Рабочая программа по информатике для 9 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (9 класс) на тему

Ковалева Надежда Ашимовна

Рабочая программа по информатике для 9 класса основной школы составлена в соответствии с: законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по информатике с учетом авторской программы по информатике (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»),  требований к оснащению образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_9.doc432 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол  от 30.08.2017 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО

Директор ___________/Г.М. Петракова/

Приказ от 30.08.2017 г. № 28-ОД

Рабочая программа

по информатике

9 класс

уровень образования - базовый

срок реализации - 2017-18 учебный год

        Составитель: Ковалева Н.А.,

учитель высшей квалификационной категории


Оглавление

Пояснительная записка        3

Общая характеристика учебного предмета        3

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета        3

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики        6

Содержание учебного предмета        8

Календарно-тематическое планирование        9

Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемых УМК        10

Приложение        11


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 9 класса основной школы составлена в соответствии с: законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Иозефовская ОШ», примерной программы основного общего образования по информатике с учетом авторской программы по информатике (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), учебного плана МБОУ «Иозефовская ОШ», требований к оснащению образовательного процесса.

Образовательная область – математика и информатика.

Формы итоговой аттестации – контрольная работа, тестирование.

Выбор данной программы и учебно-методического комплекта обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Иозефовская ОШ».

Общая характеристика учебного предмета

Изучение информатики в 9 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • овладению умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитанию ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработке навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане основной школы информатика 9 класса представлена одним часом в неделю, всего 34 часа.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 15-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  •  определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;
  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • использовать  основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
  • работать с формулами;
  • визуализировать соотношения между числовыми величинами.
  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Ученик получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;  
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 9 классе определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Раздел 1. Моделирование и формализация (8 ч) 

Моделирование как метод познания. Знаковые модели. Графические модели. Табличные модели. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Система управления базами данных. Создание базы данных. Запросы на выборку данных

Раздел 2. Алгоритмизация и программирование (8 ч)

Решение задач на компьютере. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Вычисление суммы элементов массива. Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива. Конструирование алгоритмов. Конструирование алгоритмов. Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль. Алгоритмы управления.

. Раздел 3. Обработка числовой информации. (6 ч)

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Логические функции. Сортировка и поиск данных. Построение диаграмм и графиков.

Раздел 4. Коммуникационные технологии (12 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имён. Протоколы передачи данных. Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.


Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Дата проведения

Корректировка

Тема Моделирование и формализация

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Моделирование как метод познания

2

Входная контрольная работа. Знаковые модели

3

Графические модели

4

Табличные модели

5

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

6

Система управления базами данных

7

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

8

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

Тема Алгоритмизация и программирование

9

Решение задач на компьютере

10

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

11

Вычисление суммы элементов массива

12

Последовательный поиск в массиве

13

Сортировка массива

14

Конструирование алгоритмов

15

Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль

16

Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование».

Тема Обработка числовой информации

17

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

18

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

19

Встроенные функции. Логические функции.

20

Сортировка и поиск данных.

21

Построение диаграмм и графиков.

22

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Тема Коммуникационные технологии

23

Локальные и глобальные компьютерные сети

24

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

25

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

26

Всемирная паутина. Файловые архивы.

27

Электронная почта. Сетевое взаимодействие. Сетевой этикет.

28

Технологии создания сайта.

29

Содержание и структура сайта.

30

Оформление сайта.

31

Размещение сайта в Интернете.

32

Итоговая контрольная работа

33

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии».

34

Основные понятия курса.


Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемых УМК

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Кабинет информатики оборудован рабочим местом преподавателя и рабочими местами учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера обеспечивает пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений. Компьютеры объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет.

Кабинет информатики укомплектован следующим периферийным оборудованием:

• принтер (черно-белой печати, формата А4);

• мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

• интерактивная доска;

• устройства для ввода визуальной информации (сканер);

• акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

• оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.

