Геоинформационные системы
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Мишкова Елена Валентиновна

Тема урока: Геоинформационные системы

Цели:

Образовательные:

·        Познакомить с назначением и возможностями геоинформационных систем;

·        Показать основные приемы поиска и средства навигации в ГИС «2GIS Г.о. Подольск»

Развивающие:

·        Развивать умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;

Воспитательные:

·        Формировать навыки и умения целесообразного поведения при работе с компьютерными программами;

·        Воспитывать самостоятельность, критичность, самоконтроль;

  • Контролировать  соблюдение правил ТБ.

Тип урока: усвоения новых знаний и умений

Вид: урок – лекция с элементами исследования учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сынковская средняя общеобразовательная школа

План-конспект урока информатики в 11 классе

по теме «Геоинформационные системы»

Мишкова Елена  

Валентиновна,

учитель информатики

1 квалификационная

категория

                                                           Сынково 2016г.


Конспект урока информатики и ИКТ

в 11 классе по теме «Геоинформационные системы»

Класс: 11

Предмет: информатика и ИКТ

Тема урока: Геоинформационные системы

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с назначением и возможностями геоинформационных систем;
  • Показать основные приемы поиска и средства навигации в ГИС «2GIS Г.о. Подольск»

Развивающие:

  • Развивать умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;

Воспитательные:

  • Формировать навыки и умения целесообразного поведения при работе с компьютерными программами;
  • Воспитывать самостоятельность, критичность, самоконтроль;
  • Контролировать  соблюдение правил ТБ.

Тип урока: усвоения новых знаний и умений

Вид: урок – лекция с элементами исследования учащихся

Оборудование:

  1. Проектор, экран, компьютерная презентация.
  2. Компьютеры для индивидуальной работы.
  3. Интернет.
  4. ПО «2GIS .о. Подольск»
  5. Карты (водная, лесов, автомобильных дорог, полезных ископаемых)
  6. Распечатанный дидактический материал: карточки с заданиями, буклет «Помощь в работе с программой «2 GIS  Г.о. Подольск».

Список использованной литературы и источников:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник 10-11 классов/И.Г.Семакин, Е.К.Хенер. - М.: БИНОМ.Лаборатория знаний. 2010.246с.:ил.
  2. Информатики и информационные технологии: учебник для 10-11 классов / Н.Д Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 511с. :ил.
  3. http://www.metod-kopilka.ru/


Ход урока

1 этап. Организационный

Учитель: Добрый день. Наш урок я хочу начать с показа видеоролика.

2 этап Мотивационный (показ сюжета из фильма «Бриллиантовая рука»)

Учитель: Чтобы нам, как главному герою фильма, не попасть в тупик, сегодня мы рассмотрим способы ориентирования в незнакомом городе. Всем нам хоть раз в жизни приходилось (или придется) побывать в подобной ситуации: оказаться в незнакомом городе, без друзей и знакомых, не зная где-что находится, но суметь сориентироваться. Вы - выпускники, не за горами выпускной и поступление в ВУЗ. Кто-то уедет в Пермь, кто-то в Екатеринбург, кто-то в Питер, а кто-то в столицу. В крупных городах потеряться можно за 5 минут. Как этого не допустить? Какими средствами воспользоваться? Сегодня мы совместно попытаемся решить эту проблему.

   Итак, наша задача – найти оптимальный способ ориентирования на местности, в чужом городе. Какими средствами воспользовались бы вы?

(ответы детей: спросить прохожих, позвонить другу, воспользоваться услугами гида, использовать карту, навигатор)

Учитель: То, что вы предложили, имеет место быть. Но мы живем в век информационных технологий, поэтому говорить сегодня будем о современном способе ориентирования на местности. Сегодня бумажные карты и справочники – это прошлый век, их заменили ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ или коротко, ГИС.

