Организация множественного выбора на языке Pascal (case … of)
план-конспект урока по информатике и икт (8, 9 класс) на тему
Данный материал содержит конспект урока и технологическую карту на тему "Организация множественного выбора на языке Pascal (case … of)".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paskal._mnozhestvennyy_vybor.docx | 251.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 8 (9)
Тема: Организация множественного выбора на языке Pascal (case … of)
Тип урока по основной дидактической цели: комбинированный урок
Тип урока по основному способу проведения:сочетание различных форм: лекция, лабораторная работа
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор, экран,
Методическое оснащение: учебник «Информатика и ИКТ» Семакин И. Г. и др., презентация к уроку «Множественное ветвление»
ПО:MS PowerPoint, PascalABC.exe
Цели:
- образовательная: расширить представления учащихся об организации условного оператора на языке программирования Pascal, научить применять множественный выбор case … of при решении задач
- развивающая: развивать алгоритмическое мышление при решения практических задач
- воспитательная: воспитывать умение автоматизации собственной деятельности.
Планируемые результаты:
- предметные: уметь применять множественный выбор case … ofпри решении задач множественного ветвления
- личностные: иметь представление о программировании как сфере автоматизации деятельности человека;
- метапредметные:уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Формируемые УУД:
- Познавательные УУД –восприятие и извлечение необходимой информации из прослушанного текста, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- Личностные УУД – выработка учебной мотивации.
- Регулятивные УУД – составление плана и последовательности своих действий; контроль результатов своей деятельности; оценивание результатов своей деятельности в сравнении с ожидаемыми результатами.
- Коммуникативные УУД – умение учувствовать в коллективном обсуждении проблемы.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Проверка домашнего задания (4 мин)
- Актуализация знаний (3 мин)
- Мотивация и целеполагание (4 мин)
- Объяснение нового материала (8 мин)
- Практическая работа (15 мин)
- Проверка уровня первичного усвоения знаний и умений (3 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент (1 мин) | Здравствуйте, ребята! Проверти свою готовность к уроку. | Приветствуют учителя. |
2 | Проверка домашнего задания (5 мин) | Домашним заданием была задача: Даны координаты точки на плоскости. Определить, в какой четверти расположена точка, или на каких осях она лежит. Запускаем PascalABC.exe и набираем программный код. А чтобы проверить правильность выполнения, заполните таблицу (Приложение 1) | |
3 | Актуализация знаний (2 мин) | Вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Назовите служебные слова:
Назовите геометрическую фигуру при составлении блок-схемы, отвечающую за:
|
|
4 | Мотивация и целеполагание (4 мин) | На прошлых уроках, решая задачи, мы использовали вложенные ветвления – это проверка условий до тех пор, пока одно из условий не окажется истинным, выполнение предусмотренных этим условием действий и выход из ветвления. Рассмотрим программу. Арифметические действия пронумерованы следующим образом: 1 – сложение, 2 – вычитание, 3 – умножение, 4 – деление. Вводятся 2 числа А и В и номер операции. Необходимо вывести результат данной операции. Посмотрим на блок-схему к данной задаче (слайд 5) Сколько проверок условия мы здесь видим? А теперь программный код с вложенными ветвлениями (слайд 6) Другой программный код без вложенных ветвлений (слайд 7). Сколько в данном коде проверяется условий? Второй способ нагляднее, но в первом не делаются лишние проверки, в нем вообще не проверяется условие N=4. В таких ситуациях удобней использовать оператор множественного выбора. Поэтому цель сегодняшнего урока – применение оператора множественного ветвления при решении задач. Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Организация множественного выбора на языке Pascal» (слайд 8) | 3 условия 4 условия |
