Содержательный подход
презентация к уроку по информатике и икт на тему
Измерение информации. Содржательный подход. Задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhatelnyy_podhod.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 40-х годах XX века Клодом Шенноном был предложен подход, согласно которому Информация – это снятая неопределенность Содержательный подход
Содержательный (вероятностный) подход: Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Чем больше первоначальная неопределенность знаний, тем больше информации несет сообщение, снимающее неопределенность.
Пусть у нас имеется монета, которую мы бросаем на ровную поверхность. Возможные события Произошедшее событие С равной вероятностью произойдет одно из двух возможных событий – монета окажется в одном из двух положений: «орёл» или «решка». Рассмотрим пример
Уменьшение неопределенности знания Перед броском существует неопределённость нашего знания ( возможны два события ), а после броска наступает полная определённость . Неопределённость нашего знания уменьшается в два раза, так как из двух возможных равновероятностных событий реализовалось одно.
Уменьшение неопределенности знания Сообщение, уменьшающее неопределённость знания в два раза, несёт 1 бит информации. Бит – минимальная единица измерения информации. 1 байт = 2 3 битов = 8 битов 1 Кбайт = 2 10 байт = 1024 байт 1 Мбайт = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт 1 Гбайт = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт
«Главная формула информатики» Количество информации i , содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных исходов некоторого события, определяется формулой
Задача: В рулетке общее количество лунок равно 128. Какое количество информации мы получим в зрительном сообщении об остановке шарика в одной из лунок. N = 128 i - ? Дано: Решение: 2 i = N 2 i = 128 2 7 = 128 i = 7 бит Ответ: i = 7 бит Количество возможных событий и количество информации
Задача: В кинозале 16 рядов, в каждом из которых 32 места. Какое количество информации несет сообщение о том, что вы купили билет на 7-й ряд, 15-е место? Закон аддитивности количества информации N = 16*32 i - ? Дано: Решение: 2 i = N 2 i = 16*32=512 2 9 = 512 i = 9 бит N ₁ = 16 N ₂ = 32 i - ? Дано: Решение: 2 i = N 2 i = 16 ; 2 4 = 16 i ₁ = 4 бит Способ 1 Способ 2 2 i = 32 ; 2 5 = 32 i ₂ = 5 бит i₁+i₂ = 4 + 5 = 9 бит Ответ: i = 9 бит Ответ: i = 9 бит
Закон аддитивности количества информации (правило сложения) Количество информации в сообщении одновременно о нескольких результатах независимых друг от друга событий равно сумме количеств информации о каждом событии отдельно
Алфавитный и содержательный подход Алфавитный подход N – мощность алфавита i – информационный вес одного символа Допустим, что появление каждого символа равновероятно N – неопределенность знания о том, какой именно символ алфавита должен стоять в данной позиции i – количество информации в сообщении о появлении любого символа в тексте Содержательный подход
«Реал Мадрид» играет с «Барселоной». Из новостей вы узнали, что победила «Барселона». Какое количество информации получено? Возможных исходов события три: 1. Победит «Реал Мадрид» 2. Победит «Барселона» 3. Будет ничья N = 3 Чему равно количество информации в этом примере? Количество возможных событий и количество информации
Если количество возможных исходов события не равно целой степени двойки (как в предыдущем примере), то количество информации измеряется при помощи логарифма Где i – количество информации, содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных исходов события. Формула Хартли Заметим, что количество информации, определяемое таким способом, может быть дробным, при алфавитном подходе это только целочисленное значение. !
Задача: В коробке 32 карандаша, все карандаши разного цвета. Наугад вытащили красный. Какое количество информации при этом было получено? Решение. Так как вытаскивание карандаша любого цвета из имеющихся в коробке 32 карандашей является равновероятным, то число возможных событий равно 32. N = 32, i = ? N = 2 i , 32 = 2 5 , i = 5 бит. Ответ: 5 бит.
1. Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый. Какое количество информации Вы при этом получили? Решите устно
2. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации Вы при этом получили? Решите устно
3. "Вы выходите на следующей остановке?" - спросили человека в автобусе. "Нет", - ответил он. Сколько информации содержит ответ? Решите устно
4. Придумайте несколько ситуаций, при которых сообщение несет один бит информации. Решите устно
№ 1 В книге 512 страниц. Сколько информации несет сообщение о том, что закладка лежит на какой-либо странице? Решение задач в тетради
№ 2 Сколько информации содержит сообщение о том, что на поле 4х4 клетки одна из клеток закрашена? Решение задач в тетради
№ 3 Сколько информации содержит сообщение о выпадении грани с числом 3 на шестигранном игральном кубике? Решение задач в тетради
№ 4 Сколько информации содержит сообщение о том, что из колоды достали «даму пик», если: В колоде 32 карты В колоде 36 карт В колоде 52 карты Решение задач в тетради
№ 5 Проводятся две лотереи: «4 из 32» и «5 из 64». Сообщение о результатах какой из них содержит больше информации? Решение задач в тетради
№ 6 Используя закон аддитивности информации решите задачу про кинотеатр с условием, что в кинотеатре 4 зала (16 рядов, 32 места в ряду). Решение задач в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи по теме «Содержательный подход к измерению информации»
Задачи для изучения содержательного подхода к измерению информации...
Дидактический материал к уроку информатики по теме:"Содержательный подход к измерению информации"
В настоящее время на экзаменах по информатике, в том числе ЕГЭ (часть А, B) есть много заданий по теме “Содержательный подход к измерению информации”.Цель данного дидактического материала – закреплени...
Презентация по теме "Изметение информации " Содержательный подход
В данной разработке содержится презентация + конспект урока...
Презентация к уроку "Измерение информации. Содержательный подход". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина
Тузов А.А. Презентация к уроку "Измерение информации. Содержательный подход". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина...
Задачи по теме "Содержательный подход к измерению количества информации"
В документе представлена подборка задач по теме "Содержательный подход к измерению количества информации" для классной работы на уроке информатики с учащимися 10-х классов....
Самостоятельная работа "Содержательный подход"
В данном документе содержится подборка задач по информатике для самостоятельной работы по теме "Содержательный подход к измерению количества информации" для учащихся 10-х классов....