Образование в информационном обществе
статья по информатике и икт на тему
Предварительный просмотр:
На данном этапе образование в информационном обществе следует понимать через определенную терминологию.
- Информация (латинский Informatio – осведомление, сообщение).
1) вся совокупность сведений, вербально или невербально зафиксированных, которую журналистика несет современной аудитории; 2) сведения о новых фактах – событийная информация, сопровождающаяся комментариями, имеющая художественный, публицистический характер; 3) наименование определенной группы жанров, предназначенных для сообщения новостей.
- Информационное пространство - это совокупность объектов, вступающих в информационное взаимодействие друг с другом, информационные технологии, которые обеспечивают это взаимодействие. Информационное пространство формируется информационными ресурсами, средствами информационного взаимодействия и информационной инфраструктурой. В центре информационного пространства находится субъект, который в процессе своей деятельности создает информацию, присваивает ее, накапливает и передает. Таким субъектом может быть либо человек, либо социальная группа, либо компании, либо органы государственного управления. Иными словами - все, кто в ходе осуществления своей деятельности использует возможности современных информационных технологий. Информационное пространство не может существовать без деятельности человека.
- Информационно-образовательное пространство – это пространство, использующее информацию для образовательных целей. Предназначение информационного пространства намного шире, чем информационно-образовательного пространства. Оно включает и досуговую направленность (информация о возможностях организовать свой отдых, релаксационные программы различного типа, в том числе, музыкальные) и область принятия решений в политике, культуре, экономике (когда человек сознательно ищет недостающую ему информацию), и ориентацию человека в окружающих его социокультурных условиях (с помощью новостных порталов в сети Интернет, например).
- В дидактике в последнее время встречается еще один термин «информационно-образовательная среда». Какое из двух понятий «информационно-образовательное пространство» или «информационно- образовательная среда» шире? Мнения есть разные.
Одно – информационно-образовательная среда – понятие более широкое, чем информационно-образовательное пространство. Обычно такой вывод делается из понимания слов «пространство» и «среда». Окружающая среда, например, нечто всеобъемлющее. Человек существует в этой среде и обустраивает для своей жизни ограниченное пространство. Тогда получается, что среда шире, чем пространство.
Другое мнение, которого придерживаемся и мы, пространство – нечто, не зависящее от человека, оно существует и при его отсутствии. Часть пространства, определенным образом структурированная человеком, «выстроенная для собственных нужд», называется средой. Среда всегда имеет отношение к человеку, безотносительно к нему о среде говорить нельзя. Даже, когда мы ведем речь об окружающей среде, мы подразумеваем, что она окружает человека и испытывает его влияние.
Информационная среда – специально созданная и определенным образом структурированная часть информационного пространства, включающая совокупность субъектов, создающих, перерабатывающих, использующих информацию, саму информацию и аппаратные средства, ее обслуживающие. Информационно-образовательная среда создается человеком или группой людей, а вновь входящие в нее субъекты, приспосабливаются к ней и приспосабливают ее к своим нуждам, т.е. определенным образом изменяют
- Информационная культура - это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач. Проводником информационной культуры является учитель, который сам производит информацию и своим трудом показывает, как это нужно делать.
- Информационная революция – это радикальное изменение в ХХ веке инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, доступной активной части населения. Информационная революция создает технологическую основу для объединения интеллектуальных способностей человечества.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
• переход от механических и электрических средств преобразования информации к
электронным;
• миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
• создание программно-управляемых устройств и процессов.
Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.
Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях
- информационный взрыв - резкое увеличение объема информации, которую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности; является следствием НТР. Таит в себе не меньшую опасность, чем демографический.
- информационный поток — объем информации, передаваемой по коммуникационной сети в течение определенного времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационное общество его информационные ресурсы
Разработка ученицы 11 класса...
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли научного знания, формирующей представление об информации, информационн...
Разработка урока "Информационное общество. Информационная культура"
ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного че...
Статья. Дунаев М.В. Информационное общество. Гуманитарное образование. Гражданская наука (Опыт поиска точек пересечения) (впервые опубликовано в сборнике научных трудов "Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы" СПб, 2010 г.)
Аннотация: В статье проводятся параллели между зарождающимся феноменом гражданской наукой, особенностями развития образования в информационном обществе и инновационными технологиями. В статье рассматр...
Технологическая карта урока "Образование, его значимость в условиях информационного общества".
quot;Образование, его значимость в условиях информационного общества". 5 класс....
Удостоверение члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации
Удостоверение члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации...
Информационное общество. Общество без будущего или новое более развитое поколение?
Информационное общество – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые этапы с начало...