды нумеруются справа налево, началом отсчета является 0.
2 Перевод чисел из одной системы в другую.
Человек привык работать в десятичной системе счисления, а ЭВМ ориентирована на двоичную систему. Поэтому общение человека с машиной было бы невозможно без создания простых алгоритмов перевода чисел из одной системы счисления в другую.
1.Преобразование целых десятичных чисел в другие системы счисления.
Метод деления:
1. 13:2=6 остаток 1
6:2=3 остаток 0 Запись ведем снизу вверх
3:2=1 остаток 1
1:2=0 остаток 1
Ответ: 1101
2. 173:8=21 остаток 5
21:8=2 остаток 5 Запись ведем снизу вверх
2:8=0 остаток 2
Ответ: 255
3. 173:16=13 остаток 10
Ответ: AD
2. Преобразование двоичных чисел в другие системы счисления.
1.В восьмеричную систему счисления
Число объединяют в группы по 3 разряда справа налево.
111 000 110 011
7 0 6 3
2. В шестнадцатеричную систему счисления.
Число объединяют в группы по 4 разряда справа налево.
1111 0101 1001 1100
F 5 9 C
3 Арифметические операции в Р-ичных системах счисления
1 Сложение
Для двоичной системы счисления действуют правила сложения:
0 | + | 0 | = | 0 |
0 | + | 1 | = | 1 |
1 | + | 0 | = | 1 |
1 | + | 1 | = | 1 |
При сложении чисел в произвольной позиционной системе счисления с основанием Р в каждом разряде производится сложение цифр слагаемых и цифры, переносимой из соседнего младшего разряда, если она имеется. При этом необходимо учитывать, что если при сложении чисел получилось число большее или равное Р, то его представляют в виде Рk+b, где k — частное, а b — остаток от деления полученного числа на основание системы счисления. Число b является количеством единиц в данном разряде, а число к — количеством единиц переноса в следующий разряд.
Для выполнения этой операции используют таблицы сложения. По вертикали и по горизонтали откладываются числа алфавита. На пересечении строки и столбца получается результат операции.
Примеры:
2 Умножение
Для двоичной системы счисления действуют правила умножения:
0 | ∙ | 0 | = | 0 |
0 | ∙ | 1 | = | 0 |
1 | ∙ | 0 | = | 0 |
1 | ∙ | 1 | = | 1 |
При умножении чисел в Р-ичной системе счисления каждая цифра второго множителя умножается последовательно на цифру каждого из разрядов первого множителя (так же, как и в десятичной системе счисления).
При этом необходимо учитывать, что если при сложении чисел получилось число большее или равное Р, то его представляют в виде Рk+b, где k — частное, а b — остаток от деления полученного числа на основание системы счисления. Число b записывают в единицы данного разряда, а число k запоминают и добавляют его к результату произведения в следующем разряде.
Полученные результаты умножения складывают и отделяют количество знаков после запятой, равное сумме знаков после запятой у сомножителей.
По сути, это то же самое умножение столбиком, которое применяется в десятичной системе счисления. Единственное отличие – для проведения этой операции в P-ичной системе необходимо использовать таблицы сложения для этой P-ичной системы счисления.
Примеры:
4 Таблицы сложения и умножения (для двоичной и восьмеричной систем счисления)
Таблица 2. Таблица сложения в двоичной системе счисления
+ | 0 | 1 |
0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 10 |
Таблица 3. Таблица умножения в двоичной системе счисления
* | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 |
Таблица 4. Таблица сложения в восьмеричной системе счисления
+ | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 |
2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 |
3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 |
4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 |
5 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
6 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
7 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Таблица 5. Таблица умножения в восьмеричной системе счисления
* | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 10 | 12 | 14 | 16 |
3 | 0 | 3 | 6 | 11 | 14 | 17 | 22 | 25 |
4 | 0 | 4 | 10 | 14 | 20 | 24 | 30 | 34 |
5 | 0 | 5 | 12 | 17 | 24 | 31 | 36 | 43 |
6 | 0 | 6 | 14 | 22 | 30 | 36 | 44 | 52 |
7 | 0 | 7 | 16 | 25 | 34 | 43 | 52 | 61 |
Составить таблицу умножения или сложения для любого основания можно самостоятельно. Для этого нужно:
- В крайних левом вертикальном столбце и верхней горизонтальной строке записать алфавит (цифры записываются по возрастанию). В ячейке, основанной на пересечении i-й строчки и j-го столбца, будет записан результат операции.
