Последовательный поиск в массиве. Конспект урока
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Конспект урока в 9 классе по теме "Последовательный поиск в массиве"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_borisovoy_o.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока учителя информатики Борисовой О.А.
Дата: 25 февраля 2016г.
Класс: 9а
Тема: Последовательный поиск в массиве.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные - представления о понятиях "одномерный массив", "значение элемента массива", "индекс элемента массива"; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (определение количества элементов массива с заданными свойствами, поиск наибольшего/наименьшего элементов массива);
- метапредметные - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- личностные - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Решаемые учебные задачи:
- напомнить сущность понятия массив, одномерный массив;
- рассмотреть правила описания одномерных целочисленных массивов в среде программирования Паскаль;
- рассмотреть примеры и получить опыт решения типовых задач по обработке массивов (поиск наибольшего/наименьшего значения, подсчет количества элементов с некоторым свойством);
- сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы обработки одномерных массивов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Электронное приложение: презентация "Последовательный поиск в массиве".
Особенности изложения содержания темы урока.
- Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся.
- Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
- Ответы на следующие вопросы:
- Что такое массив? (Это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве)
- Может ли массив одновременно содержать целые и вещественные значения? (Нет, это совокупность однотипных элементов)
- Для чего необходимо описание массива? (2 слайд)
- Визуальная проверка заданий в рабочей тетради.(№203, 204)
- Изложение нового материала.
На сегодняшнем занятии мы будем продолжать изучать с вами тему "Одномерные массивы целых чисел", а что конкретно, давайте с вами вместе определим? ( ответ учащихся, поиск в массиве элементов с заданными условиями). В своих тетрадях записываем тему нашего урока «Последовательный поиск в массиве». Цели и задачи нашего занятия.(3, 4 слайд)
В программировании поиск - одна из наиболее часто встречающихся задач невычислительного характера. Можно выделить следующие типовые задачи поиска:
1. найти наибольший (наименьший) элемент массива;
2. найти элемент массива, значение которого равно заданному значению. (5 слайд)
Компьютер не может сравнить разом весь ряд объектов. На каждом шаге он может сравнивать только 2 объекта. Поэтому в программе необходимо организовать последовательный просмотр элементов массива и сравнение значения очередного просматриваемого элемента с неким образцом.
Рассмотрим подробно решение задач первого типа (нахождение наибольшего/наименьшего элемента).
Представим себе одномерный массив в виде стопки карточек, на каждой из которых написано число (раздать карточки ученикам и предложить написать любое целое число). Тогда идея поиска наибольшего элемента массива может быть представлена следующим образом (на примере заполненных карточек):
1. возьмем верхнюю карточку (первый элемент массива), запомним имеющееся на карточке число (запишем его на доске) как наибольшее из просмотренных, уберем карточку в сторону;
2. возьмем следующую карточку, сравним числа, записанные на карточке и на доске, и запишем там то же число, что и на карточке, если же новое число не больше, то на доске оставим имеющуюся запись, уберем карточку в сторону;
3. повторим действия, описанные в пункте 2, для всех оставшихся карточек в стопке.
В итоге на доске будет записано самое большое значение просмотренного массива.
Так как доступ к значению элемента массива осуществляется по его индексу, то при организации поиска наибольшего элемента в одномерном массиве правильнее искать его индекс. Запишите себе в тетрадь: " При организации поиска наибольшего элемента массива правильнее искать его индекс". (6 слайд)
Обозначим искомый индекс imax. Тогда описанный выше алгоритм в сформированном нами массиве а на языке Паскаль можно записать так:
imax:=1;
For i:=2 To 10 Do
If a[i]>a[imax] Then imax:=i;
Writeln ('наибольший элемент a[', imax, ']=', a[imax]);
(разбор примера вместе с учащимися на доске).
Задача на компьютере: Запишите программу, в которой осуществляется формирование целочисленного массива а из 10 элементов, значения которых лежат в диапазоне от 0 до 99, и поиск наибольшего элемента этого массива. (На доске прописать структуру программы).
program n_3;
var i, imax: integer; a: array [1..10] of integer;
begin
{ввод массива};
{вывод массива на экран};
{поиск наибольшего элемента массива}
end.
Время выполнения задачи 7 минут. Проверка правильности выполнения задачи. (7 слайд)
Мы с вами разобрали только первый тип поиска, но еще же есть второй тип (нахождение элемента массива, значение которого равно заданному значению). (8 слайд)
Алгоритм поиска в сформированном нами массиве а значения, равного 50, может выглядеть так:
n:=0;
For i:=1 To 10 Do
If a[i]=50 Then n:=i;
If n=0 Then writeln ('нет') Else writeln(i);
В этой программе последовательно просматриваются все элементы массива. Если в массиве несколько элементов, значения которых равны заданному числу, то программа найдет последний из них. (9 слайд)
Зачастую требуется определить количество элементов, удовлетворяющих некоторому условию. В этом случае вводиться переменная, значение которой увеличивается на единицу каждый раз, когда найден нужный элемент.
k:=0;
For i:=1 To 10 Do
If a[i]>50 Then k:=k+1;
Writeln ('k=',k); (10 слайд)
Если требуется определить сумму значений элементов, то вводят переменную, к значению которой прибавляют значение найденного элемента массива.
s:=0;
For i:=1 To 10 Do
If (a[i]>50) and (a[i]<60) Then s:=s+a[i];
Writeln ('s=',s); (11 слайд)
2.4 Закрепление изученного материала.
Давайте подведем самое главное нашего занятия. Вопросы: 1. Какие типовые задачи поиска можно выделить?
2. Может ли компьютер сравнить разом весь ряд объектов?
3. Какие у вас затруднения вызвал урок?
2.5 Домашнее задание: конспект, Рт №205
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одномерные массивы. Поиск элемента массива.
Расматриваются алгоритм линейного поиска и бинарного поиска в отсортированном массиве....
Схема конспекта урока «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»
Предмет «Информатика» Класс 9 Тема урока «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»Тип урока: комбинированныйОборудование: компью...
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...
План-конспект урока в 9 классе по теме "Одномерные массивы. Обработка массива"
Урок изучения нового материала построен в технологии проблемного обучения....
Последовательный поиск в массивах. Урок 1
В презентации разбираются основные задачи поиска: поиск максимального и минимального элемента массива, поискномера минимального и максимального элементов, нахождение номера эмента массива, значение ко...
Последовательный поиск в массивах. Урок 2
Презентация для 9 класса "Последовательный поиск в массивах" Урок 2. В презентации разбираются задачи поиска минимального (максимального) числа в одномерном массиве целых чисел в ситуации, к...
Конспект урока по информатике "Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение и вывод массива" 9 класс
При решении практических задач данные часто объединяются в различные структуры данных, например в массивы. В языках программирования массивы используются для реализации таких структур данных, как посл...