Конспект урока информатики на тему «База данных – основа информационной системы»
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Шипилова Светлана Львовна

Конспект урока информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока399 КБ
Microsoft Office document icon Тест33.5 КБ
Файл Презентация676.92 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Грибановская СОШ №3

        

Конспект урока информатики

на тему

«База данных – основа информационной системы»

»

                                                                                    Подготовила Шипилова С.Л.
                                                                                    Учитель информатики и ИКТ
                                                                                       

.

2017-2018 уч.год

Пояснительная записка

Тема: База данных – основа информационной системы.

Класс: 11

Цели урока

  1. Обучающая – сформировать знания обучающихся о базах данных как основе информационной системы.
  2. Развивающая –умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
  3. Воспитывающая – создавать условия для воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками.

Обеспечение урока

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. ФГОС.
  2. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов
  3. Презентация «База данных – основа информационной системы».
  4. Проектор

Новые понятия урока:

  • база данных,
  • поле,
  • тип поля,
  • запись,
  • форма,
  • СУБД.

По своей структуре – это урок комбинированный. Данный урок включает организационную часть, актуализацию знаний, постановку учебной задачи урока, изучение нового материала, первичное закрепление и самостоятельную работу с самопроверкой, рефлексию, домашнее задание.

Для актуализации знаний по теме предыдущего урока «Что такое информационная система»  используется тест из шести вопросов. Учащиеся выполняют тест индивидуально.

Главная дидактическая задача этапа изучения нового материала сформировать понятие базы данных и познакомиться с  системой управления базами данных (СУБД). На этом этапе урока организуется обучение в сотрудничестве (учащихся и учителя, учащихся друг с другом), используется  мультимедийная слайдовая презентация

Цель этапа первичного закрепления и самостоятельной работы с самопроверкой – это анализ уровня первичного усвоения учащимися нового учебного материала. Организация самоконтроля требует, чтобы каждому ученику была предоставлена возможность сравнить свой вариант выполнения самостоятельной работы с ее эталонным выполнением.

Рефлексия – это возможность каждого ученика оценить успешность своей работы на уроке, формирование у учащихся объективной самооценки результатов их деятельности. Самооценка – это один из сложных вариантов оценивания работы: оцени себя сам. Рефлексия позволяет дать оценку достижению цели урока и наметить план дальнейшей учебной работы.

На дом учащимся можно предложить  дифференцированные задания на ознакомление с программой LibreOffice Base.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Актуализация знаний и постановка целей урока

Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами будем рассматривать тему: «База данных – основа инфлормационной системы».

Цель урока – познакомиться с  базами данных и СУБД с использованием программы LibreOffice Base.

 (Слайд 1)

- Запишите в тетрадь число.

На дом вам было задано учить § 4. Что такое информационная система. Сейчас нужно будет написать тест. Вопросов не много, пять минут вам вполне хватит.

Готовятся к уроку.

Познавательные УУД: 

- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

Личностные УУД:

- осознание своих возможностей, формирование навыков самоорганизации

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Записывают в тетради число

Проверочная работа (тест)

Приложение 1.

Пишут тест

Теперь ещё раз мне скажите, что такое информационная система?

(Информационная система (ИС) –совокупность содержащейся в базах данных информации, а также информационных технологий и технических средств,обеспечивающих обработку информации.) (Слайд 2)

Отвечают на вопрос

Изучение нового материала

Давайте ответим на вопрос. Что такое база данных?

Дадим определение(Слайд 3)

Отвечают на вопрос

Познавательные  УУД:

- расширение представлений храненипи информации в БД  с получением нового содержания

 

Личностные УУД:

-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.

 

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

Познавательные  УУД:

- расширение представлений о базах данных и  СУБД.  

Личностные УУД:

-развитие внимания, памяти, воображения, кругозора.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свою позицию

Подумайте какие примеры БД вы можете привести (Слайд 4)

Приводят свои примеры БД

Если рассмотреть вычислительные системы отдельный компьютер или компьютерная сеть то  мы можем классифицировать БД по способу хранения информации. (Слайд 5)

Давайте классифицируем базы данных по характеру информации и рассмотрим примеры. (Слайд 6)

БД не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации.

   БД – это хранилище информации, а обслуживает это хранилище – информационная система.

 (Слайд 7)

(Слайд 8)

А теперь классифицируем БД по структуре организации

  • Базы данных
  • нереляционные
  • иерархическая
  • сетевая
  • реляционные (табличные)

(Слайд 9) Примеры нереляционных баз данных

 

Иерархическая БД                                              Сетевая БД 

Теперь давайте рассмотрим наиболее часто используемые базы данных. Табличные базы данных.

 

Рассмотрим пример реляционной БД(Слайд 10)

Откроем учебник на стр.32. и рассмотрим структурные составляющие таблицы (Слайд 11,12)

Работают с учебником

Какие бывают типы полей? (Слайд 13)

Давайте вместе придумаем примеры типов полей. (Слайд 14,15)

Отвечают на вопрос

Комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и использования базы данных многими пользователями называется СУБД(Слайд 16)

Полноценная информационная система на компьютере состоит из трех частей: 

СУБД + база данных + приложения(Слайд 17)

Подведём итог. (Слайд 18)

  1. Для чего предназначены БД?
  2. Какие БД являются наиболее распространенными.
  3. Что такое информационная система?
  4. Что такое запись, поле?
  5. Что такое главный ключ? Какие бывают ключи?