Компьютерное оборудование использует операционную систему Windows. Все программные средства, установленные на компьютерах в кабинете информатики, лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» есть в наличии следующее программное обеспечение:

• операционная система;

• файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

• почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

• браузер (в составе операционных систем или др.);

• мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

• антивирусная программа;

• программа-архиватор;

• клавиатурный тренажер;

• система оптического распознавания текста;

• виртуальные компьютерные лаборатории;

• редактор блок-схем;

• Pascal ABC;

• Пакет офисных приложений MS Office

Для ученика

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Для учителя

  1. Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. М., Бином. Лаборатория знаний. 2013.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  3. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 9 класс», 2014.
  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Приложение

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса

Введение

ppt Презентация «Информатика 9 класс. Введение»

jpg Плакат «Техника безопасности»

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Глава 1. Математические основы информатики

§ 1.1. Системы счисления

ppt Презентация «Системы счисления»

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

§ 1.2. Представление чисел в компьютере

ppt Презентация «Представление информации в компьютере»

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

§ 1.3. Элементы алгебры логики

ppt Презентация «Элементы алгебры логики»

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

Свободное программное обеспечение:

Интерактивный тест «Математические основы информатики»

exe Тест 1

Глава 2. Основы алгоритмизации

§ 2.1. Алгоритмы и исполнители

ppt Презентация «Алгоритмы и исполнители»

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Свободное программное обеспечение:

§ 2.2. Способы записи алгоритмов

ppt Презентация «Способы записи алгоритмов»

Свободное программное обеспечение:

§ 2.3. Объекты алгоритмов

ppt Презентация «Объекты алгоритмов»

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

§ 2.4. Основные алгоритмические конструкции

ppt Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование».

ppt Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление».

ppt Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение».

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Свободное программное обеспечение:

Интерактивный тест «Основы алгоритмизации»

exe Тест 2

Глава 3. Начала программирования

§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

ppt Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль»

Свободное программное обеспечение:

§ 3.2. Организация ввода и вывода данных

ppt Презентация «Организация ввода и вывода данных»

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Свободное программное обеспечение:

§ 3.3. Программирование линейных алгоритмов

ppt Презентация «Программирование линейных алгоритмов»

Свободное программное обеспечение:

§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов

ppt Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

Свободное программное обеспечение:

§ 3.5. Программирование циклических алгоритмов

ppt Презентация «Программирование циклических алгоритмов»

Свободное программное обеспечение:

Интерактивный тест «Начала программирования»

exe Тест 3

Контрольный модуль. Алгоритмы, операторы, этапы разработки программы (на примере языка Pascal). Контрольная работа http://fcior.edu.ru/card/8951/algoritmy-operatory-etapy-razrabotki-programmy-na-primere-yazyka-pascal-kontrolnaya-rabota.html

Формы организации контроля

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
  • Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  •  допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
  •  допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
  • отказался отвечать на вопросы учителя.


Контрольная  работа «Количество информации»

Задание 1.

Современный монитор позволяет получать на экране 16 777 216 различных цветов. Сколько битов памяти занимает 1 пиксель? (24)

Задание 2.

На экране с разрешающей способностью 640 х 200 высвечиваются только двухцветные изображения. Какой минимальный объем видеопамяти необходим для хранения изображения?

Задание 3.

Какой объем видеопамяти необходим для хранения двух страниц изображения при условии, что разрешающая способность дисплея равна 640 х 350 пикселей, а количество используемых цветов — 16?

Задание 4.

Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если глубина цвета равна 24, а разрешающая способность дисплея — 800 х 600 пикселей.

Контрольная  работа «Системы счисления»

ВАРИАНТ 1

1. Перевести из десятичной в римскую систему счисления      97, 124, 425

2. Перевести из десятичной в двоичную, восьми- и шестнадцатеричные системы счисления  

   78, 102, 256

3. Перевести в десятичную систему счисления

             101102  ,   7518 ,   22С16

ВАРИАНТ 2

1. Перевести из десятичной в римскую систему счисления      18, 201, 310

2. Перевести из десятичной в двоичную, восьми- и шестнадцатеричные системы счисления  

   39, 143, 301

3. Перевести в десятичную систему счисления

             1011012  ,   14048 ,   19С16

ВАРИАНТ 3

1. Перевести из десятичной в римскую систему счисления      7, 81, 506

2. Перевести из десятичной в двоичную, восьми- и шестнадцатеричные системы счисления  

   27, 116, 299

3. Перевести в десятичную систему счисления

             11102  ,   5058 ,   1BA16

ВАРИАНТ 4

1. Перевести из десятичной в римскую систему счисления      51, 190, 571

2. Перевести из десятичной в двоичную, восьми- и шестнадцатеричные системы счисления  

