Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_informatike-7_bosova.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
На заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ№ 92
Руководитель _____________ ______________________ Литвинов С.И.
Протокол № ___ Приказ по школе № ____
«___» ____________2014 г. «___» ____________2014 г. «___» ____________2014 г.
РАССМОТРЕНА
На заседании ШМС
Протокол № ___
«___» ____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 7 классов
Учитель: Завгородняя О.А.
г. Воронеж 2014
Раздел I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента (утвержденного приказом ДОНиМП Воронежской области № 760 от 27.07.12), его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах из расчета 1 час в неделю (что позволит реализовать непрерывный курс информатики). В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год рабочая программа по информатике и ИКТ в 7 классе составлена из расчета 1 час в неделю (35 часов в год).
Для реализации данной рабочей программы используется комплект учебников: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. (соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году).
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся.
По сравнению с распределением учебных тем, предложенным программой курса информатики и информационных технологий под ред. Л.Л. Босовой, в данной рабочей программе использовано следующее соотношение материала:
Название темы | Кол-во часов в программе Л.Л. Босовой | Кол-во часов в рабочей программе |
Объекты и их имена | 6 | 5 |
Информационное моделирование | 20 | 20 |
Алгоритмика | 7 | 8 |
Резерв на введение и повторение | 2 | 2 |
ВСЕГО | 35 | 35 |
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и ИКТ в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Раздел II. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
Уроки | Лабораторно-практические работы | Контрольные работы (зачеты) | |||
1 | Введение в предмет | 1 | 1 | 0 | 0 |
2 | Объекты и их имена | 5 | 2,5 | 2 | 0,5 |
3 | Информационное моделирование | 20 | 10 | 9,5 | 0,5 |
4 | Алгоритмика | 8 | 6,5 | 1 | 0,5 |
5 | Повторение | 1 | 1 | 0 | 0 |
ИТОГО | 35 | 21 | 12,5 | 1,5 |
Далее представлены темы отдельных уроков:
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во час. | Примечание |
1 | Вводный урок. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | 1 | I четверть |
Объекты и их имена (5 часов) | |||
2 | Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows» | 0,5 0,5 | |
3 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работа с объектами файловой системы» Состав объектов. | 0,5 0,5 | |
4 | Системы объектов. Практическая работа №3 (ч.1) «Создание текстовых объектов» | 0,5 0,5 | |
5 | Система и окружающая среда. Практическая работа №3 (ч.2) «Создание текстовых объектов» | 0,5 0,5 | |
6 | Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена» | 0,5 0,5 | |
Информационное моделирование (20 часов) | |||
7 | Анализ к.р. Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 (ч.1) «Создание словесных моделей» | 0,5 0,5 | |
8 | Информационные модели. Практическая работа №5 «Графические модели» | 0,5 0,5 | |
9 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 (ч.2) «Создание словесных моделей» | 0,5 0,5 | |
10 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 (ч.3) «Создание словесных моделей» | 0,5 0,5 | II четверть |
11 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 (ч.4) «Создание словесных моделей» | 0,5 0,5 | |
12 | Многоуровневые списки. Практическая работа №6 «Многоуровневые списки» | 0,5 0,5 | |
13 | Математические модели. Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов» | 0,5 0,5 | |
14 | Анализ к.р. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №7 (ч.1) «Создание табличных моделей» | 0,5 0,5 | |
15 | Простые и сложные таблицы. Практическая работа №7 (ч.2) «Создание табличных моделей» | 0,5 0,5 | |
16 | Сложные таблицы. Практическая работа №7 (ч.3) «Создание табличных моделей» | 0,5 0,5 | |
17 | Табличное решение логических задач. Практическая работа №7 (ч.4) «Создание табличных моделей» | 0,5 0,5 | III четверть |
18 | Вычислительные таблицы. Практическая работа №8 «Создание вычислительных таблиц в Word» | 0,5 0,5 | |
19 | Электронные таблицы. Практическая работа №9 (ч.1) «Знакомство с электронными таблицами Excel» | 0,5 0,5 | |
20 | Электронные таблицы. Практическая работа №9 (ч.2) «Знакомство с электронными таблицами Excel» | 0,5 0,5 | |
21 | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №10 (ч.1) «Создание диаграмм и графиков» | 0,5 0,5 | |
22 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №10 (ч.2) «Создание диаграмм и графиков» | 0,5 0,5 | |
23 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №10 (ч.3) «Создание диаграмм и графиков» | 0,5 0,5 | |
24 | Многообразие схем. Практическая работа №11 (ч.1) «Схемы, графы и деревья» | 0,5 0,5 | |
25 | Информационные модели на графах. Практическая работа №11 (ч.2) «Схемы, графы и деревья». | 0,5 0,5 | |
26 | Деревья. Практическая работа №11 (ч.3) «Схемы, графы и деревья» | 0,5 0,5 | |
Алгоритмика (8 часов) | |||
27 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика. | 1 | IV четверть |
28 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика | 1 | |
29 | Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде Алгоритмика. | 1 | |
30 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика. | 1 | |
31 | Работа в среде Алгоритмика. | 1 | |
32 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика. | 1 | |
33 | Проверочная работа №1 по теме «Алгоритмизация» | 1 | |
34 | Анализ проверочной работы. Практическая работа №12 «Итоговая работа в среде Алгоритмика» | 0,5 0,5 | |
Повторение (1 час) | |||
35 | Итоговое повторение. | 1 |
Раздел III. Содержание учебного предмета
Рассмотрим стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение:
№ п/п | Стержневые линии | Кол-во часов | Учащиеся должны: | КИМы | ||
Знать/понимать: | Уметь: | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: | ||||
1 | Введение в предмет Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ. Правила ТБ при работе в компьютерном классе. | 1 |
|
|
| |
2 | Объекты и их имена Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. | 5 |
|
|
| Практические работы № 1, 2, 3 Контрольная работа № 1 |
3 | Информационное моделирование Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые и сложные таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. | 20 |
|
|
| Практические работы № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 Контрольная работа № 2 |
4 | Алгоритмика Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде Алгоритмика. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика. Работа в среде Алгоритмика. Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика. | 8 |
|
|
| Практические работы № 12 Проверочная работа № 1 |
5 | Повторение | 1 | Умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи. Умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности. Анализ, обобщение и систематизация информации. |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в 7 классе ученик должен:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Раздел V. Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Дополнительная литература
- Авторский коллектив под руководством д.п.н., проф. Могилёва А.В. Программно-методический комплекс «Мир информатики». Компания «Кирилл и Мефодий»
- Коробкова Е.М. Мультимедиа-курс «Устройство персонального компьютера»
Технические средства обучения
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем ADSL
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер
- Локальная вычислительная сеть
Программные средства (всё программное обеспечение, используемое в учебном процессе, подлежит лицензированию)
- Операционная система Windows ХР
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007
- Программа-переводчик
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint
- Мультимедиа проигрыватель
- Программируемая среда Алгоритмика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...
Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...
Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...
Рабочая программа по информатике для 5, 6 и 7 классов (по учебнику Босовой Л.Л.), 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена к УМК «Информатика» для 5–9 классов (ФГОС) Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авт...
Рабочая программа по информатике на 2014 – 2015 учебный год 5-9 классы
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...