План-конспект урока с использование ЭОР "Программное обеспечение компьютера"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Соловьева Ирина Михайловна

План - конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

«Программное обеспечение компьютера»

1.  Ф.И.О. Соловьева Ирина Михайловна

2. Место работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Воскресенского муниципального района Московской области

3. Должность: учитель математики  информатики и ИКТ

4.  Предмет: Информатика и ИКТ

5. Класс: 7

6.  Тема и номер урока в учебнике:   «Программное обеспечение компьютера» №8

7. Базовый         учебник: И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. Информатика: учебник для 7 класса, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

 8. Цели урока:

  • рассмотреть  виды деления программного обеспечения по различным типам;
  • дать представление об основных видах программного обеспечения компьютера;
  • освоить принципы подбора программного обеспечения под конкретный компьютер;
  • рассмотреть правовые нормы использования программного обеспечения.

9. Задачи урока:

Образовательные:

  • Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы "Программное обеспечение".
  • Способствовать грамотному осмыслению темы на примерах применения знаний в обычной жизни.

Развивающие:

  • Формирование навыков правильного подбора  программного обеспечения персонального компьютера, необходимого для выполнения поставленных пользователем конкретных задач.
  • Формирование навыков индивидуальной и групповой практической работы.
  • Развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.
  • Формирование навыка использования технических терминов в бытовой речи.
  • Формирование умения выделять главное из полученной информации, обобщать  и анализировать её, делать выводы.
  • Формирование креативного мышления.

Воспитательные:

  • Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
  • Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  • Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.

Здоровьесберегающая

  • Соблюдение правил ТБ, смена деятельности учащихся во избежание переутомления.

Организация продуктивной деятельности школьников направленна на достижение ими:

  1. предметных результатов:
  • понимание понятия программы и  «программного обеспечения», структуры  программного обеспечения, его виды;
  • развитие представлений о развитие достоинств и недостатков  программного обеспечения;
  • развитие умений анализировать значимость программного обеспечения в различных сферах деятельности;
  • формирование у учащихся целостного восприятия учебного  материала;
  • развитие  навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;
  • способствовать развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал, формированию поисковой самостоятельности и  коммуникативных качеств  учащихся.

2) метопредметных результатов:

  • поиск и устранение причин возникших трудностей;
  • оценивание своих учебных достижений.

3) Личностных результатов:

  • иметь собственное мнение;
  • умение учиться самостоятельно;
  • умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли;
  • учиться применять полученные знания и навыки к решению новых       проблем;
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности,
  • дисциплинированности, усидчивости.
  • формирование информационной грамотности учащихся.
  • развитие творческого потенциала и любознательности.
  • воспитывать ответственное отношение к интеллектуальной собственности с учётом этических и правовых норм;
  • формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением

10. Тип урока: урок знакомства с новым материалом и закрепления изученного

11. Форма проведения урока: деловая игра, работа в группах, индивидуальная работа.

12. Программное и техническое обеспечение урока:

  • мультимедийный проектор, подсоединенный к компьютеру с выходом в Internet;
  • интерактивная доска;
  • компьютерный класс;
  • программа MS Excel, MS Word.

Идея урока

Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры: «Работает фирма по сборке компьютеров на заказ. Поступает заказ: заказчик хочет подобрать программное обеспечение в зависимости от системных характеристик компьютера и с минимальной затратой денежных средств. Надо ему в этом помочь».

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационная часть урока

Дидактическая задача этапа - обеспечить обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания учащихся.

1 мин

2

Актуализация знаний учащихся

Ресурс  Лаборатория "Взвешивания"

(N 156433)

Вид ЦОР: интерактивное задание  №1

Программа-тренажер "Устройство компьютера - 2" (N 119274)

Вид ЦОР: интерактивное задание №2

Проверка выполнения домашнего задания Демонстрация задания

Вопрос: как обстоят дела с комплектующими на складе. Какие имеются устройства ввода и вывода информации?

 Выполнение аналогичных задач заданных в качестве домашнего задания на прошлом уроке.

Учащиеся,  работая  фронтально с тренажером  называют устройства ввода и выводы информации.

5 мин

3

Мотивация учащихся

Дидактическая задача этапа - сформировать и развить у учащихся познавательный интерес, положительные  мотивы учебно-познавательной деятельности.

Учитель: Сегодня нам предстоит выполнить заказ по подборке программного обеспечения конкретному компьютеру.

Вызывают интерес к поставленной задаче

1 мин

3

Изучение

 нового материала

 

Ресурс

Структура программного обеспечения ПК

 (N 119242)

Вид ЦОР: презентация

№ 3

Постановка  темы урока

Учитель: предлагаю вам распределить имеющееся в нашей фирме программное обеспечение по трем группам: системные программы, прикладные программы, служебные программы.

Демонстрация структуры программного обеспечения (общая)

Записывают тему урока в рабочую тетрадь.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

15 мин

Ресурс Операционная система

(N 119104)

Вид ЦОР: презентация

№ 4

Ресурс   Прикладное программное обеспечение

(N 119242)

Вид ЦОР: презентация

№ 5

Ресурс

Системы программирования

(N 119289)

Вид ЦОР: презентация

№ 6

Учитель: Сегодня нам предстоит выполнить заказ по подборке программного обеспечения конкретному компьютеру.  Как вы думаете, с чего надо начать подбор ПО?

