Современные педагогические технологии в работе с одаренными школьниками
статья по информатике и икт
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Т.И. Додосова,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов», село Пестрецы
Работа с одаренными школьниками является одним из актуальных направлений в современном образовании. Связано это с потребностью общества в формировании активной, интеллектуальной, творческой личности, способной самостоятельно решать поставленные задачи.
Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Работа с одаренными талантливыми школьниками заключается в их выявлении и дальнейшем развитии индивидуальных особенностей, стремлению к познанию в различных областях науки, созданию условий роста его интеллектуальных способностей. Реализуется она в рамках урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность предполагает такие инновационные формы работы с одаренными детьми, направленные на раскрытие их творческого потенциала, как проблемно-развивающее обучение, проектно-исследовательская деятельность, применение информационно-коммуникационных технологий, нестандартных форм уроков, использование игровых технологий.
Метод проектов – инновационный метод, который предполагает включение ученика в активный познавательный процесс. Проектно- исследовательская работа позволяет выбрать деятельность по интересам, побуждает добывать новые знания для решения поставленной задачи, предполагает постановку проблемы, изучение, сбор материала по выбранной теме, ее анализ и обобщение, оформление исследовательской работы согласно требованиям, защита, дальнейшая практическая направленность исследования.
Внеурочная деятельность включает в себя такие формы, как факультативные занятия, подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня, предметных неделях, конференциях, кружки, внеклассные мероприятия и т.п. Актуальными конкурсами среди учащихся общеобразовательных школ являются ежегодные всероссийские конференции «Конференция Лобачевского», «Шаги в науку», конкурс «Юный программист», предметные олимпиады КФУ. Участие в подобных мероприятиях повышает интерес к изучаемому предмету, приучают детей к самостоятельности, инициативности, творчеству.
Работа со способными детьми основывается на принципах дифференцированного, индивидуального, личностно-ориентированного подхода к обучению и развитию. Для реализации творческих способностей одаренных учащихся необходимо разрабатывать элективные курсы по предмету, обновлять и расширять содержание учебных образовательных программ. Эффективным методом развития интеллектуальных способностей на уроках является решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.
Для реализации творческих способностей талантливых детей необходимо вовлекать их в научно- исследовательскую, поисковую деятельность через участие в различных научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня, в проектной деятельности. Перечисленные выше мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала одаренных детей.
Применение информационно–коммуникационных технологий создают благоприятную среду для развития интеллектуального потенциала одаренных учащихся. Несомненно, настоящим кладезем в самостоятельном добывании знаний являются полезные интернет-ресурсы с огромным справочно-информационным материалом, научной литературой, энциклопедиями, авторскими разработками, публикациями и прочее.
Залог успеха работы с одаренными детьми заключается в создании эффективной системы мероприятий, направленных на выявление, поддержку и развитие одаренности учащихся. Задача учителя в этой системе – воспитание встесторонне развитой, творческой личности, раскрытие потенциала, развитие интереса к изучаемому предмету, создание благоприятных условий для самостоятельной деятельности, интеллектуального развития творческих учащихся как в урочной, так и внеурочной деятельности. В свою очередь работа педагога со способными школьниками требует от учителя постоянного профессионального роста, тесного сотрудничества с родителями и администрацией школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в работе хормейстера ДМШ: между традицией и инновацией
Детский хор - это особый исполнительский инструмент. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать...Хормейстеру предстоит решить главный вопр...
Использование современных педагогических технологий в работе логопеда
Статья даёт представление о возможностях использования современной технологии «дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда. Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей сов...
Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.
Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...
Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения
В данной статье описывается методика использования проблемного обучения для студентов колледжа, обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в период их производственной практики....
Современные педагогические технологии в работе учителя физической культуры
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности...
Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра.
Современные педжагогогические технологии являются одним из условий эффективности иновационной деятельности "СРЦдН"....
Современные педагогические технологии при работе с одаренными детьми
В данной работе я поделилась опытом совей работы с одаренными детьми....