ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ РОЛЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ
статья по информатике и икт по теме
статья посвящена электронным образовательным ресурсам по информатике. В работе рассмотрена их цель создания, структура и особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СТАРОКРЫМСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
КОМПЛЕКС № 1 “ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ”
КИРОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МБОУ «Старокрымский УВК №1 «Школа - гимназия»
Учителя информатики Кальченко О.Л.
ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ РОЛЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация: статья посвящена электронным образовательным ресурсам по информатике. В работе рассмотрена их цель создания, структура и особенности.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.
Существенная роль в развитии инфраструктуры информатизации, внедрении информационных технологий в деятельность органов государственной власти, региональных и муниципальных органов управления принадлежит Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (http://www.e-rus.ru). Исследования, проводимые в рамках этой программы, затрагивают и сферу образования.
В 2005 году стартовал проект «Информатизация системы образования» (проект ИСО), реализуемый Национальным фондом подготовки кадров (НФПК, http://www.ntf.ru) — некоммерческой организацией, созданной по решению Правительства Российской Федерации для выполнения масштабных проектов в сфере образования. Цель этого проекта — создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство. Данный проект рассчитан на пять лет и осуществляется по трем основным направлениям — «Учебные материалы нового поколения», «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» и «Создание системы межшкольных методических центров».
Таким образом, в течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого образовательного информационного пространства, были выполнены мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования. В первую очередь, это касается системы общего среднего образования. Проведены существенные закупки компьютеров и лицензионного программного обеспечения для городских и сельских школ. Реализован ряд проектов, направленных на развитие телекоммуникационной среды сферы образования. Во многих регионах страны существенно расширен круг образовательных учреждений, обладающих полноценным доступом в Интернет. Существенные успехи достигнуты в области повышения квалификации работников образования и подготовки членов формирующегося информационного общества. Большая работа проведена в направлении совершенствования содержания образования и содержательного наполнения электронных изданий и ресурсов. В рамках этой работы сформирована система образовательных порталов, разработаны профессиональные комплекты электронных образовательных ресурсов, созданы и развиваются сайты, предоставляющие доступ к информационным ресурсам практически по всем школьным дисциплинам.
Информатика – это особая область знаний, которая соприкасается с духовной сферой человека. Это не только замечательные, но бездушные компьютеры и компьютерные технологии... Главное в информатике – это отношение между человеком и информацией. В этих отношениях заключается великая тайна жизни. Но Человеку, особенно школьнику, свойственно искать, находить и удивляться!
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, принятый в 2009 году (далее ФГОС), задал новые требования к результатам школьного образования, которые не могут быть достигнуты без организации активной учебной, практической, исследовательской, проектной деятельности учеников. Однако каждый практикующий учитель хорошо понимает, что время, затраченное учениками на самостоятельный (или даже отчасти самостоятельный) поиск нового способа действия, выполнение практического исследования, подготовку и реализацию проекта и т.п., неизмеримо больше, чем время трансляции ученикам готовых алгоритмов в рамках более регламентированной и традиционной учебной работы в классе. Получается противоречие: с одной стороны, современные ценности образования лежат в сфере самостоятельности и инициативности учеников, с другой, предоставление ученикам большей свободы для осуществления учебной и познавательной активности «отнимает» время, в течение которого можно «эффективно» вкладывать в головы учеников новые знания, умения, навыки.
Это противоречие помогает разрешить активное использование информационных и коммуникационных технологий, различных информационных образовательных ресурсов. Для этого были разработаны электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для учащихся начального общего образования, обеспечивающие условия реализации отдельных требований ФГОС НОО, направленных на решение коммуникативных и познавательных задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, способами изучения природы и общества, формирование общеучебных компетенций.
ЭОР по информатике и ИКТ для 5-11 классов издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» представляет собой образовательный ресурс для реализации непрерывного обучения информатике и ИКТ в школе. Применение учителем на уроках информатики ЭОР наряду с традиционными способами обучения позволяет обеспечить учебный процесс возможностью использования различных форм учебной работы и повысить качество обучения.
