Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса учебник Семакин И.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Содержание образовательной программы
8 класс
1. Человек и информация - 5 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Обработка текстовой информации - 9 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 6 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль – 3 часа
Содержание образовательной программы
9 класс
1. Передача информации в компьютерных сетях 10 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
2. Информационное моделирование – 5 часов.
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.
3. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
4. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
5. Управление и алгоритмы - 10 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
6. Программное управление работой компьютера – 13 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
7. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
8. Итоговое повторение и контроль - 3 часа
Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | |
тестовых заданий | практических работ | |||
8 | 35 | 1 | 4 | 14 |
9 | 68 | 2 | 8 | 24 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации:
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
9 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», её основные виды:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера:
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
8 класс
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
- Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
9 класс
- Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 359 е.: ил
- Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
II. Литература для учителя.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
Календарно-тематический план 8 класс
Номер урока | Тема урока | Вид занятий | Оборудование | Практика | Контроль знаний | Домашнее задание | дата | ||||
план | факт | ||||||||||
1 четверть | |||||||||||
1. Человек и информация - 5 часов. | |||||||||||
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ, Предмет информатики. Содержание курса информатики. | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе | Введение, санитарные нормы. | ||||||
2/2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком | Теория | Учебник, ЦОР | §1-2 | |||||||
3/3 | Информационные процессы | Теория | Учебник, ЦОР | Работа с тренажёром клавиатуры | §3 | ||||||
4/4 | Работа с тренажёром клавиатуры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа с тренажёром клавиатуры Выполнение практической работы №1 | §5 | ||||||
5/5 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Человек и информация» | Тренировочный тест к главе 1 «Человек и информация» | §4 | |||||
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов. | |||||||||||
6/1 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти | Теория | Учебник, ЦОР | §5, 6 | |||||||
7/2 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции | Практика | Компьютер, ЦОР | §9,10 | |||||||
8/3 | Пользовательский интерфейс | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Первое знакомство с компьютером» | Тренировочный тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером» | §12 | |||||
9/4 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Знакомство с комплектацией устройства персонального компьютера, подключение внешних устройств. Выполнение практической работы №2 | §7,8 | ||||||
2 четверть | |||||||||||
10/5 | Файлы и файловые структуры | Теория | Учебник, ЦОР | §11 | |||||||
11/6 | Файлы и файловые структуры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практической работы №3 | §1-12 -повторить | ||||||
12/7 | Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 1 «Человек и информация», итоговый тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером» | |||||||
3. Обработка текстовой информации - 9 часов. | |||||||||||
13/1 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации» | §13 | ||||||
14/2 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Теория | Учебник, ЦОР | §14-15 | |||||||
15/3 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практической работы №4 | §15 | ||||||
16/4 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практической работы №5. | §15 | ||||||
3 четверть | |||||||||||
17/5 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практической работы №6. | §15 | ||||||
18/6 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с таблицами. Выполнение практической работы №7 | §16 | ||||||
19/7 | Дополнительные возможности текстового процессора | Теория | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Текстовая информация и компьютер» | §17 | ||||||
20/8 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Теория + практика | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №8. | Тренировочный тест к главе 3 «Текстовая информация и компьютер» | §13-17 - повторить | |||||
21/9 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 3 «текстовая информация и компьютер» | |||||||
4. Технология обработки графической информации - 5 часов. | |||||||||||
22/1 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики | Теория | Учебник, ЦОР | §18,21 | |||||||
23/2 | Графические редакторы растрового типа | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа с растровым графическим редактором Выполнение практической работы №11 | §22 | ||||||
24/3 | Кодирование изображения | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №10 | §20 | ||||||
25/4 | Векторная графика | практика | Учебник, ЦОР | Работа с векторным графическим редактором Выполнение практической работы №12 | §21 | ||||||
