Рабочая программа по информатике 9 класс - Угринович
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Программа составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича и примерной программы по информатике и ИКТ, разработанной авторским коллективом для основной школы:
С. А. Бешенков, проф., д.п.н.
А. А. Кузнецов, академик РАО, проф., д.п.н.
А. Г. Кушниренко, доц., к.ф.-м.н.
А. Л. Семенов, чл.-корр. РАН и РАО, проф., д.ф.-м.н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_.docx | 71.17 КБ |
Предварительный просмотр:
РОСИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АМОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Расмотрено
на заседании МО школы
____________/___________/_____
Ф.И.О
Протокол № _______ от
«______»____________2012 г.
Введена в действие
01.09.2012 г.
Директор школы
_________/___________/______
Ф.И.О.
Приказ № _________ от
«______»______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информатике
В 9 классе
Учителя Андреевой Ксении Павловны
Утверждено
На заседании
Педагогического совета школы
Протокол № ____ от
«_____»__________2012 г.
Рабочая учебная программа
по информатике и ИКТ для 9 классов
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№ | Наименование раздела |
Нормативные документы Обоснование актуальности курса | |
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ | |
Требования к уровню подготовки выпускников Система оценки достижений обучающихсяМесто рабочей программы в образовательном процессе Учебно-методический комплект | |
Ресурсное обеспечение рабочей программы |
Пояснительная записка
Нормативные документы
Программа составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича и примерной программы по информатике и ИКТ, разработанной авторским коллективом для основной школы:
С. А. Бешенков, проф., д.п.н.
А. А. Кузнецов, академик РАО, проф., д.п.н.
А. Г. Кушниренко, доц., к.ф.-м.н.
А. Л. Семенов, чл.-корр. РАН и РАО, проф., д.ф.-м.н.
Обоснование актуальности курса
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем.
- Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека.
- Информатика закладывает основу создания и использования ИКТ как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
- Информатика имеет все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
- Информатика представляет собой «метадисциплину», ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Основная идея курса (концепция)
Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.
Общая цель курса — обеспечь прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира, значение информационных технологий в развитии современного общества, привить учащимся навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной и последующей профессиональной деятельности.
Изучение информатики и ИКТ в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики.
- овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
- развитие способностей к формализации, элементов системного мышления.
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией.
- приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Требования к уровню подготовки выпускников
Личностные образовательные результаты:
- владение навыками анализа и критической оценки получаемой информации с позиций ее свойств, достоверности, практической и личной значимости;
- владение навыками соотнесения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, морально–этическими нормами, критической оценки информации в СМИ; избирательность при получении информации, способность отказаться от вредной, ненужной информации; готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения по основным жизненным проблемам; чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
- приобретение опыта использования ИКТ-инструментов и информационных источников в своей деятельности; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику, их настройку;
- способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности;
- владение способами эффективного представления информации, передачи ее собеседнику и аудитории;
- сформированность системы моральных принципов и стереотипов, относящихся к личной информации, распространению информации, информационным правам;
- умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов;
- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
- получение опыта использования методов и средств информатики для моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
- владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации, формирование запросов на выяснение того, что еще не известно;
- умение планировать учебную деятельность: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- умение прогнозировать результат учебной деятельности и его характеристики; вносить необходимые коррективы в план по ходу его выполнения; сопоставляя достигнутый результат с заданным эталоном;
- умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности; умение выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической или автоматизированной (диалоговой) обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
- умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
- способность к моделированию в форме перехода от объекта к знаково-символической модели; к изменению модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
- умение представлять знаково-символические модели в естественном, формализованном и формальном языках; преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи.