ЭОР по информатике и ИКТ для 5-6 классов Босова Л.Л http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
ЭОР по информатике и ИКТ для 7-11 классов Семакин И.Г. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
ЭОР к УМК для школы находятся в открытом доступе в «Единой коллекции ЦОР» http://www.school-collection.edu.ru (по выбору).
Структура ЭОР. ЭОР состоит из 4 глав, каждая глава соответствует главе учебника. ЭОР сопровождают каждый параграф учебника и содержат набор заданий как обучающего, так и диагностического характера. Виды работы с пособием – групповая, индивидуальная. Учебный материал каждого параграфа представлен в ЭОР тремя модулями: ПОНЯТЬ (и ВСПОМНИТЬ), ЗНАТЬ, УМЕТЬ. Также в конце каждой главы находится блок ТЕПЕРЬ МЫ ЗНАЕМ.
В эти модули входят различные типы ресурсов. Материал электронных заданий является поддержкой для учителя при объяснении темы на каждом уроке и позволяет помочь школьникам вспомнить и повторить пройденное в предыдущем классе или закрепить и повторить новый учебный материал.
Типы ресурсов следующие:
- Интерактивные ресурсы, обеспечивающие возможность самостоятельно работать в диалоге с ЭОР в режиме реального времени (обобщение, систематизация учебного материала, отработка умений и навыков).
- Дидактические материалы для выполнения практических заданий в текстовом и графическом редакторе - материалы для распечатки и формы для работы на компьютере.
- Контрольные работы - материалы для распечатки и формы для работы на компьютере.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
Учебные материалы по информатике
- Библиотека учебных курсов Microsoft
- http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/
- Виртуальный компьютерный музей
- http://www.computer-museum.ru
- Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»
- http://inf.1september.ru
- Дидактические материалы по информатике и математике
- http://comp-science.narod.ru
- Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
- http://www.intuit.ru
- Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского
- http://marklv.narod.ru/inf/
- Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой
- http://infoschool.narod.ru
- Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой
- http://www.syrtsovasv.narod.ru
- Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников
- http://www.phis.org.ru/informatika/
- Информатика и информационные технологии в образовании
- http://www.rusedu.info
- Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО
- http://iit.metodist.ru
- Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой
- http://book.kbsu.ru
- Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям
- http://school87.kubannet.ru/info/
- Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина
- http://trushinov.chat.ru
- История Интернета в России
- http://www.nethistory.ru
- ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума
- http://www.edu-it.ru
- Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова
- http://distant.463.jscc.ru
- Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках
- http://www.klyaksa.net
- Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)
- http://school.ort.spb.ru/library.html
- Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой
- http://ekochelaeva.narod.ru
- Московский детский клуб «Компьютер»
- http://www.child.ru
- Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+»
- http://www.botik.ru/~robot/
- Открытые системы: издания по информационным технологиям
- http://www.osp.ru
- Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих
- http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm
- Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page
- http://www.axel.nm.ru/prog/
- Портал CITForum
- http://www.citforum.ru
- Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей
- http://www.sinf2000.narod.ru
- Самарский лицей информационных технологий
- http://www.samlit.samara.ru
- Теоретический минимум по информатике
- http://teormin.ifmo.ru
- Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»
- http://emc.km.ru
- Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение
- http://www.itdrom.com
- Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР
- http://niac.natm.ru/graphinfo
- Энциклопедия персонального компьютера
- http://mega.km.ru/pc/
- Учебные материалы по алгоритмизации и программированию
- Алгоритмы, методы, исходники
- http://algolist.manual.ru
- Библиотека алгоритмов
- http://alglib.sources.ru
- Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)
- http://rain.ifmo.ru/cat/
- Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой
- http://acm.timus.ru
- Изучаем алгоритмизацию
- http://inform-school.narod.ru
- Некоторые математические алгоритмы
- http://algorithm.narod.ru
- Математика и программирование
- http://www.mathprog.narod.ru
- Первые шаги: уроки программирования
- http://www.firststeps.ru
- Программируем на Лого
- http://school.ort.spb.ru/library/logo/
- Российская интернет-школа информатики и программирования
