«Абсолютные и смешанные ссылки при копировании формул»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

конспект урока + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Абсолютные и смешанные ссылки при копировании формул»

Цели  урока:

Узнать:

  • определение абсолютной ссылки
  • правило изменения  абсолютных ссылок при копировании формулы из активной ячейки в любую другую.

Уметь:

  • применять свои знания (в практической работе)

  1. Повторение материала предыдущих уроков.

Учитель: На предыдущем уроке мы выполняли с вами расчеты в электронных таблицах, используя ссылки на относительные адреса ячеек. Давайте вспомним этот материал (фронтально):

  1.  Данные каких типов могут находиться в ЭТ?
  2. Что такое ссылка?
  3. Какие ссылки вы знаете?
  4. Как изменяются ссылки на относительные адреса при копировании формулы вниз, вверх (что изменяется, а что остается неизменным)?
  5. Как изменяются ссылки на относительные адреса при копировании формулы вправо, влево (что изменяется, а что остается неизменным)?
  6. Как изменяются ссылки на относительные адреса при копировании формулы вправо и вниз (вверх), влево и вниз(вверх)( что изменяется, а что остается неизменным)?
  7. Вспоминаем правило, выведенное на  прошлом уроке:

Номер столбца (строки) изменяется на столько, на сколько отличается номер столбца (строки), где оказалась скопированная формула, от номера столбца (строки) исходной ячейки.

  1.  Посмотрим, какие получатся формулы при копировании формулы  из ячейки С1 в ячейки С2, С3, D4, H1?(решаем задания и подтверждение находим в ЭТ, таблица заранее заготовлена  и через проектор выводим для обозрения учащимся).

  1. Создание проблемной ситуации:

Давайте рассмотрим следующий пример:

Жильцы вашего дома потребляют электроэнергию. Нужно рассчитать, сколько им придется заплатить за прошедший месяц, если даны показания предыдущего месяца и прошедшего, стоимость 1 Квт составляет 1,6 руб. Данные представлены в следующей таблице (с помощью проектора показываю таблицу, представленную в Excel).

Учитель: Что предварительно нужно найти, чтобы рассчитать, сколько нужно заплатить каждому жильцу?

Учащиеся: Потребление электроэнергии каждым жильцом.

 Учитель: Каким образом это сделать?

Учащиеся: Найти разницу между показаниями декабря и ноября, составить формулу в ячейке D5: =C5-B5, затем эту формулу скопировать на диапазон ячеек D6:D13 .

Учитель: А правильно ли произведен расчет?  Значения  каких ячеек помогут нам в этом убедиться?

Учащиеся: Результаты ячеек D7 и D10, получилось  100 и  200 соответственно и это правильный ответ, можно просто пощелкать по формулам и проверить, верные ли формулы там стоят.

Учитель: А как найти стоимость потребленных услуг?

Учащиеся: Потребленную энергию умножить на стоимость 1 Квт.

Для этого составим формулу: =D5*B2 , а затем ее скопируем в диапазон ячеек Е6:Е13. Учитель выполняет эти действия на компьютере, и учащиеся видят на демонстрационном экране следующую картину: 

Учитель: Скопировали и что же получили? Почему- то стоит #ЗНАЧ (и не один раз)? Давайте проверим, а расчет в других ячейках идет верно? Для контроля возьмем ячейку Е10. Сколько в ней должно было получиться?

Учащиеся: 320 руб. 

Учитель: Как вы думаете, почему это произошло?

Выдвижение гипотез учащимися, учитель их записывает на доске:

  • Неправильно написали формулу;
  • Что-то не учли;
  • Программа работает неправильно;

Учитель: Как этого добиться? Вспомните теорию: «Для того, чтобы адрес не изменялся при копировании…».

Для того, чтобы адрес не изменялся при копировании, применяется значок $. Его можно поставить либо перед строкой, либо перед столбцом, например: В$2,$B2. В первом случае не будет меняться при копировании строка, а во втором – столбец. Это есть смешанные ссылки, у них есть абсолютная (неизменяемая, обозначаемая знаком $) часть и относительная (изменяемая) часть.

