Использование ЦОР и ЭОР в обучении информатике
статья по информатике и икт на тему

Бородатова Надежда Юрьевна

Данная статья содержит материал об использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики. В статье  представлен фрагмент урока по теме "Алфавитный подход к определению количества информации".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tsor_i_eor_v_obuchenii_informatike.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЦОР и ЭОР в обучении информатике

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов информационно-технологического цикла, т.к. именно они помогают понять информационную и целостную картину мира.

Цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) называют информационные ресурсы, используемые в образовательных целях. Под цифровыми образовательными ресурсами понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе.

Применение электронных пособий вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.

Информатика, учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЦОРы и ЭОРы применяются по – разному.

Применение ЦОР на различных этапах урока:

ЦОР и ЭОР на этапе актуализации знаний.

Эффективно использовать

1. Электронные тесты

2. ЦОР, в том числе собственных разработок.

ЦОР на этапе объяснения нового материала.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

  • Электронные учебники;
  • Мультимедийные презентации;
  • Учебные видеофильмы.

ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЦОРы и ЭОРы. Например, интерактивный задачник, раздел "Измерение информации"

Контроль и оценка знаний, умений и навыков.

1. Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения.

Удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы.

2. Проектная деятельность

Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

3. Программы тренажёры.

ЦОР и ЭОР формируют новые умения и навыки у обучающихся. Активное использования ЦОР и ЭОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
Алфавитный подход к определению количества информации

Предмет: информатика

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: Информация и информационные процессы.

Цель урока: формирование представления об алфавитном подходе к измерению количества информации.

Задачи:

  • обучающие познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения; научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения;
  • развивающие развивать логическое мышление, познавательные интересы, умение конспектировать;
  • воспитательные воспитывать информационную культуры, культуру поведения на уроке, умение слушать.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование доска, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочие места учеников (персональный компьютер).

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых
ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя 
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

1

Организационный момент.

 

Приветствие, сообщение темы и  цели урока, отметить присутствующих на уроке.

 

3

2

Актуализация и систематизация знаний

 

Фронтальный опрос учащихся. Учитель задает вопросы по темам: единицы измерения информации.

Учащиеся отвечают на вопросы.

5

3

Изучение нового материала

Вычисление количества информации: алфавитный подход,

Лекция в сопровождении видеофрагмента.

Слушают, записывают в тетрадь конспект.

15

4

Закрепление нового материала

Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации",

Комментирует задания тренировочного теста

Выполняют тренировочный тест на компьютере, работа в тетрадях по карточкам (приложение 3)

18

5

Домашнее задание

 

Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович.

§ 1.1.3, стр.30, задание для самостоятельного выполнения 1.8, 1.9. стр.32.

Записывают домашнее задание в дневник

2

6

Итог урока

 

Устный опрос по теме “Алфавитный подход к определению количества информации”.

Выставление оценок за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

2

Приложение к плану-конспекту урока
Алфавитный подход к определению количества информации

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Вычисление количества информации: алфавитный подход

Анимация

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35
e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf

2

Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"

Интерактивное задание

Тренировочный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-
f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Использование новых активных форм и методов обучения информатике и ИКТ и иностранному языку

Описываю наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе, виды упражнений для обучения, наиболее часто используемые мною методы на уроках информатики и ИКТ и немецкого языка....

Использование рефлексивных технологий в процессе обучения информатике

Главным звеном на уроке должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и педагогического взаимодействия....

Создание, ведение и использование электронного портфолио при обучении информатики как средство развития рефлексии (на примере учащихся 8-х классов)

Актуальность выбранной темы исследования вызвана тем, что в связи с переходом на компетентностный подход традиционных форм и методов контроля результатов обучения недостаточно. Для более полного...

Использование ЭОР "ЯКласс" в процессе обучения информатики

laquo;ЯКласс» — это платформа электронного образования для школ, а также обучающая онлайн-площадка для школьников и их родителей.ЯКласс – это не просто сайт. Это главный помощник в ...

Продуктивное использование современных образовательных технологий при обучении информатике

В этой работе описаны некоторые современные образовательные технологии, которые применяю при преподавании информатики....