План-конспект урока с использование ЭОР "Программное обеспечение компьютера"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
«Программное обеспечение компьютера»
1. Ф.И.О. Соловьева Ирина Михайловна
2. Место работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Воскресенского муниципального района Московской области
3. Должность: учитель математики информатики и ИКТ
4. Предмет: Информатика и ИКТ
5. Класс: 7
6. Тема и номер урока в учебнике: «Программное обеспечение компьютера» №8
7. Базовый учебник: И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. Информатика: учебник для 7 класса, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
8. Цели урока:
- рассмотреть виды деления программного обеспечения по различным типам;
- дать представление об основных видах программного обеспечения компьютера;
- освоить принципы подбора программного обеспечения под конкретный компьютер;
- рассмотреть правовые нормы использования программного обеспечения.
9. Задачи урока:
Образовательные:
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы "Программное обеспечение".
- Способствовать грамотному осмыслению темы на примерах применения знаний в обычной жизни.
Развивающие:
- Формирование навыков правильного подбора программного обеспечения персонального компьютера, необходимого для выполнения поставленных пользователем конкретных задач.
- Формирование навыков индивидуальной и групповой практической работы.
- Развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.
- Формирование навыка использования технических терминов в бытовой речи.
- Формирование умения выделять главное из полученной информации, обобщать и анализировать её, делать выводы.
- Формирование креативного мышления.
Воспитательные:
- Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
- Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.
Здоровьесберегающая
- Соблюдение правил ТБ, смена деятельности учащихся во избежание переутомления.
Организация продуктивной деятельности школьников направленна на достижение ими:
- предметных результатов:
- понимание понятия программы и «программного обеспечения», структуры программного обеспечения, его виды;
- развитие представлений о развитие достоинств и недостатков программного обеспечения;
- развитие умений анализировать значимость программного обеспечения в различных сферах деятельности;
- формирование у учащихся целостного восприятия учебного материала;
- развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;
- способствовать развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
2) метопредметных результатов:
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- оценивание своих учебных достижений.
3) Личностных результатов:
- иметь собственное мнение;
- умение учиться самостоятельно;
- умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли;
- учиться применять полученные знания и навыки к решению новых проблем;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности,
- дисциплинированности, усидчивости.
- формирование информационной грамотности учащихся.
- развитие творческого потенциала и любознательности.
- воспитывать ответственное отношение к интеллектуальной собственности с учётом этических и правовых норм;
- формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением
10. Тип урока: урок знакомства с новым материалом и закрепления изученного
11. Форма проведения урока: деловая игра, работа в группах, индивидуальная работа.
12. Программное и техническое обеспечение урока:
- мультимедийный проектор, подсоединенный к компьютеру с выходом в Internet;
- интерактивная доска;
- компьютерный класс;
- программа MS Excel, MS Word.
Идея урока
Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры: «Работает фирма по сборке компьютеров на заказ. Поступает заказ: заказчик хочет подобрать программное обеспечение в зависимости от системных характеристик компьютера и с минимальной затратой денежных средств. Надо ему в этом помочь».
Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационная часть урока | Дидактическая задача этапа - обеспечить обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку. Проверка готовности учащихся к уроку. | Организация внимания учащихся. | 1 мин | |
2 | Актуализация знаний учащихся | Ресурс Лаборатория "Взвешивания" (N 156433) Вид ЦОР: интерактивное задание №1 Программа-тренажер "Устройство компьютера - 2" (N 119274) Вид ЦОР: интерактивное задание №2 | Проверка выполнения домашнего задания Демонстрация задания Вопрос: как обстоят дела с комплектующими на складе. Какие имеются устройства ввода и вывода информации? | Выполнение аналогичных задач заданных в качестве домашнего задания на прошлом уроке. Учащиеся, работая фронтально с тренажером называют устройства ввода и выводы информации. | 5 мин |
3 | Мотивация учащихся | Дидактическая задача этапа - сформировать и развить у учащихся познавательный интерес, положительные мотивы учебно-познавательной деятельности. Учитель: Сегодня нам предстоит выполнить заказ по подборке программного обеспечения конкретному компьютеру. | Вызывают интерес к поставленной задаче | 1 мин | |
3 | Изучение нового материала
| Ресурс Структура программного обеспечения ПК (N 119242) Вид ЦОР: презентация № 3 | Постановка темы урока Учитель: предлагаю вам распределить имеющееся в нашей фирме программное обеспечение по трем группам: системные программы, прикладные программы, служебные программы. Демонстрация структуры программного обеспечения (общая) | Записывают тему урока в рабочую тетрадь. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. | 15 мин |