(Запись темы урока в тетрадь)

3. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня важно уметь работать с имеющейся информацией. Существуют виды деятельности, в которых карты - электронные, бумажные или хотя бы представляемые в уме - незаменимы. Даже в быту, мы регулярно работаем с информацией о географическом положении объектов - магазин, детский сад, метро, работа, школа… Пространственное мышление естественно для нашего сознания.

Учитель: ГИС (геоинформационная система) - это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.

Геоинформационная система - это компьютерная система, позволяющая показывать необходимые данные на электронной карте. На карты ГИС можно нанести не только географические, но и многие другие виды данных.

В отличие от обычной бумажной карты, электронная карта, созданная в ГИС, содержит скрытую информацию, которую можно «активизировать» по необходимости. ГИС хранит информацию о реальном мире в виде набора тематических слоев, которые объединены на основе географического положения.

Назовите виды данных, которые представлены в системе Google Erch:

(называют)

Векторная карта

Ландшафт

Спутник (фото)

Данные с веб-камер

Вывод учителя. Правильно. Таким образом, каждый слой состоит из данных на определенную тему.

Вы можете просматривать каждый слой-карту по отдельности, а можете совмещать сразу несколько слоев, или выбирать отдельную информацию из различных слоев и выводить ее на карту.

ГИСы бывают разными и области применения их широки (записывают):

  • Интернет-ГИС – различных сетевых порталах, предоставляющих электронные карты;
  • Профессиональных (для государственных и отраслевых структур);
  • САПР-ГИС – в системах автоматического проектирования;
  • Встроенных ГИС – системах, установленных на автомобилях, водном транспорте, подводных лодках, современном железнодорожном транспорте (работают на основе спутниковых технологии GPS);
  • Настольных ГИС – тех системах, которые устанавливаются на рабочих и домашних компьютерах.

Учитель:  Сегодня  на уроке мы более подробно рассмотрим функции и возможности  настольной геоинформационной системы «2ГИС Г.о. Подольск»

Геоинформационная система «Дубль ГИС Г.о. Подольск» - интегрированная система, позволяющая пользователю одновременно работать с разными видами информации (картами, справочниками), имеющая стандартный Windows-интерфейс. «Дубль ГИС Г.о. Подольск» связан с базами данных, поддерживает функции поиска по различным параметрам (названию, телефону, адресу, e-mail, www-адресу, сфере деятельности фирмы, а также по ее местоположению на карте).

(демонстрация программы)

В ней легко найти любой объект, проложить маршрут между двумя или несколькими объектами. Находить объекты в определенном радиусе, измерять расстояние между объектами, а также увидеть подробную информацию о самом объекте и находящихся в нем организации.

  1. Проведение учебных исследований.

Учитель: Сейчас я предлагаю выполнить вам самостоятельное мини-исследование с помощью программы Дубль ГИС  Г.о. Подольск. Вам необходимо составить оптимальный маршрут для туристов, проводить их в необходимые места и поселить в гостинице. Для помощи в вашей работе я вам дам памятки, а также буду консультировать вас при возникших трудностях. Также вы можете использовать стандартные способы ориентирования – опрос, бумажные карты.

Практическое задание (на карточках)

Составить маршрут для туристов: между начальной точкой Автовокзал и конечной точкой гостиница «Подмосковье» им необходимо посетить театр «Вечерний звон», детскую театральную студию «Я-актер», Подольский  краеведческий  музей. Заполнить таблицу:

Название объекта

Адрес

Расстояние до него от предыдущего объекта

№ общественного

транспорта

Автовокзал

Театр «Вечерний звон»

Театральная студия

 «Я-актер»

Подольский краеведческий музей

Отель «Подмосковье»

Проанализируйте полученные данные и заполните таблицу «+» и «-»

Способ ориентирования

Доступность

Экономия времени

Экономия средств

Информативность

Бумажная карта

Опрос жителей

Программа «2ГИС»

  1. Представление и защита мини-проектов по исследованиям учащихся.