   12, 162, 335

3. Перевести в десятичную систему счисления

             11012  ,   3328 ,   6A16

ВАРИАНТ 5

1. Перевести из десятичной в римскую систему счисления      51, 278, 453

2. Перевести из десятичной в двоичную, восьми- и шестнадцатеричные системы счисления  

  41, 118, 352

3. Перевести в десятичную систему счисления

             1101102  ,   3428 ,   1FD16

ВАРИАНТ 6

1. Перевести из десятичной в римскую систему счисления      39, 216, 791

2. Перевести из десятичной в двоичную, восьми- и шестнадцатеричные системы счисления  

   18, 159, 403

3. Перевести в десятичную систему счисления

             10101112  ,   1768 ,   3CA16

Контрольная работа по теме «Алгоритмы»

Вариант 1

1. Дать определения понятиям: алгоритм, циклический алгоритм

2. Найдите значение х после выполнения алгоритма 1, если х=5.

3. Выполнить алгоритм 2. Занести значения переменных, изменяющихся в ходе выполнения алгоритма в таблицу.

X

Y

        

4. Составьте алгоритм нахождения суммы всех двухзначных чисел, кратных трем, используя цикл с параметром.


Контрольная работа по теме «Алгоритмы»

Вариант 2

1. Дать определения понятиям: программа, разветвляющийся алгоритм

2. Найдите значение х после выполнения алгоритма 1, если х=5.

3. Выполнить алгоритм 2. Занести значения переменных, изменяющихся в ходе выполнения алгоритма в таблицу.

X

Y

 

        

4. Составьте алгоритм нахождения произведения всех двухзначных чисел, кратных пяти, используя цикл с параметром.

Тест «Системы счисления»

1. Как представлено число 2510 в двоичной системе счисления?

1)

10012

2)

110012 

3)

100112 

4)

110102 

2. Вычислите значение суммы 102 + 108 +1016 в двоичной системе счисления.

1)

10100010

2)

11110

3)

11010

4)

10100

3. Сколько существует различных последовательностей из символов «плюс» и «минус», длиной ровно в пять символов?

1)

64

2)

50

3)

32

4)

20

4. Как представлено число 8310 в двоичной системе счисления?

1)

10010112

2)

11001012 

3)

10100112 

4)

1010012 

5. Вычислите сумму двоичных чисел x и y, если x=10101012       y=10100112

1)

101000102

2)

101010002

3)

101001002

4)

101110002

6. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2.

7. Двоичное число 100012 соответствует десятичному числу ___

8. Число 248 соответствует числу ___16 

9. Какое число лишнее:

1)

FF16

2)

22610

3)

3778

4)

111111112

10. Укажите самое большое число:

1)

14416

2)

14410

3)

1448

4)

1446

11. Двоичному числу 110112, 011112. будет соответствовать шестнадцатеричное число:

1)

16, 7816

2)

Д116, 7416

3)

3316, 3616

4)

3216, 2616

12. Восьмеричному числу 17,528 будет соответствовать двоичное число_____

13. Десятичному числу 12,510 будет соответствовать шестнадцатеричное число _____

14. Двоичному числу 1101,112 будет соответствовать десятичное число _____

15. Результат сложения двух чисел 1011,12 + 11,112 будет равен ______

16. Результат умножения двух чисел 1,12 *1,12 будет равен _______

17. Сколько единиц в двоичной записи числа 195?

18. Сколько единиц в двоичной записи числа 197?

19. Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 129 равно ______

20. Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 132 равно ______

21. Как представлено число 75 в двоичной системе счисления?

22. Вычислите сумму чисел x и y, при x=B416, y=468. Результат представьте в двоичной системе счисления.

23. Вычислите сумму чисел x и y, при x=A716, y=568. Результат представьте в двоичной системе счисления.

