Презентация к уроку" Моделирование как метод познания"
презентация к уроку по информатике и икт на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любой аналог (образ) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве заменителя (представителя) оригинала, называется моделью (от лат. modulus — образец).
Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Общие свойства моделей. 1) адекватность – это степень соответствия модели тому реальному явлению (объекту, процессу), для описания которого она строится, 2) конечность – модель отображает оригинал лишь в конечном числе его отношений и, кроме того, ресурсы моделирования конечны, 3 ) упрощенность - модель отображает только существенные стороны объекта, 4 ) полнота – учтены все необходимые свойства, 5 ) приблизительность - действительность отображается моделью грубо или приблизительно, 6) информативность - модель должна содержать достаточную информацию о системе - в рамках гипотез, принятых при построении модели, 7) потенциальность - предсказуемость модели и её свойств
Основными этапами моделирования являются: постановка задачи; разработка модели, анализ и исследование задачи; компьютерный (натурный, физический) эксперимент; анализ результатов моделирования.
Признаки классификаций моделей: 1) по области использования; 2) по фактору времени; 3) по отрасли знаний; 4) по форме представления.
Классификация моделей по области использования: 1) Учебные модели – используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы. 2) Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик . Например, модель корабля исследуется в бассейне для изучения устойчивости судна при качке
3) Научно – технические модели - создаются для исследования процессов и явлений. К таким моделям можно отнести, например, прибор для получения грозового электрического разряда. 4 ) Игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Эти модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. С помощью игровых моделей можно оказывать психологическую помощь больным, разрешать конфликтные ситуации.
5) Имитационные модели непросто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперименты с моделей проводят при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы. Такой метод подбора правильного решения получил название (метод проб и ошибок). Например, для выявления побочных действий лекарственных препаратов их испытывают в серии опытов над животными.
Классификация моделей по фактору времени: 1) Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту). Например, обследование учащихся в стоматологической поликлинике дает состояние их зубов в данный момент времени: соотношение молочных и постоянных, наличие пломб, дефектов и т.п. 2) Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание движения тел, развития организмов, процесс химических реакций.
Классификация моделей по отрасли знаний - это классификация по отрасли деятельности человека: математические, биологические, химические, социальные, экономические, исторические и тд .
Классификация моделей по форме представления: Материальные – это предметные (физические) модели. Они всегда имеют реальное воплощение. Отражают внешнее свойство и внутреннее устройство исходных объектов, суть процессов и явлений объекта-оригинала . Примеры: детские игрушки, скелет человека, чучело, макет солнечной системы, школьные пособия, физические и химические опыты Абстрактные (нематериальные) – не имеют реального воплощения. Их основу составляет информация. это теоретический метод познания окружающей среды. По признаку реализации они бывают: мысленные и вербальные; информационные
Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа . Примером мысленной модели является модель поведения при переходе через дорогу . Вербальные (от лат. verbalis – устный) – мысленные модели, выраженные в разговорной форме. Используется для передачи мыслей . Информационные модели – целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойства этого объекта.
Человек Земля Автомобиль
Типы информационных моделей : Табличные – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) Иерархические – объекты распределены по уровням. Каждый элемент высокого уровня состоит из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня Сетевые – применяют для отражения систем, в которых связи между элементами имеют сложную структуру
Табличные – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) Типы информационных моделей :
Иерархические – объекты распределены по уровням. Каждый элемент высокого уровня состоит из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня
Сетевые – применяют для отражения систем, в которых связи между элементами имеют сложную структуру
Геоинформационное моделирование базируется на создании многослойных электронных карт, в которых опорный слой описывает географию определенной территории, а каждый из остальных - один из аспектов состояния этой территории. На географическую карту могут быть выведены различные слои объектов: города, дороги, аэропорты и т.д. Геоинформационные модели
Геоинформационная система ( географическая информационная система , ГИС ) — система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических ) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.
Общие геоданные Профессиональные ГИС Открытые ГИС Встроенные ГИС GPS ( Geo Position System ) Настольные ГИС САПР-ГИС Интернет-ГИС Типы геоинформационных систем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по информатике 9 класс на тему:"Моделирование как метод познания".
Модель- способ представления знанияМоделирование- это:Построение моделей реально существующих объектовЗамена реального объекта его подходящей копиейИсследование объектов познания на их моделях....
Презентация:Базы данных Урок 11 класс; Урок: Моделирование как метод познания.
В презентации рассматриваются основные понятия, классификации БД и их объекты. Первый урок по теме: "Базы данных".В уроке рассматриваются основные понятия темы: “модель”, “моделирование” и виды моделе...
Конспект урока и презентация по теме "Пути и методы познания истории"
Конспект урока и презентация по теме "Пути и методы познания истории"...
Презентация к уроку в 10 классе на тему: "Физика и научный метод познания"
Презентация к уроку физики для 10 класса....
Презентация. Моделирование как метод познания.
Анимированная презентация по информатике для 9 класс. Тема урока: Моделирование как метод познания. Презентация представляет собой флэш-анимацию, где изучаемый материал представлен наглядно и пон...
Презентация "Информационное моделирование как метод познания окружающего мира"
Презентация к уроку информатики. Учебник: «Информатика», Босова Л.Л., Босова А.Ю.Тема: § 9. Информационное моделирование...
Презентация "Информационное моделирование как метод познания"
Цель урока: сформировать представление о процессе моделирования, о моделях, их назначении и видах моделей....