5 | Объяснение нового материала (8 мин) | Оператор выбора позволяет выбрать одно из нескольких возможных продолжений программы. Параметром, по которому осуществляется выбор, служит ключ выбора— выражения порядкового типа, мы знакомы с integer. Структура оператора выбора такова: case<переменная>of <значение1>:<действия1>; <значение2>:<действия2>; <значение3>:<действия3>; ……………………………; else<действия N>; end; Запишем данную структуру себе в тетрадь. Оператор выбора работает следующим образом. В зависимости от того, какое значение принимает переменная, выполняется тот или иной блок действий. В случае если переменная не принимает ни одно из перечисленных значений, “работает” ветвь “ELSE”. Но эта ветвь может и отсутствовать, в этом случае просто ничего не выполняется. У множественного ветвления есть ограничения; в роли переменной может выступать только переменная порядкового типа. Но есть и положительные стороны — в качестве значений можно указывать целый диапазон. Рассмотрим на нашем примере (слайд 9). В зависимости от условий задач могут быть использованы такие записи, как: 1)case N of 0..13: Write('текст1'); 14..20: Write('текст2'); 21..69: Write('текст3'); 70..100:Write('текст4'); end; 2) case N of 2,4,8: Write('текст1'); 3,9,27: Write('текст2'); 4,16,64: Write('текст3'); end; | |
6 | Практическая работа (15 мин) | Рассмотрим и решим задачи. (Приложение 2) Задача 1.Дано целое число в диапазоне от 1 до 5. Вывести строку – словесное описание соответствующей оценки (1 – «плохо», 2 – «неудовлетворительно», 3 – «удовлетворительно», 4 – «хорошо», 5 – «отлично») Какие в задаче будут исходные данные? Какая переменная будет отвечать за данное число и какого она будет типа? Что у на будет результатом программы? Как будет организовываться оператор выбора? Хорошо. Давайте разберем сразу вторую задачу, а затем вы преступите к набору программных кодов. Задача 2.Дан номер месяца (1 – январь, 2 – февраль, ...). Вывести название соответствующего времени года («зима», «весна» и т. д.). Сколько переменных мы будем использовать, и за что они будут отвечать? Хорошо, пусть это будет переменная N. Какого типа будет N? Не забываем, что данная переменная будет у нас использована в операторе выбора. Вспомните, какого типа могут быть переменные в case … of. Верно, N:integer Что у нас будет результатом программы? Правильно. Попробуйте самостоятельно описать оператор выбора. И проведите проверку программы на правильность. | Число от 1 до 5 Пусть это будет N:integer Вывод оценки на экран caseNof если 1, то «плохо» если 2, то «неудовлетворительно» и т.д Она переменная, отвечающая за номер месяца Переменные порядкового типа, а значит N–integer Вывод названия месяца на экран |
7 | Проверка уровня первичного усвоения знаний и умений (3 мин) | С помощью каких операторов можно организовать многовариантное ветвление? Какой тип может иметь переменная, выступающая в роли параметра в операторе выбора CASE Может ли отсутствовать ELSE в операторе выбора? Как “работает” оператор выбора? | if…then…else, case…of порядковый, перечисляемый да В зависимости от того, какое значение принимает переменная, выполняется тот или иной блок действий. В случае если переменная не принимает ни одно из перечисленных значений, “работает” ветвь “else”. Но эта ветвь может и отсутствовать, в этом случае просто ничего не выполняется. |
8 | Домашнее задание (2 мин) | Записи в тетради. Задача:В некотором учебном заведении действуют следующие правила приема. Абитуриенты сдают три экзамена. Если они набирают не менее 13 баллов, то это дает право поступить на дневное отделение, от 10 до 12 — вечернее, от 8 до 9 — заочное и ниже 8 баллов — отказ в приеме на учебу. Записать программу, которая в зависимости от суммы набранных баллов сообщает абитуриенту его права на поступление Выполнить на отдельных листочках |
Приложение 1
Вариант 1
Координаты точки | Расположение точки |
(2,3) | |
(-3,-5) | |
(2,-1) | |
(3,0) | |
(-5,1) |
Вариант 2
Координаты точки | Расположение точки |
(-6,2) | |
(0,7) | |
(-1,-1) | |
(3,9) | |
(8,-4) |
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оператор множественного выбора case
урок в 9 классе по прогаммированию...
Организация ветвлений на языке Pascal
Презентация по теме "Ветвления"...
Аудирование в формате ЕГЭ. Задания на множественный выбор.
Тема урока: Аудирование в формате ЕГЭ по английскому языкуЦели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языкуобучение пониманию диал...
Задания на множественный выбор -тест по 20-21 веку
Исторический тест- 20- 21 век...
С/Р по теме "Оператор выбора и условный оператор на языке Pascal"
С/Р по теме "Оператор выбора и условный оператор на языке Pascal"...
Тест с множественным выбором для 10 класса
Данный тест может быть использован в качестве входной проверочной работы в начале учебного года....
Систематизация исторической информации: множественный выбор
Систематизация исторической информации: множественный выбор.Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Екатерины II? Соответствующие цифры и запишите их в ответ. 1) Манифест ...