Рабочая программа для 9 класса по информатике.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Угриновича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Л.Н.Миронова
Рассмотрено и обсуждено на заседании ШМО учителей предметов математического цикла протокол № 1 от «___» августа 2016 г. Руководитель ШМО _______ | Согласовано: заместитель директора школы по УВР ______/О.В.Корунова/ «___» августа 2016 г. | Утверждаю: Директор школы ________ Н.А.Фомина Приказ № ____О/Д от «___» августа 2016 г. |
Рабочая программа
по информатике и ИКТдля 9 класса
учителя информатики и ИКТ
Тихоновой Евгении Леонидовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___от
« ___ » ________ 2016г.
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонентаГосударственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) автор – Н.Д. Угринович, рекомендованной Министерством образования РФ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;
- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
- освоение ключевых компетенций.
Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
В авторской программе изучение предмета ориентировано на ОС Windows. В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение предмета на ее основе и ее прикладных программ, т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано на используемое программное обеспечение в общеобразовательном учреждении (Linux)».
УМК:
«Информатика и ИКТ»:учебник для 9 класса/ Н.Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Рабочая программарассчитана на70 учебных часов; в неделю – 2 часа.
Количество практических работ: 27.
Количество контрольных работ: 5.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные
Формы текущего контроля ЗУН (ов):
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практические и самостоятельные работы;
- тестирование.
Формы итогового контроля ЗУН (ов):
- контрольная работа;
- зачет;
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать:
□ виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
а единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
□ основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
□ программный принцип работы компьютера;
□ назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
□ выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
□ оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
□ создавать информационные объекты, в том числе:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
• создавать записи в базе данных;
• создавать презентации на основе шаблонов;
□искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
□пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
□ создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
□ проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
□ создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
□ организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
□ передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | § | Кол-во часов | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Форма подведения итогов, виды деятель-ти | Дата |
I четверть (18 часов) | ||||||||
Повторение материала 8 кл.(2ч) | ||||||||
1 | Информация и информационные процессы. Техника безопасности. | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Памятки, рисунки | Беседа, подпись в журнале по ТБ | ||
2 | Компьютер как устройство обработки информации. | 1 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, таблицы | Беседа | ||
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (12 часов) | ||||||||
3 | Кодирование графической информации. П/р № 1.1 | 1.1 | 1 | Традиционное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
4 | Растровая и векторная графика. | 1.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Опрос | ||
5 | Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. П/р № 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | 1.3.1 1.3.2 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
6 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. | 1.3.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
7 | Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.П/р № 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1.3.4 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
8-9 | Растровая и векторная анимация.П/р № 1.4 «Анимация» | 1.4 | 2 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
10-11 | Компьютерные презентации. | 1.4 | 2 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | практическое занятие | |
12 | Кодирование и обработка звуковой информации.П/р № 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | 1.5 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
13 | Цифровое фото и видео. П/р № 1.6. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | 1.6 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
14 | Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | |||||
Кодирование и обработка текстовой информации (10 часов) | ||||||||
15 | Кодирование текстовой информации.П/р № 2.1: Кодирование текстовой информации. | 2.1 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
16 | Создание документов в текстовых редакторах. | 2.2 | 1 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос | |
17 | Ввод и редактирование документа.страницы. П/р № 2.2: Вставка в документ формул. | 2.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
18 | Сохранение и печать документа. | 2.4 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Памятки, рисунки | Опрос | |
II четверть (14 часов) | ||||||||
19 | Форматирование символов | 2.5.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Памятки | Опрос | |
20 | Форматирование абзацев. П/р № 2.3: Форматирование символов и абзацев. | 2.5.2 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
21 | Нумерованные и маркированные списки.П/р № 2.4: Создание и форматирование списков. | 2.5.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
22 | Таблицы. П/р № 2.5: Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | 2.6 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
23 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. П/р № 2.6: Перевод текста с помощью компьютерного словаря. | 2.7 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
24 | Системы оптического распознания документов.П/р № 2.7: Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. | 2.8 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
Кодирование и обработка числовой информации (10 часов) | ||||||||
25 | Представление числовой информации с помощью систем счисления.П/р № 3.1: Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | 3.1.1 | 1 | Традиционное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, раздаточный материал | Опрос, решение задач | |
