Использование межпредметных связей на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему
Выступление на педагогической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mezhpredmetnyh_svyazey_na_urokah_informatiki.rar | 626.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование межпредметных связей на уроках информатики.
учитель информатики филиала МБОУ «Горельская СОШ» в с. Черняное Самородов А.Н,
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении уровня практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания более значимыми и применимыми. Межпредметные связи помогают учащимся использовать знания и умения, которые они приобрели ранее, при изучении других предметов, дают возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
Широкие предметные связи информатики с другими дисциплинами, возможность использования методов и средств информационных технологий в различных областях деятельности человека, а также значительная прикладная составляющая содержания обучения информатике представляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения. Реализация межпредметных связей информатики с другими учебными предметами в форме задач межпредметного характера позволит учащимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, подготовиться к продолжению образования и получению профессии с использованием современных средств, но и окажет положительное влияние на развитие учащихся и в том числе на развитие их познавательной мотивации.
Прогрессивные педагоги разных эпох и стран подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.
Основные целями обучения информатике в метапредметном направлении по ФГОС является:
- формирование представлений об информатике как части общечеловеческой культуры;
- развитие представлений об информатике как средству описания и инструменте познания действительности;
- создание условий для приобретения опыта информационного моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности
Проблему выделения межпредметных связей информатики с другими школьными дисциплинами можно рассматривать по-разному. Для изучения теоретических основ информатики желательны определенные знания из других учебных предметов. Например, изучение классификации информации по способу восприятия базируется на знании учащимися органов чувств человека. При рассмотрении компьютерных вирусов и способов защиты от них можно провести параллель с биологическими вирусами с целью установления сходства и отличия между ними. Основные информационные процессы, протекающие в технических системах: хранение, обработка, передача информации целесообразно рассматривать по аналогии с информационными процессами в биологических системах, а функциональные устройства компьютера, выполняющие информационные функции по аналогии с человеком.
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:
- Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
- Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к изучению компьютерных и информационных технологий.
- Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении информатики, учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
- Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель информатики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Информатика может быть интегрирующей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе.
Оказалось, что больше всего для межпредметных связей подходят математика, биология и химия, история и обществознание, русский язык и литература, физика:
- Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.
- Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики.
- Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.
- Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.
- Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики.
- Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.
- Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.
При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя. А теперь наоборот, как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов и информатики:
- Математические методы при решении задач информатики;
- Физика – представление о кодировании сигналов;
- Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;
- Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;
- Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;
- История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;
- ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;
- Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.
Развитие познавательного интереса учащихся к информатике, программированию – задача чрезвычайной важности, от решения которой в значительной мере зависит успех овладения учащимся второй компьютерной грамотностью. Поэтому одной из важных форм укрепления интереса учащихся к информатике является правильная мотивация в обучении. Мотивационный компонент должен в разнообразной форме присутствовать на протяжении всего времени обучения информатике при решении различных задач, в том числе и прикладных.
Методы реализации межпредметной интеграции :
- Метод проблемного обучения;
- Реализацию принципа практической направленности;
- Моделирование;
- Использование проектных технологий;
- Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность;
Технология создания проблемных ситуаций разбивается на несколько этапов:
- Постановкой задач;
- Выделением существенных признаков предметов и явлений;
- Установлением сходства и различия предметов, явлений по определенным признакам;
- Выдвижением учащимися обоснованных путей решения
Реализация принципа практической направленности предполагает использование конкретных навыков для решения учебных и производственных задач. Например: При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя; улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.
Процесс моделирования предполагает следующие этапы:
- Поиск языка и средств для перевода задачи в информационную плоскость.
- Выстраивание логических цепочек и конструкций.
- Поиск решения задачи, рассмотрение различных способов решения, выбор наиболее рационального пути решения.
- Перевод результата решения задачи в исходный, анализ модели в связи с накоплением данных об изучаемых явлениях и модернизация модели.
Научно-исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность и включает в себя семь этапов совместной работы учителя и ученика:
- Формулирование темы
- Формулирование цели и задач исследования
- Теоретические исследования
- Экспериментальные исследования
- Анализ и оформление научных исследований
- Публичное представление работы
Знания основ информатики не только способствуют развитию познавательного мышления, но и закладывают основы успешного овладения всем курсом информатики, способствуют развитию алгоритмического мышления, помогают в овладении любыми знаниями.
Результаты использования межпредметных связей:
- способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
- даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
- формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
- повышает качество знаний учащихся;
- повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
- формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
- формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
- позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
- расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
- приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Цели, задачи и способы использования межпредметных связей на уроках...
Использование межпредметных связей на уроках биологии с использованием заданий экологической направленности
Проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством. Именно поэтому очень важно заложить основы экологической этики ещё в дошкольном возрас...
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
В статье описан опыт использования межпредметных связей на уроках информатики и ИКТ и МДК Технология обработки на металлорежущих станках для профессии НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)...
Учет межпредметных связей на уроках информатики
Краткое описание возможных межпредметных связей информатики с другими школьными предметами...
Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.
Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении. (статья)...
Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС
Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС...
Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"
Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"...