Определите структуру (состав полей), ключи и типы полей для реляционных бд под такими названиями (Слайд 19):

  • «Мои знаменитые земляки»
  • «Рейсы автобусов»
  • «Страны мира»
  • «Кинотеатры»

Дают свои ответы

Динамическая пауза

Физкульминутка для снятия напряжения (Слайд 20)

- выполняют упражнения для глаз для снятия их утомления

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

Практическая работа

Работа 1.3 Знакомство с СУБД LibreOffice Base. (Слайд 21)

Цель работы: освоение простейших приемов работы с готовой базой данных:

  • открытие базы данных;
  • просмотр структуры БД;
  • просмотр содержимого БД в режимах Таблица и Форма;
  • добавление записей через форму;
  • быстрая сортировка таблицы;
  • использование фильтра.

Делятся на группы по 2 человека

Личностные УУД:

- формирование логического мышления.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

Читаем справочную информацию Стр 167. 

Работа с учебником

Выполняем задание 1-4.

Работа на компьютере

Рефлексия

Учитель задаёт вопросы:

-Что же мы изучали сегодня, какова наша тема?

-Для чего предназначены БД?

-В чем заключается принцип  работы с СУБД?

-Как вы считаете, какую оценку сегодня заслужили ваши одноклассники? (Слайд 22)

Отвечают на вопросы. Самооценива-ние. Выставление оценок.

Личностные УУД:

-рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

 Дача д/з

Учитель даёт домашнее задание. §5, в тетради составить таблицу основных понятий, вопросы в конце §, Работать с программой LibreOffice Base. (Слайд 23)

Записывают домашнее задание

Личностные УУД:

 формирование навыков самоорганизации

- формирование умения планировать выполнение работы

В течение урока поддерживалась доброжелательная рабочая атмосфера. Все этапы урока продуманы, соответствуют типу урока и работают на достижение цели.

Соблюдены все правила охраны труда и техники безопасности.

Презентация являлась наглядным сопровождением содержания урока. Просмотр слайдов чередовался сменой видов деятельности.

Данный урок достиг цели. Были созданы условия для воспитания информационной культуры учащихся, развития логического и математиического мышления школьников через установление причинно-следственных связей.

Основным критерием понимания учащимися нового материала стало то, что практически все учащиеся, обучаясь в сотрудничестве, были внимательны, точно излагали свои мысли и показали хорошие результаты в ходе проведения практической работы. Используя полученные знания, теоретические рекомендации и практический опыт ,все учащиеся возможно предоставят к следующему уроку правильно выполненные задания.



Предварительный просмотр:

Приложоение 1

Тест

1. Информационная система-это

      1.  система обработки любой информации 

      2. Система обработки текстовой информации

      3.  Система обработки звуковой информации

      4.  Система обработки табличных данных

2. Что является  основой информационной системы

  1. вычислительная мощность компьютера
  2. компьютерная сеть для передачи данных
  3. база данных
  4. методы обработки информации

 3. Информационно-поисковые системы сетевых ресурсов:

     1. программа созданная в среде разработки Delphi

     2. поисковые системы Интернета

     3. программа, созданная с помощью языка программирования высокого уровня

     4. методы обработки информации

4. Многофункциональная информационная система, используемая в управлении предприятием?

1. обработка информации

2. база данных

3. автоматизированная система управления

4. Вычислительная система

  1. Компьютерная система обучения
  1. Обучающая программа на ПК
  2. Словарь данных
  3. Банк данных  
  4. Нет верного варианта

  1. Информационной основой экспертной системы является:
  1.  возможность передавать информацию через Интернет
  2. База знаний
  3.  среда хранения и доступа к данным
  4. Словарь данных


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

База данных - основа информационной системы Презентация к уроку «База данных – основа информационной системы» Подготовила Шипилова С.Л. Учитель информатики и ИКТ МКОУ Грибановской СОШ №3

Слайд 2

Информационная система (ИС) –совокупность содержащейся в базах данных информации, а также информационных технологий и технических средств,обеспечивающих обработку информации

Слайд 3

База данных (БД) – это организованная совокупность данных, хранящихся в памяти компьютера и отражающих взаимодействие объектов в определенной предметной области

Слайд 4

ПРИМЕРЫ: База данных книжного фонда библиотеки База данных кадрового состава конкретного учреждения База данных МВД Классный журнал

Слайд 5

централизованные – все хранится на одном компьютере; распределенные – разные части БД хранятся на разных компьютерах. КЛАССИФИКАЦИЯ БД ПО СПОСОБУ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 6

КЛАССИФИКАЦИЯ БД ПО ХАРАКТЕРУ ИНФОРМАЦИИ Фактографические (содержат данные в краткой форме и строго фиксированных форматах). Пример: В БД библиотеки хранятся библиографические сведения о книгах: год издания, автор, название, тематика и т.д. Документальные (содержат обширную информацию самого разного типа) Пример: В БД библиотеки хранятся сведения: различные справочники, словари и т.д.

