Технологическая карта урока "Программная обработка данных на компьютере"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Шептура Александра Александровна

Технологическая карта урока по информатике для 8 класса на тему "Программная обработка данных на компьютере"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_progr_obr_dannyh_na_komp.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ГБОУ:         школа № 621;

ФИО педагога:         Шептура Александра Александровна

Предмет:         информатика; 

Класс:         8

УМК:         Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Угринович Н.Д. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.– 178 с.

№ урока:        12

Тема урока:        «Программная обработка данных на компьютере»

Тип урока:         урок изучения нового материала.

Цель урока:        изучение основных принципов программной обработки данных на компьютере и функционального назначения его устройств.

Задачи урока.        

Образовательные:

  • обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий «данные», «программа», «устройства ввода», «устройства вывода», «процессор», «оперативная память», «долговременная память», «магистраль»;
  •  создать обучающимся условия, необходимые для установления ими связей, существующих между понятиями, опираясь на функциональную схему компьютера;

Развивающие:

  • содействовать развитию творческих способностей обучающихся, познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать, изучаемые факты и понятия;
  • развивать самостоятельное мышление, речь учащихся, формировать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Воспитательные:

  • создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей;
  • воспитывать информационную культуру, внимательность, аккуратность, дисциплинированность;
  • прививать учащимся навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать бережное отношение к компьютерной технике;
  • способствовать формированию партнерских отношений в классе.

Планируемые результаты

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;

Метапредметные УУД: регулятивные  научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по составленному плану, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозировать результат своей деятельности; оценивать правильность выполнения действий, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; познавательные – научаться находить необходимую информацию в учебных пособиях, анализировать информацию, обобщать, сравнивать изучаемые факты и понятия, делать выводы; коммуникативные – научаться рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Предметные: освоят программный принцип работы компьютера, различие между данными и программами. Научатся описывать с помощью функциональной схемы ПК процесс программной обработки данных. Выучат названия устройств компьютера и их функциональное назначение.

Организационная структура урока

Этапы урока

Компоненты урока,

хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Организационный этап

1 мин

  1. Приветствует учеников.
  2. Проверяет готовность к уроку

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

2

Этап информирования учащихся о результатах КР

Анализ и результаты КР

10 мин

Сообщает результаты контрольной работы по теме «Количество информации», проводит анализ наиболее распространенных ошибок, отвечает на вопросы

Слушают, делают работу над ошибками, обсуждают задачи, вызвавшие затруднение

Фронтальная

Познавательные: анализируют информацию, обобщают, сравнивают изучаемые факты и понятия, делают выводы

3

Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

4 мин

Сообщает о том, что приступают к изучению новой темы.

Предлагает вспомнить:

  1. В каком виде может быть представлена информация?

  1. Какие информационные процессы вы знаете?
  2. Что такое двоичная знаковая система?

  1. С какой целью создавался компьютер?

Компьютер был создан, чтобы облегчить работу человека с информацией. Давайте подумаем, а в каком виде с информацией  работает компьютер, и посредством чего реализуются инф. процессы?

Отвечают на вопросы:

  1. Числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео.
  2. создание, обработка, передача хранение
  3. знак.сист. в алфавите которой только два символа
  4. облегчить работу человека с информацией.

Затруднение проблемная ситуация

Фронтальная

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя

Устные ответы

4

Целеполагание и постановка задач

Прием ТРКМ «Предположение по ключевым словам»

4 мин

Предлагает по ключевым словам урока (приложение 1) сделать предположение о том, какова тема урока.

Какие же задачи будут перед нами на этом уроке?

Формулируют тему урока «Программная обработка данных на компьютере»

Задачи:

  1. Выяснить:  в каком виде компьютер обрабатывает информацию;
  2. Чем данные отличаются от информации?
  3.  Что такое программа?
  4.  Каково назначение основных устройств компьютера?

