Задания для школьной олимпиады по информатике
методическая разработка по информатике и икт на тему
Часть 1 включает тестовые задания.
Часть 2 состоит из одного задания, которое нужно выполнить на компьютере. После выполнения на компьютере задания следует пригласить учителя для оценки результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания школьной олимпиады 9 класс | 38.81 КБ |
Задания школьной олимпиады 10 класс | 27.9 КБ |
Задания школьной олимпиады 11 класс | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике 9 класс 2016-2017 уч.год
- (2 балла) Даны слова. БРАТ СЛОГ ОЧКО СТОЛ РОСТ ПОЛК БАРД ОБЕД ЛОСК ЭТАП ОБОД СКАТ КРАБ ПЕНС ТРОС ТЕМП МАРТ МОРС ВРАЧ СОЛЬ КРОТ ЛАВА ЛОЖА ГРОТ ГОРА КЛИЧ ПЕРО. Если в каждом слове заменить последнюю букву другой, чтобы получилось новое слово (имя существительное, единственного числа, кроме тех, которые имеют только множественное число), то по вновь вписанным буквам можно прочитать слова В.Г.Белинского. Что это за слова?
- (3 балла) После зимних каникул классный руководитель спросил, кто из ребят ходил в театр, кино или цирк. Оказалось, что из 36 учеников его класса двое не были ни в кино, ни в театре, ни в цирке. В кино побывало 25 человек, в театре – 11, в цирке – 17; и в кино, и в театре – 6; и в кино, и в цирке – 10; и в театре, и в цирке – 4. Сколько учеников побывало на каникулах и в кино, и в театре, и в цирке? Ответ объяснить.
3. (2 балла) На одной улице стоят в ряд 4 дома, в которых живут 4 человека: Семён, Николай, Артур и Роман. Известно, что каждый из них владеет ровно одной из следующих профессий: Врач, Художник, Егерь и Тренер, но неизвестно, кто какой, и неизвестно, кто в каком доме живёт. Однако известно, что:
- Врач живёт левее Егеря
- Художник живёт рядом с Тренером
- Художник живёт правее Врача
- Тренер живёт рядом с Врачом
- Артур живёт правее Тренера
- Семён живёт через дом от Николая
- Роман живёт правее Семёна
- Николай – не врач
Выясните, кто какой профессии, и кто где живёт.
Дайте ответ в виде заглавных букв имени людей, в порядке слева направо. Например, если бы в домах жили (слева направо) Константин, Тарас, Руслан и Олег, ответ был бы: КТРО.
4. (2 балла) Переведите число 110 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число?
В ответе укажите одно число – количество единиц.
5. (3 балла) Исполнитель Компас ходит по клетчатому полю, переходя по одной из команд:
Команды | Действие исполнителя |
Север | ВВЕРХ в соседнюю клетку |
Юг | ВНИЗ в соседнюю клетку |
Запад | ВЛЕВО в соседнюю клетку |
Восток | ВПРАВО в соседнюю клетку |
Компас выполнил следующую последовательность команд:
Юг Юг Запад Север Восток Восток Восток Север
Укажите наименьшее число команд, которые исполнитель должен выполнить, чтобы оказаться в начальной клетке.
6. (3 балла) Некоторый алгоритм, который может выполняться неоднократно, из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала исходная цепочка символов записывается в обратном порядке, затем к ней добавляется очередная буква русского алфавита А, Б, В,… в конец или начало строки. При применении алгоритма в нечётный раз буква приписывается в конец строки, в чётный раз – в начало строки. Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была СЛ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛСА, после повторного применения алгоритма – БАСЛ и т.д.
Дана цепочка ИВА. Напишите первые пять символов строки, получившейся после шестикратного применения алгоритма к данной цепочке.
Ответы
Максимальные баллы за задания 1 части:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | итого |
Максимальный балл | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 15 |
- Слова Белинского. Ответ: слова Белинского: «Книга есть жизнь нашего времени».
