Рабочая программа по информатике 9 класс Босова Л.Л.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Рамазанова Эльнара Илдаровна

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы.

Программа составлена в соответствии с:

- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-  Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24», утвержденным приказом директора № 163 от13.04.2013года;

В Программе представлен авторский подход  в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx59.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора МБОУ «СОШ № 24»

Энгельсского муниципального района

___________________/Сорокина Е.А./

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «СОШ № 24»

Энгельсского муниципального района

_______________ /                                / Приказ №_______от______ сентября 2017г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Информатика и ИКТ»

для учащихся 9 классов МБОУ «СОШ №24»

Энгельсского муниципального района

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Рамазанова ЭльнараИлдаровна,

учитель информатики

первой квалификационной категории

        Энгельс, 2017г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы.

Программа составлена в соответствии с:

- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-  Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24», утвержденным приказом директора № 163 от13.04.2013года;

В Программе представлен авторский подход  в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией учебный предмет «Информатика и ИКТ»  закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании учебного предмета «Информатики и ИКТ» для 9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(личностные, метапредметные, предметные)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;  
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Основной формой обучения обучающихся является самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрены следующие формы контроля:

  • Тематические зачеты;
  • Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
  • Диктанты по информатике;
  • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
  • Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
  • Итоговые контрольные работы;
  • Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практикум.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

Занятия проводятся в 1 смену. Классы делятся на подгруппы при наполняемости 25 человек.

Связь с другими предметами. Предмет «Информатика и ИКТ» является прикладной наукой, поэтому прослеживается связь и естественнонаучными и с гуманитарными науками.

Освоение учебного предмета «Информатика» в 9 классе рассчитано на 70 учебных часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю. Срок реализации программы – 1 год.

Система оценки достижений учащихся.

Ученик получает отметку «5» если отвечает на вопросы теоретической части, выполняет практические работы с учетом всех предъявляемых требований, выполняет без ошибок контрольные работы и срезы знаний.

отметку «4» если при ответе на теоретические вопросы допускается не более четверти ошибок, практическая часть выполняется без учета предъявляемых требований, при выполнении контрольных работ и срезов знаний допускается не выполнении менее 25%.

отметку «3» если  теоретические вопросы отвечаются правильно  более половины, при выполнении практических работ допускаются грубые ошибки или не выполнена работа полностью, контрольные работы и срезы знаний выполняются на 50%.

отметку «2» если нет ответов на теоретические вопросы более 50%, не выполняется практическая работа, контрольные работы и срезы знаний выполняются менее 50%.

Инструментарием для оценивания знаний учащихся являются:

Фронтальный опрос; индивидуальный опрос; тесты; выполнение практических работ, выполнение проектов, контрольные работы; срезы знаний по тексту учителя и администрации.

Система условных обозначений

КОД – комментированный ответ у доски;

РК – работа с книгой;

ТПО- работа в тетради с печатной основой;

ПР –проверочная работа;

КП – компьютерный практикум;

КВ – контрольные вопросы;

ФО – фронтальный опрос;

ОНМ – объяснение нового материала;

СРД – самостоятельная работа у доски.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

9 класс (2 часа в неделю, 70 часов в год)

№ урока

Содержание урока

Кол-во часов

Вид урока

Вид деятельности

Вид контроля

Информация и информационные процессы – 9 часов

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

лекция

Тестирование по Т/б

Тема «Математические основы информатики»

2.

Общие сведения о системах счисления

1

лекция

ОНМ

3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

Комбинированный

СР

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

1

Комбинированный

ТПО

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

лекция

ОНМ

СР

6.

Представление целых чисел

1

лекция

ОНМ

ТПО

7

Представление вещественных чисел

1

лекция

ОНМ

ТПО

8.

Высказывание. Логические операции.

1

Комбинированный

РК

9.

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

Комбинированный

СР

10.

Свойства логических операций.

1

лекция

ОНМ

ТПО

11.

Решение логических задач

1

Комбинированный

СР

12.

Логические элементы

1

лекция

ОНМ

ФО

13.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».

1

Проверочная работа

тест

ПР

Тема «Моделирование и формализация»

14.

Моделирование как метод познания

1

лекция

ОНМ

ФО

15.

Знаковые модели

1

Комбинированный

ТПО

16.

Графические модели

1

Практическая работа

практикум

КП

17.

Табличные модели

1

Практическая работа

практикум

КП

18.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1

лекция

ОНМ

ФО

19.

Система управления базами данных

1

лекция

ОНМ

ТПО

20.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

1

Практическая работа

практикум

КП

21.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

1

Проверочная работа

тест

ПР

Тема «Основы алгоритмизации»

22.

Алгоритмы и исполнители

1

лекция

ОНМ

ФО

23.

Способы записи алгоритмов

1

лекция

ОНМ

ФО

24.