Слайд 7

БД не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. БД – это хранилище информации, а обслуживает это хранилище – информационная система. Описание структуры данных, хранимых в БД, называются моделью представления данных или моделью данных .

Слайд 8

КЛАССИФИКАЦИЯ БД ПО СТРУКТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Слайд 9

ПРИМЕРЫ НЕРЕЛЯЦИОННЫХ БД Иерархическая БД Сетевая БД

Слайд 10

РЕЛЯЦИОННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ № регистрации Город Фамилия Имя Отчество Дата рождения 1021 Пенза Елин Сегрей Борисович 28.12.77 1022 Кунгур Анохина Ирина Яковлевна 01.09.81 Базы данных представленные в табличной форме называются реляционными.

Слайд 11

СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ – ЗАПИСИ И ПОЛЯ Поле 1 Поле 2 Поле 3 … Запись 1 Запись 2 Запись 3 …

Слайд 12

Каждое поле таблицы имеет имя. Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице. Поля - различные характеристики объекта. В реляционной БД не должно быть повторяющихся записей. Записи различаются значениями ключей. Главный ключ – поле (совокупность полей), значение которого однозначно определено. Составной ключ может состоять из двух и более полей.

Слайд 13

ТИПЫ ПОЛЕЙ Символьный Числовой Логический Дата

Слайд 14

Числовой тип имеют поля, значения в которых могут быть только числами. Пример: год палата вес давление рост Символьный тип имеют поля, в которых хранятся символьные данные (слова, тексты и т.п.) Пример: пациент название диагноз

Слайд 15

Тип «дата» имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день/месяц/год» Пример: дата рождения день Логический тип , имеют поля, которые могут принимать только два значения: «да» или «нет», «истина» или «ложь»

Слайд 16

Система управления базами данных (СУБД) Система управления базами данных (СУБД) — комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и использования базы данных многими пользователями . В зависимости от вида используемой модели данных различаются иерархические, сетевые и реляционные СУБД.

Слайд 17

Система управления базами данных (СУБД) Полноценная информационная система на компьютере состоит из трех частей: СУБД + база данных + приложения. Основные действия, которые пользователь может выполнять с помощью СУБД: создание структуры базы данных; заполнение базы данных информацией; изменение (редактирование) структуры и содержания базы данных ; поиск информации в БД; сортировка данных .

Слайд 18

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: Для чего предназначены БД? Какие БД являются наиболее распространенными. Что такое информационная система? Что такое запись, поле? Что такое главный ключ? Какие бывают ключи?

Слайд 19

ОПРЕДЕЛИТЕ СТРУКТУРУ (СОСТАВ ПОЛЕЙ), КЛЮЧИ И ТИПЫ ПОЛЕЙ ДЛЯ РЕЛЯЦИОННЫХ БД ПОД ТАКИМИ НАЗВАНИЯМИ : «Мои знаменитые земляки» «Рейсы автобусов» «Страны мира» «Кинотеатры»

Слайд 20

упражнения для глаз

Слайд 21

Практическая работа 1.3 Знакомство с СУБД LibreOffice Base . Стр 167 . Читаем справочную информацию. Выполняем Задание 1.

Слайд 22

Рефлексия Что же мы изучали сегодня, какова наша тема? Для чего предназначены БД? В чем заключается принцип работы с СУБД? Как вы считаете, какую оценку сегодня заслужили ваши одноклассники?

Слайд 23

Д омашнее задание § 5, в тетради составить таблицу основных понятий, вопросы в конце §, Работать с программой LibreOffice Base .

Слайд 24

ЛИТЕРАТУРА: И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина «Информатика» базовый уровень 11 кл. А.Х.Шелепаева «Поурочные разработки по информатике» Харыбина Людмила Ивановна упражнения для глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "База данных — основа информационной системы". Информатика и ИКТ. 11 класс. По учебнику И.Г. Семакина

Презентация к уроку "База данных — основа информационной системы". Информатика и ИКТ. 11 класс. По учебнику И.Г. Семакина...

Поурочные разработки по модулю "База данных - основа информационной системы" 11 класс

В материале предлагаются поурочные разработки по теме "База данных - основа информационной системы" для 11 класса базового уровня обучения. Разработки даны для 6 учебных часов. Уроки ориенти...

План – конспект урока информатике и ИКТ по сингапурской методике Обобщение по теме «База данных»

Данный урок информатики может быть предложен для учащихся 9 класса к УМК «Базовый курс информатики и ИКТ 9 класс». Урок является итоговым уроком в разделе «Базы данных». Цель урока – закрепить ...

Урок информатики по теме "Базы данных ACCESS 2002 создание связей в таблицах"

Урок информатики по теме "Базы данных ACCESS 2002 создание связей в таблицах"...

План-конспект по информатике в 11 классе "База данных – основа информационной системы"

По своей структуре – это урок комбинированный. Данный урок включает организационную часть, актуализацию знаний, постановку учебной задачи урока, изучение нового материала, первичное закрепление ...