Урок - соревнование "Информатика? Информатика!..."
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Урок рекомендуется для подведения итогов за год, определения степени и уровня освоения учащимися изученных тем и понятий, овладения навыками использования полученных знаний и терминологией по темам "Компьютер и программное обеспечение"
Непринуждённая атмосфера урока - соревноввания позволяет всем ученикам, включая самых слабых в отношении знаний и нерешительных, проявить себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-sorevnovanie_voevodina.docx | 96.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «Информатика? Информатика!..»
(Повторение 7 класс)
Цель урока: закрепить и систематизировать знания и осуществить контроль качества знаний и умений по окончании учебного года.
Задачи урока:
Обучающая
- Закрепить использование терминов и понятий,
- Систематизировать и обобщить полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленных задач;
- Выявить уровень и степень подготовки учащихся по контролируемым темам.
Развивающая
- расширить кругозор в области использования компьютерной графики и программного обеспечения;
- развивать навыки информационной культуры в области использования средств ИКТ;
- развивать интерес к изучаемому предмету.
Воспитательная
- воспитывать активную жизненную позицию,
- навыки работы в команде, уверенность в своих силах.
Ожидаемые результаты:
Предметные
Ученики смогут:
- показать уровень подготовки по овладению терминологией,
- продемонстрировать основные технологии работы в графическом редакторе;
Метапредметные
Ученики смогут:
- показать уровень развития информационной культуры при выполнении контрольного задания в графическом редакторе,
- применить свои знания для выполнения задания по тестированию;
Личностные
Ученики смогут:
- адекватно распределить роли для эффективной работы в команде;
- продемонстрировать сплоченность и умение планировать свою деятельность в команде при выполнении задания;
Оборудование: 4 компьютера, 2 секундомера и карточки с правилами, вопросами и заданиями.
План
- Актуализация знаний и правила проведения игры;
- Распределение на команды и уточнение ролей внутри команды;
- Организация и проведение игры;
- Подведение итогов, оценка результатов.
Сценарий урока
- Объяснение смысла игры и правил ее проведения. Разделение производится учителем. Класс делится на 2 команды, приблизительно одинаковые по уровню подготовки. В каждой команде предусмотрены 6 ролей: капитан команды, ведущий, оформитель, секретарь, счетовод, рефери.
- Каждая команда знакомится с «Правилами соревнования» и «Обязанностями членов команды и оценкой их работы» самостоятельно (см. приложения 1 и 2). Учащиеся сами распределяют роли, берут на себя ответственность за ту или иную работу, остальные учащиеся – члены команды. Команда совместно придумывает название и эмблему своей команды. Оформители рисуют эмблему своей команды в графическом редакторе (растровом или векторном, в зависимости от задания).
- Ведущие поочередно зачитывают вопросы команде соперников, рефери засекают время для ответа (см. приложения 3 и 4). Если команда, которой был задан вопрос, не смогла ответить в положенное время, то права ответа переходит к команде, которая задала вопрос и баллы за ответ зачисляются ей. Учитель оценивает правильность ответов, объявляет заработанные балл и, в случае необходимости, даёт правильные объяснения. Ведущие поочередно зачитывают вопросы команде соперников, рефери засекают время для ответа. Если команда, которой был задан вопрос, не смогла ответить в положенное время, то права ответа переходит к команде, которая задала вопрос и баллы за ответ зачисляются ей. Учитель оценивает правильность ответов, объявляет заработанные балл и, в случае необходимости, даёт правильные объяснения.
- Секретари заносят баллы, заработанные обеими командами, в файлы, подготовленные учителем в электронных таблицах (см. приложение 5). А в конце урока-соревнования, совместно с учителем подводят итоги. Счетоводы получают задания на формулы в электронных таблицах, которые они должны выполнить без использования компьютера (см. приложения 6 или 7). Все члены команды, независимо от задания, которое они выполняют, имеют право участвовать в обсуждении ответов своей команды на вопросы и отвечать. Капитаны команд имеют право перемещаться по кабинету, подходить к членам своей команды и помогать в выполнении заданий.
Рекомендации к организации урока
Урок рекомендуется для подведения итогов за год, определения степени и уровня освоения учащимися изученных тем и понятий, овладения навыками использования полученных знаний и терминологией по темам «Компьютер и программное обеспечение».