Объекты алгоритмов

1

Комбинированный

ТПО

25.

Алгоритмическая конструкция «следование».

1

Комбинированный

ТПО

26.

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.

1

Комбинированный

СР

27.

Сокращённая форма ветвления.

1

Комбинированный

ТПО

28.

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

1

Комбинированный

ТПО

29.

Цикл с заданным условием окончания работы.

1

Комбинированный

СР

30.

Цикл с заданным числом повторений.

1

Комбинированный

ТПО

31.

Конструирование алгоритмов

1

Комбинированный

ТПО

32.

Алгоритмы управления

1

Комбинированный

ТПО

33.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

1

Проверочная работа

тест

ПР

Тема «Начала программирования»

34.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

лекция

ОНМ

ФО

35.

Организация ввода и вывода данных

1

лекция

ОНМ

ФО

36.

Программирование как этап решения задачи на компьютере

1

Комбинированный

практикум

КП

37.

Программирование линейных алгоритмов

1

Комбинированный

практикум

КП

38.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1

Комбинированный

практикум

КП

39.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

1

Комбинированный

практикум

КП

40.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1

Комбинированный

практикум

КП

41.

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

1

Комбинированный

практикум

КП

42.

Программирование циклов с заданным числом повторений.

1

Комбинированный

практикум

КП

43.

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1

Комбинированный

практикум

КП

44.

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

1

Комбинированный

практикум

КП

45.

Вычисление суммы элементов массива

1

Комбинированный

практикум

КП

46.

Последовательный поиск в массиве

1

Комбинированный

практикум

КП

47.

Сортировка массива

1

Комбинированный

практикум

КП

48.

Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль

1

Комбинированный

практикум

КП

49.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».

1

Проверочная работа.

практикум

КП

Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

50.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

1

Комбинированный

практикум

КП

51.

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1

Комбинированный

практикум

КП

52.

Встроенные функции. Логические функции.

1

Практическая работа

практикум

КП

53.

Сортировка и поиск данных.

1

Практическая работа

практикум

КП

54.

Построение диаграмм и графиков.

1

Практическая работа

практикум

КП

55.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1

Проверочная работа.

практикум

КП

Тема «Коммуникационные технологии»

56.

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

лекция

ОНМ

57.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1

лекция

ОНМ

58.

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1

лекция

ОНМ

59.

Всемирная паутина. Файловые архивы.

1

Комбинированный

практикум

КП

60.

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1

Практическая работа

практикум

КП

61.

Технологии создания сайта.

1

Комбинированный

практикум

КП

62.

Содержание и структура сайта.

1

Практическая работа

практикум

КП

63.

Оформление сайта.

1

Практическая работа

практикум

КП

64.

Размещение сайта в Интернете.

1

Практическая работа

практикум

КП

65.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии».

1

Проверочная работа.

практикум

КП

Итоговое повторение

66.

Основные понятия курса. Обобщение и систематизация

1

РК

ТПО

67.

Итоговое тестирование.

1

Проверочная работа

тест

ПР

68-70.

Анализ результатов. Обобщение и систематизация.

3

Содержание

Математические основы информатики (12 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.  Логические элементы.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
  • определять диапазон целых чисел в  n-разрядном представлении;
  • анализировать логическую структуру высказываний;
  • анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
  • строить таблицы истинности для логических выражений;
  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Моделирование и формализация (8 ч)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
  • создавать однотабличные базы данных;
  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Основы алгоритмизации (12 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Начала программирования  на языке Паскаль (16 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
  • нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
  • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
  • нахождение суммы всех элементов массива;
  • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
  • сортировка элементов массива  и пр.

Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
  • строить  диаграммы и графики в электронных таблицах.

Коммуникационные технологии (10 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры.  Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,  компьютерные энциклопедии и справочники.  Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.

Практическая деятельность:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов)  комплексные информационные объекты в виде веб-странички,  включающей графические объекты;
  • проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате освоения курса информатики в 9 классах учащиеся получат представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебник

  • «Информатика и ИКТ». Учебник. 9 кл. Базовый уровень Ч.1./ Под ред. Л.Л. Босовой // М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
  • Информатика и ИКТ». Учебник. 9 кл. Базовый уровень Ч.2./ Под ред. Л.Л. Босовой // М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Учебные пособия для учителя:

Компьютерная поддержка курса

  • Электронный калькулятор Операционная система
  • Текстовый редактор.  Операционная система
  • Растровый графический редактор  
  • Программа разработки презентаций
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Система управления базами данных,
  • Браузер InternetExplorer.
  • Программа разработки Web-сайтов.

Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС

Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением  к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....

Рабочая программа 10-11 класс Босова

Рабочая программа к учебнику Босова 10-11 класс...

Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)

Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)...

Рабочая программа по информатике к УМК "Информатика" Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образова...