26/5 | Технические средства компьютерной графики | Практика | Компьютер, ЦОР | Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе Выполнение практической работы №9 | Кроссворд по теме «графическая информация и компьютер» | §19 | |||||
4 четверть | |||||||||||
5. Технология мультимедиа - 6 часов. | |||||||||||
27/1 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации | Теория | Компьютер, ЦОР | §26 | |||||||
28/2 | Компьютерные презентации | Практика | Компьютер, ЦОР | Создание презентации с использованием текста, графики и звука Выполнение практической работы №13 | §26 | ||||||
29/3 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | Теория | Учебник, ЦОР | §24-25 | |||||||
30/4 | Технология мультимедиа | Практика | Компьютер, ЦОР | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). Выполнение практической работы №14 | Кроссворд по теме «Технологии мультимедиа» | §26 | |||||
31/5 | Технология мультимедиа | Практика | компьютер, ЦОР | Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» | §18-26 - повторить | ||||||
32/6 | Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» | Практика | Компьютер, ЦОР | ||||||||
6. Повторение - 3 часа. | |||||||||||
33 | Повторение учебного материала изученного за год | Теория + практика | Учебник, ЦОР | Тренировочный тест по курсу 8 класса | §1-26 | ||||||
34 | Итоговое тестирование по курсу 8 класса | Практика | Учебник, ЦОР | Итоговый тест по курсу 8 класса | |||||||
35 | Повторение учебного материала изученного за год | Теория | Учебник, ЦОР | §1-26 |
Календарно-тематический план 9 класс
Номер урока | Тема урока | Вид занятий | Оборудование | Практика | Контроль знаний | Домашнее задание | дата | |||||
план | факт | |||||||||||
1 четверть | ||||||||||||
1. Передача информации в компьютерных сетях 10 часов. | ||||||||||||
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ. Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение. Скорость передачи данных. | Теория | Учебник, ЦОР | |||||||||
2/2 | Работа в локальной сети компьютерного класса. ТБ. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №1 | § § 1, 3 | |||||||
3/3 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. | Теория | Учебник, ЦОР | |||||||||
4/4 | Работа с электронной почтой. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №2 | § 2 | |||||||
5/5 | Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете | Теория | Учебник, ЦОР | |||||||||
6/6 | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №3 | § § 4, 5 | |||||||
7/7 | Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | Теория+ Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Компьютерные сети» | ||||||||
8/8 | Поиск информации в Интернете. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практических работ №4,5 | § 5, §1-4 – повторить практическое задание №5 | |||||||
9/9 | Итоговая практическая работа по теме «Интернет» | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №6 | ||||||||
10/10 | Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях» | ||||||||
2. Информационное моделирование – 5 часов. | ||||||||||||
11/1 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник , раздел «Графические модели» | ||||||||
12/2 | Табличные модели. | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели» | § § 6-8 | |||||||
13/3 | Информационное моделирование на компьютере | Теория | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Информационное моделирование» | ||||||||
14/4 | Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | Теория + практика | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №7 | § 9, 6-8 - повторить | |||||||
15/5 | Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 2 «информационное моделирование» | ||||||||
3. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов. | ||||||||||||
16/1 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | Практика | Компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных» | § 10 | |||||||
17/2 | Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | Теория | Учебник, ЦОР | |||||||||
18/3 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №8 | § 11,12 | |||||||
2 четверть | ||||||||||||
19/4 | Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №9 | ||||||||
20/5 | Условия поиска информации, простые логические выражения | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Поиск данныч в БД» | § 13 | |||||||
21/6 | Формирование простых запросов к готовой базе данных | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №10 | ||||||||
22/7 | Логические операции. Сложные условия поиска | Практика | Компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах» | § 13,14 | |||||||
23/8 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №11 | ||||||||
24/9 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | Компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных» | § 15, 10-14 | ||||||||
25/10 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №12 | § 15 | |||||||
26/11 | Итоговое тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | Теория | Учебник, ЦОР | Тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в базах данных» | ||||||||
4. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов. | ||||||||||||
27/1 | Двоичная система счисления. | Теория | Компьютер, ЦОР | |||||||||
28/2 | Представление чисел в памяти компьютера | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» | §16, 17 | |||||||
29/3 | Представление чисел в памяти компьютера | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №13 | Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел» | |||||||
30/4 | Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц . | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «электронные таблицы. Запись формул» | § §18, 19 | |||||||
31/5 | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №14 | ||||||||
32/2 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах» | § 20 | |||||||
