Геоинформационные системы
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему
Тема урока: Геоинформационные системы
Цели:
Образовательные:
· Познакомить с назначением и возможностями геоинформационных систем;
· Показать основные приемы поиска и средства навигации в ГИС «2GIS Г.о. Подольск»
Развивающие:
· Развивать умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;
Воспитательные:
· Формировать навыки и умения целесообразного поведения при работе с компьютерными программами;
· Воспитывать самостоятельность, критичность, самоконтроль;
- Контролировать соблюдение правил ТБ.
Тип урока: усвоения новых знаний и умений
Вид: урок – лекция с элементами исследования учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сынковская средняя общеобразовательная школа
План-конспект урока информатики в 11 классе
по теме «Геоинформационные системы»
Мишкова Елена
Валентиновна,
учитель информатики
1 квалификационная
категория
Сынково 2016г.
Конспект урока информатики и ИКТ
в 11 классе по теме «Геоинформационные системы»
Класс: 11
Предмет: информатика и ИКТ
Тема урока: Геоинформационные системы
Цели:
Образовательные:
- Познакомить с назначением и возможностями геоинформационных систем;
- Показать основные приемы поиска и средства навигации в ГИС «2GIS Г.о. Подольск»
Развивающие:
- Развивать умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;
Воспитательные:
- Формировать навыки и умения целесообразного поведения при работе с компьютерными программами;
- Воспитывать самостоятельность, критичность, самоконтроль;
- Контролировать соблюдение правил ТБ.
Тип урока: усвоения новых знаний и умений
Вид: урок – лекция с элементами исследования учащихся
Оборудование:
- Проектор, экран, компьютерная презентация.
- Компьютеры для индивидуальной работы.
- Интернет.
- ПО «2GIS .о. Подольск»
- Карты (водная, лесов, автомобильных дорог, полезных ископаемых)
- Распечатанный дидактический материал: карточки с заданиями, буклет «Помощь в работе с программой «2 GIS Г.о. Подольск».
Список использованной литературы и источников:
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник 10-11 классов/И.Г.Семакин, Е.К.Хенер. - М.: БИНОМ.Лаборатория знаний. 2010.246с.:ил.
- Информатики и информационные технологии: учебник для 10-11 классов / Н.Д Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 511с. :ил.
- http://www.metod-kopilka.ru/
Ход урока
1 этап. Организационный
Учитель: Добрый день. Наш урок я хочу начать с показа видеоролика.
2 этап Мотивационный (показ сюжета из фильма «Бриллиантовая рука»)
Учитель: Чтобы нам, как главному герою фильма, не попасть в тупик, сегодня мы рассмотрим способы ориентирования в незнакомом городе. Всем нам хоть раз в жизни приходилось (или придется) побывать в подобной ситуации: оказаться в незнакомом городе, без друзей и знакомых, не зная где-что находится, но суметь сориентироваться. Вы - выпускники, не за горами выпускной и поступление в ВУЗ. Кто-то уедет в Пермь, кто-то в Екатеринбург, кто-то в Питер, а кто-то в столицу. В крупных городах потеряться можно за 5 минут. Как этого не допустить? Какими средствами воспользоваться? Сегодня мы совместно попытаемся решить эту проблему.
Итак, наша задача – найти оптимальный способ ориентирования на местности, в чужом городе. Какими средствами воспользовались бы вы?
(ответы детей: спросить прохожих, позвонить другу, воспользоваться услугами гида, использовать карту, навигатор)
Учитель: То, что вы предложили, имеет место быть. Но мы живем в век информационных технологий, поэтому говорить сегодня будем о современном способе ориентирования на местности. Сегодня бумажные карты и справочники – это прошлый век, их заменили ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ или коротко, ГИС.
(Запись темы урока в тетрадь)
3. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня важно уметь работать с имеющейся информацией. Существуют виды деятельности, в которых карты - электронные, бумажные или хотя бы представляемые в уме - незаменимы. Даже в быту, мы регулярно работаем с информацией о географическом положении объектов - магазин, детский сад, метро, работа, школа… Пространственное мышление естественно для нашего сознания.