РЕШЕНИЕ. БРАТ-БРАК СЛОГ-СЛОН ОЧКО-ОЧКИ СТОЛ-СТОГ
РОСТ-РОСА ПОЛК-ПОЛЕ БАРД-БАРС ОБЕД-ОБЕТ ЛОСК-ЛОСЬ
ЭТАП-ЭТАЖ ОБОД-ОБОИ СКАТ-СКАЗ КРАБ-КРАН ПЕНС-ПЕНЬ
ТРОС-ТРОН ТЕМП-ТЕМА МАРТ-МАРШ МОРС-МОРЕ ВРАЧ-ВРАГ
СОЛЬ-СОЛО КРОТ-КРОВ ЛАВА-ЛАВР ЛОЖА-ЛОЖЕ ГРОТ-ГРОМ
ГОРА-ГОРЕ КЛИЧ-КЛИН ПЕРО-ПЕРИ
Соединяем выделенные буквы и читаем фразу: КНИГА ЕСТЬ ЖИЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Критерии оценки.
В работе дан только правильный ответ без объяснений – 0 баллов.
В работе не менее 50% слов получена правильно, но работа не доделана до конца, не получен правильный ответ – 1 балл.
В работе все слова получены правильно, получен правильный ответ – 2 балла.
- Ура! Каникулы! Ответ: один ученик побывал и в кино, и в театре, и в цирке.
РЕШЕНИЕ. Пусть х – количество учащихся, которые побывали и в кино, и в театре, и в цирке. Тогда (6-х) –количество учащихся, побывавших и в кино, и в театре; (10-х) - количество учащихся, побывавших и в кино, и в цирке; (4-х) - количество учащихся, побывавших и в цирке, и в театре. Известно, что в кино побывало 25 человек, найдём, сколько ребят посетило только кино:
25 – (6 – х) – (10 – х) –х = 25-6+х-10 +х-х=9+х
Аналогично найдём, сколько ребят посетило только театр:
11 -(6 – х) – (4 – х) – х =11-6+х-4+х-х=1+х
Аналогично найдём, сколько ребят посетило только цирк:
17 - (10 – х) - (4 – х) – х = 17-10+х – 4 +х –х=3+х
Т.к. двое учеников не посещали никакие увеселительные заведения, то количество активных ребят равно 36 - 2 = 34.
Составляем уравнение:
Х+4-х+10-х+6-х+9+х+1+х+3+х = 34
Х+33=34
Х=1 (уч) – посетил и кино, и театр, и цирк.
Решение более наглядно, если проводить его с помощью кругов Эйлера:
Критерии оценки.
Задача может быть решена любым из методов: алгебраическим, графическим, с помощью кругов Эйлера или с помощью диаграмм Венна. Выбор учащимся метода решения задачи не влияет на его оценивание.
В работе дан только правильный ответ без объяснений – 0 баллов.
В работе имеются правильные рассуждения, выведены основные закономерности, но правильный ответ не получен – 1 балл.
В работе введены обозначения, получены все закономерности, ход рассуждений описан и получен правильный ответ – 3 балла.
- СРНА
- 5
- наименьшее число команд, которое исполнитель должен выполнить - 2.
- ЕДГВБ
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике
10 класс
2016-2017 учебный год
Часть 1
1. (5 баллов)Дана база данных закупок фруктов
Номер записи | Страна | Бананы (т) | Ананасы (т) | Киви (т) | Виноград (т) |
1 | Боливия | 59 | 16 | 32 | 60 |
2 | Судан | 32 | 18 | 59 | 60 |
3 | Марокко | 16 | 32 | 60 | 80 |
4 | Бразилия | 18 | 40 | 16 | 49 |
5 | Аргентина | 32 | 32 | 32 | 32 |
6 | Испания | 17 | 56 | 43 | 33 |
7 | Алжир | 16 | 33 | 16 | 46 |
8 | Тунис | 17 | 17 | 32 | 16 |
Перечислите в порядке возрастания через запятую номера строк этой базы, которые будут выбраны в результате запроса.