Предметные образовательные результаты:
- в сфере познавательной деятельности
- освоение основных понятий и методов информатики; представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
- умение выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, находить сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
- умение анализировать изменение содержания и смысла при преобразованиях информации
- умение оценивать информацию с позиций интерпретации ее человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
- умение строить модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
- умение строить модель задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
- умение проводить компьютерный эксперимент (в частности, в виртуальных лабораториях) для изучения построенных моделей;
- освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
- освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
- умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
- оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации, времени, необходимого для решения задачи и пр.);
- вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
- построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
- знание основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
- умение использовать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
- в сфере ценностно-ориентационной деятельности
- понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
- умение оценивать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; отличать корректную аргументацию от некорректной;
- умение, анализировать и сопоставлять источники информации;
- наличие установки на корректное использование чужого интеллектуального продукта на основе уважения авторского права и интеллектуальной собственности; умение грамотно оформлять ссылки на источники информации и цитировать источники;
- осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации и возможных путей их разрешения;
- приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
- следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации; учет юридических аспектов и проблем использования ИКТ в быту, в учебном процессе, в трудовой деятельности;
- в сфере коммуникативной деятельности
- осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
- овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке и проведении своих выступлений с учетом передаваемого содержания, мультимедийных коммуникативных возможностей и особенностей человеческого восприятия;
- получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
- овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
- соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
- в сфере трудовой деятельности
- знание средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
- понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
- рациональное использование широко распространенных технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы; умение выбирать средствa информационных технологий для решения поставленной задачи;
- умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
- умение оценивать пропускную способность используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
- знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (формирование представления об интерфейсе, круге решаемых задач, системе команд, системе отказов);
- умение использовать диалоговые инструменты управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
- умение использовать текстовые редакторы для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
- умение создавать и редактировать рисунки, чертежи, анимации, фотографии, аудио- и видео- записи, цепочки слайдов (презентации), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
- умение решать задачи вычислительного характера (расчетные и оптимизационные) путем использования готовых программных средств (специализированные расчетные системы, динамические (электронные) таблицы) или путем составления программы на языке программирования;
- готовность использовать презентационные инструменты при подготовке и проведении докладов, презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
- готовность использовать инструменты визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
- умение создавать и наполнять собственные базы данных;
- приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера, для достижения социально или личностно-значимого результата.
- в сфере эстетической деятельности
- знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
- приобретение опыта создания эстетически–значимых объектов с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (графических, звуковых, анимационных).
- в сфере охраны здоровья
- понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером.
Система оценки достижений обучающихся
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»:
1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерий оценки контрольных работ
Оценка одноуровневых (стандартных) тестовых заданий, а также других письменных контрольных работ может проводиться по следующему критерию:
Отметка «5»: правильно выполнено не менее 75% всех заданий.
Отметка «4»: правильно выполнено не менее 50 % и не более 75% всех заданий.
Отметка «3»: правильно выполнено не менее 25% и не более 50% всех заданий.
Отметка «2»: правильно выполнено не более 25% всех заданий.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Параметры оценки проектной работы:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта (при групповой проекте);
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;
- содержание проекта;
- техническое исполнение;
- авторские находки и выводы.
Тематические и итоговые контрольные работы:
№ | Тематика | Вид | Форма |
9 класс | |||
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа | |
Кодирование и обработка текстовой информации | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа | |
Кодирование и обработка числовой информации | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа | |
Основыалгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | |
Моделирование и формализация | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
Место рабочей программы в образовательном процессе
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. В Федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс - 1 час в неделю, 34 часов в год, 9 класс - 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Учебник «Информатика и ИКТ-9» являются мультисистемным, т.к. практические работы могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения часов на предмет «Информатика и ИКТ» не больше, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания Компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
Учебник «Информатика и ИКТ- 9»содержит 6 глав, а также:
1. 31 практическую вариативную работу Компьютерного практикума;
2. Ответы и решения к теоретическим заданиям.
Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ-9»занимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования:
∙ алгоритмическом языкеOpenOfficeBasic, который входит в свободно распространяемое интегрированное офисное приложение OpenOffice в операционных системах Windows и Linux;
∙ объектно-ориентированном языкеVisualBasic 2005, который распространяется по лицензии корпорации Microsoft;
∙ объектно-ориентированном языкеGambas (аналог VisualBasic в операционной системе Linux), который распространяется по лицензии компании AltLinux.
