Разработка урока "Метод координат"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему
Цели:
образовательная
Ø выработка умений самостоятельного применения знаний при декодировании информации;
Ø восприятие и первичное осознание обучающимися метода кодирования графической информации;
развивающая
Ø развитие навыков и умений обучающихся при кодировании информации;
воспитательная
Ø воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Вид урока: комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок информатики. Метод координат | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 имени В.П.Глушко
Формы представления информации.
Метод координат
урок информатики
5 класс
1 час
учитель Казакова А.В.
г. Байконур
2013 г.
Тема: Формы представления информации. Метод координат
Цели:
образовательная
- выработка умений самостоятельного применения знаний при декодировании информации;
- восприятие и первичное осознание обучающимися метода кодирования графической информации;
развивающая
- развитие навыков и умений обучающихся при кодировании информации;
воспитательная
- воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Вид урока: комбинированный
Методы урока: словесные, наглядные и практические методы обучения.
Структура урока: мотивация — актуализация опорных знаний — восприятие, осмысление, закрепление — проверка усвоения — анализ и самоанализ
Оборудование и дидактические материалы: компьютеры, мультимедиа проектор, интерактивная доска, акустическая система; ПО (ОС: Windows 7; приложения: пакет Microcoft Office 2010, Activ Software, OpenOffice).
Основные понятия:
- код;
- кодирование;
- графический способ кодирования;
- числовой способ кодирования;
- символьный способ кодирования.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент. (1 мин)
- Мотивация. (1 мин)
- Актуализация опорных знаний. (5 мин)
- Восприятие, осмысление, закрепление. (24 мин)
- Физкультминутка. (1 мин)
- Проверка усвоения. (10 мин)
- Анализ и самоанализ. (2 мин)
- Домашнее задание. (1 мин)
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Тема нашего урока — «Формы представления информации. Метод координат».
Цель урока — изучить метод кодирования графической информации с помощью декартовой системы координат.
Открыли тетради: записали число, тему урока.
- Мотивация.
- Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, то есть в разных формах: с помощью разговорных языков (русского, английского и других), рисунков и чертежей, а также с помощью научных языков и языков искусства.
- Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним с вами: (Слайд 2. Вопросы)
- Что такое код? (Код – это система условных знаков для представления информации.)
- Что такое кодирование? (Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода?)
- А что такое декодирование? (Декодирование – это действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.)
- Перечислите способы кодирования информации? (Способы кодирования информации: графический – с помощью рисунков или значков; числовой – с помощью чисел; символьный – с помощью символов.)
- Молодцы. Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами, что информацию может кодировать не только человек. Разгадав ребус, вы назовёте универсальное устройство для кодирования информации. (Слайд 3. Ребус) Ответ: ком-пьют-ер
- Следующее задание для вас приготовили учащиеся старших классов нашей школы. Они закодировали для вас слова с помощью английского алфавита. Вам предстоит их декодировать, то есть перевести на русский язык, а затем закодировать с помощью числового кода, в котором каждой букве соответствует её номер в русском алфавите.
- Вам понятно задание? Тогда пройдите за компьютерные столы, чтобы выполнить это задание. (Слайд 4. Алфавит)
- Напоминаю вам, что сидеть вы должны прямо, не сутулясь, расстояние от глаз до экрана монитора должно быть 70 см. На работу вам отводится 5 минут. Проверить, оценить сразу. У кого проверила встают возле своей парты друг за другом.
- Ребята строимся на физкультминутку.
- Физкультминутка. (Слайд 5. Физкультминутка)
- Восприятие, осмысление, закрепление.
- Любая, в том числе и графическая информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы связать числа и точки, используют системы координат. Простейшую из них – числовую ось – вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим декартовую систему координат. Её так назвали в честь французского математика Рене Декарта.
- Нарисуйте на листе две перпендикулярные оси. Горизонтальную обозначьте – ОХ, а вертикальную – ОУ. Место пересечения осей называется началом координат и обозначается 0 (нулём). (Слайд 6)
- Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе – по оси ОY. Эти числа называются координатами точки. (Слайд 7)
- Чтобы запомнить порядок нахождения положения точки нужно применить алгоритм нахождения квартиры в многоквартирном доме.
- Давайте вспомним этот алгоритм. (Сначала находим подъезд, т.е. двигаемся по горизонтальной оси. Затем поднимаемся на нужный этаж, т.е. двигаемся по вертикальной оси.)
- Итак, применим алгоритм к нахождению координат следующих точек. (Слайд 8)
- Проверка усвоения.
