КТП шахматы 4
рабочая программа по теме

Басыров Ильнур Минниахметович

КТП шахматы 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty_4.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый  интерес к знаниям.

 Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает  многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч  детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что  начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост  и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование  занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций,  чтение дидактических сказок и т. д. Важное  значение при изучении  шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цели программы:

  1. Обучить правилам игры в шахматы.
  2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
  10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Место курса во внеурочном  плане.

     Программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю  (3 класс – 34 часа в год)

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-45 минут в Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Содержание программы внеурочной деятельности

«Шахматы»

Четвертый год обучения

Материал четвертого года обучения сложнее материала предыдущих лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА

1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.

“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.

“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.

Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

Планируемые результаты освоения обучающимися

                          программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

К концу учебного года дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;        

что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

Тематическое планирование курса «Шахматная школа» 4 класс

Тема занятия

Педагогические условия

Интеграция

Дата проведения

План.

Факт.

1

Повторение изученного материала.

 

2

Игровая практика

Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

3

Повторение изученного материала.

Игровая практика

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. 

4

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

5

Игровая практика

Дидактическое задание “Выигрыш материала

6

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. ”

7

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

8

Решение задания “Выигрыш материала”.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

9

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

10

Решение заданий.

11

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

12

Решение заданий.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

13

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия.

14

Решение заданий.

15

.Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

16

Решение заданий.

17

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

Дидактическое задание “Сделай ничью”.

18

Решение заданий. “Сделай ничью”.

19

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

20

Решение заданий

21

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

22

Решение заданий

23

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

24

Решение заданий

25

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

26

Решение заданий

27

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.

Дидактическое задание “Квадрат”.

28

Решение заданий

28

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

30

Решение заданий

31

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

32

Решение заданий

33

 Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

34

Повторение программного материала. Решение заданий

Ресурсное обеспечение

№ п/п

Наименование учебного оборудования

1

Учебно-методическое обеспечение:

  • Программа
  • Книги о шахматах

- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.

- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985.

- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.

- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991.

- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995.

- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

- Книжка – раскраска «Шахматные герои».

- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94

  • Энциклопедии
  • Методическое пособие для учителя

2

Наглядные пособия

Коробки с деревянными шахматами

Коробки с магнитными шахматами

Плакаты:  Различные позиции  в шахматах

3

Игры и игрушки

Игры настольно-печатные

«Чудесный мешочек»

4

Учебное оборудование

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

5

Технические средства

Компьютер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

                                                         

                                                 Список литературы

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
  3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  4. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  5. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  6. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  7. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  10. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  11. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.
  12. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
  13. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
  14. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
  15. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
  16. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
  17. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.
  18. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ШАХМАТЫ

Визитка авторов сайта...

«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»

Конспект интегрированного занятия   по шахматам и ИЗО  с использованием  компьютерных технологий.  Для детей 5 лет  Знакомство с  шахматной фигурой «король», c...

Рабочая программа + КТП внеурочной деятельности "Шахматы"

СамоанализВнеурочной деятельности учителя дополнительного образования Седип Э.Э.Внеурочную деятельность осуществляю ежегодно, как начала работать учителем. В начале это были кружки, элективные курсы, ...

Фильм "IV Первенство класса по шахматам".

                    Представляю Вам свой фильм, посвященный шахматному первенству класса. Оно проходит в классе ежегодно в первой четверти. Сна...

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Первенство города по шахматам среди детей до 8 лет (сценарий)

Сценарий  проведения открытия и церемонии награжденияпервенства города по шахматам среди детей до 8 лет   28, 29 января 2012 г.      город Осинники, Кемеровска...

Учебно-методическое пособие "Шахматы - школе"

Данное учебно-методическое пособие можно использовать педагогами дополнительного образования на занятиях шахматами....