Рабочая программа по информатике 9 класс Босова Л.Л.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы.
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24», утвержденным приказом директора № 163 от13.04.2013года;
В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 59.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора МБОУ «СОШ № 24» Энгельсского муниципального района ___________________/Сорокина Е.А./ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «СОШ № 24» Энгельсского муниципального района _______________ / / Приказ №_______от______ сентября 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Информатика и ИКТ»
для учащихся 9 классов МБОУ «СОШ №24»
Энгельсского муниципального района
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Рамазанова ЭльнараИлдаровна, учитель информатики первой квалификационной категории |
Энгельс, 2017г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы.
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24», утвержденным приказом директора № 163 от13.04.2013года;
В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией учебный предмет «Информатика и ИКТ» закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании учебного предмета «Информатики и ИКТ» для 9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(личностные, метапредметные, предметные)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Основной формой обучения обучающихся является самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрены следующие формы контроля:
- Тематические зачеты;
- Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
- Диктанты по информатике;
- Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
- Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
- Итоговые контрольные работы;
- Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Занятия проводятся в 1 смену. Классы делятся на подгруппы при наполняемости 25 человек.
Связь с другими предметами. Предмет «Информатика и ИКТ» является прикладной наукой, поэтому прослеживается связь и естественнонаучными и с гуманитарными науками.
Освоение учебного предмета «Информатика» в 9 классе рассчитано на 70 учебных часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю. Срок реализации программы – 1 год.
Система оценки достижений учащихся.
Ученик получает отметку «5» если отвечает на вопросы теоретической части, выполняет практические работы с учетом всех предъявляемых требований, выполняет без ошибок контрольные работы и срезы знаний.
отметку «4» если при ответе на теоретические вопросы допускается не более четверти ошибок, практическая часть выполняется без учета предъявляемых требований, при выполнении контрольных работ и срезов знаний допускается не выполнении менее 25%.
отметку «3» если теоретические вопросы отвечаются правильно более половины, при выполнении практических работ допускаются грубые ошибки или не выполнена работа полностью, контрольные работы и срезы знаний выполняются на 50%.
отметку «2» если нет ответов на теоретические вопросы более 50%, не выполняется практическая работа, контрольные работы и срезы знаний выполняются менее 50%.
Инструментарием для оценивания знаний учащихся являются:
Фронтальный опрос; индивидуальный опрос; тесты; выполнение практических работ, выполнение проектов, контрольные работы; срезы знаний по тексту учителя и администрации.
Система условных обозначений
КОД – комментированный ответ у доски;
РК – работа с книгой;
ТПО- работа в тетради с печатной основой;
ПР –проверочная работа;
КП – компьютерный практикум;
КВ – контрольные вопросы;
ФО – фронтальный опрос;
ОНМ – объяснение нового материала;
СРД – самостоятельная работа у доски.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
9 класс (2 часа в неделю, 70 часов в год)
№ урока | Содержание урока | Кол-во часов | Вид урока | Вид деятельности | Вид контроля | |
Информация и информационные процессы – 9 часов | ||||||
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | лекция | Тестирование по Т/б | ||
Тема «Математические основы информатики» | ||||||
2. | Общие сведения о системах счисления | 1 | лекция | ОНМ | ||
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | Комбинированный | СР | ||
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления | 1 | Комбинированный | ТПО | ||
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | лекция | ОНМ | СР | |
6. | Представление целых чисел | 1 | лекция | ОНМ | ТПО | |
7 | Представление вещественных чисел | 1 | лекция | ОНМ | ТПО | |
8. | Высказывание. Логические операции. | 1 | Комбинированный | РК | ||
9. | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | Комбинированный | СР | ||
10. | Свойства логических операций. | 1 | лекция | ОНМ | ТПО | |
11. | Решение логических задач | 1 | Комбинированный | СР | ||
12. | Логические элементы | 1 | лекция | ОНМ | ФО | |
13. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». | 1 | Проверочная работа | тест | ПР | |
Тема «Моделирование и формализация» | ||||||
14. | Моделирование как метод познания | 1 | лекция | ОНМ | ФО | |
15. | Знаковые модели | 1 | Комбинированный | ТПО | ||
16. | Графические модели | 1 | Практическая работа | практикум | КП | |
17. | Табличные модели | 1 | Практическая работа | практикум | КП | |
18. | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | 1 | лекция | ОНМ | ФО | |
19. | Система управления базами данных | 1 | лекция | ОНМ | ТПО | |
20. | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. | 1 | Практическая работа | практикум | КП | |
21. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». | 1 | Проверочная работа | тест | ПР | |
Тема «Основы алгоритмизации» | ||||||
22. | Алгоритмы и исполнители | 1 | лекция | ОНМ | ФО | |
23. | Способы записи алгоритмов | 1 | лекция | ОНМ | ФО | |
24. | Объекты алгоритмов | 1 | Комбинированный | ТПО | ||
25. | Алгоритмическая конструкция «следование». | 1 | Комбинированный | ТПО | ||
26. | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. | 1 | Комбинированный | СР | ||
27. | Сокращённая форма ветвления. | 1 | Комбинированный | ТПО | ||
28. | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | Комбинированный | ТПО | ||
29. | Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | Комбинированный | СР | ||
30. | Цикл с заданным числом повторений. | 1 | Комбинированный | ТПО | ||
31. | Конструирование алгоритмов | 1 | Комбинированный | ТПО | ||
32. | Алгоритмы управления | 1 | Комбинированный | ТПО | ||
33. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». | 1 | Проверочная работа | тест | ПР | |
Тема «Начала программирования» | ||||||
34. | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | лекция | ОНМ | ФО | |
35. | Организация ввода и вывода данных | 1 | лекция | ОНМ | ФО | |
36. | Программирование как этап решения задачи на компьютере | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
37. | Программирование линейных алгоритмов | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
38. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
39. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
40. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
41. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
42. | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
43. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
44. | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
45. | Вычисление суммы элементов массива | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
46. | Последовательный поиск в массиве | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
47. | Сортировка массива | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
48. | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
49. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». | 1 | Проверочная работа. | практикум | КП | |
Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | ||||||
50. | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
51. | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
52. | Встроенные функции. Логические функции. | 1 | Практическая работа | практикум | КП | |
53. | Сортировка и поиск данных. | 1 | Практическая работа | практикум | КП | |
54. | Построение диаграмм и графиков. | 1 | Практическая работа | практикум | КП | |
55. | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | Проверочная работа. | практикум | КП | |
Тема «Коммуникационные технологии» | ||||||
56. | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | лекция | ОНМ | ||
57. | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 | лекция | ОНМ | ||
58. | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | 1 | лекция | ОНМ | ||
59. | Всемирная паутина. Файловые архивы. | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
60. | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 1 | Практическая работа | практикум | КП | |
61. | Технологии создания сайта. | 1 | Комбинированный | практикум | КП | |
62. | Содержание и структура сайта. | 1 | Практическая работа | практикум | КП | |
63. | Оформление сайта. | 1 | Практическая работа | практикум | КП | |
64. | Размещение сайта в Интернете. | 1 | Практическая работа | практикум | КП | |
65. | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». | 1 | Проверочная работа. | практикум | КП | |
Итоговое повторение | ||||||
66. | Основные понятия курса. Обобщение и систематизация | 1 | РК | ТПО | ||
67. | Итоговое тестирование. | 1 | Проверочная работа | тест | ПР | |
68-70. | Анализ результатов. Обобщение и систематизация. | 3 |
Содержание
Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
- анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
- определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
- анализировать логическую структуру высказываний;
- анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
- переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
- выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
- строить таблицы истинности для логических выражений;
- вычислять истинностное значение логического выражения.
Моделирование и формализация (8 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
- различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
- осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
- оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
- определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
- приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
- строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
- преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
- исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
- работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
- создавать однотабличные базы данных;
- осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
- осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Основы алгоритмизации (12 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
- выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
- определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
- анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
- определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
- осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
- преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
- составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
- составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
- составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
- строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
- строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
- анализировать готовые программы;
- определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
- выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
- программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
- разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
- разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
- разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
- разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
- нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
- подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
- нахождение суммы всех элементов массива;
- нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
- сортировка элементов массива и пр.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
- создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
- строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии (10 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
- выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
- анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
- осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
- определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
- создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
- проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате освоения курса информатики в 9 классах учащиеся получат представление:
- об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
- о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
- о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
- о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
- о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
- о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
- приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
- кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
- переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
- проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
- формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
- формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
- составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
- создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
- читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
- проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
- ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник
- «Информатика и ИКТ». Учебник. 9 кл. Базовый уровень Ч.1./ Под ред. Л.Л. Босовой // М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
- Информатика и ИКТ». Учебник. 9 кл. Базовый уровень Ч.2./ Под ред. Л.Л. Босовой // М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
Учебные пособия для учителя:
- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. М.: Дрофа, 2005 г.
- Комплект нормативных документов. Информатика. Приложение к Первому сентября, №32, 34, 2004 г.
- Босова Л. Уроки информатики в 8-9 классах. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2012;
- Цифровые образовательные ресурсы.
- ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/, http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net
Компьютерная поддержка курса
- Электронный калькулятор Операционная система
- Текстовый редактор. Операционная система
- Растровый графический редактор
- Программа разработки презентаций
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Система управления базами данных,
- Браузер InternetExplorer.
- Программа разработки Web-сайтов.
Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...
Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...
Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС
Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....
Рабочая программа 10-11 класс Босова
Рабочая программа к учебнику Босова 10-11 класс...
Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)
Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)...
Рабочая программа по информатике к УМК "Информатика" Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образова...