- Сосчитать значения i * j или i + j как в обычной десятичной системе. Перевести результат в систему счисления с исходным основанием.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задачи можно решать, используя перевод исходных чисел в десятичную систему счисления.
Рассмотрим решение некоторых из них.
Задача 1.
Вычислить сумму чисел X и Y, если X=10101112, Y=1528. Результат представить в двоичном виде.
Решение.
Поскольку результат нужно представить в двоичной системе счисления, наиболее удобно и быстро решить данную задачу путем перевода всех чисел в двоичную систему счисления.
Число X уже представлено в двоичной системе счисления: X=10101112. Переведем число Y из восьмеричной в двоичную систему счисления, разбив его на триады:
1 | 5 | 2 |
001 | 101 | 010 |
Получили Y=1528=11010102.
Сложим двоичные числа X и Y столбиком:
+ | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 12 |
1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 02 | |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 12 |
Результатом решения задачи является число 110000012.
Ответ: 110000012.
Задача 2.
Чему равна сумма чисел 528 и А916 в двоичной системе счисления?
Задачу можно решить двумя способами.
Способ 1.
Переведем исходные числа в десятичную систему счисления путем разложения по степеням:
528 = 5*81 + 2*80 = 40 + 2 = 4210,
А916 = 10*161 + 9*160 = 160 + 9 = 16910.
Находим сумму десятичных чисел: 4210 + 16910 = 21110.
Переводим полученное десятичное число в двоичную систему счисления путем деления и выделения остатков:
– | 211 | 2 | ||||||
210 | 105 | 2 | ||||||
1 | 104 | 52 | 2 | |||||
1 | 52 | 26 | 2 | |||||
0 | 26 | 13 | 2 | |||||
0 | 12 | 6 | 2 | |||||
1 | 6 | 3 | 2 | |||||
0 | 2 | 1 | ||||||
1 | ||||||||
21110 = 110100112.
Ответ: 110100112.
Способ 2.
Переведем исходные числа в двоичную систему счисления путем разбиения на триады и тетрады:
5 | 2 | А | 9 | |||
101 | 010 | 1010 | 1001 |
528 = 1010102,
А916 = 101010012.
Сложим полученные двоичные числа столбиком:
+ | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 02 | ||
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 12 | |
1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 12 |
В результате сложения получили двоичное число 110100112.
Ответ: 110100112.
