Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса учебник Семакин И.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Содержание образовательной программы
8 класс
1. Человек и информация - 5 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Обработка текстовой информации - 9 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 6 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль – 3 часа
Содержание образовательной программы
9 класс
1. Передача информации в компьютерных сетях 10 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
2. Информационное моделирование – 5 часов.
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.
3. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
4. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
5. Управление и алгоритмы - 10 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
6. Программное управление работой компьютера – 13 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
7. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
8. Итоговое повторение и контроль - 3 часа
Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | |
тестовых заданий | практических работ | |||
8 | 35 | 1 | 4 | 14 |
9 | 68 | 2 | 8 | 24 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации:
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
9 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», её основные виды:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера:
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
8 класс
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
- Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
9 класс
- Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 359 е.: ил
- Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
II. Литература для учителя.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
Календарно-тематический план 8 класс
Номер урока | Тема урока | Вид занятий | Оборудование | Практика | Контроль знаний | Домашнее задание | дата | ||||
план | факт | ||||||||||
1 четверть | |||||||||||
1. Человек и информация - 5 часов. | |||||||||||
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ, Предмет информатики. Содержание курса информатики. | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе | Введение, санитарные нормы. | ||||||
2/2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком | Теория | Учебник, ЦОР | §1-2 | |||||||
3/3 | Информационные процессы | Теория | Учебник, ЦОР | Работа с тренажёром клавиатуры | §3 | ||||||
4/4 | Работа с тренажёром клавиатуры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа с тренажёром клавиатуры Выполнение практической работы №1 | §5 | ||||||
5/5 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Человек и информация» | Тренировочный тест к главе 1 «Человек и информация» | §4 | |||||
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов. | |||||||||||
6/1 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти | Теория | Учебник, ЦОР | §5, 6 | |||||||
7/2 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции | Практика | Компьютер, ЦОР | §9,10 | |||||||
8/3 | Пользовательский интерфейс | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Первое знакомство с компьютером» | Тренировочный тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером» | §12 | |||||
9/4 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Знакомство с комплектацией устройства персонального компьютера, подключение внешних устройств. Выполнение практической работы №2 | §7,8 | ||||||
2 четверть | |||||||||||
10/5 | Файлы и файловые структуры | Теория | Учебник, ЦОР | §11 | |||||||
11/6 | Файлы и файловые структуры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практической работы №3 | §1-12 -повторить | ||||||
12/7 | Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 1 «Человек и информация», итоговый тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером» | |||||||
3. Обработка текстовой информации - 9 часов. | |||||||||||
13/1 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации» | §13 | ||||||
14/2 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Теория | Учебник, ЦОР | §14-15 | |||||||
15/3 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практической работы №4 | §15 | ||||||
16/4 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практической работы №5. | §15 | ||||||
3 четверть | |||||||||||
17/5 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практической работы №6. | §15 | ||||||
18/6 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с таблицами. Выполнение практической работы №7 | §16 | ||||||
19/7 | Дополнительные возможности текстового процессора | Теория | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Текстовая информация и компьютер» | §17 | ||||||
20/8 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Теория + практика | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №8. | Тренировочный тест к главе 3 «Текстовая информация и компьютер» | §13-17 - повторить | |||||
21/9 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 3 «текстовая информация и компьютер» | |||||||
4. Технология обработки графической информации - 5 часов. | |||||||||||
22/1 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики | Теория | Учебник, ЦОР | §18,21 | |||||||
23/2 | Графические редакторы растрового типа | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Работа с растровым графическим редактором Выполнение практической работы №11 | §22 | ||||||
24/3 | Кодирование изображения | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №10 | §20 | ||||||
25/4 | Векторная графика | практика | Учебник, ЦОР | Работа с векторным графическим редактором Выполнение практической работы №12 | §21 | ||||||
26/5 | Технические средства компьютерной графики | Практика | Компьютер, ЦОР | Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе Выполнение практической работы №9 | Кроссворд по теме «графическая информация и компьютер» | §19 | |||||