Учитель: ГИС (геоинформационная система) - это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.
Геоинформационная система - это компьютерная система, позволяющая показывать необходимые данные на электронной карте. На карты ГИС можно нанести не только географические, но и многие другие виды данных.
В отличие от обычной бумажной карты, электронная карта, созданная в ГИС, содержит скрытую информацию, которую можно «активизировать» по необходимости. ГИС хранит информацию о реальном мире в виде набора тематических слоев, которые объединены на основе географического положения.
Назовите виды данных, которые представлены в системе Google Erch:
(называют)
Векторная карта
Ландшафт
Спутник (фото)
Данные с веб-камер
Вывод учителя. Правильно. Таким образом, каждый слой состоит из данных на определенную тему.
Вы можете просматривать каждый слой-карту по отдельности, а можете совмещать сразу несколько слоев, или выбирать отдельную информацию из различных слоев и выводить ее на карту.
ГИСы бывают разными и области применения их широки (записывают):
- Интернет-ГИС – различных сетевых порталах, предоставляющих электронные карты;
- Профессиональных (для государственных и отраслевых структур);
- САПР-ГИС – в системах автоматического проектирования;
- Встроенных ГИС – системах, установленных на автомобилях, водном транспорте, подводных лодках, современном железнодорожном транспорте (работают на основе спутниковых технологии GPS);
- Настольных ГИС – тех системах, которые устанавливаются на рабочих и домашних компьютерах.
Учитель: Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим функции и возможности настольной геоинформационной системы «2ГИС Г.о. Подольск»
Геоинформационная система «Дубль ГИС Г.о. Подольск» - интегрированная система, позволяющая пользователю одновременно работать с разными видами информации (картами, справочниками), имеющая стандартный Windows-интерфейс. «Дубль ГИС Г.о. Подольск» связан с базами данных, поддерживает функции поиска по различным параметрам (названию, телефону, адресу, e-mail, www-адресу, сфере деятельности фирмы, а также по ее местоположению на карте).
(демонстрация программы)
В ней легко найти любой объект, проложить маршрут между двумя или несколькими объектами. Находить объекты в определенном радиусе, измерять расстояние между объектами, а также увидеть подробную информацию о самом объекте и находящихся в нем организации.
- Проведение учебных исследований.
Учитель: Сейчас я предлагаю выполнить вам самостоятельное мини-исследование с помощью программы Дубль ГИС Г.о. Подольск. Вам необходимо составить оптимальный маршрут для туристов, проводить их в необходимые места и поселить в гостинице. Для помощи в вашей работе я вам дам памятки, а также буду консультировать вас при возникших трудностях. Также вы можете использовать стандартные способы ориентирования – опрос, бумажные карты.
Практическое задание (на карточках)
Составить маршрут для туристов: между начальной точкой Автовокзал и конечной точкой гостиница «Подмосковье» им необходимо посетить театр «Вечерний звон», детскую театральную студию «Я-актер», Подольский краеведческий музей. Заполнить таблицу:
№ | Название объекта | Адрес | Расстояние до него от предыдущего объекта | № общественного транспорта | |
Автовокзал | |||||
Театр «Вечерний звон» | |||||
Театральная студия «Я-актер» | |||||
Подольский краеведческий музей | |||||
Отель «Подмосковье» |
Проанализируйте полученные данные и заполните таблицу «+» и «-»
Способ ориентирования | Доступность | Экономия времени | Экономия средств | Информативность |
Бумажная карта | ||||
Опрос жителей | ||||
Программа «2ГИС» |
- Представление и защита мини-проектов по исследованиям учащихся.
Результаты исследований учащиеся оформляют в таблице, в которой отражают ответы на вопросы исследования и демонстрируют способы работы в программе. Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, как проводилось исследование, какие средства программы они использовали.
- Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, вы составили свои маршруты, научились пользоваться настольной ГИС, использовали различные способы поиска информации.
Учитель: А вы ребята, что можете сказать о ГИС?
Как устроены ГИС?
Какую информацию вы можете получить в программе «2GIS»?
Домашнее задание:
В качестве домашнего задания предлагаю вам с помощью «2ГИС Г.о. Подольск» составить оптимальный маршрут для знакомства с ВУЗами Подольска.
- Рефлексия.
Учитель: «Только тогда, когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верным», я желаю вам выбрать верный путь и придти к поставленной цели. Мне было приятно с вами сотрудничать. А какое впечатление у вас осталось от урока? Получили ли вы необходимые и полезные знания? У вас на карточке с практической работой не дорисован смайлик, нарисуйте его таким, чтобы он охарактеризовал ваше впечатление от урока.
Спасибо за работу. Желаю вам успехов.
Предварительный просмотр:
ФИО ________________________
Практическая работа
«Поиск информации в геоинформационных системах (ГИС)»
Цели и задачи: познакомиться с особенностями работы ГИС, отработать основные навыки поиска информации с помощью ГИС.
Ход работы:
- Используя подключенный к интернету ПК с помощью браузера загрузите ГИС http://maps.yandex.ru
- В поисковой строке Яндекс на этой странице введите название города Москва:
- Ознакомьтесь с системой навигации ГИС Яндекс.
- Используя систему навигации ГИС Яндекс (масштабирование, перемещение, поисковую строку и т.д.), найдите отражённую в ниже приведённой таблице информацию.
- Заполните таблицу.
Таблица «Работа с ГИС Яндекс-карта»
№ | Задание | Ответ |
1 | Какое здание расположено напротив Мавзолея Ленина, через Красную Площадь? Каковы точные географические координаты этого объекта? Назовите ближайшие к этому объекту станции метро. | |
2 | Укажите названия и адреса ближайших к Красной Площади гостиниц. | |
3 | Что расположено в г. Москва по адресу: Россия, Москва, Ленинский проспект, д.15? | |
4 | Найдите на карте Москвы Московский Кремль. Укажите его точные географические координаты. Назовите архитектурные объекты образующие Московский Кремль. | |
5 | Используя поисковую строку ГИС «Яндекс-Карта» откройте карту села Сынково Определите точные географические координаты МОУ Сынковской СОШ. | |
6 | Используя поисковую строку ГИС «Яндекс-Карта» откройте карту спортивный клуб «Витязь» г. Подольск. Определите точные географические координаты спортивного клуба. |
- Под таблицей сделайте выводы о предназначении и использовании ГИСов.
- Подпишите работу вверху страницы и отправьте по адресу: emishkova@bk.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Геоинформационные системы в Интернете
Разработка учебного материала к уроку по информатике содержит:план - конспект к урокузаготовка презентации "Геоинформационные системы в Интернете", размещенная на социальном сервисе ...
Презентация к уроку "Геоинформационные системы". Информатика и ИКТ. 11 класс. По учебнику И.Г. Семакина
Презентация к уроку "Геоинформационные системы". Информатика и ИКТ. 11 класс. По учебнику И.Г. Семакина...
Использование космических образовательных технологий на уроках географии (на примере геоинформационной системы Google Earth)
ГИС Планета Земля - браузер, превосходное средство для исследований, презентаций и работы с информацией, имеющей географическую привязку. Дает педагогам принципиально новый интерактивны...
Практическая работа по теме: "Поиск информации в геоинформационных системах"
Данная практическая работа может быть предложена учащимся при изучении тем: "Моделирование" или "Коммуникационные технологии". Цель работы: освоение приемов работы и организации поиска в открытой геои...
Геоинформационные системы.
В презентации рассказывается о геоинформационных системах. Можно испоьзовать на уроках информатики в средней школе....
Геоинформационные системы
Презентация к уроку в 10 классе...
урок Поиск информации в геоинформационных системах
2 урок в разделе...