Не (Ананасы=32 или Киви <32) и (Виноград >32 и Бананы>16)
- (10баллов) В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов.
Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее:
- Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.
- Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.
- Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.
- Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.
- Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.
- Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.
- Радист боксом не увлекается.
Какую специальность имеет Семенов? Ответ приведите в именительном падеже.
- (25 баллов) В алгоритме перепутались все команды. Вот они:
N команды | Команда |
1 | КОНЕЦ |
2 | НАЧАЛО |
3 | ВЫВОД М |
4 | ЕСЛИ М>N, ТО |
5 | ВВОД М,N |
6 | М:=М-N |
7 | ПОКА М≠N, ПОВТОРЯЙ |
8 | КОНЕЦ ЦИКЛА |
9 | КОНЕЦ ВЕТВЛЕНИЯ |
10 | N:=N-M |
11 | ИНАЧЕ |
Восстановите алгоритм, расположив его команды в логическом порядке, и опишите, какую функцию он выполняет. Для доказательства трассируйте алгоритм.
Примечание 1: в алгоритме нет лишних команд, новые команды в алгоритм добавлять нельзя.
Примечание 2: М и N – натуральные числа
- ( 10 баллов) Во сколько раз число 1111002 больше 2010?
Часть 2
Часть 2 состоит из одного задания, которое нужно выполнить на компьютере. После выполнения на компьютере задания следует пригласить учителя для оценки результата.
- Задание по теме “Электронные таблицы EXCEL” (20 баллов)
Группа учащихся писала тест, результаты которого представлены в таблице (тест содержал три блока по 10 вопросов в каждом). Баллы начислены за правильные ответы.
№ | Фамилия, имя | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 |
1. | Газизов Т. | 5 | 8 | 7 |
Василенко С. | 4 | 3 | 5 | |
Завьялов К. | 8 | 7 | 8 | |
Петров И. | 9 | 8 | 7 | |
Куртуков К. | 3 | 5 | 4 | |
Цыплаков Е. | 6 | 7 | 6 | |
Вострецов В. | 8 | 6 | 6 | |
Дмитрюков А. | 7 | 5 | 9 | |
Никерова Л. | 5 | 4 | 3 | |
Первооушина А. | 8 | 8 | 6 | |
Костенко О. | 7 | 9 | 8 | |
Контус М. | 4 | 3 | 7 | |
Мельников М. | 6 | 6 | 5 | |
Солдатенко А. | 6 | 8 | 8 | |
Мелкозёров А. | 5 | 7 | 5 | |
Колесников А. | 7 | 5 | 4 | |
Субханкулов Р. | 6 | 8 | 8 | |
Руди И. | 5 | 7 | 9 | |
Тюрина Ю. | 4 | 4 | 3 | |
Столетова А. | 8 | 6 | 6 | |
Иванова Н. | 9 | 6 | 8 |
Требуется с помощью табличного процессора создать автоматическую таблицу для анализа результатов тестирования. Полученная таблица должна автоматически решать следующие подзадачи:
- подсчитать, сколько баллов набрал за весь тест каждый ученик;
- определить максимальный результат (в баллах) по всему тесту, показанный учениками;
- выдать фамилии учеников, набравших максимальный балл;
- определить средний балл для всей группы учащихся по каждому блоку и по всему тесту;
- по таблице, полученной в п.4, построить гистограмму.
- Ответ – 1, 2, 6
- Пилот
- Что за алгоритм? Ответ: данный алгоритм выполняет функцию нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел (алгоритм Евклида).
РЕШЕНИЕ.