Результаты исследований учащиеся оформляют в таблице, в которой отражают ответы на вопросы исследования и демонстрируют способы работы в программе. Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, как проводилось исследование, какие средства программы они использовали.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, вы составили свои маршруты, научились пользоваться настольной ГИС, использовали различные способы поиска информации.

Учитель: А вы ребята, что можете сказать о ГИС?        

                   Как устроены ГИС?

              Какую информацию вы можете получить в программе «2GIS»?

Домашнее задание: 

В качестве домашнего задания предлагаю вам с  помощью «2ГИС Г.о. Подольск» составить оптимальный маршрут для знакомства с ВУЗами Подольска.

  1. Рефлексия.

Учитель: «Только тогда, когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верным», я желаю вам выбрать верный путь и придти к поставленной цели. Мне было приятно с вами сотрудничать. А какое впечатление у вас осталось от урока? Получили ли вы необходимые и полезные знания? У вас на карточке с практической работой не дорисован  смайлик, нарисуйте его таким, чтобы он охарактеризовал ваше впечатление от урока.

Спасибо за работу. Желаю вам успехов.



Предварительный просмотр:

ФИО ________________________

Практическая работа

«Поиск информации в геоинформационных системах (ГИС)»

Цели и задачи: познакомиться с особенностями работы ГИС, отработать основные навыки поиска информации с помощью ГИС.

Ход работы:

  1. Используя подключенный к интернету ПК с помощью браузера загрузите ГИС http://maps.yandex.ru 
  2. В поисковой строке Яндекс на этой странице введите название города Москва:
  3. Ознакомьтесь с системой навигации ГИС Яндекс.
  4. Используя систему навигации ГИС Яндекс (масштабирование, перемещение, поисковую строку и т.д.), найдите отражённую в ниже приведённой таблице информацию.
  5. Заполните таблицу.

Таблица «Работа с ГИС Яндекс-карта»

Задание

Ответ

1

Какое здание расположено напротив Мавзолея Ленина, через Красную Площадь? Каковы точные географические координаты этого объекта? Назовите ближайшие к этому объекту станции метро.

2

Укажите названия и адреса ближайших к Красной Площади гостиниц.

3

Что расположено в г. Москва по адресу: Россия, Москва, Ленинский проспект, д.15?

4

Найдите на карте Москвы Московский Кремль. Укажите его точные географические координаты. Назовите архитектурные объекты образующие Московский Кремль.

5

Используя поисковую строку ГИС «Яндекс-Карта» откройте карту села Сынково Определите точные географические координаты МОУ Сынковской СОШ.

6

Используя поисковую строку ГИС «Яндекс-Карта» откройте карту   спортивный клуб «Витязь» г. Подольск. Определите точные географические координаты спортивного клуба.

  1. Под таблицей сделайте выводы о предназначении и использовании ГИСов.
  2. Подпишите работу вверху страницы и отправьте по адресу: emishkova@bk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геоинформационные системы в Интернете

Разработка учебного материала к уроку  по информатике содержит:план - конспект к урокузаготовка презентации "Геоинформационные системы в Интернете", размещенная на социальном сервисе ...

Презентация к уроку "Геоинформационные системы". Информатика и ИКТ. 11 класс. По учебнику И.Г. Семакина

Презентация к уроку "Геоинформационные системы". Информатика и ИКТ. 11 класс. По учебнику И.Г. Семакина...

Использование космических образовательных технологий на уроках географии (на примере геоинформационной системы Google Earth)

ГИС Планета Земля - браузер, превосходное средство для исследований, презентаций и работы с информацией, имеющей географическую привязку. Дает педагогам принципиально новый интерактивны...

Практическая работа по теме: "Поиск информации в геоинформационных системах"

Данная практическая работа может быть предложена учащимся при изучении тем: "Моделирование" или "Коммуникационные технологии". Цель работы: освоение приемов работы и организации поиска в открытой геои...

Геоинформационные системы.

В презентации рассказывается о геоинформационных системах. Можно испоьзовать на уроках информатики в средней школе....

Геоинформационные системы

Презентация к уроку в 10 классе...