Фронтальная

Регулятивные  научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по составленному плану Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя;

Устные ответы

5

Этап усвоения новых знаний

Приемы ТРКМ «Кластеры»,

«Активное чтение»

15 мин

Выводит на экран кластер

«Функциональная схема компьютера» (приложение 2) и предлагает ученикам по ходу получения новых знаний его заполнить. Организует работу класса по активному прочтению §2.1

Слушают учителя, рассуждают,  выделяют необходимую информацию, заполняют кластер, делают выводы.

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

Познавательные: научаться находить необходимую информацию в учебных пособиях, анализировать информацию, обобщать

Устные ответы

6

Этап закрепления новых знаний

Работа в группах

5 мин

Организует работу в группах для заполнения таблицы сопоставления человека и компьютера при работе с информацией (Приложение 3)

Предоставляет возможность одной из групп озвучить результаты работы, остальным – дополнить ответы.

Сотрудничают в группе, рассуждают, заполняют таблицу.

Слушают одну из групп, дополняют ответы.

Групповая

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске информации

Устные ответы

7

Этап информирования учащихся о домашнем задании

Домашнее задание

2 мин

Информирует о содержании д/з (приложение 4); обеспечивает понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

мотивирует обучающихся к выполнению д/з.

Воспринимают и анализируют информацию о ДЗ.

Индивидуальная

Наблюдение

8

Рефлексивно оценочный этап

4 мин.

Привлекает обучающихся к обсуждению и выставлению оценок наиболее активным ученикам.

Предлагает оценить свое настроение на уроке по пятибальной шкале, результат просит показать пальцами поднятой вверх правой руки.

Предлагают кандидатуры учеников, кому за урок можно поставить оценку и  принимают участие в аргументированном обсуждении оценок.

Оценивают свое состояние во время урока.

Индивидуальная

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные: оценивают свою работу, адекватно воспринимают информацию критического содержания

Наблюдение, Оценивание за работу на уроке

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1.

Ключевые термины:

  • данные,
  • программа,
  • процессор,
  • устройства ввода,         Тема
  • устройства вывода,         урока?
  • оперативная память,
  • долговременная память.

Приложение 2. Функциональная схема компьютера

Приложение 4

Домашнее задание

В различных источниках информации (учебник, интернет, книги, журнылы) найти и выписать какие ещё есть или ранее были устройства ввода, вывода информации, долговременной памяти.

Приложение 3.

Сопоставление человека и компьютера  при работе с информацией.

Позиции сопоставления

Человек

Компьютер

Вид информации, с которой работают

Числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео

Органы/устройства:

  • обработки информации/данных;

процессор

  • приема информации/данных;

глаза

уши

рецепторы кожи

  • передачи информации/данных;

Речевой аппарат

Жесты

принтер

  • хранения информации/данных;

оперативная память

долговременная память

  • передачи информации/данных между органами/устройствами

магистраль

Необходимо заполнить пропуски (ячейки выделены серым).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Обработка лицевой стороны прихватки".

Технологическая карта урока.Данные об учителе:Лисичкина Зинаида Александровна., имеющаяся  высшая категория и подтверждаемая высшая категория, МОУ СОШ №( им В.Т. Степанченко г. Ржев.Предмет: техн...

Программная обработка данных на компьютере.

Ресурс рассказывает об основах представления данных в компьютере. Также представлена схема магистрально - модкльного принципа построения компьютера и кратко осещены основные его части....

Программная обработка данных на компьютере

Презентация к уроку информатики по теме "Программная обработка данных на компьютере". 8 класс...

Технологическая карта к уроку "Основные компоненты компьютера и их функции"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока информатики и ИКТ в 7  классе по теме "Основные компоненты компьютера и их функции"....

Технологическая карта урока для 7 класса КОМПЬЮТЕРЫ

разработка урока по теме Компьютеры в нашей жизни...

Технологическая карта урока по информатике "Персональный компьютер как система", 6 класс

ПредметИнформатикаКласс6Тема разделаОбъекты и системыТема урока, № урокаПерсональный компьютер как система. Урок № 10Цели деятельности учителярасширить и обобщить представления школьников о системах о...

Инструкционно - технологические карты по обработке фартука

Инструкционно -технологические карты по обработке фартука это вспомогательное пособие при изготовлении фартука на уроках технологии....