4 четверть | |||||||||||
5. Технология мультимедиа - 6 часов. | |||||||||||
27/1 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации | Теория | Компьютер, ЦОР | §26 | |||||||
28/2 | Компьютерные презентации | Практика | Компьютер, ЦОР | Создание презентации с использованием текста, графики и звука Выполнение практической работы №13 | §26 | ||||||
29/3 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | Теория | Учебник, ЦОР | §24-25 | |||||||
30/4 | Технология мультимедиа | Практика | Компьютер, ЦОР | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). Выполнение практической работы №14 | Кроссворд по теме «Технологии мультимедиа» | §26 | |||||
31/5 | Технология мультимедиа | Практика | компьютер, ЦОР | Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» | §18-26 - повторить | ||||||
32/6 | Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» | Практика | Компьютер, ЦОР | ||||||||
6. Повторение - 3 часа. | |||||||||||
33 | Повторение учебного материала изученного за год | Теория + практика | Учебник, ЦОР | Тренировочный тест по курсу 8 класса | §1-26 | ||||||
34 | Итоговое тестирование по курсу 8 класса | Практика | Учебник, ЦОР | Итоговый тест по курсу 8 класса | |||||||
35 | Повторение учебного материала изученного за год | Теория | Учебник, ЦОР | §1-26 |
Календарно-тематический план 9 класс
Номер урока | Тема урока | Вид занятий | Оборудование | Практика | Контроль знаний | Домашнее задание | дата | |||||
план | факт | |||||||||||
1 четверть | ||||||||||||
1. Передача информации в компьютерных сетях 10 часов. | ||||||||||||
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ. Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение. Скорость передачи данных. | Теория | Учебник, ЦОР | |||||||||
2/2 | Работа в локальной сети компьютерного класса. ТБ. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №1 | § § 1, 3 | |||||||
3/3 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. | Теория | Учебник, ЦОР | |||||||||
4/4 | Работа с электронной почтой. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №2 | § 2 | |||||||
5/5 | Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете | Теория | Учебник, ЦОР | |||||||||
6/6 | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №3 | § § 4, 5 | |||||||
7/7 | Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | Теория+ Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Компьютерные сети» | ||||||||
8/8 | Поиск информации в Интернете. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практических работ №4,5 | § 5, §1-4 – повторить практическое задание №5 | |||||||
9/9 | Итоговая практическая работа по теме «Интернет» | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №6 | ||||||||
10/10 | Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях» | ||||||||
2. Информационное моделирование – 5 часов. | ||||||||||||
11/1 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник , раздел «Графические модели» | ||||||||
12/2 | Табличные модели. | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели» | § § 6-8 | |||||||
13/3 | Информационное моделирование на компьютере | Теория | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «Информационное моделирование» | ||||||||
14/4 | Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | Теория + практика | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №7 | § 9, 6-8 - повторить | |||||||
15/5 | Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 2 «информационное моделирование» | ||||||||
3. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов. | ||||||||||||
16/1 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | Практика | Компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных» | § 10 | |||||||
17/2 | Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | Теория | Учебник, ЦОР | |||||||||
18/3 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №8 | § 11,12 | |||||||
2 четверть | ||||||||||||
19/4 | Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №9 | ||||||||
20/5 | Условия поиска информации, простые логические выражения | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Поиск данныч в БД» | § 13 | |||||||
21/6 | Формирование простых запросов к готовой базе данных | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №10 | ||||||||
22/7 | Логические операции. Сложные условия поиска | Практика | Компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах» | § 13,14 | |||||||
23/8 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №11 | ||||||||
24/9 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | Компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных» | § 15, 10-14 | ||||||||
25/10 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №12 | § 15 | |||||||
26/11 | Итоговое тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | Теория | Учебник, ЦОР | Тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в базах данных» | ||||||||
4. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов. | ||||||||||||
27/1 | Двоичная система счисления. | Теория | Компьютер, ЦОР | |||||||||
28/2 | Представление чисел в памяти компьютера | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» | §16, 17 | |||||||
29/3 | Представление чисел в памяти компьютера | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №13 | Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел» | |||||||
30/4 | Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц . | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «электронные таблицы. Запись формул» | § §18, 19 | |||||||
31/5 | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №14 | ||||||||
32/2 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах» | § 20 | |||||||
3 четверть | ||||||||||||
33/7 | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №15 | Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах» | |||||||