Непринуждённая атмосфера соревнования позволяет всем ученикам, даже самым скромным и тихим, или самым слабым в отношении знаний, проявить себя, поучаствовать, выбрав какую-то конкретную роль. Так как все поднимаемые вопросы обязательно обсуждаются учащимися и учителем, все ребята повторяют пройденный материал. Все термины проговариваются и не один раз и учениками, и учителем. Снимается атмосфера контрольной работы или теста, когда слабые учащиеся зачастую и не пытаются вспомнить полученные знания, а ищут способ списать правильный ответ.
Оценивание происходит по пятибалльной шкале. Кроме баллов за ответы на вопросы ведущих, выставляются баллы за задания, выполненные оформителями и счетоводами. Все баллы заносятся в таблицы секретарей. Ученики вместе с учителем оценивают работу капитанов команд, ведущих и рефери. Учитель проверяет таблицы секретарей, и оценивают их работу. Теперь по количеству набранных баллов определяется победитель.
Отметки за урок ученикам можно выставлять по разным критериям: победителям одни, проигравшим другие. Или оценивать вклад каждого отдельного ученика. Можно отметить успешную работу отдельных учеников.
Темы, предложенные для этого урока, могут быть изменены, т е такого плана занятие можно провести в качестве итогового для любой темы (или тем), необходимо только подобрать адекватные вопросы и практическое задание.
Приложение 1
Правила игры:
Ведущий команды 1 читает вопрос (или задание) сопернику. Рефери следит за временем. На решение вопроса Задания 1 отводится 15 сек. времени (на Задание 2 – 30 сек.), если за это время команда соперника не нашла правильный ответ, то ответить имеет право команда, задающая вопрос и получить баллы для своей команды.
Следом читает вопрос ведущий команды 2, затем опять ведущий команды 1. И так, пока не закончатся вопросы и задания.
Всякое нарушение дисциплины (подсказки, помехи в работе команды (своей или соперника)) может быть наказано штрафными баллами!
Пользоваться тетрадями или учебниками нельзя!
Правила игры:
Ведущий команды 1 читает вопрос (или задание) сопернику. Рефери следит за временем. На решение вопроса Задания 1 отводится 15 сек. времени (на Задание 2 – 30 сек.), если за это время команда соперника не нашла правильный ответ, то ответить имеет право команда, задающая вопрос и получить баллы для своей команды.
Следом читает вопрос ведущий команды 2, затем опять ведущий команды 1. И так, пока не закончатся вопросы и задания.
Всякое нарушение дисциплины (подсказки, помехи в работе команды (своей или соперника)) может быть наказано штрафными баллами!
Пользоваться тетрадями или учебниками нельзя!
Приложение 2
Обязанности членов команды Обязанности членов команды и оценка их работы и оценка их работы
Команда 1 | Команда 2 |
Капитан команды – Ведущий – читает задания и вопросы для игроков соперника (от 1 до 5б) Оформитель – создает эмблему команды в растровом редакторе (от 1 до 5б) Счетовод – выполняет задание по теме «электронные таблицы» (от 0 до 6б) Секретарь – фиксирует в электронных таблицах баллы, заработанные своей командой и командой соперника (от 1 до 5б) Рефери – следит за временем и фиксирует баллы (от 1 до 5б) Отдельно оцениваются: название команды (от 1 до 3б) эмблема команды (от 1 до 3б) | Капитан команды – Ведущий – читает задания и вопросы для игроков соперника (от 1 до 5б) Оформитель – создает эмблему команды в векторном редакторе (от 1 до 5б) Счетовод – выполняет задание по теме «электронные таблицы» (от 0 до 6б) Секретарь – фиксирует в электронных таблицах баллы, заработанные своей командой и командой соперника (от 1 до 5б) Рефери – следит за временем и фиксирует баллы (от 1 до 5б) Отдельно оцениваются: название команды (от 1 до 3б) эмблема команды (от 1 до 3б) |
Приложение 3
Ведущий Команды № 1
Задание 1. Как называется?