N команды | Команда |
2 | НАЧАЛО |
5 | ВВОД М,N |
7 | ПОКА М≠N, ПОВТОРЯЙ |
4 | ЕСЛИ М>N, ТО |
6 | М:=М-N |
11 | ИНАЧЕ |
10 | N:=N-M |
9 | КОНЕЦ ВЕТВЛЕНИЯ |
8 | КОНЕЦ ЦИКЛА |
3 | ВЫВОД М |
1 | КОНЕЦ |
Для доказательства трассируем алгоритм:
Шаг | Операция | М | N | Условие |
1 | ВВОД М | 20 | ||
2 | ВВОД N | 10 | ||
3 | М≠N | 20≠10, ДА | ||
4 | М>N | 20 > 10, ДА | ||
5 | М:=М-N | 10 | ||
6 | М≠N | 10≠10, НЕТ | ||
7 | ВЫВОД М | 10 |
Таким образом, трассировка алгоритма показывает, что он находит и выводит наибольший общий делитель двух натуральных чисел М и N.
Критерии оценки.
В работе дан только правильный ответ без объяснений – 0 баллов.
В работе более 50% команд поставлены правильно, но работа не доделана до конца, правильный ответ не получен – 10 баллов.
В работе все команды алгоритма стоят на своих местах, но нет трассировки алгоритма, не получен правильный ответ – 15 баллов.
В работе все команды алгоритма стоят на своих местах, но нет трассировки алгоритма, получен правильный ответ – 20 баллов.
В работе все команды алгоритма стоят на своих местах, произведена трассировка алгоритма, получен правильный ответ – 25 баллов.
- 3
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике
11 класс
2016-2017 уч.год
Часть 1
1. (3 балла) Даны пословицы на курдском языке и их переводы на русский язык:
Дэрд дэрд дьзэ | Нужда рождает нужду |
К'эсиб дэрде к'эсиб дьхунэ | Бедняк понимает нужду бедняка |
Гае qэлп баре гьран нагьртэ | Ленивый бык не берет тяжелую ношу |
Шер гоште шер нахwэ, шер гоште га дьхwэ | Лев не ест мясо льва, лев ест мясо быка |
Ч'э'ве к'ор саг' дьбэ, дьле qэлп саг' набэ | Слепой глаз становится здоровым, ленивое сердце не становится здоровым |
Переведите на курдский язык: а) ленивый лев ест мясо; б) здоровый бедняк берет ношу;
в) бык бедняка не понимает бедняка.
Примечание: г', к', ч', q, w - особые согласные звуки, э', э, ь -- особые гласные звуки курдского языка.
2. (5 баллов)Даны четыре арифметических выражения. Выберите выражение с корректной записью чисел в указанных системах
счисления и вычислите его результат. В ответе запишите одно десятичное число, получаемое в результате решения корректно записанного выражения.
178 – 324 + АВ11 – XCIV(римск.) = 10
467 – 12313 + CXI (римск.) – B12 = 10
2911 – 335 + XCIX (римск.) – 1F16 = 10
266 – 100102 +XCIX(римск.) – 1B13 = 10
3. (5 баллов)Дана база данных продаж в магазине.
Дата | Продавец | Номенклатура | Количество, шт | Цена, руб |
15.04.12 | Иванов | Ноутбук | 2 | 16500 |
16.04.12 | Петров | Ноутбук | 1 | 32000 |
17.04.12 | Иванов | Мышка | 10 | 800 |
21.04.12 | Иванов | Колонки | 3 | 1500 |
25.04.12 | Петров | Медиацентр | 1 | 27500 |
01.05.12 05.05.12 | Иванов Петров | Принтер Ноутбук | 3 1 | 9300 31000 |
15.05.12 | Иванов | Компьютер | 2 | 13900 |
Какое минимальное значение должна принять переменная X в запросе:
(Цена*Количество > X ) and (Дата >= 17.04.12 and Дата <= 15.05.12)
если известно, что менеджер желает премировать только одного продавца, совершившего самую дорогую продажу в периодс 17 апреля 2012 года по 15 мая 2012 года.
4.(5 баллов) Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном
лабиринте на клетчатой плоскости:
вверх
вниз
вправо
При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.
Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у
каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:
сверху свободно | снизу свободно | слева свободно | справа свободно
Цикл
ПОКА < условие > команда
выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на
следующую строку.
Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что,
выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ остановится в той же
клетке, с которой он начал движение?
НАЧАЛО
ПОКА < снизу свободно > вниз 6
ПОКА < слева свободно > влево 5
ПОКА < сверху свободно > вверх 4
ПОКА < справа свободно > вправо 3
КОНЕЦ 2
1
A B C D E F
Часть 2
Часть 2 состоит из одного задания, которое нужно выполнить на компьютере. После выполнения на компьютере задания следует пригласить учителя для оценки результата.
1. (10 баллов) Вася списал на контрольной у Коли код программы заполнения массива MAS, размером 7 на 7 элементов, но допустил ошибку в написании одного символа. По этой причине после выполнения программы у Коли единиц в массиве: «40», а у Васи программа дает «43» единицы. Код Коли был правильный. Исправьте ошибку в коде Васи, допишите программу и выполните её в среде Pascal ABC.
Паскаль |
var i,j : integer; MAS:array[1..7,1..7] of integer; begin for i:= 1 to 7 do for j:= 1 to 7 do if i mod (j+2) = 0 then MAS[i,j]:=0 else MAS[i,j]:=1; end. |
11 класс РЕШЕНИЕ.
- Разберёмся с порядком слов и словоизменением.
1. Сказуемое всегда стоит в конце фразы, имеет структуру дь* (утвердительная форма) или на* (отрицательная форма).
2. Группа слов, выражающих подлежащее (субъект), стоит в начале фразы, объект (прямое дополнение) -- потом, грамматические формы вроде бы с этим не связаны.
3. Последний, наименее очевидный факт: в конструкциях "Определение (О) -- определяемое слово (С)", таких как "ленивый бык", "ленивое сердце", а также "бедняцкая нужда" (= нужда бедняка) пишется всегда "Се О", т.е. определяемое слово идет вначале и принимает окончание "е".
На основе этих фактов получаем ответ:
а) Шере qэлп гошт дьхwэ;
б) К'эсибе саг' бар дьгьртэ;
в) Гае к'эсиб к'эсиб нахунэ.
Критерии оценки.
В работе дан только правильный ответ без анализа и объяснений – 0 баллов.
В работе правильно определены корни курдских слов, но не сделан анализ построения фраз, не получен правильный ответ – 2 балла
В работе правильно определены корни курдских слов, сделан анализ построения фраз, но имеются ошибки в окончаниях, не получен правильный ответ – 5 баллов.
В работе получен правильный ответ, правильно найдены корни курдских слов, произведён анализ построения фраз, верно определены окончания
- 81
- 27500
- 1
- Ошибка Васи: в строке if i mod (j+2) = 0 then MAS[i,j]:=0 else MAS[i,j]:=1 «2» заменить на «1»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная олимпиада по информатике 9 - 11 кл. в 2011-2012 у.г.
Задания первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ для 9 - 11 классов в 2011/2012 учебном году с ключами и критериями оценки....
Школьная олимпиада по информатике 9 - 11 кл. в 2010-2011 у.г.
Задания первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ для 9 - 11 классов в 2010/2011 учебном году с ключами и критериями оценки....
Материалы школьной олимпиады по информатике, 7 класс
Олимпиадная работа состоит из четырёх заданий, определяющих уровень логического мышления школьников....
Материалы школьной олимпиады по информатике, 8 класс
В файле представлены 6 олимпиадных заданий для учащихся 8-го класса. Имеется бальная таблица оценки, решения....
Материалы школьной олимпиады по информатике, 10 класс
В файле представлены 8 олимпиадных заданий для учащихся 10-го класса, изучающих информатику на базовом уровне. К каждому заданию имеются критерии оценки, решения....
Практический тур школьной олимпиады по информатике
Интересные задания для проведения олимпиады по офисным технологиям. Можно сделать подборку для любой возрастной категории....
Задания школьной олимпиады по информатике 10 класс
представлены задания школьного этапа олимпиады по информатике для 10 класса...