 А если этот знак поставить перед строкой и перед столбцом? Например: $B$2. Что в этой формуле не будет меняться при копировании?

Учащиеся: И строка,  и столбец.

Учитель: Это и есть абсолютная ссылка.  

Учащиеся: =D5*$B$2.

Учитель: Давайте попробуем и проверим правильность наших рассуждений. (Учащиеся выполняют задание, проверяют правильность ответов).

Физкультминутка (выполняем упражнения для снятия усталости с глаз и физической усталости под руководством учителя). 

Запишите домашнее задание: повторить всю теорию по теме «ЭТ»

Задание 2. (готовая таблица в том же файле на рабочем столе, на листе 2).

Учитель: Теперь попробуйте, поэкспериментируйте, проверьте правильность высказанных нами предположений относительно всех видов ссылок. Попытайтесь найти закономерность изменения абсолютных и смешанных ссылок при копировании их в другие ячейки (акцентируя внимание на то, какая часть ссылки меняется, а какая нет) и грамотно ее сформулировать.

На столах у ребят находятся листочки с заданиями:

Определить, какой вид приобретет формула после того, как ее скопируют в ячейку, выделенную желтым цветом.

Первое задание выполняем вместе: высказываем предположение, записываем его в тетрадь и проверяем с помощью компьютера, а затем – самостоятельно, можно использовать консультации учителя, взаимопомощь.

 

После выполнения практической работы формулируем выводы и записываем их в тетрадь:

  • При копировании формул со смешанными ссылками, эти ссылки преобразуются таким образом, что абсолютная часть остается без изменений, а для относительной части действует правило изменения  относительных ссылок при копировании.
  • Абсолютные ссылки при копировании формулы в другую ячейку не

Задание 3. Примените полученные знания при решении следующей задачи: (готовая таблица находится в том же файле на рабочем столе, лист 3)

Семья из 4 человек заказала в кафе мороженое, пирожное и напитки, заказ можно представить в виде следующей таблицы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды ссылок в Excel

Слайд 2

1.Минимальный элемент электронной таблицы – это: ячейка 2. Адрес ячейки состоит из Имени столбца и номера строки 3. Что можно вносить в ячейку? Числа, текст, формулы

Слайд 3

4. С чего начинается формула? Со знака = 5. Что может содержать формула? Знаки арифметических операций, константы, ссылки на ячейки, функции 6. Сколько ячеек содержит диапазон А1: С3 в электронной таблице: 9 ячеек

Слайд 4

A B C E D E F G H 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 5

какие получатся формулы при копировании формулы из ячейки С1 в ячейки С2, С3, D4, H 1 ?

Слайд 8

абсолютные ссылки в электронных таблицах

Слайд 9

это ссылка которая не изменяется при копировании и переносе формулы, т.е. остается постоянной.

Слайд 10

Абсолютная ссылка получается из относительной Для этого перед именем столбца и перед номером строки необходимо поставить знаки $ . Примеры: $F$5 $A$7

Слайд 11

Виды ссылок

Слайд 12

При копировании формул со смешанными ссылками, эти ссылки преобразуются таким образом, что абсолютная часть остается без изменений, а для относительной части действует правило изменения относительных ссылок при копировании. Смешанная ссылка

Слайд 13

Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее из ячейки С1 формулы, которая содержит абсолютную и относительные ссылки? А B C 1 5 25 =$A$1*B1 2 11 =

Слайд 14

Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно? А В 1 3 4 2 5 6 3 =А1+А2 = 4 = $ А $2 +А2 =

Слайд 21

Практическая работа

Слайд 22

Тест В ячейке F 15 записана формула: = A 12*5. Ее скопировали в ячейку F 16 . Какой вид будет иметь формула в ячейке F 16 ? 2. В ячейке A 10 записана формула: = D 12/5. Ее скопировали в ячейку A 9 . Какой вид будет иметь формула в ячейке A 9 ? 3. В ячейке C 6 записана формула: = D 10*5. Ее скопировали в ячейку D 7 . Какой вид будет иметь формула в ячейке D 7 ? 1) = A 13*5 2) = B 1 2 *5 3 ) = B 13*5 1) =С12/5 2) = D 11/5 3 ) =С11/5 1) = E 11*5 2) = D 1 1 *5 3 ) = E 10*5