- доска для счета камешками (1 б);
- устройство для записи информации на магнитные плёнки (3 б);
- ускоритель, который берет на себя часть работы процессора (2 б);
- минимальный элемент растрового изображения, для которого можно задать цвет (1б);
- год создания первого компьютера (2б);
- вспомогательная программа, облегчающая работу в приложении (3 б);
- фамилия советского ученого, под руководством которого был создан компьютер, лучший, на тот момент, в мире (2б);
- количество точек на единице площади изображения (2б).
Ведущий Команды № 1
Задание 2. Ответьте на вопросы:
- Что такое растровая графика? (4б);
- Как называется программное обеспечение, которое отвечает за работу компьютера? (2 б);
- Перечислите названия операционных систем, которые вы знаете? (2б);
- Перечислите обязательные составные части компьютера…(3б);
- Достоинства векторной графики?(3б);
- Перечислите, какие виды сканеров вы знаете…(4б);
- Недостатки растровой графики? (3б);
- Области применения векторной графики? (3б);
- Из каких частей состоит полное имя файла? (4б);
- К какому класс программного обеспечения относятся языки программирования? (3б).
Приложение 4
Ведущий Команды № 2
Задание 1. Как называется?
- поименованная область на диске (2 б)
- набор цветов в графическом редакторе (1 б)
- суммирующая машина, созданная в 1642 г. (1б)
- графический планшет (2б);
- год создания первого компьютера (2б);
- среда (способ) общения с программой (3б);
- графопостроитель (3б);
- меню, которое может содержать разные команды, в зависимости от места, где его открывают (2б).
Ведущий Команды № 2
Задание 2. Ответьте на вопросы:
- Перечислите обязательные блоки принципиальной схемы компьютера? (4б);
- Достоинства растровой графики? (3б);
- Как можно назвать всё программное обеспечение, с которым работает пользователь за компьютером? (2б);
- Что такое векторная графика? (4 б);
- Назовите части имени файла (3б);
- Для чего нужны электронные таблицы? (3б);
- Что такое операционная система? (2б);
- Недостатки векторной графики? (3б);
- Области применения растровой графики? (3б).
- Что такое маска имен файлов? (4 б);
Приложение 5
Приложение 6
Задания для команды № 1
- Как будет выглядеть формула сложения чисел строки в ячейке D7?
| В | С | D |
4 | 5 | 21 |
|
5 | 7 | 13 |
|
6 | 4 | 51 |
|
7 | 9 | 6 |
|
8 | 3 | 28 |
|
9 | 6 | 11 |
|
- Сколько ячеек включает в себя диапазон:
=C3:E5
- Сколько ячеек включает в себя диапазон:
=А2:А7
Задания для команды № 2
- Как будет выглядеть формула умножения чисел строки в ячейке D8?
| В | С | D |
3 | 5 | 2 |
|
4 | 2 | 13 |
|
5 | 4 | 5 |
|
6 | 9 | 6 |
|
7 | 3 | 8 |
|
8 | 6 | 11 |
|
- Сколько ячеек включает в себя диапазон:
=C4:E1
- Сколько ячеек включает в себя диапазон:
=С2:С12
Приложение 7
Задания для команды № 1
- Как будет выглядеть формула сложения чисел столбца С в ячейке С10?
| В | С | D |
4 | 5 | 21 |
|
5 | 7 | 13 |
|
6 | 4 | 51 |
|
7 | 9 | 6 |
|
8 | 3 | 28 |
|
9 | 6 | 11 |
|
- Вычислите количество ячеек в диапазоне:
=C3:E5
- Запишите формулу, вычисляющую произведение строки 8 таблицы из Задания 1.
Задания для команды № 2
- Как будет выглядеть формула умножения чисел столбца В в ячейке В9?
| В | С | D |
3 | 5 | 2 |
|
4 | 2 | 13 |
|
5 | 4 | 5 |
|
6 | 9 | 6 |
|
7 | 3 | 8 |
|
8 | 6 | 11 |
|
- Вычислите количество ячеек в диапазоне:
=C4:E1
- Запишите формулу, вычисляющую сумму ячеек строки 5 таблицы из Задания 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Структура информатики". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина
Презентация к уроку "Структура информатики". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина...
Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".
Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах, о предмете "Информатика"....
Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"
Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...
Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"
Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...
Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"
Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...