Задания для выполнения самостоятельной работы
1. Перевести числа в десятичную систему счисления
2. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную и восьмеричную системы счисления
3. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления
4. Перевести из восьмеричной системы счисления в двоичную систему счисления
5. Перевести из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную
6. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислить X+Y и X*Y
7. Заданы восьмеричные числа X и Y. Вычислить X+Y,
8. Заданы шестнадцатеричные числа X и Y. Вычислить X+Y
Номер варианта | Номер задания | |||||||
1101(2) | 84 | 79 | 34 | 45 | 100001 101 | 75 34 | 71 32 | |
1111(2) | 64 | 48 | 25 | 38 | 101101 111 | 25 17 | 47 71 | |
100101(2) | 37 | 57 | 52 | 77 | 101101 1011 | 52 23 | 38 44 | |
110001(2) | 81 | 19 | 63 | 48 | 1001 1001 | 63 34 | 45 75 | |
437(8) | 67 | 84 | 71 | 53 | 101101 10011 | 71 21 | 53 31 | |
345(8) | 41 | 16 | 55 | 32 | 1100111 100 | 55 34 | 29 81 | |
АС5(16) | 23 | 43 | 63 | 74 | 10101 1001 | 63 42 | 64 28 | |
11011(2) | 63 | 39 | 44 | 79 | 100111 1001 | 44 76 | 47 51 | |
ВС5(16) | 39 | 23 | 45 | 67 | 100011 1011 | 45 65 | 67 41 | |
11011(2) | 87 | 46 | 41 | 75 | 100011 10011 | 41 73 | 39 97 | |
11101(2) | 35 | 43 | 12 | 73 | 10011 1001 | 12 73 | 57 71 | |
100101(2) | 83 | 37 | 66 | 74 | 101101 10101 | 66 23 | 51 38 | |
110001(2) | 79 | 47 | 52 | 68 | 11001 1010 | 52 65 | 64 28 | |
43(8) | 48 | 84 | 54 | 29 | 101011 1001 | 54 55 | 47 51 | |
77(8) | 57 | 93 | 34 | 56 | 1001011 10011 | 34 56 | 67 41 | |
АВ5(16) | 19 | 98 | 55 | 47 | 1000111 10111 | 55 46 | 39 64 | |
1101011(2) | 84 | 67 | 66 | 45 | 10011 111 | 66 54 | 57 71 | |
ВА5(16) | 16 | 87 | 51 | 64 | 1000011 10011 | 51 75 | 51 38 | |
11001(2) | 32 | 94 | 41 | 51 | 101101 11101 | 41 47 | 39 64 | |
437(8) | 57 | 48 | 23 | 16 | 1011011 1011 | 57 23 | 57 71 |
ЛИТЕРАТУРА
1 Основная литература:
- Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 387 с.: ил.
- Радюк Л. Алгоритм перевода в двоичную и из двоичной системы счисления.// Наука и жизнь. 2015, №1.
- С. Б. Гашков. Системы счисления и их применение. М.: МЦНМО, 2014. — 52 с.: ил.
- Сидоров В.К. Системы счисления.// Наука и жизнь, 2016, №2.
- Технология разработки элективных курсов / А.А. Зубрилин, И.С. Паркина // Информатика и образование. – 2016. – №1.
2 Дополнительная
- Информатика. Базовый курс. Под ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2015.
- Безручко В.Т. Практикум по курсу «Информатика». – М.: Финансы и статистика, 2014.
- Информатика. 10 –11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014.
- Информатика. Задачник-практикум / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2015.
- Ляхович В. Ф., Крамаров С. О., Шамараков И. П. Основы информатики: учебник. – Ростов н/Д, 2014.
3 Интернет-ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия «Википедия».
- http://inf.e-alekseev.ru/ - Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. Информатика: Мультимедийный электронный учебник – Саранск: Морд.гос. ун-т, 2014.
- http://tadviser.ru - российский интернет-портал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к уроку информатики в 10 классе по теме : "Компьютер универсальная техническая система обработки информации".
Материал содержит: Конспект урока + презентацию....
Самостоятельная работа по теме Основные информационные процессы и их реализация с помощью ПК. Принципы обработки информации ПК
Перевод чисел в различные системы счисления....
Самостоятельная работа по теме Основные информационные процессы и их реализация с помощью ПК. Принципы обработки информации ПК
Перевод чисел в различные системы счисления....
Задания для повторения разделов "Измерение информации" и "Системы счисления"
Задания для повторения разделов "Измерение информации" и "Системы счисления" для 8-10 класса....
Конспект урока по информатике "Информация в памяти компьютера. Система счисления"
Цели: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти; актуализировать изученные ранее в курсе математики подходы к представлению числовой информации; познакомить с текстовым процесс...
Задания для повторения разделов "Измерение информации" и "Системы счисления"
Задания для повторения разделов "Измерение информации" и "Системы счисления" для 8-10 классов...
Проверочная работа по теме "Измерение информации" и "Системы счисления"
Проверочная работа на 6 вариантов. Есть повторение темы "Системы счисления" и задания по теме "Измерение информации"...