26 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 3.1.2 | 1 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
27 | Двоичное кодирование чисел в компьютере. Контрольная работа. | 3.1.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, памятки | Опрос, решение задач | |
28 | Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | 3.2.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Раздаточный материал | Опрос | |
29 | Основные типы и форматы данных. | 3.2.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, схемы | Опрос | |
30 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.П/р № 3.2: Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. | 3.2.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
31 | Встроенные функции. Компьютерный практикум. П/р № 3.3: Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. | 3.2.4 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
32 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. П/р № 3.4: Построение диаграмм различных видов. | 3.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
III четверть (20 часов) | ||||||||
33 | Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. | 3.4.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос, практическое занятие | |
34 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. П/р № 3.5: Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. | 3.4.2 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов) | ||||||||
35 | Свойства алгоритма и его исполнители. | 4.1.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос | |
36 | Блок-схемы алгоритмов. | 4.1.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Схемы | Опрос | |
37 | Выполнение алгоритмов компьютером. | 4.1.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос | |
38 | Линейный алгоритм. | 4.2.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Схемы, раздаточный материал | Опрос, построение блок-схем | |
39 | Алгоритмическая структура «ветвление». | 4.2.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Схемы, раздаточный материал | Опрос, построение блок-схем | |
40 | Алгоритмическая структура «выбор». | 4.2.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Схемы, раздаточный материал | Опрос, построение блок-схем | |
41 | Алгоритмическая структура «цикл». | 4.2.4 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Схемы, раздаточный материал | Опрос, построение блок-схем | |
42 | Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | |||||
43 | Переменные: тип, имя, значение. | 4.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос | |
44 | Арифметические, строковые и логические выражения. | 4.4 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, схемы | Опрос | |
45-46 | Функции в языках объектно-ориентированного и алг.программирования. Цикл.алгоритмы. | 4.5 | 2 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос, практическое занятие | |
47-48 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. П/р № 4.1:Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 4.6 | 2 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
49-50 | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic 2005. | 4.7 | 2 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Таблицы, схемы | Опрос, практическое занятие | |
51-52 | Выполнение проектов. | 4.7 | 2 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | практическое занятие | |
IV четверть (16 часов) | ||||||||
53-54 | Выполнение проектов. | 4.7 | 2 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | практическое занятие | |
Моделирование и формализация (9 часов) | ||||||||
55 | Окружающий мир как иерархическая система. | 5.1 | 1 | Комбинированное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, рисунки | Опрос | |
56 | Моделирование как метод познания. | 5.2.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, схемы | Опрос | |
57 | Материальные и информационные модели. | 5.2.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Рисунки, таблицы | Опрос | |
58 | Формализация и визуализация информационных моделей. | 5.2.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы, рисунки | Опрос | |
59 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. П/р № 5.1: Проект «Бросание мячика в площадку». | 5.3 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
60 | Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений.П/р № 5.2: Проект «Графическое решение уравнения». | 5.4 5.5 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
61 | Экспертные системы распознавания химических вещества. П/р № 5.3: Проект «Распознавание удобрений». | 5.6 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
62 | Информационные модели управления объектами.П/р № 5.4: Проект «Модели систем управления». | 5.7 | 1 | Комбинированное, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный | Аппаратное и программное обеспечение | Опрос, практическое занятие | |
63 | Контрольная работа | 1 | Контроль знаний | |||||
Информатизация общества (3 часа) | ||||||||
64 | Информационное общество. | 6.1 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос | |
65 | Информационная культура. | 6.2 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос | |
66 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | 6.3 | 1 | Традиционное | Объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Таблицы | Опрос | |
67-70 | Повторение. Адм.к/р. Тестирование. Обобщение. | 4 | Традиционное | Репродуктивный, фронтальный | Опрос |
Формы и средства контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, зачет, тестирование, доклады, работа по карточкам.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы.-М.: ВАКО, 2008
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лабоатория Базовых Знаний, 2008г.
- Кузнецов А.А., Пугач В.И. Информатика. Тестовые задания. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003г.
- Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике. – М. «Экзамен», 2007г.
- www.1september.ru
- www.metodkopilka.ru
- www.uchportal.ru
- www.openklass.ru
- www.metodkabinet.ru
- www.school.edu.ru
- www.ipkps.bsu.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"
Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, частично естественно-научного и технико-технологичес...
Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»
Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...
Рабочая программа 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике ФГОС Босова...
Рабочая программа 8 класса по информатике
Рабочая программа 8 класса по информатике , Босова...
Рабочая программа 11 класса по информатике
Рабочая программа 11 класса по информатике (2 часа в неделю)...
Рабочая программа 10 класса по информатике
Рабочая программа по информатике 10 класс (2 часа в неделю)...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....