34/8 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. | Практика | Компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в электронных таблицах» | § §21, 22 | |||||||
35/9 | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №16 | ||||||||
36/10 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | Теория | Учебник, ЦОР | Кроссворд по теме «Электронные таблицы» | § §23, 24 , 16-22 | |||||||
37/11 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере» | ||||||||
5. Управление и алгоритмы - 10 часов. | ||||||||||||
38/1 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | Теория | Учебник, ЦОР | § § 25, 27 | ||||||||
39/2 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №17. | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы» | |||||||
40/3 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | Теория | Учебник, ЦОР | §28, 29 | ||||||||
41/4 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №18. | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы» | |||||||
42/5 | Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием | , ЦОР | § §26, 30 | |||||||||
43/6 | Работа с циклами. | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №19 | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы» | § 30 | ||||||
44/7 | Ветвления. Использование двух шаговой детализации | Теория | Учебник, ЦОР | § 31 | ||||||||
45/8 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №20 | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлениями» Кроссворд по теме «Управление и алгоритмы» | § 31 | ||||||
46/9 | Зачётное задание по алгоритмизации. | Теория | Учебник, ЦОР | § § 25 - 31 | ||||||||
47/10 | Итоговый тест по теме «Управление и алгоритмы» | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» | ||||||||
6. Программное управление работой компьютера – 13 часов. | ||||||||||||
48/1 | Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | Компьютер, ЦОР | § §32, 33 | |||||||||
49/2 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. | Теория | Учебник, ЦОР | § §34, 35 | ||||||||
50/3 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практической работы . | Теория | Учебник, ЦОР | § 35 | ||||||||
51/4 | Оператор ветвления | Теория | Учебник, компьютер, ЦОР | § §36, 37 | ||||||||
52/5 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. | Теория+ практика | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №21 | § 38 | |||||||
4 четверть | ||||||||||||
53/6 | Логические операции на Паскале | Практика | Компьютер, ЦОР | § §37, 38 | ||||||||
54/7 | Циклы на языке Паскаль | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практической работы №22 | § §39, 40 | |||||||
55/8 | Разработка программ c использованием цикла с предусловием | Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №23 | §39 | |||||||
56/9 | Одномерные массивы в Паскале | Теория | Учебник, ЦОР | § §41, 42 | ||||||||
57/10 | Разработка программ обработки одномерных массивов | Теория + Практика | Компьютер, ЦОР | § §41, 42 | ||||||||
58/11 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | Теория + Практика | Компьютер, ЦОР | Выполнение практической работы №24 | Кроссворд по теме «Программное управление работой компьютера» | § 43 | ||||||
59/12 | Обработка массивов | Теория | ЦОР | Часть 2, §6,1-6,2 | ||||||||
60/13 | Итоговый тест по теме «Программное управление работой компьютера». | Практика | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера» | § § 32 - 43 | |||||||
7. Информационные технологии в обществе - 4 часа. | ||||||||||||
61/1 | Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | Теория | Учебник, ЦОР | § §44, 45 | ||||||||
62/2 | История ЭВМ и ИКТ | Теория | Учебник, ЦОР | § § 45 - 47 | ||||||||
63/3 | История ЭВМ и ИКТ | Практика | Компьютер, ЦОР | § § 45 - 47 | ||||||||
64/4 | Основы социальной информатики | Теория | Учебник, ЦОР | Кроссворд по теме «Социальная информатика» | § §48, 49 | |||||||
65/1 | Тест по теме «Информационные технологии и общество» | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество» | § 44 - 49 | |||||||
8. Итоговое повторение и контроль - 3 часа | ||||||||||||
66/2 | Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса | Практика | Компьютер, ЦОР | Тренировочный тест по курсу 9 класса | Учебник 9 кл. | |||||||
67/3 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест по курсу 9 класса Тренировочный тест по курсу 8-9 класса | ||||||||
68/4 | Повторение изученного за курс 8-9 классов | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест по курсу 8-9 классов | Учебник 9 кл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа информатика 8
Рабочая программа по Информатике и ИКТ к учебнику 8 класса. Автор:Угринович Н.Д. Базовый уровень....
Рабочая программа информатика 9
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-107704-1352882494.jpg)
Рабочая программа курса Основы безопасности жизнедеятельности 5-9класс
Рабочая программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891290-1486565079.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Физический эксперимент" для 9класса
Элективный курс разработан для учащихся 9класса. Физика - экспериментальная наука, в которой любое утверждение справедливо, если оно подтверждается результатами опыта. Учебный физический эксперимент в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-607454-1497529572.jpg)
Приложение к рабочей программе по «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9класс)
Календарно - тематический план для 8 класса по ОБЖ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-607454-1497529572.jpg)
Приложение к рабочей программе по «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9класс)
Календарно - тематический план по ОБЖ для 9 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/16/picture-512911-1637074057.jpg)
Рабочая программа по английскому языку для 5-9классов
Рабочая программа по английскому языку для 5-9классов...