Учитель объясняет понятие системного ПО.

Учитель: ОС выбрали, можно ли на компьютере работать с информацией?

Учитель объясняет понятие прикладного ПО

Учитель:  Как пользователь общается с компьютером?

Учитель объясняет понятие систем программирования

Учащиеся приходят к выводу, что надо начать с операционной системы.

Учащиеся называют  ОС своих компьютеров, родителей, школы

Учащиеся приходят к выводу: нельзя! Нужно еще дополнительное программное обеспечение!

Учащиеся называют прикладное ПО, установленное на домашних компьютерах

Учащиеся приходят к выводу, что общение идет через команды, написанные на машинном языке

4

 Физкульт-минутка

Учитель: мы с вами хорошо поработали, заказчик остался доволен выполненной работой. Предлагаю вам немножко отдохнуть… закройте глаза и послушайте как релаксирующую музыку.

5

Закрепление

изученного  материала

Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Тип ресурса: Открытая образовательная модульная мультимедийная система

№7

Учитель делит класс на группы. Каждая группа получает задание.

(используется педагогическая технология «Портфель»)

Анализирует результаты работы выполнения учащимися заданий

Учащиеся знакомятся  с заданием, выполняют его используя ФЦИОР.

(учащиеся более подробно рассматривают структуру программного обеспечения)

15 мин

6

Подведение

итогов урока

Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Тип ресурса: Открытая образовательная модульная мультимедийная система

№ 8, № 9

Определяет ЭОР К-типа, предъявляет его в виде открытой образовательной модульной мультимедийной системы

(вместе с учителем, фронтальная работа)

Выполняют задание

3 мин

Домашнее задание

Ресурс

Домашнее задание N 7

(N 119281)

Вид ЦОР: Текст/Текст с иллюстрациями

№9, №10

Учитель демонстрирует на экране вопросы домашней работы и поясняет их выполнение

Творческое задание по теме: История развития операционных систем используя ФЦИОР

(дифференцированный подход к выполнению домашней работы)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

1 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Тема: «Программное обеспечение и его виды»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

1№

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

   1

Ресурс

Лаборатория "Взвешивания" (N 156433)

презентация

Лаборатория предназначена для решения двух типов задач на взвешивание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a5e0c83c-ef4a-463a-a1e2-a2101a54096d/?interface=teacher&class=51&subject=19

2

Программа-тренажер "Устройство компьютера " (N 119274)

Интерактивное задание

Виртуальный конструктор персонального компьютера

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2d9e993-1ea6-4e75-980c-8844e3cd62b4/9_50.swf 

       

   2

Ресурс Структура программного обеспечения ПК

(N 119268)

презентация

Иллюстрация общей структуры  программного обеспечения

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ca600f39-387b-420b-ad91-7ef216b736a2/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&

  3

Ресурс Операционная система

(N 119104)

презентация

Иллюстрация системного программного обеспечения

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/74d4576e-80eb-482e-9c42-c641d850d879/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

4

Ресурс: Прикладное программное обеспечение

(N 119242)

презентация

Иллюстрация прикладного программного обеспечения

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/43258ccd-0622-42ea-866b-7274f7ac235a/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&

5

Ресурс

Системы программирования

(N 119289)

презентация

Иллюстрация системы программирования

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f5500327-3901-46f3-9c62-f26b4eedadf5/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

6

Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Открытая образовательная модульная мультимедийная система

Текст /практика (основные функции операционной системы)

http://fcior.edu.ru/card/28629/osnovnye-funkcii-i-sostav-operacionnoy-sistemy.html

7

Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Открытая образовательная модульная мультимедийная система

Текст/практика (системы программирования)

http://fcior.edu.ru/card/23468/sistemy-programmirovaniya.html

8

Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Тип ресурса: Открытая образовательная модульная мультимедийная система

Текст с иллюстрациями

Тестовая работа

(основные функции ОС)

http://fcior.edu.ru/card/28601/osnovnye-funkcii-i-sostav-operacionnoy-sistemy.html

9

Ресурс

Домашнее задание N 7

(N 119281)

Текст/Текст с иллюстрациями

Бланк-задание. Фрагмент рабочей тетради.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75306/?

10

Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Текст

Информационный материал по теме «История развития и классификация операционных систем»

http://fcior.edu.ru/card/29432/istoriya-razvitiya-i-klassifikaciya-operacionnyh-sistem.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект открытого урока по англ. яз во 2-м классе "Учимся описывать героя" с использованием системно-деятельностного подхода

Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС и построен в русле системно-деятельносного подхода с использованием интерактивной доски...

Разработка урока по теме "Программное обеспечение компьютера"

Разработка урока по теме "Программное обеспечение компьютера" 7 класс...

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

План-конспект открытого урока по английскому языку по учебнику Кузовлева 10 класс с использованием ИКТ тема:" Teenagers\' problems\'\'.

План-конспект открытого урока составлен по всем требованиям данного учебного материала.Открытый урок -это активизация и закрепление лексики по теме:"Проблемы подрастающего поколения".Позновательная це...

План-конспект открытого урока немецкого языка с использованием ИКТ по теме «Кто живет в старых немецких городах?»

Тема урока: «Кто живет  в старых немецких городах?»Цель урока:  систематизация и обобщение знаний учащихся по темеЗадачи урока:Учебные – систематизация лексико-грамматических навыков  (...