Урок информатики на тему «Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования». 8-й класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Цель:
объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует;
научить различать системное, прикладное ПО.
Задачи:
Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания.
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_informatiki_na_temu.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок информатики на тему «Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования». 8-й класс
Грищенко Галина Александровна,
учитель информатики МКОУ СОШ №11
Левокумского муниципального района
Цель:
объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует;
научить различать системное, прикладное ПО.
Задачи:
Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания.
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Тип урока: урок формирования знаний.
Методы:
по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;
по характеру движения мысли от незнания к знанию: дедуктивный, традуктивный;
по степени взаимодействия учителя и ученика: беседа, самостоятельная работа;
по принципу расчленения или соединения знания: аналитический, системный, сравнительный, обобщающий.
Каналы общения_____ учитель – ученик, ученик – учитель, класс – учитель, ученик – ученик, ученик – ПК.
Психологический аспект – восприятие – осмысление – запоминание, воспроизведение, обобщение – систематизация – практическое применение.
Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Организация рабочих мест.
II. Постановка целей и задач урока
Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
Что такое программное обеспечение?
Типы и состав программного обеспечения.
III. Актуализация знаний
1. Повторение материала по теме «Устройства компьютера».
Задание 1: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками).
Задание 2: «Что это за устройство и для чего предназначено?»
1) Трекбол — указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям. Трекбол функционально представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь.
2) Графопостроитель, плоттер — устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации. Графопостроители рисуют изображения с помощью пера (пишущего блока).
3) Тачпад, сенсорная панель — указательное устройство ввода, применяемое чаще всего в ноутбуках. Как и другие указательные устройства, тачпад обычно используется для управления «указателем» путем перемещения пальца по поверхности устройства.
4) Графический планшет — это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. Также может прилагаться специальная мышь.
IV. Формирование новых знаний
Вы уже знаете, из каких частей состоит компьютер. Но не сможет работать , если на нем не установлены программы.
Для этого используются презентация по теме урока, практические задания на компьютере, цифровые образовательные ресурсы .
Вначале рассматривается теоретический материал по теме:
А) дается понятие – программа, программное обеспечение.
Б) классификация компьютерных программ.
В) понятие, классификация, примеры системного программного обеспечения.
Г)основные понятия программирование, язык программирования, система программирования, назначение и режим работы систем программирования.
Д) понятие прикладных программ, классификация приложений, примеры.
V. Совершенствование новых знаний, работа в паре
Задание 1
Найдите лишнее.
А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию
Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор
В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка
Задание 2
Сравните, чего больше:
А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ
Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ
Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения.
Физкультминутка .
Задание 4 (работа в группе)
Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу)
1 группа
Ситуация | Системное ПО | Прикладное ПО | Системы программирования |
Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта | |||
Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы | |||
Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом |
2 группа
Ситуация | Системное ПО | Прикладное ПО | Системы программирования |
Выпускной, 11 класс, готовит фотоальбом и собирает воспоминания о школьной жизни |
|
|
|
Web – дизайнер создает сайт известной фирмы |
|
|
|
Школьник играет в компьютерную игру |
|
|
|
3 группа
Ситуация | Системное ПО | Прикладное ПО | Системы программирования |
Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна |
|
|
|
Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету |
|
|
|
Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки |
|
|
|
Задание 5 (Индивидуальная работа за компьютером)
Открыть готовый текстовый документ, заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере.
Программное обеспечение | Пример |
Операционная система |
|
Архиватор |
|
Антивирусная программа |
|
Коммуникационная программа |
|
Система программирования |
|
Текстовые редакторы |
|
Графические редакторы |
|
Редактор презентаций |
|
Электронные таблицы |
|
Электронное учебное издание |
|
Игра |
|
Редакторы работы со звуком |
|
Редакторы работы с видеоинформацией |
|
Задание 5 (Индивидуальная работа за компьютером)
Открыть готовый текстовый документ, заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере.
Программное обеспечение | Пример |
Операционная система |
|
Архиватор |
|
Антивирусная программа |
|
Коммуникационная программа |
|
Система программирования |
|
Текстовые редакторы |
|
Графические редакторы |
|
Редактор презентаций |
|
Электронные таблицы |
|
Электронное учебное издание |
|
Игра |
|
Редакторы работы со звуком |
|
Редакторы работы с видеоинформацией |
|
VI. Подведение итогов урока
1) повторить пройденный материал, используя конспект урока
2) рассмотреть основные вопросы к уроку
3) оценивание работы учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание
Конспект урока.
Постройте схему, описывающую состав программного обеспечения компьютера, прислать по электронной почте. В схеме вставить логотипы программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока информатики по теме: Программное обеспечение. Классификация программного обеспечения", 9 класс
Данный план-конспект урока составлян с ипользованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)....
Разработка урока по теме "Программное обеспечение компьютера"
Разработка урока по теме "Программное обеспечение компьютера" 7 класс...
Видеоурок по информатике на тему "Программное обеспечение компьютера"
https://cloud.mail.ru/public/73Se/FH9dSU8Z6 ...
Урок информатики по теме: "Программное обеспечение компьютера."
Цель: Объяснить что такое программное обеспечение и зачем оно существует. Научить различать его виды....
Технологическая карта урока информатики по теме "Программное обеспечение компьютера", 7 класс
Технологическая карта урока информатики по теме "Программное обеспечение компьютера"...
Урок по теме "Программное обеспечение компьютера" ( 7 класс)
Урок по теме "Программное обеспечение компьютера" ( 7 класс)...
Раздаточный материал по информатике для 7 класса. Тема: «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение», «Системы программирования и прикладное программное обеспечение»
Тема: «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение», «Системы программирования и прикладное программное обеспечение»...