Система подготовки к ГИА по информатике.
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9, 10, 11 класс) на тему

Мария Викторовна Прокуда

Не секрет, что базовый уровень изучения  информатики  не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний для  формирования умений  решать задачи по информатике. Следовательно, обучающиеся, изучающие  информатику  на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ГИА по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_k_gia_prokuda.docx24.51 КБ
Файл zachetnyy_list.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к  ГИА по информатике.

Из опыта работы учителя информатики высшей категории

МБОУ СОШ №29 г. Георгиевска М. В. Прокуда

Не секрет, что базовый уровень изучения  информатики  не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний для  формирования умений  решать задачи по информатике. Следовательно, обучающиеся, изучающие  информатику  на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ГИА по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.

Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ГИА. Начинать подготовку учащихся к ГИА необходимо как можно раньше. Учитель информатики, как предметник, может и должен делать это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ГИА по информатике является последний год обучения.

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике рассчитано на выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по материалам  учебной программы по предмету.  Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных X классов, а также при приеме в учреждения системы среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.

Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.

Итак, с чего начинать?..

Первое, что предстоит сделать,  познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.

Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:

  • Информация и информационные процессы
  • Информационные технологии
  • Алгоритмы и исполнители
  • Основы логики

Анализируя кодификатор на предмет соответствия с учебными пособиями и примерными программами по информатике, можно сделать следующие выводы:

- в программе под руководством И.Г. Семакина полностью отсутствует тема «Основы логики». Не затрагиваются разделы «Числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость обработки информации», «Оперирование информационными объектами с использованием знаний о возможностях информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)».

 - в программе под редакцией  Н.Д. Угриновича отсутствуют темы: «Работа с массивами», «Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры», «Основы логики», «Возможности информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)», «Технологии программирования».

В данных примерных программах полностью отсутствуют такие темы как: «Преобразование логических выражений», «Построение таблиц истинности и логических схем».

Частично используется тема: «Технологии программирования».

         Используя эти примерные программы, успешно подготовить учащихся к ГИА не представляется возможным, так как кодификатор не соответствует в полном объеме  примерным программам. По данным программам подготовить учащихся к сдаче ГИА по информатике возможно, но при условии изучения недостающих тем в дополнительной форме (факультативы, элективные курсы, кружки).

На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ГИА, не прибегая к использованию других учебников и пособий (исключение составляет новый учебник Босовой  по ФГОС). Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ГИА.

Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА.

Работу по подготовке к экзамену в формате ГИА можно разбить на две части.

Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ГИА практически на каждом уроке.

        Вторая часть предполагает разработку программы дополнительных занятий, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

Планы уроков, начиная с 8-го класса,  должны заканчиваться пунктом "Примеры заданий из ГИА". Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ГИА.

После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ГИА. Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ГИА по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ГИА, а также из сборников для подготовки к ГИА,  допущенных Министерством образования и науки. Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты  могут носить  не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

В сентябре в 9 классе провожу диагностический тест за курс 8-9 классов, который позволяет выявить проблемы в разных областях. На основании чего мною разрабатываются программы дополнительных занятий.

Провожу индивидуальные и групповые консультации после уроков, в строго определённое  время. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и   слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки.  Каждое задание из тестов ГИА анализируется, дается необходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из ГИА, чтобы закрепить тему. В ходе подготовки к ГИА ученики под моим руководством повторяют основы информатики. Тестируя учеников, указываю, на какие разделы основ теории по информатике следует обратить дополнительное внимание. Где взять материал для изучения. Рекомендую материал для самостоятельной работы, комментирую наиболее сложные и непонятные разделы. После дополнительной теоретической работы с использованием лекций перехожу к тренингам учеников. В практической работе показываю, как оптимально решить тесты по ГИА, какие ловушки возможны, какие типовые ошибки допускают ученики. Что делать, если ответ неизвестен. Учащиеся выполняют практические задания по каждой лекции.

Сроки изучения лекций и сдачи практического задания ограничены временными рамками. При успешном выполнении практического задания учащимся ставится отметка «зачтено» и они получают доступ к следующему заданию.

С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности»  ученика  к ГИА следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С учащимися,  у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, проводятся дополнительные занятия, консультации. В течение  года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Стараюсь создать реальные условия проведения ГИА.

Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт  свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать  темп своей  работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Позвольте предложить  следующую систему работы по подготовке к ГИА по информатике  в 9 классе.

  1. Изменить тематическое планирование. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
  2. Включить в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
  3. В содержание текущего контроля включить экзаменационные задачи.
  4. Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по информатике.
  5. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Поясню: изменение системы контроля, а, строго говоря, изменение отношения учителя качеству  контроля, является необходимым условием повышения качества обучения.

Не секрет, что в настоящее время контроль  ослаб, стал формальным, поэлементный анализ контрольных работ практически исключён из практики учителей. К тому же, использование многочисленных тестов вместо контрольных работ приводит к тому, что учитель не видит причин допущения ошибок. А участие родителей в этом процессе практически нулевое.

Поэтому позвольте предложить и  систему контроля, которая:

во-первых, позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне  овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов, 
во-вторых, повысит мотивацию учащихся к учению, 
в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение  детей.

В систему контроля уровня ЗУН предлагается включить зачётный лист ученика. Зачётный лист составляется по каждой теме. Перечисляются все проверочные работы, которые планирует провести учитель, и которые определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу. До контрольной работы по теме каждый ученик должен по всем проверочным работам иметь положительную отметку.
Проверочные работы учитель составляет в соответствии с обязательными требованиями к уровню знаний по данной теме.
Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне.
После каждой работы зачётный лист даётся на подпись родителям, в котором указывается дата дополнительных занятий. Перед контрольной работой родителям сообщается готов ли их ребёнок к контрольной работе. По зачетному листу родители получают возможность следить за подготовкой к контрольной работе, своевременно принимать меры по коррекции знаний ребёнка. Такую систему контроля вводить лучше как можно раньше, но обязательно в 8 классе.

А инструменты для осуществления контроля, в современном информационном пространстве, можно выбрать кому какие удобны и привычны. Это и Гугл формы, и всем известный сайт «Сдам ГИА»,



Предварительный просмотр:

Зачетный лист по подготовке к ОГЭ по информатике _________- учебный год

Ф.И.О. ученика ________________________________________________________________

Класс________________________________________________________________________

Тема занятия

Дата

дополнительного занятия

Результат проверочной работы

Дата пересдачи

Результат пересдачи

Подпись родителей

А1. Умение оценивать количественные параметры информационных объектов.

А2. Умение определять значение логического выражения.

А3. Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов.

А4. Знание о файловой системе организации данных.

А5. Умение представлять формульную зависимость в графическом виде.

А6. Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором ко-манд.

В7. Умение кодировать и декодировать информацию.

В8. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.

В9. Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.

В10. Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке.

В11. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем.

В12. Поиск информации в базе данных по сформулированному условию.

В13. Знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации.

В14. Запись простого линейного алгоритма для формального исполнителя.

В15. Умение определять скорость передачи информации.

В16. Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки.

В17. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии.

В18. Умение осуществлять поиск информации в Интернете.

Тренировочная контрольная работа

Диагностическая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к ЕГЭ по информатике

На сегодняшний день единственной формой аттестации выпускников 11-х классов является единый государственный экзамен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится в течение последних пяти лет и ...

Система подготовки к ГИА по информатике. Из опыта работы учителя.

В статье описывается опыт работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Анализируя кодификатор  на предмет соответствия с учебными пособиями и примерной программой по информатике, можно гово...

Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С

Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...

Система подготовки к ГИА по информатике

В данном материале представлен опыт работы по подготовке к ГИА по математике....

Календарно-тематическое планирование по Информатике и Информационным технологиям в 5-10 классах и подготовка к ОГЭ Информатика (1 час в неделю 5-9, 2 часа в неделю - 10)

Календарно-тематическое планирование по Информатике и Информационным технологиям, а так же подготовке к ОГЭ ИнформатикаДля 5-9 классов предполагается 1 час в неделю.Для 10 класса - 2 часа в неделю....

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАДАНИЯ №26)

Сегодня уже не имеет смысла рассуждать о плюсах и минусах экзамена в форме ЕГЭ, надо принять это как данность. Значение ЕГЭ трудно переоценить. Низкая оценка ЕГЭ может повлиять на всю дальнейшую судьб...

Система подготовки к ОГЭ по информатике

Презентация состоит из 8 слайдов. Картинки содержат гиперссылки....