Рабочая программа группового занятия
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Компьютерная графика
_____________________________________________
(наименование учебного предмета, курса)
7 класс
г. Дзержинск
2017/2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Компьютерная графика» составлена на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03.2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год
- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Министерства образования России от 05.03.2004 № 1089
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике (из приложения к приказу Министерства образования России от 30.06.99 №56)
Учебный курс разработан на основе авторской программы элективного курса «Компьютерная графика» автора Л.А. Залогова, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы» / составитель М.Н. Бородин. — М.: БИНОМ, 2010. — 584 с.
Данный курс ориентирован на учащихся 7-9 классов. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы, и предполагает повышение уровня образования за счёт расширенного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе.
Курс рассчитан на 34 часа, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю.
При изучении курса используется проектный метод обучения. Что позволяет организовать развитие навыков самостоятельной индивидуальной и групповой работы при практическом выполнении заданий.
Цели и задачи курса:
- дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
- изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
- рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
- научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
- научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.
Планируемые предметные результаты освоения курса «Компьютерная графика»
Образовательные результаты
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
- методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
- способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
- способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
- методы сжатия графических данных;
- проблемы преобразования форматов графических файлов;
- назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, а именно:
- создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
- выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др);
- формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
- закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
- работать с контурами объектов;
- создавать рисунки из кривых;
- создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
- получать объёмные изображения;
- применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
- создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;
2) редактировать изображения в программе Adobe PhotoShop, а именно:
• выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);
• перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
• редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
- сохранять выделенные области для последующего использования;
- монтировать фотографии (создавать многослойные документы);
- раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;
- применять к тексту различные эффекты;
- выполнять тоновую коррекцию фотографий;
- выполнять цветовую коррекцию фотографий;
- ретушировать фотографии;
3) выполнять обмен файлами между графическими программами.
Метаредметные связи
Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на Web- странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Содержание учебного курса «Компьютерная графика» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:
- основные вопросы создания, редактирования и хранения изображений;
- особенности работы с изображениями в растровых программах;
- методы создания иллюстраций в векторных программах.
Для создания иллюстраций используется векторная программа CorelDRAW, а для редактирования изображений и монтажа фотографий — программа Adobe PhotoShop.
Часть 1. Основы изображения
1. Методы представления графических изображений
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
2. Цвет в компьютерной графике
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).
3. Форматы графических файлов
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
Часть 2. Редакторы векторной и растровой графики
4. Создание иллюстраций
- Введение в программу CorelDRAW
- Рабочее окно программы CorelDRAW
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
4.3. Основы работы с объектами
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.
4.4. Закраска рисунков
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.
4.5. Вспомогательные режимы работы
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.
4.6. Создание рисунков из кривых
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
4.7. Методы упорядочения и объединения объектов. Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.
4.8. Эффект объема
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
4.9. Перетекание
Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.
4.10. Работа с текстом
Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.
4.11. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW. Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы CorelDRAW. Импорт и экспорт изображений в CorelDRAW.
5. Монтаж и улучшение изображений
- Введение в программу Adobe PhotoShop
- Рабочее окно программы Adobe PhotoShop
Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели — вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.
5.3. Выделение областей
Проблема выделения областей в растровых программах. Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Преобразования над выделенной областью. Кадрирование изображения.
5.4. Маски и каналы
Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски. Сохранение выделенных областей для повторного использования в каналах.
5.5. Коллаж. Основы работы со слоями
Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя. Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение.
5.6. Рисование и раскрашивание
Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.
5.7. Тоновая коррекция
Понятие тонового диапазона изображения. График распределения яркостей пикселей (гистограмма). Гистограмма светлого, тёмного и тусклого изображений. Основная задача тоновой коррекции. Команды тоновой коррекции.
5.8. Цветовая коррекция
Взаимосвязь цветов в изображении. Принцип цветовой коррекции. Команды цветовой коррекции.
5.9. Ретуширование фотографий
Методы устранения дефектов с фотографий. Осветление и затемнение фрагментов изображений вручную. Повышение резкости изображения.
5.10. Работа с контурами
Назначение контуров. Элементы контуров. Редактирование контуров. Обводка контура. Преобразование контура в границу выделения. Использование контуров обрезки для добавления фрагмента фотографии к иллюстрации, созданной в программе рисования.
1. Практические занятия по векторной графике
1.1. Рабочее окно CorelDRAW. Знакомство с инструментами редактора.