Контрольная работа по теме «Алгоритмика»

Вариант 1

Задание 1

a := -5;

b := 14;

b := b + a*2;

если a > b то

     c := a + b

иначе c := b – a;

Задание 2

a := 40;

b := 10;

b := a - 2*b;

если a < 2*b то

     c := a

иначе c := b;

Задание 3

S:=0

   нц для i от 1 до 2

      нц для j от 2 до 3

       S:=S+i+j

      кц

   кц

Задание 4

а:=1; b:=1; S:=0;

    нц пока a<=5

      a:=a+b; b:=b+a;

      S:=S+a+b

    Кц

Задание 5

x:= 8 + 2*5;

y:= (x mod 10) + 14;

x:= (y div 10) + 3;

c:= x - y;

Задание 6

s:=0

нц для k от 5 до 12

s:=s+7

кц

Задание 7

целтаб Dat[1:7]

цел k, m

Dat[1]:=15; Dat[2]:=18

Dat[3]:=22; Dat[4]:=20

Dat[5]:=23; Dat[6]:=24

Dat[7]:=20

m:= 0

нц для k от 1 до 7

если Dat[k] >20 то

m:=m+1

все

кц

Задание 8

Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она чётна, то в середину цепочки символов добавляется символ К, а если нечётна, то в начало и конец цепочки добавляется символ О. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А – на Б, Б –на В и т. д., а Я – на А).

Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.

Например, если исходной была цепочка АБВ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ПБВГП, а если исходной была цепочка ГД, то результатом работы алгоритма будет цепочка ДЛЕ.

Дана цепочка символов БАЙТ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)?

Русский алфавит:

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Задание 9

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 3 раз

Сместиться на вектор (–2, –3) Сместиться на вектор (3, 4)

Конец

Сместиться на вектор (–4, –2)

Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в

исходную точку, из которой он начал движение?

Задание 10

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 3 раз

Сместиться на вектор (2, 3) Сместиться на вектор (-5, -3) Сместиться на вектор (3, –2)

Конец

Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в

исходную точку, из которой он начал движение?

Задание 11

Составить алгоритм для Чертежника для рисования следующих фигур

taskCycles6_1

Задание 12

Составить алгоритм для Чертежника для рисования следующих фигур

taskCycles7_2

Вариант 2

Задание 1

a := -5;

b := 3;

a := a - b*2;

если a > b то

     c := b - a

иначе c := a – b;

Задание 2

a := 120;

b := 100;

a := a + b / 2;

если b < a / 2 то

     c := b + a

иначе c := b + a / 2;

Задание 3

нц для i от 1 до 3

       S:=0

       нц для j от 2 до 3

         S:=S+i+j

       кц

    кц

Задание 4

a:=1; b:=1

    нц пока a+b<10

      a:=a+1

      b:=b+a

    кц

    S:=a+b

Задание 5

a := 3 + 8*4;

b := (a div 10) + 14;

a := (b mod 10) + 2;

Задание 6

s:=0

нц для k от 3 до 10

s:=s+13

кц

Задание 7

Dat[1]:=–2; Dat[2]:=–1

Dat[3]:=2; Dat[4]:=4

Dat[5]:=0; Dat[6]:=–1

Dat[7]:=–4

m:= 0

нц для k от 1 до 7

если Dat[k] < 0 то

m:=m+1

все

кц

Задание 8

Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую

цепочку следующим образом.

Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она

чётна, то в начало цепочки добавляется символ Z, а если нечётна –

дублируется символ в середине цепочки.

В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой,

стоящей перед ней в латинском алфавите (B заменяется на A, C

заменяется на B и т. д., A заменяется на Z).

Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы

алгоритма. Например, если исходной цепочкой была цепочка ABCD, то

результатом работы алгоритма будет цепочка YZABC, а если исходной

цепочкой была MNO, то результатом работы алгоритма будет цепочка

LMMN.

Дана цепочка символов PASCAL. Какая цепочка символов получится,

если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (то есть применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь

применить алгоритм)?

Латинский алфавит: ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

Задание 9

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 4 раз

Сместиться на вектор (–3, –4) Сместиться на вектор (4, 6)

 Конец

Сместиться на вектор (–5, –7)

Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

Задание 10

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 3 раз

Сместиться на вектор (1, 4) Сместиться на вектор (-2, -1) Сместиться на вектор (3, –1)

Конец

Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

Задание 11

Составить алгоритм для Чертежника для рисования следующих фигур

taskCycles4_1

Задание 12

Составить алгоритм для Чертежника для рисования следующих фигур

taskCycles6_2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...