3 четверть | ||||||||||||
33/7 | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №15 | Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах» | |||||||
34/8 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. | Практика | Компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в электронных таблицах» | § §21, 22 | |||||||
35/9 | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №16 | ||||||||
36/10 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | Теория | Учебник, ЦОР | Кроссворд по теме «Электронные таблицы» | § §23, 24 , 16-22 | |||||||
37/11 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере» | ||||||||
5. Управление и алгоритмы - 10 часов. | ||||||||||||
38/1 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | Теория | Учебник, ЦОР | § § 25, 27 | ||||||||
39/2 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №17. | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы» | |||||||
40/3 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | Теория | Учебник, ЦОР | §28, 29 | ||||||||
41/4 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №18. | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы» | |||||||
42/5 | Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием | , ЦОР | § §26, 30 | |||||||||
43/6 | Работа с циклами. | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №19 | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы» | § 30 | ||||||
44/7 | Ветвления. Использование двух шаговой детализации | Теория | Учебник, ЦОР | § 31 | ||||||||
45/8 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №20 | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлениями» Кроссворд по теме «Управление и алгоритмы» | § 31 | ||||||
46/9 | Зачётное задание по алгоритмизации. | Теория | Учебник, ЦОР | § § 25 - 31 | ||||||||
47/10 | Итоговый тест по теме «Управление и алгоритмы» | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» | ||||||||
6. Программное управление работой компьютера – 13 часов. | ||||||||||||
48/1 | Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | Компьютер, ЦОР | § §32, 33 | |||||||||
49/2 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. | Теория | Учебник, ЦОР | § §34, 35 | ||||||||
50/3 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практической работы . | Теория | Учебник, ЦОР | § 35 | ||||||||
51/4 | Оператор ветвления | Теория | Учебник, компьютер, ЦОР | § §36, 37 | ||||||||
52/5 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. | Теория+ практика | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №21 | § 38 | |||||||
4 четверть | ||||||||||||
53/6 | Логические операции на Паскале | Практика | Компьютер, ЦОР | § §37, 38 | ||||||||
54/7 | Циклы на языке Паскаль | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №22 | § §39, 40 | |||||||
55/8 | Разработка программ c использованием цикла с предусловием | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №23 | §39 | |||||||
56/9 | Одномерные массивы в Паскале | Теория | Учебник, ЦОР | § §41, 42 | ||||||||
57/10 | Разработка программ обработки одномерных массивов | Теория + Практика | Компьютер, ЦОР | § §41, 42 | ||||||||
58/11 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | Теория + Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №24 | Кроссворд по теме «Программное управление работой компьютера» | § 43 | ||||||
59/12 | Обработка массивов | Теория | ЦОР | Часть 2, §6,1-6,2 | ||||||||
60/13 | Итоговый тест по теме «Программное управление работой компьютера». | Практика | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера» | § § 32 - 43 | |||||||
7. Информационные технологии в обществе - 4 часа. | ||||||||||||
61/1 | Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | Теория | Учебник, ЦОР | § §44, 45 | ||||||||
62/2 | История ЭВМ и ИКТ | Теория | Учебник, ЦОР | § § 45 - 47 | ||||||||
63/3 | История ЭВМ и ИКТ | Практика | Компьютер, ЦОР | § § 45 - 47 | ||||||||
64/4 | Основы социальной информатики | Теория | Учебник, ЦОР | Кроссворд по теме «Социальная информатика» | § §48, 49 | |||||||
65/1 | Тест по теме «Информационные технологии и общество» | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество» | § 44 - 49 | |||||||
8. Итоговое повторение и контроль - 3 часа | ||||||||||||
66/2 | Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса | Практика | Компьютер, ЦОР | Тренировочный тест по курсу 9 класса | Учебник 9 кл. | |||||||
67/3 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест по курсу 9 класса Тренировочный тест по курсу 8-9 класса | ||||||||
68/4 | Повторение изученного за курс 8-9 классов | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест по курсу 8-9 классов | Учебник 9 кл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа информатика 8
Рабочая программа по Информатике и ИКТ к учебнику 8 класса. Автор:Угринович Н.Д. Базовый уровень....
Рабочая программа информатика 9
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего...
Рабочая программа курса Основы безопасности жизнедеятельности 5-9класс
Рабочая программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ...
Рабочая программа элективного курса "Физический эксперимент" для 9класса
Элективный курс разработан для учащихся 9класса. Физика - экспериментальная наука, в которой любое утверждение справедливо, если оно подтверждается результатами опыта. Учебный физический эксперимент в...
Приложение к рабочей программе по «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9класс)
Календарно - тематический план для 8 класса по ОБЖ...
Приложение к рабочей программе по «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9класс)
Календарно - тематический план по ОБЖ для 9 класса...
Рабочая программа по английскому языку для 5-9классов
Рабочая программа по английскому языку для 5-9классов...