Учебно-методический комплекс
В состав комплекса входят:
- учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов основной школы;
- учебники по профильному курсу в старшей школе на базовом уровне: «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса (входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования,на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса;
- учебники по профильному курсу в старшей школе на профильном уровне: «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса(входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования,на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 11 класса;
- учебное пособие и CD-ROM по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных моделей»;
- методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение:
- Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
- Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
- VisualStudio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования VisualBasic 2005, VisualC# и VisualJ#;
TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi.
Содержание курса информатики и ИКТ
(12 ч)
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Проектирование и моделирование.
Чертежи.Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
(7 ч)
Тексты.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
(12 ч)
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
(12 ч)
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции.Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Представление информации.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.
Управление, обратная связь.
(10 ч)
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
(4ч)
Проект: «Это интересно». Распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя, определение темы мини-газеты. Подбор и редактирование материала. Подбор и редактирование материала. Оформление проекта. Презентация проекта
Практические работы
- Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации.
- Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
- Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
- Практическая работа 1.4. Анимация.
- Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.
- Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
- Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации.
- Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул.
- Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев.
- Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков.
- Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
- Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного».текстового документа.
- Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
- Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
- Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
- Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов.
- Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
- Практическая работа 4.2. Проект «Переменные».
- Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор».
- Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор».
- Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время».
- Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов».
- Практическая работа 4.7. Проект «Отметка».
- Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов».
- Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш».
- Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор».
- Практическая работа 4.11. Проект «Системы координат».
- Практическая работа 4.12. Проект «Анимация».
- Практическая работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку».
- Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения».
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информацией. | 6 | 8 | 14 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации. | 8 | 7 | 15 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации. | 4 | 5 | 9 |
4 | Основы алгоритмизации и объектно — ориентированного программирования. | 6 | 11 | 17 |
5 | Моделирование и формализация | 7 | 4 | 11 |
6 | Информатизация общества | 1 | 1 | 2 |
7 | Итог: | 32 | 36 | 68 |
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата по плану | Примечание |
Дата фактическая | ||||
Кодирование графической информации. | п-1.1 з-1.5; 1.6 | |||
Практическая работа Кодирование графической информации. | п-1.1 | |||
Растровая и векторная графика. | п-1.2 | |||
Интерфейс и основные возможности графических редакторов. | п-1.3 | |||
Практическая работа Редактирование изображений в растровом графическом редакторе. | п-1.3 | |||
Практическая работа Создание рисунков в векторном графическом редакторе. | п-1.3 | |||
Растровая и векторная анимация. | п-1.4 | |||
Практическая работа Анимация. | п-1.4 | |||
Кодирование звуковой информации. | п-1.5 з-1.11 | |||
Практическая работа Кодирование и обработка звуковой информации. | п-1.5 | |||
Цифровое фото и видео. | п-1.6 | |||
Практическая работа Захват цифрового фото и создание слайд шоу. | п-1.6 | |||
Практическая работа Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа. | Повторить Главу 1 | |||
Тестирование | Тест №1. | |||
Кодирование текстовой информации. | п-2.1 | |||
Практическая работа Кодирование текстовой информации. | п-2.1 | |||
Создание документов в текстовых редакторах. | п-2.2 | |||
Ввод и редактирование документа. | п-2.3 | |||
Сохранение и печать документов. | п-2.4 | |||
Практическая работа Вставка в документ формул. | п-2.4 | |||
Форматирование документа. | п-2.5 | |||
Практическая работа Форматирование символов и абзацев. Практическая работа Создание и форматирование списков. | п-2.5 | |||