- А теперь вы должны самостоятельно в тетрадях выполнить следующее задание. (Слайд 9. Задание на закрепление)
- Анализ и самоанализ. (Слайд 11)
- Домашнее задание. (Слайд 12)
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Дата: 24 декабря 2013 года
Класс: 5 Б
Количество учащихся: 14
Ф.И.О. учителя: Казакова Альбина Викторовна
Тема урока: Формы представления информации. Метод координат
Номер урока: 13
Цели:
образовательная
- выработка умений самостоятельного применения знаний при декодировании информации;
- восприятие и первичное осознание обучающимися метода кодирования графической информации;
развивающая
- развитие навыков и умений обучающихся при кодировании информации;
воспитательная
- воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Вид урока: комбинированный
Методы урока: словесные, наглядные и практические методы обучения.
Структура урока: мотивация — актуализация опорных знаний — восприятие, осмысление, закрепление — проверка усвоения — анализ и самоанализ
Оборудование и дидактические материалы: компьютеры, мультимедиа проектор, интерактивная доска, акустическая система; ПО (ОС: Windows 7; приложения: пакет Microcoft Office 2010, Activ Software, OpenOffice).
Основные понятия:
- код;
- кодирование;
- графический способ кодирования;
- числовой способ кодирования;
- символьный способ кодирования.
Урок проводился в 5Б классе по теме «Формы представления информации. Метод координат» базового курса образовательной программы по предмету «Информатика и ИКТ».
С обучающимися данного класса мы работаем третий учебный год, в 2011-2012 учебном году степень обученности характеризуется следующими параметрами: успеваемость – 100%, качество знаний – 81%.
Данный урок разработан в рамках работы над моей темой самообразования «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики и ИКТ». Он относится к разделу «Информация вокруг нас» и стоит в календарно-тематическом плане тринадцатым.
Триединая цель урока:
образовательная
- выработка умений самостоятельного применения знаний при декодировании информации;
- восприятие и первичное осознание обучающимися метода кодирования графической информации;
развивающая
- развитие навыков и умений обучающихся при кодировании информации;
воспитательная
- воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:
- проверить теоретические знания обучающихся по теме;
- развить навыки и умения при кодировании и декодировании информации;
- воспитать ответственное отношение к изучаемому материалу, уважительное отношение к своим сверстникам и учителю.
Для решения поставленных задач мною была выбрана классическая структура урока с рациональным распределением времени на каждом этапе, каждый этап урока логично переходил в следующий. Осуществлялись межпредметные связи с математикой, иностранным языком и связь с жизнью. Содержание урока соответствовало требованиям образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ».
Этот урок продолжает развивать практические навыки и умения обучающихся в изучении основ кодирования, способствует укреплению знаний, полученных ранее. Он неотрывно связан с предыдущими уроками по разделу, так как на нём были затронуты такие фундаментальные понятия как алгоритм, кодирование, декодирование, код, формы представления информации. Данный урок способствовал формированию практических навыков и умений при кодировании графической информации, которые понадобятся обучающимся на последующих уроках информатики и математики.
Специфика урока заключается в том, что для развития познавательного интереса обучающихся было предложено задание старшеклассников, которое вызвало бы у них живой интерес. Так как в данном классе есть учащиеся с низкой познавательной активностью, я постаралась сделать данный учебный материал более наглядным, для чего использовала презентацию и интерактивную доску.
На данном уроке были использованы в комплексе следующие методы: на этапах мотивация, актуализация опорных знаний, восприятие, осмысление, закрепление — словесный метод и метод демонстраций, на этапе проверка усвоения — самостоятельная работа, на этапе анализ и самоанализ – проблемно-поисковые методы, словесный метод и метод демонстраций. Применяемые методы соответствовали содержанию урока, а также возрастным особенностям обучающихся и уровню их подготовки. В соответствии с выбранными методами мною использовались следующие формы работы с обучающимися: индивидуальная, фронтальная и парная.
На уроке использовались технические средства обучения: мультимедиапроектор и презентация; компьютеры и программа кодирование слова.
Работоспособность обучающихся обеспечивалась за счёт высокой плотности урока. Во время работы за компьютером выполнялись все требования охраны труда.
В целом, считаю, что все поставленные цели на уроке были достигнуты, задачи выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Шкалы и координаты"
Отработка понятий "штрихи", "деления", "координатный луч", "единичный отрезок"....
Разработка урока по теме "Метод координат"
Урок по теме «Метод координат» в 5 классе по учебнику Л.Л. Босовой разработан на основе деятельностной образовательной технологии активных методов обучения и модерации. Вид урока - урок по...
Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»
Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»...
Методическая разработка к уроку в 6 классе "Географические координаты"
Изучение определения географических координат по УМК "Сфера". Учащиеся работают по электронному учебнику в парах. Определение географической долготы и широты пошаговое с помощью карты атласа....
Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.
Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца....
9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.
9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Дидактические материалы. Б.Г. Зив...
Тест. Координаты векторов. Связь между координатами векторов и координатами точек
Тест по теме "Координаты и векторы в пространстве"...