Ресурс Операционная система (N 119104) Вид ЦОР: презентация № 4 Ресурс Прикладное программное обеспечение (N 119242) Вид ЦОР: презентация № 5 Ресурс Системы программирования (N 119289) Вид ЦОР: презентация № 6 | Учитель: Сегодня нам предстоит выполнить заказ по подборке программного обеспечения конкретному компьютеру. Как вы думаете, с чего надо начать подбор ПО? Учитель объясняет понятие системного ПО. Учитель: ОС выбрали, можно ли на компьютере работать с информацией? Учитель объясняет понятие прикладного ПО Учитель: Как пользователь общается с компьютером? Учитель объясняет понятие систем программирования | Учащиеся приходят к выводу, что надо начать с операционной системы. Учащиеся называют ОС своих компьютеров, родителей, школы Учащиеся приходят к выводу: нельзя! Нужно еще дополнительное программное обеспечение! Учащиеся называют прикладное ПО, установленное на домашних компьютерах Учащиеся приходят к выводу, что общение идет через команды, написанные на машинном языке | |||
4 | Физкульт-минутка | Учитель: мы с вами хорошо поработали, заказчик остался доволен выполненной работой. Предлагаю вам немножко отдохнуть… закройте глаза и послушайте как релаксирующую музыку. | |||
5 | Закрепление изученного материала | Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Тип ресурса: Открытая образовательная модульная мультимедийная система №7 | Учитель делит класс на группы. Каждая группа получает задание. (используется педагогическая технология «Портфель») Анализирует результаты работы выполнения учащимися заданий | Учащиеся знакомятся с заданием, выполняют его используя ФЦИОР. (учащиеся более подробно рассматривают структуру программного обеспечения) | 15 мин |
6 | Подведение итогов урока | Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Тип ресурса: Открытая образовательная модульная мультимедийная система № 8, № 9 | Определяет ЭОР К-типа, предъявляет его в виде открытой образовательной модульной мультимедийной системы (вместе с учителем, фронтальная работа) | Выполняют задание | 3 мин |
Домашнее задание | Ресурс Домашнее задание N 7 (N 119281) Вид ЦОР: Текст/Текст с иллюстрациями №9, №10 | Учитель демонстрирует на экране вопросы домашней работы и поясняет их выполнение Творческое задание по теме: История развития операционных систем используя ФЦИОР (дифференцированный подход к выполнению домашней работы) | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник | 1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Тема: «Программное обеспечение и его виды»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
1№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Ресурс Лаборатория "Взвешивания" (N 156433) | презентация | Лаборатория предназначена для решения двух типов задач на взвешивание | |
2 | Программа-тренажер "Устройство компьютера " (N 119274) | Интерактивное задание | Виртуальный конструктор персонального компьютера | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2d9e993-1ea6-4e75-980c-8844e3cd62b4/9_50.swf
|
2 | Ресурс Структура программного обеспечения ПК (N 119268) | презентация | Иллюстрация общей структуры программного обеспечения | |
3 | Ресурс Операционная система (N 119104) | презентация | Иллюстрация системного программного обеспечения | |
4 | Ресурс: Прикладное программное обеспечение (N 119242) | презентация | Иллюстрация прикладного программного обеспечения | |
5 | Ресурс Системы программирования (N 119289) | презентация | Иллюстрация системы программирования | |
6 | Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | Открытая образовательная модульная мультимедийная система | Текст /практика (основные функции операционной системы) | http://fcior.edu.ru/card/28629/osnovnye-funkcii-i-sostav-operacionnoy-sistemy.html |
7 | Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | Открытая образовательная модульная мультимедийная система | Текст/практика (системы программирования) | http://fcior.edu.ru/card/23468/sistemy-programmirovaniya.html |
8 | Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Тип ресурса: Открытая образовательная модульная мультимедийная система | Текст с иллюстрациями | Тестовая работа (основные функции ОС) | http://fcior.edu.ru/card/28601/osnovnye-funkcii-i-sostav-operacionnoy-sistemy.html |
9 | Ресурс Домашнее задание N 7 (N 119281) | Текст/Текст с иллюстрациями | Бланк-задание. Фрагмент рабочей тетради. | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75306/? |
10 | Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | Текст | Информационный материал по теме «История развития и классификация операционных систем» | http://fcior.edu.ru/card/29432/istoriya-razvitiya-i-klassifikaciya-operacionnyh-sistem.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook
Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...
План-конспект открытого урока по англ. яз во 2-м классе "Учимся описывать героя" с использованием системно-деятельностного подхода
Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС и построен в русле системно-деятельносного подхода с использованием интерактивной доски...
Разработка урока по теме "Программное обеспечение компьютера"
Разработка урока по теме "Программное обеспечение компьютера" 7 класс...
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...
План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»
Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...
План-конспект открытого урока по английскому языку по учебнику Кузовлева 10 класс с использованием ИКТ тема:" Teenagers\' problems\'\'.
План-конспект открытого урока составлен по всем требованиям данного учебного материала.Открытый урок -это активизация и закрепление лексики по теме:"Проблемы подрастающего поколения".Позновательная це...
План-конспект открытого урока немецкого языка с использованием ИКТ по теме «Кто живет в старых немецких городах?»
Тема урока: «Кто живет в старых немецких городах?»Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся по темеЗадачи урока:Учебные – систематизация лексико-грамматических навыков (...