Слайд 23

Тест 4. В ячейке H 5 записана формула: =$ C $5*5. Ее скопировали в ячейку E 7 . Какой вид будет иметь формула в ячейке E 7 ? 5. В ячейке D 10 записана формула: =$ E 9*10. Ее скопировали в ячейку A 10 . Какой вид будет иметь формула в ячейке A 10 ? 1) =$ D $5*5 2) =$ C $5*5 3 ) =$ C $ 7 *5 1) =$ E 9*10 2) =$ E10 *10 3 ) ошибка

Слайд 24

Задания В ячейке F 15 записана формула: = A 12*5. Ее скопировали в ячейку F 16 . Какой вид будет иметь формула в ячейке F 16 ? 2. В ячейке A 10 записана формула: = D 12/5. Ее скопировали в ячейку A 9 . Какой вид будет иметь формула в ячейке A 9 ? 3. В ячейке C 6 записана формула: = D 10*5. Ее скопировали в ячейку D 7 . Какой вид будет иметь формула в ячейке D 7 ? 1) = A 13*5 2) = B 1 2 *5 3 ) = B 13*5 1) =С12/5 2) = D 11/5 3 ) =С11/5 1) = E 11*5 2) = D 1 1 *5 3 ) = E 10*5 правильно правильно правильно подумай подумай подумай подумай подумай подумай

Слайд 25

Задания 4. В ячейке H 5 записана формула: =$ C $5*5. Ее скопировали в ячейку E 7 . Какой вид будет иметь формула в ячейке E 7 ? 5. В ячейке D 10 записана формула: =$ E 9*10. Ее скопировали в ячейку A 10 . Какой вид будет иметь формула в ячейке A 10 ? 1) =$ D $5*5 2) =$ C $5*5 3 ) =$ C $ 7 *5 1) =$ E 9*10 2) =$ E10 *10 3 ) ошибка Верный ответ! Верный ответ! НЕ верный ответ! НЕ верный ответ! НЕ верный ответ! НЕ верный ответ!

Слайд 26

1. Укажите верно, записанную формулу: а) А2 + В3; б) = А + В3; в) = В3 + А2; г)= АА2 + В3 2. Сколько ячеек находится в блоке А1:В3? 3. В ЭТ выделили группу из 4 ячеек. Это могут быть ячейки: а) A1:B4; б) A1:C2; в) A1:В2; г) А2:С4 4. Какое действие можно выполнить, когда курсор принимает вид: ? 6 ячеек

Слайд 27

Список используемой литературы: Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова , М. А. Плаксин , С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина , Е. К. Хеннера : Том 2. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. С. 140-141.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в Excel

Предлагаемый материал позволяет эффективно построить работу по закреплению материала и навыков работы с абсолютными, относительными и смешанными ссылками. ...

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в Excel

Предлагаемый материал позволяет эффективно построить работу по закреплению материала и навыков работы с абсолютными, относительными и смешанными ссылками. ...

«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel»

Разработка урока по теме  «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel» включает в себя конспект урока, расчитанный на 45 минут, и мультимедийную презентацию....

Технологическая карта урока "Абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"

Технологическая карта урока на тему "Абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"...

Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 9 класса "Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки"

Класс: 9 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Информатика и ИКТТема: Обработка числовой информации в электронных таблицахТема урока: Ор...

Презентация "Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"

В данной работе объясняется материал по теме "Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах" с практическим примененим....

Методическая разработка открытого урока на тему «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel»

Значение темы в курсе.Изучение данной темы в курсе ОУД.07. «Информатика» студентами первых курсов техникума связано с тем, что Ехсеl является наиболее распространенным редактором для созда...