Компетентностно-ориентированные задания по теме "Информация и информационные процессы"
учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс) на тему

Панюшина Галина Викторовна

Компетентностно-ориентированные задания по теме "Информация и информационные процессы", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_panyushina.docx62.02 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированные задания

Предмет:  Информатика

Класс: 7

Тема: Информация и информационные процессы

Задание 1.

Формируемая компетентность: Информационная

Аспект: Обработка информации,   уровень II

Стимул. Проводится викторина по информатике, в которой участвуют две команды. Вас включили в состав жюри и вам необходимо оценить ответы соревнующихся команд.

Задачная формулировка. Каждой команде было задано по три вопроса. Перед вами бланк с ответами команд. Проверьте правильность ответов. Заполните бланк ответа.

Источник информации: карточки с ответами команд

Ответы команды 1

Ответы команды 2

Вопрос 1

Непрерывным называют сигнал:

  1. принимающий конечное число определенных значений
  2. непрерывно изменяющийся во времени
  3. несущий текстовую информацию
  4. несущий какую-либо информацию

Ответ команды: б

Вопрос 1

Дискретным называют сигнал:

  1. принимающий конечное число определенных значений
  2. непрерывно изменяющийся во времени
  3. который можно декодировать
  1. несущий какую-либо информацию

Ответ команды: в

Вопрос 2

Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, называют:

  1. понятной
  2. актуальной
  3. объективной
  4. полезной

Ответ команды: в

Вопрос 2

Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:

  1. достоверной
  2. актуальной
  3. объективной
  4. полезной

Ответ команды: б

Вопрос 3

По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:

  1. текстовую, числовую, графическую, табличную и пр.
  2. научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.
  3. обыденную, производственную, техническую, управленческую
  4. визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую.

Ответ команды: а

Вопрос 3

По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:

  1. математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.
  2. знаковую и образную
  3. обыденную, научную, производственную, управленческую
  4. визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую

Ответ команды: б

Бланк ответа: Для каждого вопроса указать  вариант (букву)  правильного ответа и выставить за ответ балл. За каждый правильный ответ данный командами  – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

Номер вопроса

Команда 1

Команда 2

Верный ответ

Баллы

Верный ответ

Баллы

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Задание 2.

Формируемая компетентность: Информационная

Аспект: Обработка информации, уровень I

Стимул. По телевизору вы посмотрели новости.

Задачная формулировка: Охарактеризуйте полученную вами информацию и заполните бланк ответа.

Бланк ответа:  В правой колонке  таблицы поставьте  цифру, соответствующую свойству полученной вами  информации с учетом, что: «Полезная» - 1, «Бесполезная» - 2, «Актуальная» - 3

Информация

Оценка информации

(поставьте  1, 2, 3)

  1. Результат игры команды, за которую вы болеете

  1. Прогноз погоды на выходные дни

  1. В США прошел слет владельцев советских авто

Задание 3.

Формируемая компетентность: Информационная

Аспект: Обработка информации, уровень I

Стимул. Вам по телефону  позвонила подруга и сообщила об изменениях в расписании уроков на завтра.

Задачная формулировка: Рассмотрите это событие с информационной точки зрения. Заполните бланк ответа, указав источник информации, кодирующее устройство, канал связи, декодирующее устройство и приемник информации.

Бланк ответа:  заполнить таблицу, указав ответы

Источник информации

Кодирующее устройство

Канал связи

Декодирующее устройство

Приемник информации


Задание 4.

Формируемая компетентность: Компетентность разрешения проблем

Аспект: Действия по решению проблемы, уровень I

Стимул. Вам задали написать реферат по биологии про птиц.  Вы решили воспользоваться услугами Интернета и сделали несколько   информационных  запросов о птицах: ласточек и соловьев. В результате вы получили  количество найденных по запросам страниц.

Источник информации:

Запрос

Найдено страниц (в тысячах)

Ласточка&Соловей

11000

Ласточка|Соловей

29000

Ласточка

18000

Задачная формулировка: Определите какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу "Соловей" ? Решите задачу, используя круги Эйлера. Заполните бланк ответа.

Бланк ответа:  заполнить таблицу, указав ответ

Запрос

Найдено страниц (в тысячах)

Соловей

Задание 5.

Формируемая компетентность: Информационная компетентность

Аспект: извлечение первичной информации, уровень I

Стимул. Мальчики Коля и Петя играли в игру "Кодировщик". Петя придумал кодировку замены букв: Он заменил буквы слова их номерами в алфавите.

Задачная формулировка: Разгадайте закодированные мальчиками слова.

Бланк ответа:  запишите в правой колонке раскодированные слова.

Пример

Ответ

  1. Коля загадал слово: 10 4 18 1

  1. Петя загадал слово:  17 6 18 6 14 6 15 1

Источник информации:

Алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ


Задание 6.

Формируемая компетентность: Компетентность разрешения проблем

Аспект: использование ресурсов, уровень II

Стимул. Вас попросили получить и раскодировать зашифрованные сообщения. Но при отправке сообщений случилось сбои  и из четырех сообщений только одно прошло без ошибки и может быть корректно декодировано.

Задачная формулировка: Найдите это сообщение, зная коды символов 

А

Б

В

Г

Д

00

01

11

010

0110

Полученные сообщения:

  1. 110001001001110
  2. 110001001101001
  3. 1000110001100010
  4. 10000011000111010  

Бланк ответа: укажите номер сообщения. Переданного без ошибок

Задание 7.