- http://ips.ifmo.ru
- CodeNet — все для программиста
- http://www.codenet.ru
- HTML-справочник
- http://html.manual.ru
- Visual Basic для детей
- http://www.vbkids.narod.ru
- Олимпиады и контрольно-измерительные материалы по информатике и ИТ
- Олимпиадная информатика
- http://www.olympiads.ru
- Олимпиада по кибернетике для школьников
- http://cyber-net.spb.ru
- Олимпиады по информатике: сайт Мытищинской школы программистов
- http://www.informatics.ru
- Олимпиады школьников по информатике в Санкт-Петербурге
- http://neerc.ifmo.ru/school/
- Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям
- http://test.specialist.ru
- Онлайн-тестирование по информационным технологиям
- http://tests.academy.ru
- Тесты по информатике и информационным технологиям
- http://www.junior.ru/wwwexam/
- Уральские олимпиады по программированию и математике
- http://contest.ur.ru
- ECDL (The European Computer Driving Licence): сертификация навыков владения компьютером
- http://www.ecdl.ru
В своей работе я использую локальные версии ЭОР, взятые с сайта авторской мастерской. Что же они собой представляют? По базовому курсу информатики электронных и цифровых образовательных ресурсов разработано уже более 500. Это иллюстрации к теории, интерактивные справочники пользователя, тесты, кроссворды, тренажеры, интерактивные задачники, исполнители, домашние и практические задания. Чтобы не “заблудиться” в таком большом ассортименте, для каждого класса авторами УМК разработан учебный план, в содержании занятий которого указаны рекомендации по применению конкретных ЭОР. При разработке рабочей программы я старалась придерживаться авторского учебного плана, что и позволило мне максимально внедрить ЭОР в учебный процесс.
На каких уроках я их использую? Абсолютно на всех.
На этапе объяснения нового материала:
1) иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных;
2) программы-тренажеры;
3) исполнители.
На этапе закрепления
1) программы-тренажеры;
2) исполнители;
3) тренировочные тесты.
Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать:
4) Интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.
На этапе практического закрепления
1) практические задания (разного уровня сложности);
2) домашние задания.
На этапе контроля
1) интерактивные задачники;
2) контрольные тесты;
3) исполнители.
Возможно, у кого-то может сложиться впечатление, что при наличии такого полного комплекта ЭОРов учитель теряет свою индивидуальность, пропадает творческое начало в работе. Однако учителю предоставляется право выбора, теперь начинается творчество уже по использованию самих ЭОР. Не затормозит ли урок большое количество ЭОР? Нужны ли они все для урока? Не дублируют ли друг друга? Нет ли однообразия в подаче материала? Не лучше ли использовать собственные ЭОРы, в том числе и ранее разработанные? Как лучше использовать практические задания разного уровня сложности для осуществления личностно-ориентированного, гуманного обучения?
Главная задача для меня - разумное использование ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге - для каждого ученика.
Я считаю, что использование ЭОР позволяет:
- заинтересовать детей, путём яркого, наглядного
представления материала; - привлечь учащихся к созданию собственных ЭОР при
выполнении проектов; - осуществлять объективный контроль за уровнем
успеваемости обучающихся.
В заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя. Для себя я сделала вывод – нельзя стоять на месте, необходимо постоянно совершенствовать свои приемы и методы, и только тогда возможно достичь успеха в своей профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании русского языка и литературы
В презентации говоритмя о точ, что такое ИКТ, каковы его преимущества. Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание. ...
ЭОР и их роль в преподавании информатики в начальной школе
Роль ЭОР в преподавании предмета информатика в начальной школе...
Участие в программе ФЦПРО 2011-2015 "Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения"
В материале представлены план урока и ссылка на видео, отснятого для банка данных программы ФЦКПО 2011-2015 " Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения". Английский язык 9 к...
Статья по информатике "Применение электронных образовательных ресурсов в обучении информатике"
Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлени...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Рассматривается возможность использования электронных образовательных интернет ресурсов на уроках математики и во внеурочное время для качественной подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 ...
Разработка электронных образовательных продуктов (ресурсов)
презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненное прделожение с придаточным определительным" Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/rEMPrZhos1ZM2w...
Разработка электронных образовательных продуктов (ресурсов)
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине А.Герасимова "После дождя""...