Использование метода проектов на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему
В данной статье приведены примеры использования метода проектов на уроках информатики в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Калимуллина Р.В. МОУ «Тахталымская СОШ»
Использование метода проектов на уроках информатики
Современный учитель должен осознавать, что использование в обучении только классических традиционных методов преподавания все реже приводит к желаемым результатам. Пришло время менять представление о роли учителя в учебном процессе: он должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся. Анализируя опыт работы можно сделать вывод, что «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам».
Один из методов учебной деятельности, который используется мною на уроках информатики, является метод проектов, развивающий познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проектная деятельность на уроках информатики:
- создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;
- формирует чувство ответственности за выполняемую работу;
- создает условия для отношений сотрудничества между учащимися;
- формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;
- способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;
- позволяет создать реальный продукт.
Работу над проектами реализую на всех ступенях образовательного процесса.
5-6 класс
Проект «История письменности» 5 класс
Тип проекта: информационный
Планируемый результат: Создание и оформление презентаций для ознакомления с историческим материалом о возникновении письменности в древнем Египте, Двуречье, Индии, Финикии, Китае.
Цели: определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых для поиска информации, расширение круга практического применения программы WordPad,
PowerPoint.
Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания. Для выполнения проекта учащиеся образовывают группы.
Проект Комбинированный документ «Наша первая книжка» 5 класс
Тип проекта: практико-ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление детской книжки.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы в текстовом редакторе оформить книжку. Каждый ученик создает отдельную страницу, из которых формируется книжка. Работа выполняется в текстовом редакторе, иллюстрации в графическом редакторе.
Длительность: один урок.
Проект «Анимация» 5-6 класс
Тип проекта: практико-ориентированный
Планируемый результат: Создание небольшого мультфильма.
Цель: совершенствование навыков работы в графическом редакторе Paint и PowerPoint.
Учащиеся выполнили работы «Подводный мир», «Аквариум», «Зарядка», «Пробуждение цветка» и т.д.
С большим удовольствием учащиеся 5-6 классов работают над проектом «Ребусы». Эта работа оживляется, когда ребята видят результат своей работы. Я использую выполненные ребусы для проведения разминок перед уроком. Работа выполняется на одном уроке (мини проект) с предварительной подготовкой эскиза дома.
Проект «Правильные многоугольники» 6 класс. Мини проект. Для исполнителя Черепашка учащиеся должны создать программу рисования правильного многоугольника. Работа проводится в группах. Каждая группа получает задание для построения (треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник). Вначале работают за партами, моделируют движения черепашки, пишут программу. Затем реализуют программу в среде ЛОГО. Каждая группа делают выводы по проделанной работе: Сколько раз должна повернуться черепашка для построения фигуры, на сколько градусов. Обобщаются результаты работы в виде правила построения правильного многоугольника.
В среднем и старшем звене проектная деятельность становится ведущей на уроках информатики.
Линия «Кодирование изображения», «Основные приемы работы с графическим редактором MS Paint», учащимся предлагаю выполнить несколько проектов: «Плакаты» на социально-значимые темы, «Поздравительная открытка», «Афиша». Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе MS Paint, подготовка эскиза на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций.
Линия кодирование и обработка текстовой информации. В этом разделе изучается текстовый процессор MS Word, предназначенный для создания текстов. Итоговой работой по этому разделу является проект «Печатное издание» конкретную тему учащиеся выбирают по желанию. Создают рефераты по разным предметным областям. Созданы буклеты о творчестве писателей и поэтов нашего края. (Кадир Даян, Катиба Киньябулатова, Рамазан Шагалеев, Мухамедьяров Хай и другие.
Проект «Кроссворд - проверь свои знания».
Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.
В ходе работы создается и оформляется тематический кроссворд в текстовом процессоре Word. Учащиеся, используя навыки работы со шрифтами и таблицами, самостоятельно осваивают технологию создания кроссвордов в текстовом редакторе.
После изучения темы «Табличный процессор» провожу урок, где показываю учащимся не совсем обычное использование электронных таблиц создание кроссвордов. В начале урока даю небольшой экскурс в историю создания кроссвордов, знакомлю с видами кроссвордов и ставлю задачу учащимся «Как можно применить табличный процессор для создания кроссвордов?». Получается проект, который можно выполнить в пределах одного урока с предварительной подготовкой вопросов и сетки кроссворда.
Проект «Школьная газета». Тип проекта: информационный.
Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты. Работа выполняется в парах. Определение темы, отбор материала, подбор и подготовка иллюстраций выполняется в качестве домашнего задания. На уроке создается макет и реализация проекта на ПК. Для работы выбираем программу Publisher. Программа удобна, имеются шаблоны, которые позволяют ускорить работу. Создана газета о наркомании, вреде курения, пагубные привычки, новогодняя газета, посвященная дню победы. Этот проект перерос в общешкольный проект «Школьный вестник».
Выполнение таких проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собирать информацию, иллюстрации, которые также можно создать, используя Paint. Работа в парах требует терпимости друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Проект «Выбери компьютер», рекомендуется для учащихся 8-9-х классов.
Тип проекта: ролево-игровой, мини проект.
Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.
Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики.
задача: используя рекламные прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.
Данный проект является итоговым уроком по теме «Устройство ПК». Учащиеся предварительно разделены на две группы. Участники одной являются представителями компьютерных фирм. Они приносят на урок заготовленные рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, рекламные буклеты. Другая группа учащихся представляет собой покупателей. Каждый участник этой группы хочет купить ПК с определённой целью и на «имеющуюся» у него сумму стараются сделать оптимальный выбор, исходя из определённых ограничений.
В старших классах учащиеся работают над проектом «Электронный учебник», создаются эти учебники с использованием Web-технологий. Предварительно выбирается тема учебника, создается структура, подбирается материал. Созданы электронные учебные пособия по темам «Информация и информационные процессы», «Основы логики», «Компьютерные сети», «Великая отечественная война», «Земноводные», «Членистоногие» и другие.
Метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся
В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...
Использование метода проектов на уроках информатики
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее реше...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...
Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.
Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности шко...
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности обучающегося
Обдумывая тему своего самообразования, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов для развития творческой деятельности учащихся. Дело в том, что эта тема мне очень интере...
Использование метода проектов на уроках информатики .
Использование метода проектов на уроках информатики ....
«Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся»
Целью моей данной работы является изучение влияния идей метода проектов на познавательное, творческое и личностное развитие учащихся, а также обобщение собственного опыта работы методом проектов...