Формируемая компетентность: Компетентность разрешения проблем

Аспект: использование ресурсов, уровень II

Стимул. Представьте себя научным сотрудником, которому удалось получить послание от жителей  далекой планеты. Вы знаете, что послание составлено из всех символов используемого ими алфавита и представляет собой сообщение:      ВАБПРОВЛДСКЕНТГМИТБС

Задачная формулировка: Определите информационный объем этого сообщения (в байтах).

http://internetbablos.ru/wp-content/uploads/2016/02/pochtov2.jpeg

Ответ:

Задание 8.

Формируемая компетентность: Компетентность разрешения проблем

Аспект: использование ресурсов, уровень II

Стимул. Вам нужно отправить по электронной почте письмо другу. Оно состоит из  64 строк по  32 символа в каждой строке.

Задачная формулировка: Определите  информационный объём письма (в килобайтах) с учетом того, что мощность алфавита, используемого в компьютере, равна 256.

Ответ:

Задание 9.

Формируемая компетентность: Компетентность разрешения проблем

Аспект: использование ресурсов, уровень II

Стимул. В вашем городе стартовал легкоатлетический забег, в котором приняло участие 120 спортсменов. Регистратор фиксирует финиш каждого участника пробега, записывая номер участника цепочкой из нулей и единиц минимальной длины, одинаковой для каждого спортсмена.

Задачная формулировка: Определите информационной объем сообщения (в битах), зафиксированный регистратором после того как финиширует сотый участник пробега.

Ответ:


ОТВЕТЫ

Задание 1.

Модельный ответ:

Номер вопроса

Команда 1

Команда 2

Верный ответ

Баллы

Верный ответ

Баллы

Вопрос 1

б

1

а

0

Вопрос 2

в

1

б

1

Вопрос 3

г

0

б

1

Критерии оценивания:

3 балла – таблица полностью заполнена верно

2 балла – при указании верного ответа допущена одна ошибка

1 балл   – при указании верного ответа допущены две ошибки

0 баллов – при указании верного ответа допущены более двух ошибок.

Максимальное количество баллов: 3 балла

Задание 2.

Модельный ответ:

1

3

2

Критерии оценивания:

1 балл - таблица полностью заполнена верно

0 баллов - другие ответы

Максимальное количество баллов: 1 балл

Задание 3.

Модельный ответ:

Источник информации

Кодирующее устройство

Канал связи

Декодирующее устройство

Приемник информации

Подруга

телефон

телефонная сеть

телефон

Я

Критерии оценивания:

1 балл - таблица полностью заполнена верно

0 баллов - другие ответы

Максимальное количество баллов: 1 балл

Задание 4.

Модельный ответ:

Запрос

Найдено страниц (в тысячах)

Соловей

22000

Критерии оценивания:

3 балла - таблица полностью заполнена верно

0 баллов - другие ответы

Максимальное количество баллов: 3 балла

Задание 5.

Модельный ответ:

игра

перемена

Критерии оценивания:

По 1 баллу за каждый правильный ответ

0 баллов – другие ответы

Максимальное количество баллов: 2 балла

Задание 6.

Модельный ответ: 2

2 балла - за верный ответ

0 баллов - другие ответы.

Максимальное количество баллов: 2 балла

Задание 7.

Модельный ответ: 10 байт

2 балла - за верный ответ

0 баллов - другие ответы.

Максимальное количество баллов: 2 балла

Задание 8.

Модельный ответ: 2 Кбайт

2 балла - за верный ответ

0 баллов - другие ответы.

Максимальное количество баллов: 2 балла

Задание 9.

Модельный ответ: 700 бит

2 балла - за верный ответ

0 баллов - другие ответы.

Максимальное количество баллов: 2 балла

Шкала оценивания:

№ задания

Показатель оценивания

Количество баллов

Максимальный балл

1

таблица полностью заполнена верно

при указании верного ответа допущена одна ошибка

при указании верного ответа допущены две ошибки

при указании верного ответа допущены более двух ошибок

3

2

1

0

3

2

таблица полностью заполнена верно

другие ответы

1

0

1

3

таблица полностью заполнена верно

другие ответы

1

0

1

4

таблица полностью заполнена верно

другие ответы

3

0

3

5

по 1 баллу за каждый правильный ответ

другие ответы

1

1

0

2

6

верный ответ

другие ответы

2

0

2

7

верный ответ

другие ответы

2

0

2

8

верный ответ

другие ответы

2

0

2

9

верный ответ

другие ответы

2

0

2

Максимальный балл

18

Шкала перевода баллов в отметку:

16-18  баллов – отметка «5»

12 – 15 баллов – отметка «4»

9 -11  баллов – отметка «3»

< 9  баллов – отметка «2»


Литература

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  3. Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО:  подходы и процедуры// Вопросы образования. – 2008. - №2  
  4. Л.Г.Белан. Компетентностно-ориентированные задания. – Волгоград: Учитель, 2013 .

Адреса сайтов

  1. Адрес картинки «Электронная почта»:

 http://internetbablos.ru/wp-content/uploads/2016/02/pochtov2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания по английскому языку для 9 классов. Информационная компетентность.

Компетентностно-ориентированные задания по английскому языку для 9 классов. Информационная компетентность....

Компетентностно - ориентированное задание по английскому языку по теме: "Страноведение" « Каникулы школьников в Великобритании». Компетентность: Информационная.7 класс.

Компетентностно - ориентированное задание  по английскому языку по теме: "Страноведение" « Каникулы школьников в Великобритании». Компетентность:  Информационная. Аспек...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий

Обобщение опыта на тему "Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий"...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...