1.2. Основы работы с объектами
1.3. Закраска рисунков (начало)
1.4. Закраска рисунков (окончание). Вспомогательные режимы работы
1.5. Создание рисунков из кривых
1.6. Методы упорядочения и объединения объектов
1.7. Эффект объема
1.8. Эффект перетекания
1.9. Работа с текстом
1.10. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW
2. Практические занятия по растровой графике
2.1. Рабочее окно Adobe PhotoShop
2.2. Работа с выделенными областями
2.3. Маски и каналы
2.4. Создание коллажа. Основы работы со слоями
2.5. Рисование и раскрашивание
2.6. Работа со слоями (окончание)
2.7. Основы коррекции тона
2.8. Основы коррекции цвета
2.9. Ретуширование фотографий
2.10. Работа с контурами
2.11. Обмен файлами между графическими программами
Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности:
- урок, на котором сочетается групповая, коллективная, индивидуальная форма работы.
Учебно-методическое обеспечение курса:
Учебно-методический комплект «Компьютерная графика» состоит из учебного пособия и практикума.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Программное обеспечение курса
CorelDRAW в настоящее время является одной из наиболее популярных векторных графических программ. Свою популярность программа приобрела благодаря тому, что позволяет начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации различной сложности. На персональных компьютерах CorelDRAW является «королем» программ рисования.
Adobe PhotoShop — самая популярная в мире программа редактирования растровых изображений. Она используется для ретуширования, тоновой, цветовой коррекции, а также с целью построения коллажей, в которых фрагменты различных изображений сливаются вместе для создания интересных и необычных эффектов.
Список рекомендуемой литературы
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с., 16 с. Ил.: ил.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 245 с., 16 с. Ил.: ил.Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. — Минск, ООО Попурри, 1997.
- Корриган Дж. Компьютерная графика. — М.: ЭНТРОП, 1995.
- Олтман P. CorelDRAW 9. — М.: ЭНТРОП, Киев: ВЕК+, Киев: Издательская группа BHV, 2000.
- ТайцА.М., ТайцА.А. CorelDRAW 11. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
- Тайц A.M., Тайц А.А. Adobe PhotoShop 7. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса элективного курса.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются практическими контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
75-94%% | хорошо |
60-74%% | удовлетворительно |
менее 60% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Календарно – тематическое планирование
№ | ТЕМА | Дата | Корректировка |
1 | Методы представления графических изображений | ||
2 | Введение в программу CorelDraw | ||
3 | Рисование графических примитивов. | ||
4. | Создание иллюстраций. | ||
5 | Виды заливок и их настройка. Встроенные и собственные палитры цветов. | ||
6 | Инструменты для точного рисования и расположения объектов. | ||
7 | Особенности рисования кривых. | ||
8 | Создание рисунков из кривых. | ||
9 | Методы объединения и исключения объектов. | ||
10 | Метод выдавливания. Закраска. | ||
11 | Подсветка и вращение объемных изображений. | ||
12 | Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. | ||
13 | Получение художественных эффектов. | ||
14 | Особенности простого и фигурного текста. | ||
15 | Импорт и экспорт изображений. | ||
16 | Практическая работа по теме: «Программы векторной графики». | ||
17 | Практическая работа по теме: «Программы векторной графики». | ||
18 | Введение в программу Adobe Photoshop и рабочее окно. | ||
19 | Инструменты выделения: Область, Лассо. Волшебная палочка. | ||
20 | Перемещение и изменение границы выделения. | ||
21 | Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. | ||
22 | Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски. | ||
23 | Особенности создания и использования компьютерного коллажа. Понятие слоя. | ||
24 | Операции над слоями. | ||
25 | Практическая работа: создание многослойного изображения. | ||
26 | Использование инструментов рисования. | ||
27 | Настройка градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий. | ||
28 | Понятие тонового диапазона изображения. | ||
29 | Принцип цветовой коррекции. Команды цветовой коррекции. | ||
30 | Инструменты и методы устранения дефектов с фотографий. | ||
31 | Ретуширование с помощью клонирующего штампа. | ||
32 | Назначение контуров, элементы контуров и их редактирование и преобразование. | ||
33 | Практическая работа по теме: «Монтаж и улучшение изображений». | ||
34 | Практическая работа по теме: «Монтаж и улучшение изображений». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс
Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература....
Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»
Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...
Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс
Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....
Рабочая программа групповых занятий по математике
Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов
Рабочая программа групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов, включает в себя пояснительную записку, учебно – тематический план, содержание програ...
Алгебраические выражения и их преобразование Рабочая программа групповых занятий по математике для 7 класса
Специфика курса «Алгебраические выражения и их преобразование» заключается в том, что он открывает широкие возможности для выработки у учащихся важных трудовых умений, способствует развитию воли, сооб...
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 11 классе
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для 11 класса составлена с учетом требований современной методологии для подготовки обучающихся к итоговой аттестации...