Дидактические игры как один из способов мотивации к изучению информатики
статья по информатике и икт (5, 9 класс) на тему
Дидактические игры на уроках информатики. Примеры игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры на уроках информатики. | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры как один из способов мотивации к изучению информатики
Основной задачей, которую ставит перед собой учитель, является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Учитель должен создать творческую и демократичную обстановку, позволяющую избежать равнодушного отношения ученика к уроку, максимально привлечь его внимание к учебному процессу, то есть мотивировать ученика к изучению своего предмета.
Если мы обратимся к толковому словарю, термин «мотива́ция» (от лат. movere) — означает побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивом для изучения информатики, многие годы выступал интерес к компьютеру. Однако для большинства детей в последнее время, компьютер становится фактически бытовым прибором, и вместе с ним теряет мотивационную силу. На уроках информатики, особенно в старших классах, эта проблема актуальна.
Если говорить о пятых и шестых классах, там стоит другая проблема: адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе. К основным трудностям, с которыми сталкиваются дети на данном этапе можно отнести:
• смена социальной обстановки;
• увеличение учебной нагрузки:
• увеличение темпа работы;
• различием требований со стороны учителей-предметников и т.д.
Плюс ко всему на уроках информатики дети сталкиваются с новой терминологией, осваивают новые программы, да и само пребывание в кабинете где многое запрещено (по технике безопасности), не самым лучшим способом влияет на эмоциональное состояние учащихся.
Поэтому чтобы решить эти задачи и мотивировать детей к изучению предмета, на своих уроках я использую игровые элементы.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения, это часть его жизни. Желание выиграть обостряет мыслительную деятельность ребёнка, развивает его творческие способности. Она снижает тревожность, создает у школьника положительный настрой. С помощью игры удаётся углубить и закрепить полученные учащимися знания, развивать приобретённые ими навыки. Для детей игра, прежде всего - увлекательное занятие, поэтому тема игры в моём педагогическом процессе очень актуальна, этим-то она меня и привлекает.
Приведу несколько примеров.
Тема «Устройство компьютера» в 5 классе.
Изучая устройство ПК, я сталкиваюсь с проблемой, что эта тема трудна к восприятию учащимися. Идёт механическое запоминание терминологии, поэтому многим она не интересна. И вот здесь мне помогает игровая форма. Дети активно включаются в работу, идет хорошее понимание темы. Обычно я использую игры «Искомые термины» или «Лишний термин». Мы разбираем по одному примера, а дальше ребята сами продолжают игру. Задания и ответы мы записываем в тетрадь, и учащимся предлагается дома составить свои задания. Рёбёнок дважды повторяет терминологию, работает с текстом и, что важно, не теряет интерес.
Искомые термины - элементы компьютера
- Этот процесс орнитологи 1 называют миграцией.
Ответ. (ПРОЦЕСС Орнитологи). - Потом они торжествовали и радовались как дети.
Ответ. (потоМ ОНИ ТОРжествовали). - Несмотря на это, его феска 2 не раз падала с головы.
Ответ. (феСКА НЕ Раз). - Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько электростанций.
Ответ. (ДнеПР ИНТЕРесно). - По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
Ответ. (МЫ ШКАф). - Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.
Ответ. (коМОД Ему).
- Орнитолог – специалист, изучающий птиц.
- Феска – мужской головной убор в виде усечённого конуса с кисточкой.
«Лишний» термин
В каждой приведённой группе терминов один является лишним. Найди его.
- Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки, графопостроитель.
Ответ. Драйвер. - Принтер, монитор, сканер, звуковые колонки, графопостроитель.
Ответ. Сканер. - Дискета, принтер, CD-ROM,винчестер, магнитная лента.
Ответ. Принтер. - ESC, Delete, Enter, Backspase.
Ответ. RGB . - Enter, точка, запятая, точка с запятой.
Ответ. Shift. - Белый, чёрный, клетчатый, жёлтый.
Ответ. Клетчатый.
Подобные задания я предлагаю и в других параллелях при изучении теоретической части предмета.
Как говорилось выше, проблема снижение мотивации особенно актуальна в старших классах.
Тема «Системы счислений» в 9 классе.
На изучение этой темы отводится 8 уроков. Во-первых тема на прямую связана с математикой, во-вторых решать бесконечные примеры учащимся неинтересно. И вот здесь мне на помощь приходит игра.
Продолжить последовательность
В пяти приведённых последовательностях записан ряд чисел. Каждое очередное число больше предыдущего на 1. Необходимо указать четыре очередных элементов последовательности.
- N, O, ON, OO, ONN, ONO, OON, OOO, ONNN,…..
- ONONO, ONOON, ONOOO, OONNN, OONNO….
- А, В, С, Д, ВА, ВВ, ВС, ВД, СА, СВ, СС, СД….
- ДД, ВАА, ВАВ, ВАС, ВАД, ВВА, ВВВ, ВВС….
Ответы.
- ONNO, ONON, ONOO, OONN.
Решение. В последовательности приведены десятичные числа 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, записанные в системе счисления, использующих две цифры: N (соответствующей цифре 0) и О (соответствующей цифре 1). Очередные числа 9, 10, 11, 12. - OONON, OONOO, OOONN, OOONO.
Решение. В этой же системе счисления, что и в задании 1, приведены десятичные числа 21, 22, 23, 24. - СА, СВ, СС, СД
В последовательности приведены десятичные числа 0, 1, 2…..11, записанные в системе счисления, использующих четыре цифры: А (соответствующей цифре 0) , В (соответствующей цифре 1), С (соответствующей цифре 2) и Д (соответствующей цифре 3). Очередные числа 12 (СА), 13(СВ), 14(СС), 15(СД). - ВВД, ВСА, ВСВ, ВСС.
Решение. В этой же системе счисления, что и в задании 3, приведены десятичные числа 15, 16, 17, 18.
Собрать правильный шестиугольник
Даны шесть фишек в виде равносторонних треугольников. На каждой фищке записаны три числа (в двоичной и десятичной системе счисления). Условимся числа, характеризующих одно и то же количество, но записанные в различных системах счислений, называть «близнецами», (например двоичное число 101 и десятичное 5). Необходимо собрать из фишек правильный шестиугольник таким образом, чтобы в смежных частях фишек оказались числа-близнецы.
Карточка с заданием.
https://drive.google.com/file/d/1vs6Mo_5CEX83y1pAAJYKGBNLp5EcjDuS/view?usp=sharing
С одной стороны, чтобы выполнить подобные задания учащемуся надо много потрудиться. С другой стороны, при использовании дидактических игр на уроке и в качестве домашнего задания у ребёнка не пропадает интерес к данной теме, т.е цель достигнута.
Игра не сможет заменить традиционные формы обучения, но дополнит их, позволит рационально организовать учебно-воспитательный процесс.
Список использованной литературы:
Д.М. Златопольский «Интеллектуальные игры в информатике»;
Свободная энциклопедия «Википедия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра как один из способов активизации работы с художественным текстом
Статья рассказывает о метапредметных навыках, формируемых на таких типах урока литературы, как урок-игра....
Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики"
Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики" + приложения....
Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации учащихся.
Аннотация. Статья посвящена тематике использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся. Предлагается разработка дело...
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении информатики и математики». Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучениякак средство повышения мотивации при изучении информатики и математики»....
Игра как один из способов повышения учебной мотивации учащихся на уроках биологии.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной кул...
Метод проекта как один из способов мотивации обучающихся к изучению английского языка
Метод проектов и развитие функциональной граммотности...