Таблицы. | п-2.6 | |||
Практическая работа Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными. | п-2.6 | |||
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. | п-2.7 | |||
Практическая работа Перевод текста с помощью компьютерного словаря. | п-2.7 | |||
Системы оптического распознавания документов. | п-2.8 | |||
Практическая работа. Сканирование и распознание «бумажного» текстового документа. | Повторить Главу 2 | |||
Тестирование | Тест №2. | |||
Кодирование числовой информации. | п-3.1 з-3.5; 3.6; 3.7 | |||
Практическая работа Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | п-3.1 | |||
Электронные таблицы. | п-3.2 | |||
Практическая работа Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Практическая работа Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. | п-3.2 | |||
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. | п-3.3 | |||
Практическая работа Построение диаграмм различных типов. | п-3.3 | |||
Базы данных в электронных таблицах. | п-3.4 | |||
Практическая работа Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. | Повторить Главу 3 | |||
Тестирование | Тест №3. | |||
Алгоритм и его формальное исполнение. | п-4.1 з-4.1 | |||
Практическая работа Знакомство с системами объектно — ориентированного программирования. | п-4.1 | |||
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно — ориентированного и процедурного программирования. | п-4.2 з-4.3 | |||
Переменные: тип, имя, значение. | п-4.3 | |||
Арифметические, строковые и логические выражения. | п-4.4 | |||
Функции в языках объектно — ориентированного и алгоритмического программирования. | п-4.5 | |||
Основы объектно — ориентированного визуального программирования. | Повторить Главу 4. | |||
Практическая работа Проект «Переменные». | ||||
Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор». | ||||
Практическая работа Проект «Строковый калькулятор». | ||||
Практическая работа Проект «Даты и время». | ||||
Практическая работа Проект «Сравнение кодов символов». | ||||
Практическая работа Проект «Отметка». | ||||
Практическая работа Проект «Коды символов». | ||||
Практическая работа Проект «Слово-перевёртыш». | ||||
Практическая работа Проект «Графический редактор». | ||||
Зачёт | Защита проектов | |||
Окружающий мир как иерархическая система. | п-5.1 | |||
Моделирование, формализация, визуализация. | п-5.2 з-5.2 | |||
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | п-5.3 | |||
Построение и исследование физических моделей. | п-5.4 | |||
Приближённое решение уравнений. | п-5.5 | |||
Экспертные системы распознавания химических веществ. | п-5.6 | |||
Информационные модели управления объектами. | Повторить Главу 4 и 5 | |||
Практическая работа Проект «Графическое решение уравнений». | ||||
Практическая работа Проект «Распознавание удобрений». | ||||
Практическая работа Проект «Модели систем управления». | ||||
Зачёт | Защита проектов | |||
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | Глава 6 | |||
Тестирование | Тест №4. |
Примечание. В тематическом плане даты на каждую тему представлены примерно. В случае каких-либо изменений, даты будут скорректированы.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
Литература
- Угринович Н. Д. Учебник «Информатика 9». Бином, Лаборатория знаний, 2010.
- Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2006.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительная литература:
- Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
- Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.
Сетевые ресурсы
- Виртуальный компьютерный музей
http://www.computer-museum.ru
- Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»
http://inf.1september.ru
- Дидактические материалы по информатике и математике
http://comp-science.narod.ru
- Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского
http://marklv.narod.ru/inf/
- Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой
http://infoschool.narod.ru
- Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой
http://www.syrtsovasv.narod.ru
- Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников
http://www.phis.org.ru/informatika/
- Информатика и информационные технологии в образовании
http://www.rusedu.info
- Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО
http://iit.metodist.ru
- Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой
http://book.kbsu.ru
- Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям
http://school87.kubannet.ru/info/
- Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина
http://trushinov.chat.ru
- История Интернета в России
http://www.nethistory.ru
- Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках
http://www.klyaksa.net
- Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)
http://school.ort.spb.ru/library.html
- Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой
http://ekochelaeva.narod.ru
- Московский детский клуб «Компьютер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (по учебнику Н.Д. Угринович)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство БИНОМ. Лабо...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (по учебнику Н.Д. Угринович базовый уровень)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство "БИНОМ. Л...
Рабочая программа 8-9 класс Угринович Н.Д.
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике, примерной программой основного общего образования по ...
Рабочая программа 10 - 11 класс Угринович Н.Д.
Базовый курс информатики 10 -11 класс...
Рабочая программа по информатике 10 Угриновича Н.Д.
Рабочая программа по информатике 10 класс на основе авторской программы Угриновича Н.Д....